Локальный нормативный акт
Лока́льный нормати́вный акт (от лат. locus, localis – место, местный; не выходящий за определённые пределы), подзаконный нормативный акт, в основном закрепляющий нормы трудового, гражданского либо муниципального права и распространяющий своё действие на определённую территорию и узкий круг лиц; важный элемент механизма правового регулирования. Обеспечивается государственной защитой в случае нарушений его положений.
Согласно исследователю С. В. Ухиной, «Начало научной разработки вопросов локального регулирования было положено в 20-х годах прошлого столетия исследованиями, посвящёнными коллективному договору как источнику права. В этот период появились работы И. Войтинского, Я. А. Канторовича, В. М. Догадова, Л. В. Забелина и др., в которых исследовались локальные договоры» (Ухина. 2005. С. 6). Правовой основой для разработки локальных актов в форме коллективных договоров стал декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 2 июля 1918 г. «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда», который, согласно п. 1, распространял своё действие «на все коллективные договоры, устанавливающие оплату труда во всех видах и формах (подённую, сдельную, месячную, урочную, премии, гонорар и т. д.), а также определяющие условия труда и службы, заключаемые профессиональными союзами рабочих и служащих, с одной стороны, и предпринимательскими союзами, обществами (торговыми, промышленными), правительственными и общественными предприятиями и учреждениями, с другой».
Термин «локальный нормативный акт» впервые появился в письме Министерства юстиции СССР от 15 октября 1981 г. № К-8-591, а в 2001 г. в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) применительно к регламентации кадровой деятельности, но без расшифровки его содержания. Соответственно, локальными нормативными актами стали называть принимаемые на уровне организации положения, регламентирующие деятельность по управлению персоналом. Позднее локальные нормативные акты стали разрабатываться применительно к другим аспектам управления (Мельникова. 2019. С. 592–596).
В современных условиях правовой основой для принятия локальных нормативных актов являются ч. 2 ст. 5 и ст. 8 ТК РФ. В частности, в ст. 8 ТК РФ определяется, что работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Анализ статей ТК РФ показывает, что в кодексе не содержится обязательного перечня локальных нормативных актов. Однако в каждом учреждении (организации) рекомендуется иметь устав организации, коллективный договор, положение о персональных данных, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, правила техники безопасности. Данные документы составляют перечень тех локальных нормативных актов, которые необходимы при плановых и иных проверках контролирующими органами.
Локальные нормативные акты, как виды подзаконных актов, обладают следующими признаками:
являются источниками (формами) права, причём не только в российской правовой семье, но и в других государствах;
являются одной из форм реализации компетенции руководителей учреждений (организаций) и их руководителей, коллективных органов власти;
осуществляют функции конкретизации, детализации положений законов и подзаконных актов;
являются подзаконными актами, т. е. принимаются на основе и во исполнение законов;
ограничены в пространстве и по кругу лиц.
Несмотря на то что локальные нормативные акты составляют самый большой блок в системе нормативного правового регулирования отношений, в юридической науке до сих пор нет монистического подхода к их пониманию. Самой упрощённой трактовкой локальных актов является понимание под ними документов, закрепляющих локальные нормы. Между тем понимание локальных норм тоже неоднозначно. Например, исследователь Л. И. Антонова под локальной нормой предлагает понимать «правила поведения, требования, предписания, запреты, дозволения общего характера, выступающие в качестве мерила, масштаба, с которым должна сообразовываться деятельность соответствующих субъектов» (Антонова. 1985. С. 10). Однако такое определение практически может быть применимо к различным нормам права, независимо от их юридической силы, направленности и характера правового регулирования, закреплённым практически в любых нормативных правовых актах, а не только в локальных.
Правовед А. М. Алиев под локальной нормой предлагает понимать «подзаконное правило поведения, действующее на предприятии (вне зависимости от формы собственности), принимаемое органами управления и направленное на регулирование внутриорганизационных отношений» (Алиев. 2001. С. 16). Аналогичного мнения придерживается С. В. Ухина, рассматривающая под локальной нормой «правило поведения, принимаемое в организации коллективом (органами его представляющими) в соответствии с его полномочиями, регулирующее внутриорганизационные отношения в пределах данной организации и не противоречащее действующему законодательству» (Ухина. 2005. С. 42).
В советское время под локальными нормативными актами понимали акты, регламентирующие производственные и трудовые отношения в рамках определённого предприятия (учреждения), т. е. акты, которые распространяют своё действие только на сотрудников конкретной организации. При этом в советской юридической науке существовало 2 основных подхода к пониманию локальных нормативных актов. Согласно 1-му, это документы внутреннего действия в каком-либо учреждении (организации), причём речь шла в основном о государственных учреждениях (предприятиях), реже о кооперативных, поскольку доминирование государственных учреждений было неоспоримо. Согласно 2-му подходу, понятия «локальный акт» и «корпоративный акт» отождествлялись. Корпоративные акты рассматривались как особый блок актов общественных организаций (учреждений), которые распространяют свои волеизъявления только на членов данной организации, поэтому нормативный характер этих актов практически не исследовался в юридической литературе.
С принятием Гражданского и Земельного кодексов РФ, с развитием институтов гражданского общества стала изменяться и сфера применения локальных нормативных актов. Например, корпоративное право, рассматриваемое современными учёными не иначе как подотрасль гражданского права, закрепляет нормы права, направленные на регуляцию отношений, связанных с организациями, зарегистрированными в качестве юридических лиц, и их деятельностью. Правовед М. Л. Давыдова, рассуждая о соотношении понятий «корпоративный нормативный акт» и «локальный нормативный акт», справедливо отметила, что термин «корпоративные нормативно-правовые акты» вполне обоснованно может использоваться как синоним понятия «локальные нормативно-правовые акты»: «Понятие "корпоративный" характеризует при этом происхождение акта, а "локальный" – его положение в системе источников права, масштаб действия. Что касается круга субъектов – источников локальных (корпоративных) нормативно-правовых актов, к ним следует относить как государственные, так и негосударственные предприятия, учреждения, организации; как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица, общественные, религиозные объединения, профсоюзы и другие организации, имеющие статус юридического лица» (Давыдова. 2016. С. 96).
К числу данных актов относятся такие статусные (т. е. закрепляющие права и обязанности) нормативные акты, как уставы, положения и другие уставные документы различных по уставным целям и задачам учреждений (организаций), кооперативов, акционерных обществ и других организаций. Требования к составлению данных документов содержатся в нормах российского законодательства. Широкое распространение среди таких актов имеют договоры – соглашения двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Для регулирования внутриорганизационных отношений широко используется трудовой, гражданско-правовые договоры.
В связи с существенными изменениями, связанными с принятием Конституции РФ, понимание локальных нормативных актов значительно расширилось. При этом главным отличием данных актов от других является не только орган, который принимает нормативный акт, но и его пространственный (территориальный) критерий, т. е. та конкретная ограниченная территория, на которую данный локальный нормативный акт распространяет свои регулятивные возможности. Данное суждение основывается прежде всего на этимологии слова «локальный».
К локальным нормативным актам также относятся ведомственные нормативные акты, принимаемые в территориальных структурных подразделениях федеральных органах исполнительной власти. Такие акты принимаются:
единолично руководителем структурного подразделения федерального органа исполнительной власти (например, положения о структурных подразделениях, правила внутреннего распорядка и т. п.);
коллегиальными органами;
коллегиально, а далее утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти (например, федеральным министром).
В первые десятилетия 21 в. широкое распространение получили такие ведомственные локальные нормативные акты, как внутренние регламенты федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.
В федеративных государствах значительное место в системе нормативного регулирования отводится нормативным актам органов местного самоуправления. В России нормотворческая компетенция органов местного самоуправления установлена Конституцией РФ, конституциями субъектов РФ, статьями 7, 19, 22–25 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, нормотворческую деятельность могут осуществлять органы местного самоуправления и их должностные лица (ст. 19) и население муниципального образования (ч. 5 ст. 22 и ст. 24).
Можно выделить следующие виды субъектов нормотворчества органов местного самоуправления: непосредственно органы местного самоуправления, их должностные лица и население муниципальных образований (в случае, когда нормативный правовой акт принимается путём референдума либо на местном сходе, собрании жителей посёлков, станиц и т. п.).
Поскольку отечественным федеральным законодательством не устанавливаются формы актов местного самоуправления, эти органы определяют их самостоятельно (законы, постановления, решения, правила и др.) (Нормография. 2020. С. 83–84).
Несмотря на разнообразие форм локальных нормативных актов, «требования, предъявляемые к ним, едины – это логическая последовательность изложения, отсутствие противоречий внутри акта и между другими актами, максимальная компактность изложения материала при всестороннем его охвате, ясность и доступность языка, точность и определённость формулировок. <…> Организация способна с помощью локальных норм устанавливать свой внутренний правопорядок, а государство, в свою очередь, обеспечивает ей возможность осуществлять нормотворческую деятельность, гарантирует правовую, в том числе и судебную защиту. Но при этом её локальные акты не должны противоречить действующему законодательству» (Ордина. 2009. С. 180–181).