Супергеройские комиксы
Супергеро́йские ко́миксы (англ. Superhero Comics), наиболее распространённый жанр комиксов, центральным сюжетом которого является история о супергерое. Возникший в США в 1930-е гг., жанр набрал популярность в 1940-х гг. и стал в Северной Америке доминирующим нарративом в комиксах с 1960-х гг.
Появлению жанра предшествовали комиксы о борцах с преступностью, скрывающих свои лица. Одним из первых таких персонажей является Удар (The Clock), созданный в 1936 г. Дж. Бреннером (Encyclopedia of comic books ... 2010. P. 493). Персонаж появился в 1-м выпуске комикса под названием «Весёлые иллюстрированные истории» («Funny Picture Stories #1») (Benton. 1992. P. 164–165). Супергеройский жанр в комиксах начал складываться с появлением Супермена в 1938 г. на страницах «Экшн Комикс #1» («Action Comics #1») (Tye. 2012. P. 17).
Периодизация супергеройских комиксов
Исследователи жанра делят историю супергеройских комиксов на несколько периодов, расположенных в хронологическом порядке и получивших название «века». Первый период – «платиновый век» (1897–1937), затем «золотой век» (1938–1954), «серебряный век» (1956–1972), «бронзовый век» (1973–1985), последний – «новый век» (с 1986 г. и доныне). (Rhoades. 2008. P. 4). Эта периодизация является приоритетной, хотя не все считают её последовательной, т. к. есть множество других вариантов (Duncan. 2019. P. 22).
Границы этих периодов условны и могут варьироваться в зависимости от того или иного контекста. Так, К. Кватро предложил похожее деление истории американского комикса на четыре периода (1938–1955 – «первая эра героев», 1955–1958 – «эра кода», 1956–1986 – «вторая эра героев» и 1986 – начало 2000-х гг. – «третья эра героев») (Rhoades. 2008. P. 5). Ш. Роудс в качестве примера приводит периодизацию, предложенную С. Джеппи (Rhoades. 2008. P. 6): 1. «золотой век» (1938–1945); 2. «атомный век» (1946–1956); 3. «серебряный век» (1956–1971); 4. «бронзовый век» (1971–1985); 5. «медный век» (1986–1992); 6. «хромовый век» (1992–1999); 7. «новый век» (с 2000). Р. Дункан и М. Дж. Смитт предпочитают деление истории американского комикса, согласно которому выделяется «эпоха изобретения», «пролиферации» и «диверсификации», «сокращений», «связей», «независимости», «амбиций», «повторения» (Duncan. 2019. P. 23–24).
Таким образом, периодизация истории супергеройского комикса неоднозначна, так как многие авторы по-своему видят проблему. Во всех периодизациях можно выделить общие элементы, характеризующие те или иные этапы в одном и том же ключе. Сама идея периодизации истории комиксов была предложена одним из читателей в письме, опубликованном в 42-м выпуске комикса «Лига справедливости Америки» в феврале 1966 г., что нашло поддержку у многих читателей и исследователей.
«Золотой век»
«Золотой век» комиксов ознаменован «рождением» Супермена (Action Comics # 1) (Tye. 2012. P. 17) в 1938 г. благодаря издательству DC Comics (Goulart. 2000. P. 43). Появление супергероя на страницах комиксов совпадает с концом Великой депрессии. Супермен, а позднее и Бэтмен, представляют собой культурную рефлексию общества того времени. Великая депрессия сильно повлияла на настроения американцев. Люди стали ощущать необходимость в абстрактном герое-спасителе, который придёт в трудные минуты. Таким оказался Супермен. Возникновение Бэтмена как собирательного образа миллиардера-филантропа явилось социальной проекцией высших классов общества.
С 1939 до конца 1941 гг. издательства США создали таких известных персонажей комиксов, как Бэтмен, Чудо-женщина, Зелёный Фонарь, Аквамен, Флэш, Капитан Америка, Человек-факел, Нэмор. Герои таких фирм, как DC Comics и Timely Comics, представляют собой известных супергероев того времени, тем не менее самым популярным комиксом была арка (серия комиксов с единой сюжетной линией) о Капитане Марвеле, созданная компанией Fawcett Comics. Было продано около 1,4 млн экземпляров, что сделало издание самым популярным комиксом в Америке. Продажи этих комиксов обогнали «истории» о Супермене, принадлежавшие Action Comics.
Вторая мировая война сказалась на всей индустрии комиксов, в том числе на комиксах о супергероях. Сюжетные линии начали касаться темы войны. Возникла необходимость в создании самого патриотичного героя эпохи, каковым стал Капитан Америка. Он, олицетворяя США (иногда с товарищами по оружию или другом Баки Барнсом), борется с нацистской Германией и Японией. После окончания 2-й мировой войны содержание комиксов кардинально изменилось. Теперь нередкими стали супергерои с ядерными способностями, например Атомный Человек (Benton. 1992. P. 75).
После войны супергерои становились менее популярными. Стараясь сохранить аудиторию читателей, издательства начали жанровую переориентацию комиксов (Classics and comics. 2011. P. 109). На спад популярности комиксов про супергероев повлияла книга американского психиатра Ф. Вертама (Уэртам) «Соблазнение невинных» («Seduction of the Innocent», 1954), в которой утверждалось, что комиксы являются негативной формой популярной литературы и серьёзной причиной преступности среди несовершеннолетних.
«Серебряный век»
«Серебряный век» ассоциируется с возвращением читательского интереса к комиксам о супергероях (Robbins. 1999. P. 45). Главной чертой этого периода стала эволюция супергероя. Комиксы небольших издательств стали ориентироваться на маленьких детей. Например, издательство Harvey Comics выпускало такие серии, как Little Dot, центральным персонажем которого была девочка. В это же время издательства стали публиковать нацеленные на взрослую аудиторию андерграунд-комиксы.
Временные рамки «серебряного века» комикса коррелируют со сменой культурной парадигмы в США – с появлением в культурном ландшафте Америки новых социокультурных групп с новыми умонастроениями. Это нашло отражение в контексте изменения образов героев, демонстрируя трансформацию многих символов и метафор из научной фантастики в магию, из техногенного в природное, из научно объяснимого в нереальное.
В ранних комиксах образ супергероя строился на том, что все они имели отношение к науке. Наука была главной причиной трансформации героя в супергероя. Капитан Америка становится супергероем благодаря сыворотке суперсолдата, разработанной учёными. Человек-факел и другие члены Фантастической четвёрки представляли собой учёных, которые приобретают суперсилу из-за ошибки в исследованиях. Способности Супермена объясняются авторами комиксов как уникальное явление: будучи инопланетянином, в условиях земной атмосферы он приобретает сверхспособности.
В «серебряный век» эта парадигма переориентируется в направлении к природному, магическому, хотя и техногенное продолжает занимать законное место. Появляются такие супергерои, как Человек-паук, Тор, Железный человек, Халк, Люди Икс, Флэш, Стервятник, Доктор-Дум и прочие. Появляются зооантропоморфные образы. Хотя подобные персонажи существовали ранее (например, Бэтмен), меняется качественная оценка их приобретённых или врождённых способностей. Питер Паркер приобрёл формы поведения паука. При этом эти формы поведения возникли как результат техногенной ошибки после укуса радиоактивного (а в поздних версиях – генно-модифицированного) паука. Халк – Брюс Беннер, гениальный учёный, изучавший влияние гамма-излучения, в результате ошибки в научном эксперименте облучился, превратив себя в ужасное чудовище по имени Халк. Тор – скандинавский бог, житель и принц Асгарда, прилетает на Землю из параллельного мира; он обладает магическими сверхспособностями.
Подобное явление играет важную роль в понимании отношения общества к науке. Если раньше она воспринималась как позитивное явление, помогающее и во многом упрощающее жизнь, то после окончания 2-й мировой войны и изобретения атомной бомбы люди увидели деструктивную сторону науки. Этот момент вобрал в себя герой комикса.
«Бронзовый век» и «новый век»
С 1970-х гг. сюжеты комиксов стали более серьёзными, теперь они затрагивали такие темы, как употребление наркотиков, проблемы алкоголизма и загрязнения окружающей среды (Jacobs. 1985. P. 259). Особое внимание к социальным проблемам не было для авторов и редакторов комиксов чем-то удивительным. Например, ранние рассказы о Супермене вращались вокруг таких проблем, как жестокое обращение с детьми, насилие над женщинами и т. п. Тем не менее в 1970-е гг. акцент на подобных вопросах приобрёл специфический характер. Тема наркотиков, затронутая в комиксах о Человеке-пауке, стала ведущей, что определило «социальную значимость» комиксов
В историях о Людях Икс мутантов стали ассоциировать с реальными меньшинствами (расовыми, национальными), что привело эти комиксы на пик популярности. Особенное отличие комиксов этого периода в том, что супергероями часто становились чернокожие, что объясняется результатом деятельности движений против расовой сегрегации в 1960–1970-х гг.
Возрос интерес публики к феминистскому движению, что отразилось на содержании историй, публикуемых в комиксах: теперь издательства, художники и писатели переосмысливали женские персонажи в своих произведениях.
В «новом веке» жанр комиксов развивался по разным направлениям. В конце 1970-х гг. многие писатели и художники стали выпускать свои работы у независимых издателей, а в комиксах появились новые персонажи. В издательстве Marvel Comics были созданы такие герои, как Росомаха, Каратель и более мрачная версия Сорвиголовы Ф. Миллера. Все они существенно отличались от предыдущих супергероев комиксов. Издательство DC Comics выпустило ревизионистский комикс «Бэтмен: Возвращение тёмного рыцаря» Ф. Миллера и «Хранители» А. Мура и Д. Гиббонса.
К началу 1990-х гг. тема использования в произведениях антигероев стала часто приоритетной. Самыми популярными были Веном и Кабель, созданные Marvel Comics, и Спаун от Image Comics (Duncan. 2019). В это же время супергеройский комикс начинает по-новому переосмысляться в кино и на телевидении. И хотя фильмы и сериалы по мотивам комиксов создавались и в предыдущие периоды, именно в «новом веке» стало возможным создание целой киновселенной комиксов (Marvel: Мстители, сольные фильмы о супергероях, сериалы об агентах Щ.И.Т. и проч.), объединённых единым сюжетом и идеей.