Nintendo Entertainment System
Nintendo Entertainment System (NES), домашняя 8-битная игровая консоль 3-го поколения. Разработана и выпущена в 1983 г. в Японии компанией Nintendo под названием Famicom (сокращение от Family Computer – семейный компьютер); на американский рынок выпущена в 1985 г. с изменённым дизайном под брендом Nintendo Entertainment System. Одна из самых успешных и популярных моделей консолей в истории, выход которой помог преодолеть кризис видеоигровой индустрии в США в 1980-е гг. С появлением NES связан запуск таких культовых видеоигровых франшиз, как «Super Mario Bros.», «The Legend of Zelda», «Metroid», «Castlevania», «Mega Man», «Dragon Quest» и «Final Fantasy».
История разработки
Famicom стала первой домашней консолью Nintendo. Успешно выйдя на рынок аркадных игр в начале 1980-х гг., компания стремилась к тому, чтобы в их хиты, такие как «Donkey Kong» (1981), можно было играть дома на телевизоре. Изначально система должна была напоминать персональный компьютер – с клавиатурой и дискетами в качестве носителей данных. Однако президент Nintendo Ямаути Хироси предложил создать простую и недорогую консоль, которая использует картриджи для хранения и запуска видеоигр. Famicom должна была стать более доступной в пользовании для людей, далёких от компьютерных технологий. Хотя на момент разработки новых игровых устройств на рынке уже существовали 16-битные процессоры, в силу их высокой стоимости от них было решено отказаться в пользу более дешёвых 8-битных чипов.
Руководить разработкой консоли назначили инженера Уэмура Масаюки. Он хотел назвать консоль Family Computer, обыгрывая название конкурирующего устройства от IBM – Personal Computer. Слово «семейный» в названии консоли подчёркивало, что она предназначена для игры всей семьёй, а не только в одиночку. По воспоминаниям Уэмуры Масаюки, идея сократить название до акронима Famicom принадлежала его жене. Красно-белые цвета консоли выбрал сам президент Nintendo Ямаути Хироси, вдохновившись уличным билбордом с рекламой японских антенн фирмы DX Antenna, использовавшей те же цвета (Whitehead. 2013).
Прототип устройства был готов к октябрю 1982 г. При разработке инженеры опирались на опыт конкурентов, американской компании Coleco, на чьей домашней консоли ColecoVision вышла успешная портированная версия (порт) игры «Donkey Kong». Руководство Nintendo хотело создать систему, на которой их игра работала и выглядела бы лучше (McFerran. 2010). Дизайн контроллеров для Famicom инженеры позаимствовали у портативной консоли Game & Watch, также разработанной компанией Nintendo. В частности, была использована система крестовины D-pad для управления движением, которая до сих пор применяется во многих игровых контроллерах. В комплекте с консолью поставлялись сразу два контроллера, на одном из которых Уэмура Масаюки установил микрофон, решив, что игроков заинтересует возможность услышать собственные голоса в телевизоре. На практике эта функция не нашла широкого применения (Takano. 2012).
Домашняя консоль Famicom была выпущена в Японии 15 июля 1983 г. под полным названием Home Cassette-type Video Game: Family Computer. Её стоимость составляла 14 800 иен. В комплект входили три игры: «Donkey Kong», «Donkey Kong Jr.» (1982) и «Popeye» (1982) – порты популярных аркадных релизов Nintendo. К концу 1984 г. Famicom стала самой продаваемой домашней консолью в Японии. К началу 1985 г. её продажи превысили 2,5 млн экз. (Горж. 2020).
Хотя изначально Nintendo создавала консоль для издания собственных видеоигр, в 1984 г. компания договорилась с японскими разработчиками Namco и Hudson Soft о создании и выпуске на Famicom сторонних игр. Студии обязаны были выплачивать комиссию 30 % за лицензирование консоли и производственные затраты Nintendo. Эта комиссия сохранилась в видеоигровой индустрии и ныне (Mochizuki. 2020). Договор позволил и другим студиям выпускать свои игры на Famicom, что способствовало значительному росту популярности консоли и появлению культовых франшиз, таких как «Castlevania» от Konami и «Mega Man» от Capcom.
Выход на американский рынок
Успех Famicom в Японии побудил руководство Nintendo попытаться выйти на американский видеоигровой рынок. Однако компании не удалось договориться ни с одним партнёром из США о дистрибуции своей консоли. Американская видеоигровая пресса также скептично отзывалась о перспективах японской системы. После краха индустрии в 1983 г. крупные компании не готовы были вкладываться в новые домашние консоли, и к 1985 г. игровой рынок находился в состоянии стагнации.
Не договорившись ни с одной компанией, Nintendo решила покорить американский рынок сначала при помощи аркадных автоматов. Пробная партия консолей Famicom и игр для них была впервые продана в Северной Америке самой Nintendo в форме аркады Nintendo VS. System в 1984 г. Вскоре машина стала самой популярной аркадой в США: за год было продано 100 тыс. копий устройства (Horowitz. 2020. P. 115). Успех Nintendo VS. System и, главное, игр, с которыми она поставлялась, убедил руководство Nintendo в высоком коммерческом потенциале домашней консоли Famicom в Америке.
Для американского рынка в Nintendo полностью переработали дизайн и имидж консоли. При перевыпуске устройства решено было отказаться от красно-белых цветов оригинала в пользу чёрно-серого варианта, менее ассоциирующегося с детской игрушкой. Японские маркетологи подчёркивали оригинальный и технологичный образ новой консоли, отличающийся от всех предыдущих моделей. Консоль получила название Nintendo Entertainment System (NES), а её распространением занимался открывшийся в США офис компании – Nintendo of America. Первые копии были представлены в Нью-Йорке 18 октября 1985 г. По всей Америке NES стала распространяться с 27 сентября 1986 г. Вместе с консолью в продажу на американском рынке поступили популярные игры Nintendo, включая «Super Mario Bros.» (1985), «Duck Hunt» (1984), «Excitebike» (1984), «Ice Climber» (1985) и «Wrecking Crew» (1984).
Популярность консоли Famicom/NES стала заметно спадать только к началу 1990-х гг. 8-битная система Nintendo не выдерживала конкуренции с 16-битной консолью Sega Mega Drive (Sega Genesis – в США). Компания переключилась на создание и поддержку 2-й модификации консоли – Super Famicom, которая вышла в Японии в 1990 г., и её американской версии – Super Nintendo Entertainment System (SNES), выпущенной в 1991 г. Тем не менее официальная поддержка Famicom/NES продолжалась вплоть до 1995 г., а одна из последних лицензированных игр, «Kirby's Adventure», вышла в 1993 г.
Аксессуары
Частью маркетинговой кампании Nintendo по продвижению Famicom и NES был выпуск оригинальных и необычных аксессуаров к консолям. Игрушечный робот-контроллер R.O.B. (Robotic Operating Buddy), по мысли японских маркетологов, должен был продвигать NES как домашнюю консоль нового типа, предлагающую уникальный пользовательский опыт. Продажи аксессуара стартовали в Америке вместе с первыми поставками NES. Хотя образ игрушки широко рекламировался в видеоигровой прессе и рекламных роликах на ТВ, она не стала востребованной. Робот R.O.B. использовался только в двух небольших играх-головоломках – «Gyromite» (1985) и «Stack-Up» (1991) и не работал с другими релизами NES. Видеоигровая пресса позднее прозвала аксессуар «троянским конём», с помощью которого Nintendo завоёвывала американский рынок, поскольку кроме привлекательного для детей дизайна R.O.B. не обладал никакими полезными функциями (Kohler. 2016. P. 2014). Образ робота до сих пор используется в качестве камео в различных играх Nintendo, в частности за него можно сражаться в файтинге «Super Smash Bros. Ultimate» (2018).
Вторым аксессуаром для Famicom и NES стал игрушечный пистолет NES Zapper (The Famicom light gun – в Японии). С его помощью игрок мог целиться в экран телевизора и поражать цели в играх, которые поддерживали устройство: «Duck Hunt», «Wild Gunman» (1984), «Hogan′s Alley» (1984) и др. Некоторые игры позволяли использовать аксессуар для наведения в главном меню. Дизайнером пистолета выступил Ёкои Гумпэй – создатель портативных консолей Game & Watch и Game Boy, а также крестовины D-pad для видеоигровых контроллеров.
Другим необычным контроллером для Famicom/NES стала перчатка Power Glove. Nintendo продвигала её как систему управления нового поколения, обладающую ярким футуристическим дизайном. Однако, как и в случае с R.O.B., Power Glove использовалась всего в двух играх, разработанных специально для неё, – «Super Glove Ball» (1990) и «Bad Street Brawler» (1987). При этом обе игры поддерживали обычный контроллер. Power Glove критиковали за сложность в использовании и неотзывчивое управление. Несмотря на это, количество проданных копий аксессуара составило около 1 млн.
Компания Bandai в 1986 г. разработала для Famicom и NES контроллер Power Pad (Family Trainer – в Японии) в виде подключаемого к консоли коврика с сенсорными кнопками, на которые было необходимо наступать. Контроллер использовался в спортивных играх, таких как «Stadium Events» (1987) и «Dance Aerobics» (1987). Power Pad также мог применяться и в других играх, в том числе в качестве второго контроллера.
Для японской Famicom было выпущено несколько эксклюзивных аксессуаров. В частности, 3D-очки Famicom 3D System, позволяющие играть в стереоскопические игры (всего было выпущено 7 таких игр), клавиатура Family BASIC, обучающая основам программирования, а также модем Famicom Modem, который мог подключаться к нескольким японским сетевым сервисам. Отдельно для консоли было выпущено устройство Famicom Disk System для чтения компьютерных дискет. У аксессуара было и дополнительное применение – он давал пользователю возможность сохранять больше информации в видеоиграх, например достигнутый прогресс и рекорды. Также дискеты служили для записи и распространения игр, поскольку вмещали бóльший объём информации в сравнении с картриджами.
Famicom/NES в России
В СССР и Российской Федерации домашняя консоль Nintendo никогда официально не выходила, однако на российском рынке были распространены поддельные копии Famicom (часто называемые «фамиклон»), которые делались в Китае. В начале 1990-х гг. отечественная компания Steepler продавала тайваньские клоны Famicom под брендом Dendy.
Широкая популярность консоли положила начало игровой индустрии в России и сформировала игровое сообщество российских геймеров. Компания Steepler также издавала первый видеоигровой журнал – «Видео-Асс Dendy» и запустила телепередачу «Dendy. Новая реальность» под руководством ведущего детских программ С. Е. Супонева. У Dendy был свой маскот – серый слонёнок в кепке, который со временем стал одним из символом 1990-х гг. (Горж. 2020).
Культурное влияние
После краха консольной индустрии в 1983 г. консоль Famicom/NES от компании Nintendo фактически реанимировала видеоигровой рынок в США. Благодаря популярности консоли видеоигры начали проникать в повседневную жизнь миллионов людей во всём мире, выйдя за пределы сообщества геймеров. Если в начале 1980-х гг. видеоигровой рынок обычно воспринимался в Северной Америке или Западной Европе как преходящее и в основном детское развлечение, то успех NES показал, что домашние консоли обладают не только огромным коммерческим потенциалом, но и способны влиять на массовую культуру в целом. К 1988 г. продажи картриджей для системы были выше, чем у всего программного обеспечения (ПО) для домашних компьютеров, включая игры. К 1989 г. было продано 7 млн копий NES. По данным Nintendo of America, в 1990 г. 30 % американских семей обладали домашней консолью NES и только 23 % имели персональные компьютеры. Общие продажи Famicom/NES, по данным на 2023 г., превышали более 60 млн копий (Nintendo CO., Ltd. Dedicated Video Game Sales Units).
Предложенная Nintendo модель взаимоотношений со сторонними разработчиками изменила отношения между производителями консолей и независимыми студиями, заложив правовые основы современного издания и дистрибуции видеоигр и ПО. Сотрудничество с разными компаниями, такими как Bandai, Capcom и Konami, позволило повысить общий уровень видеоигровой продукции и трансформировать потребительское поведение применительно к консольным играм. Приставка Famicom/NES стала прообразом многих домашних игровых систем самой Nintendo и конкурентов, таких как Sega, а в дальнейшем Sony.
Долгосрочное культурное влияние первой домашней консоли Nintendo связано прежде всего с выходившими для неё играми, часть которых не только получили культовый статус в среде геймеров, но и проложили путь многим последующим франшизам и жанрам. Системные ограничения Famicom/NES побуждали разработчиков видеоигр к экспериментам и поиску новых подходов к взаимодействию с игроком. Среди значимых релизов для консоли, ставших позднее основополагающими для развития многих жанров, можно назвать «Super Mario Bros.» (1985), «Castlevania» (1986), «Metroid» (1986), «Final Fantasy» (1987), «Dragon Quest» (1986). Каждая из этих игр не только стала хитом продаж, но и дала старт одноимённым франшизам и их многочисленным ответвлениям, развивающимся и ныне.
До выпуска консоли Famicom/NES Nintendo была рядовым японским производителем детских игрушек и игральных карт. Популярность первой домашней игровой системы сделала компанию одним из ведущих участников глобального рынка видеоигр. Такие игровые персонажи, как итальянский водопроводчик Марио («Super Mario Bros.») и эльфоподобный юноша Линк (The Legend of Zelda), стали одними из самых узнаваемых образов мировой массовой культуры, предвосхитив растущее влияние видеоигр на кинематограф, литературу и другие медиумы.
Маркетинговая стратегия Famicom/NES была новаторской для своего времени. Помимо необычных аксессуаров, выпускавшихся вместе с консолью, ярким примером продакт-плейсмента служит фильм «Волшебник» («The Wizard», 1989, режиссёр Т. Холланд). Его сюжет разворачивается вокруг игр Nintendo; главный герой использует аксессуар Power Glove, а в финале ленты демонстрируется геймплей игры «Super Mario Bros. 3» (1988), которая к моменту релиза «Волшебника» была доступна только в Японии. Хотя фильм получил негативную прессу в год выхода, со временем он обрёл популярность среди поклонников видеоигр.
В современной массовой культуре консоль Famicom/NES сохраняет культовый статус и не утрачивает значения и популярности в сообществе геймеров. В 21 в. компания Nintendo продолжила выпуск мерчендайзинга, вдохновлённого её первой домашней консолью, включая одежду, аксессуары и игрушки. На интернет-аукционах можно найти редкие картриджи Famicom/NES по рекордно высокой стоимости. Так, в 2021 г. была продана неоткрытая («силдовая», от англ. sealed – запечатанный) копия «Super Mario Bros.» за 2 млн долл. (Lyons. 2021).
В 2016 г. Nintendo выпустила устройство NES Classic Edition (NES Mini – в Европе) – миниатюрную копию NES с предустановленным эмулятором 30 классических игр. Консоль подключалась к современным телевизорам при помощи HDMI-разъёма. Все копии были официально распроданы за полгода, с ноября 2016 по апрель 2017 г.
В 2023 г. на одной из крупнейших ежегодных выставок Tokyo Game Show консоль Famicom получила награду от японского Министерства экономики за вклад в культуру и видеоигровую индустрию.