Capcom
Capcom (от англ. Capsule Computers), японская корпорация, один из наиболее известных разработчиков и издателей видеоигровой продукции. Основана в 1979 г. президентом компании Irem Цудзимото Кэндзо для производства пинбольных и аркадных автоматов. Получила широкую известность на излёте популярности аркадного гейминга, в период 3-го поколения консолей благодаря таким франшизам, как «Mega Man», «Street Fighter» и «Final Fight» (1989), впоследствии закрепив успех видеоигровыми сериями «Resident Evil», «Devil May Cry», «Ace Attorney» (2001) и «Monster Hunter» (2004). Проекты компании удостоены многочисленных видеоигровых наград – Japan Game Awards, The Game Awards, Golden Joystick, CEDEC Awards и др. (Capcom History).
1980-е гг.
Своё окончательное название компания получила в 1983 г. Capcom – сокращение от Capsule Computers – стало маркетинговым наименованием аркадных автоматов, призванным подчеркнуть их отличие от ПК (Ronaghan. 2012). Первым самостоятельно произведённым устройством новообразованной компании стал монетный пинбол-автомат Little League (1983). Через год Capcom выпустила дебютную видеоигру в поджанре shoot 'em up – «Vulgus» (1984), – которая, несмотря на положительные отзывы в прессе и статус самого популярного аркадного автомата июня 1984 г., не смогла оправдать коммерческих ожиданий производителя.
В 1984 г. в Capcom из видеоигровой студии Konami перешёл гейм-дизайнер Окамото Ёсики. В Konami он руководил разработкой двух успешных shoot 'em up-игр: «Time Pilot» (1982) и «Gyruss» (1983). С его приходом Capcom выпустила свой первый хит – «1942» (1984), разросшийся до самостоятельной франшизы. На следующий год пришлись два крупных аркадных релиза компании: вертикальный run 'n' gun «Commando» и экшен-платформер «Ghosts 'n Goblins». Оба релиза разрабатывал Фудзивара Токуро – ещё один известный гейм-дизайнер Capcom. Если «Commando» внесла значительный вклад в развитие жанра, то «Ghosts 'n Goblins» стала хитом, активно портировалась на другие устройства и получила множество сиквелов (последний на 2023 – «Ghosts 'n Goblins Resurrection» – вышел на Nintendo Switch в 2021).
К концу 1980-х гг. на фоне общего падения прибыли от аркадных автоматов Capcom переориентировалась на разработку видеоигровой продукции для домашних консолей – в первую очередь NES. В 1987 г. каталог игр для Nintendo пополнила «Mega Man» – 1-я часть популярной платформер-франшизы, насчитывающей несколько десятков частей. В том же году вышла аркадная игра «Street Fighter», установившая новые стандарты файтингов (система блокирования атак противника, скрытые специальные атаки, которые можно было обнаружить только методом проб и ошибок, и шестикнопочное управление, построенное на лёгких, средних и тяжёлых ударах руками и ногами) и ставшая флагманской в своём жанре.
Несмотря на умеренные продажи «Mega Man», в 1988 г. компания выпустила сиквел (Speer. 2003) – «Mega Man II». Продолжение вошло в список 50 наиболее прибыльных игр NES и стало третьей самой продаваемой игрой Capcom на платформе после «DuckTales» (1989) и портированного аркадного платформера «Ghosts 'n Goblins» (1986), преодолев порог в 1,5 млн долл. выручки (Tieryas. 2021). В том же 1988 г. компания локализовала для североамериканского рынка версию платформера «Mickey Mousecapade» (1987) от студии Hudson Soft – первой игры по лицензии Disney для 8-битных приставок Nintendo. Проект не был успешным, однако работа над западным релизом помогла Capcom наладить партнёрство с Disney и получить практически эксклюзивные права на разработку и выпуск игр по лицензии для консолей NES и Famicom. В рамках сотрудничества было выпущено 16 видеоигр различных жанров.
Игра «DuckTales» стала первым самостоятельным релизом Capcom по лицензии Disney: компании удалось продать картриджей (вид носителя до широкого распространения компакт-дисков) на сумму 1,67 млн долл. – лучший показатель на платформе NES/Famicom. В 1989 г. состоялся релиз игры в жанре JRPG «Sweet Home» – видеоигровой адаптации одноимённого фильма Куросавы Киёси. Проект Фудзивары Токуро одним из первых задал канон видеоигрового хоррора и дал импульс созданию франшизы «Resident Evil» – первая часть серии изначально планировалась как ремейк «Sweet Home» (Cope. 2023).
В 1989 г. вышли аркадная beat 'em up-игра «Dynasty Wars» (1989), проложившая путь развитию поджанра мусо, и платформер «Strider» (1989), оказавшийся коммерчески успешным и повлиявший на проекты самой студии Capcom («Devil May Cry») и других компаний («God of War»). Главным релизом года стал проект «Final Fight» Окамото Ёсики, который не только окончательно определил жанровый канон beat 'em up практически для всех последующих релизов, но и в течение 2 лет оставался самым прибыльным аркадным автоматом в США и Японии. Игру портировали на множество платформ, впоследствии вышло 5 сиквелов в разных жанрах, а сама серия принесла компании более 3,4 млн долл. только на домашних консолях.
В конце десятилетия компания выпустила очередной хит «Chip 'n Dale: Rescue Rangers» (1990), адаптировавший персонажей мультсериала Walt Disney «Чип и Дейл спешат на помощь». Продажи этого платформера составили 1,2 млн долл., что стало 4-м показателем студии среди всех релизов на NES.
1990-е гг.
В 1991 г. Capcom выпустила для аркадных автоматов beat 'em up «Captain Commando». Протагонист игры задумывался как маскот студии, однако её руководство решило, что с этой ролью лучше справляется «Mega Man». Релизом, во многом определившим будущее компании, стал сиквел «Street Fighter II» (1991), за который отвечал создатель главных хитов студии – гейм-дизайнер Окамото Ёсики. Со временем поклонники обнаружили в игре баг, позволяющий прерывать комбинацию ударов специальным приёмом – «кансел» (англ. cancel – отмена). Это ухищрение из недоработки превратилось в важнейший элемент механики жанра, без которой практически невозможно представить себе ни один файтинг. Жанровая революция «Street Fighter II» вывела Capcom в лидеры видеоигровой индустрии: совокупная прибыль всех версий аркадного файтинга превысила 10 млрд долл. Это 2-й показатель среди всех аркадных видеоигр после «Pac-Man» (1980), не считая доходов с портированных версий для домашних консолей – Capcom удалось реализовать более 12 млн картриджей на консоли SNES/Super Famicom, учитывая все версии игры.
Несмотря на всплеск популярности аркад, вызванный не в последнюю очередь громкими релизами Capcom, домашние консоли продолжали завоёвывать видеоигровой рынок. Японская студия, как и другие компании, продолжала выпуск файтингов для аркадных автоматов, в то же время сосредоточившись на расширении линейки консольных проектов. Особый упор был сделан на актуализацию имеющихся серий («Mega Man», «Final Fight», «Street Fighter»), а также на создание новых прибыльных франшиз. В рамках этой политики в 1993 г. на SNES появилась первая часть «Breath of Fire» – самой продолжительной JRPG-франшизы Capcom, насчитывающей 6 игр.
В 1994 г. Capcom выпустили два новых аркадных файтинга: «Darkstalkers: The Night Warriors» (одна из первых игр жанра с упором на вертикальный геймплей) и «X-Men: Children of the Atom» (первый проект по лицензии Marvel Comics). Обе видеоигры превратились в полноценные франшизы: «Darkstalkers» получила 3 сиквела и множество портированных версий и переизданий, а файтинги с персонажами супергеройской вселенной Marvel со временем дали начало кроссовер-серии «Marvel vs Capcom» (1996–2017), насчитывающей 8 частей.
В 1996 г. вышла одна из важнейших игр Capcom – «Biohazard» (более известная за пределами Японии как «Resident Evil»). Ранее занимавшийся играми по лицензии Disney гейм-дизайнер Миками Синдзи возглавил проект по ремейку «Sweet Home» для новой консоли Sony PlayStation. Игра лишилась связи с оригинальным J-Horror Куросавы Киёси 1989 г., став ближе к зомби-фильмам Дж. Ромеро. Использованное в рекламной кампании игры словосочетание «survival horror» подарило название целому жанру видеоигр, а сама «Resident Evil» определила его каноны: ограниченные боезапас и возможности противостояния враждебным условиям и противникам, лимитированные сохранения, постоянное чувство угрозы, бэктрекинг, отчётливое влияние кинорежиссуры на геймплей и обилие загадок. Всего Capcom реализовали более 5 тыс. экз. игры «Resident Evil», а суммарная выручка от всех версий превысила 300 млн долл.
«Biohazard» вместе со «Street Fighter» стали флагманскими проектами Capcom, но до 2000 г. компания создала задел для трёх новых видеоигровых серий: файтинги «Rival Schools: United by Fate» (1997) и «JoJo’s Bizarre Adventures» (1998) и хоррор «Dino Crisis» (1999).
Студия завершила десятилетие первой игрой в серии кроссовер-файтингов «SNK vs. Capcom» (или «Capcom vs. SNK»). «SNK vs. Capcom: The Match of the Millennium» (1999) вышла на хендхелд-консоли Neo Geo Pocket Color и предоставляла возможность выбрать персонажей из игр SNK («Fatal Fury», «King of Fighters», «The Last Blade», «Psycho Soldier», «Samurai Shodown», «Art of Fighting») и Capcom («Street Fighter», «Darkstalkers»). Серия насчитывает 7 частей.
2000-е гг.
Разработка «Resident Evil 4» шла тяжело, несколько раз менялись концепции и руководители проекта. В частности, наработки гейм-дизайнера Камии Хидэки вылились в самостоятельную игру «Devil May Cry», вышедшую в 2001 г. (Бугулов. 2017). Революционный подход команды Камии к жанру hack 'n' slash определил небольшой самостоятельный субжанр курейзи – преимущественно японских видеоигр со сложной боевой системой, близкой к файтингу, системой оценки действий игрока и упором на сложную хореографию боёв. Выручка «Devil May Cry» составила более 2 млрд долл., а сама серия насчитывает 5 частей.
В том же 2001 г. вышли hack 'n' slash-игра «Onimusha: Warlords» и визуальная новелла с элементами квеста «Phoenix Wright: Ace Attorney». Несмотря на сложный геймплей, первая разрослась до внушительной серии (3 сиквела и 2 спин-оффа), а вторая получила множество продолжений, несколько самостоятельных сюжетных ответвлений, аниме-сериал и киноадаптацию под названием «Первоклассный адвокат» (逆転裁判, 2012, режиссёр Миикэ Такаси) (Behan. 2021). Суммарное число проданных копий франшизы превышает 10 млн экз.
В 2004 г. на PlayStation 2 вышла игра «Monster Hunter» – 1-я часть последней большой франшизы Capcom. В PS2 была впервые реализована возможность выхода в Интернет и игры по сети, и студия запланировала 3 проекта с онлайн-взаимодействием игроков: «Monster Hunter», «Auto Modellista» и «Resident Evil: Outbreak». С учётом бюджетных ограничений в компании посчитали успехом, если хотя бы одна из трёх игр достигнет порога продаж в 1 млн экз. Эту планку преодолели «Resident Evil: Outbreak» и «Monster Hunter» (Shah. 2021).
Несмотря на сдержанные отзывы о «Monster Hunter» в прессе, Capcom продолжила развивать франшизу. Столь бережное отношение к своим продуктам оказалось эффективной стратегией в долгосрочной перспективе: по состоянию на 2023 г. «Monster Hunter» оставалась 2-й самой успешной игровой серией студии, уступая «Resident Evil» (не считая аркадный релиз «Street Fighter II») (Ahmed. 2021). В 2005 г. после долгих лет разработки Capcom выпустила «Resident Evil 4». В квадриквеле акцент сместился с хоррора на экшен, задав новый вектор развития не только самой серии и жанра, но и всей игровой индустрии: «Resident Evil 4» значительно способствовал популяризации игрового вида из-за спины и механики quick time event (внутриигровые события, требующие от игрока нажатия нужной кнопки в ограниченный момент времени). В том же году студия выпустила первую часть hack 'n' slash-франшизы «Sengoku Basara», за пределами Японии более известную как «Devil Kings».
В 2006 г. Capcom успешно запустила «Dead Rising» – игру в жанре приключенческий экшен в сеттинге зомби-апокалипсиса, также впоследствии разросшейся до полноценной франшизы. Другим важным релизом года стала приключенческая игра «Okami» от дочерней студии Clover Studio. Несмотря на скромные коммерческие результаты, игра получила несколько наград, восторженные отзывы в прессе и приобрела культовый статус в игровом сообществе.
2010-е гг. и настоящее время
Взятая на вооружение компанией Capcom ещё в 2000-х гг. стратегия по расширению и актуализации существующих франшиз в 2010-х гг. значительно укрепилась. За десятилетие студия запустила лишь одну новую серию – ролевой экшен «Dragon’s Dogma», вышедший в 2012 г. Одним из факторов низкой продуктивности стали неудовлетворительные продажи шутера «Dark Void» (2010) и перезапуска «Bionic Commando» (2009): разработкой обоих релизов занимались сторонние студии, находящиеся за пределами Японии, – американская Airtight Games и шведская Grin соответственно. Зафиксировав неудачу, совет директоров принял решение снизить присутствие дочерних студий Capcom за пределами Азии, уменьшить число наименований, разрабатываемых на аутсорсинге, а все решения о расширении франшиз проводить на специальных собраниях.
Студия сосредоточила основные усилия на разработке сиквелов к уже имеющимся игровым сериям и расширении фанатской базы. В частности, «Resident Evil» получила несколько мультипликационных адаптаций и легла в основу масштабной одноимённой кинофраншизы немецкой студии Constantin Films. Активный поиск новых игровых механик и эксперименты в рамках существующих проектов стали формулой успеха Capcom: «Resident Evil 7» (2017) была реализована тиражом в более чем 10 млн копий, продажи «Monster Hunter: World» (2018) превысили 20 млн экз., «Devil May Cry 5» (2019) в начале 2023 г. – 6,5 млн. Регулярные компиляционные переиздания «Mega Man», «Street Fighter» и «Final Fight» для актуальных платформ, а также проекты вроде Capcom Arcade Stadium (сборник аркадных видеоигр 1984–2001) позволяли не только капитализировать видеоигровое наследие компании, но и повышать узнаваемость ранних проектов среди новой аудитории.
С 2010-х гг. Capcom активно работает над ремейками первых номерных частей: «Resident Evil 2», «Resident Evil 3» и «Resident Evil 4» принесли компании 432, 384 и 378 млн долл. соответственно. В 2023 г. студия выпустила 6-ю часть «Street Fighter», заработавшую 7 млн долл. за 3 дня продаж (Street Fighter 6 Sales Skyrocketed ... // GameSensor), и ремейк «Resident Evil 4», продажи которого превысили 3 млн копий за 2 дня, что стало лучшим стартом франшизы в онлайн-сервисе Steam (Obedkov E. Resident Evil 4 remake ... // Game World Observer). В этом же году Capcom анонсировала выпуск сиквела «Dragon’s Dogma», сборник-переиздание «Apollo Justice: Ace Attorney Trilogy», версию «Resident Evil 4» для VR-систем и шутер от третьего лица «Exoprimal».