Нормативная этика бизнеса
Нормати́вная э́тика би́знеса, философская дисциплина и составная часть этики, направленная на решение вопросов регулирования деловых отношений и норм бизнес-этики, определение роли сотрудников в компании и раскрытие ценностного содержания результатов их труда.
В теории и практике организационного управления выделяют нормативную этику бизнеса, которая направлена на определение моральных ценностей и принципов поведения человека в организации в рамках деловых взаимоотношений. Поскольку этичное поведение и социально ответственное управление являются фундаментальными компонентами корпоративной культуры, компании необходимо сформулировать ключевые ценности и принципы этики и системно внедрить их в практику ведения бизнеса. Пути решения этой задачи:
разработка и интеграция кодекса этики в корпоративные программы обучения и переподготовки кадров;
включение этических ценностей в критерии отбора кандидатов в компанию;
разъяснение этических норм сотрудникам в рамках совещаний и всеобщих собраний;
повсеместный контроль за следованием принципам корпоративной этики (от рядовых сотрудников до руководителя компании);
демонстрация норм и этических принципов главой компании на личном примере или апелляция к историческим примерам и лицам.
Особое внимание при разработке корпоративного кодекса этики уделяется наиболее уязвимым подразделениям компании, которые контактируют с внешними партнёрами (в частности, отделу закупок, отделу сбыта и отделам, связанным с политической деятельностью) или ведут деятельность на территориях (в том числе другого государства) с иными культурными особенностями. При внедрении этических стандартов следует внимательно отнестись к бытующим в компании воззрениям, характеру труда и процедуре отбора кандидатов на работу, а также к проработке реакций на нарушение вводимых норм и принципов поведения.
Американский социолог Л. Т. Хосмер (род. 1927) в поисках идеального принципа доверия (ответа на вопрос: как принять решение о том, кому доверять, а кому нет) выделил из классических философских трудов 10 аксиоматических этических принципов, которые начали повсеместно использоваться в качестве современных принципов делового поведения (Hosmer. 1995. P. 395–398):
1) никогда не предпринимайте действий, не отвечающих вашим долгосрочным интересам и интересам организации, к которой Вы принадлежите (Протагор и др.);
2) никогда не предпринимайте тех действий, которые не являются честными, открытыми и правдивыми и которыми Вы не гордились бы, если бы они широко освещались в средствах массовой информации (Платон и Аристотель);
3) никогда не предпринимайте тех действий, которые не являются добрыми и не создают чувства общности, ощущения того, что все мы работаем вместе для достижения общей цели (Августин);
4) никогда не предпринимайте действий, нарушающих закон, поскольку он представляет собой минимальные моральные стандарты нашего общества (Т. Гоббс и Дж. Локк);
5) никогда не предпринимайте действий, если они не приносят больше пользы, чем вреда для общества, частью которого Вы являетесь (И. Бентам и Дж. С. Милль);
6) никогда не предпринимайте тех действий, которые Вы не хотели бы, чтобы совершал другой человек в аналогичной ситуации (И. Кант);
7) никогда не предпринимайте действий, которые ущемляют установленные права других лиц (Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсон);
8) всегда действуйте, чтобы максимизировать прибыль с учетом юридических и рыночных ограничений и с полным учётом внешних издержек, поскольку максимальная прибыль в этих условиях является признаком наиболее эффективного производства (А. Смит);
9) никогда не предпринимайте тех действий, в результате которых могут каким-то образом пострадать самые слабые представители общества, к которому Вы относитесь (Дж. Ролз);
10) никогда не предпринимайте никаких действий, которые нарушают права других на саморазвитие и самореализацию [Р. Нозик (1938–2002)].
Согласно большинству этих принципов, правилам принятия решений или альтернативных точек зрения, «хороший» человек должен действовать не только для своей краткосрочной личной выгоды, но и для сочетания этой выгоды с собственным видением будущего, чувством собственного достоинства, целями сообщества, страхом перед возмездием, расчётом общественной пользы, пониманием всеобщего долга, признанием индивидуальных прав, в согласии с распределительной справедливостью и деловой свободой. Единственным исключением из отрицания первичных личных интересов является экономическая эффективность А. Смита, который считал, что «хороший человек» должен действовать исходя из собственной краткосрочной выгоды, но эти индивидуально обоснованные действия приведут в итоге к конечной чистой выгоде для всего общества.
Проблематика современной нормативной этики бизнеса заключается в несистемном подходе к формированию её как строгой научной дисциплины, построенной на основе научных методов и логических обоснований, а также имеющей очевидную практическую значимость. Пока научное сообщество занимается переложением трудов классиков в области этики на организационную деятельность, невозможно выделить среди множества экспертных мнений единую сущность описываемых принципов, выявить противоречивость описываемых подходов с точки зрения их реализации на практике и перейти к более внутренне согласованному подходу.