Гейм-дизайнер
Гейм-диза́йнер (англ. game designer), специалист, занимающийся концептуализацией видеоигры и основных её элементов; в широком смысле – любой специалист, участвующий в разработке видеоигры или создании контента для неё (гейм-дизайне). В наиболее частом употреблении гейм-дизайнер – автор, главный создатель, разработавший основной геймплей и принимающий ключевые решения по поводу игрового процесса и сюжета в ходе создания видеоигры (Игровой дизайнер. 2005).
Эволюция термина и функционала гейм-дизайнера
С развитием игровой индустрии и ростом сложности видеоигр термин «гейм-дизайнер» менял своё употребление. Вначале он обозначал одного-двух программистов-разработчиков, ответственных за создание всей игры – от кода до графики. Позднее гейм-дизайнерами стали называть руководителей проекта, наподобие режиссёра в кино, шоураннера на телевидении или постановщика задач в программировании. В современном употреблении гейм-дизайнер может обозначать как главного автора или коллектив авторов, формирующих концепт геймплея, игровых механик, сюжета и даже персонажей, так и отдельных разработчиков, задействованных в производстве игры (художник, сценарист, программист, дизайнер уровней и др.), особенно если они играют важную роль в её создании.
Современные подходы к разработке видеоигр характеризуются значительным разнообразием, в том числе потому, что профессиональное образование в этой области только складывается (в большинстве стран не существует программ высшего образования или профессионального стандарта по игровой разработке). Часто на практике используется нечёткое, интуитивно понятное деление членов команды создателей на гейм-дизайнеров, разработчиков (game developer) и художников (game artist). В этой структуре гейм-дизайнер выступает изобретателем общей концепции игры, а также ключевых её элементов – основного геймплея, игровых механик, правил, сюжета, сеттинга или стилистики (Wüest. 2019). Зачастую именно гейм-дизайнер придумывает название игры и публично представляет проект.
Разработчики игры занимаются детализацией, конкретизацией и воплощением замысла гейм-дизайнера, а также участвуют в тестировании, оптимизации или модификации видеоигры. Многие гейм-дизайнеры совмещают свою работу с выполнением функций разработчиков. Игровыми художниками называют всех игровых специалистов, занимающихся визуальным и звуковым дизайном. Они создают оформление и другой контент, который непосредственно влияет на чувственное восприятие видеоигры, даже не будучи её частью (например, обложка диска, рекламный трейлер и др.). Иногда к художникам причисляют также создателей внутриигрового текста. В рамках MDA-фреймворка (аббревиатура от англ. Mechanics, Dynamics, Aesthetics – механика, динамика, эстетика) деятельность разработчиков в основном напрямую связана с механикой и динамикой, художников – с эстетикой, тогда как гейм-дизайнер отвечает за координацию всех этих элементов в рамках своего замысла (Gallant. 2009).
Гейм-дизайнеры и авторство
Ранние видеоигры, как правило, создавались благодаря индивидуальным усилиям одного человека; в некоторых случаях автором считался тот, кто отвечал за программную составляющую, а соавторы сюжета или художники не указывались. Затем при расширении команды создателей у таких гейм-дизайнеров-одиночек оставался приоритет практически во всех вопросах, касающихся разработки. Этим объясняется известность таких гейм-дизайнеров, как Миямото Сигэру (игры «Donkey Kong», «Super Mario», часть игр серии «The Legend of Zelda»), С. Мейер («Civilization»), Дж. Ромеро («Wolfenstein 3D», «Doom», «Quake»), У. Райт («SimCity», «The Sims», «Spore»), П. Молиньё («Populous», «Dungeon Keeper», «Fable» и др.), Дж. Мехнер («Karateka», «Prince of Persia»), которые затем становились руководителями больших студий или их подразделений. Некоторые современные гейм-дизайнеры также отстаивают право на авторский подход к видеоиграм – например, Кодзима Хидео («Metal Gear Solid», «Snatcher», «Death Stranding»), К. Левин («Thief The Dark Project», «System Shock», «BioShock»); в ряде случаев выходят даже специальные авторские версии видеоигр (Encyclopedia of Video Games. 2012).
С вхождением в игровую индустрию крупных компаний, прежде всего производителей игровых автоматов и консолей, возникает иной подход – специализация разработчиков видеоигр. Впервые его использовала корпорация Coleco, разделившая функции игрового дизайна и программирования. Гейм-дизайнеры создавали идеи для видеоигр, продумывали механики и уровни, но не занимались их техническим воплощением. С появлением новых программных возможностей, а также с усложнением программного обеспечения другие студии стали отделять технических специалистов (выполняющих отдельные поставленные задачи) от ведущих программистов, занимающихся постановкой задач и координацией элементов в рамках определённого замысла.
Со временем в среде гейм-дизайнеров также выделились несколько специализаций: ведущий дизайнер, дизайнер игровых механик (системный дизайнер), дизайнер уровней/окружения, дизайнер-планировщик (planner). Ведущий дизайнер координирует работу других дизайнеров или групп, он должен обладать чётким представлением о будущей игре (визионер игры), на основе которого будут приниматься важнейшие дизайнерские решения. Дизайнеры игровых механик специализируются на создании механик или на их балансе. Дизайнеры уровней/окружения отвечают за создание игрового окружения, миссий, локаций и уровней, они наиболее тесно взаимодействуют с художниками игры. Термином «планировщик» в гейм-дизайне (преимущественно в японских студиях) называют дизайнеров, дополнительно отвечающих за координацию и соответствие разработки запланированным этапам и срокам («пайплайн», англ. pipeline).
Известные образовательные интернет-платформы (например, Coursera) используют сходное деление на мультимедийных художников, создателей анимации, арт-директоров, графических и цифровых дизайнеров (How to Become a Video Game Designer. 2023). В современных крупных студиях, входящих в игровые гиганты вроде Electronic Arts, в рамках разработки одной игры может идти координация нескольких больших коллективов, каждый со своим ведущим или генеральным гейм-дизайнером.