Nintendo (серия консолей)
Nintendo, серия видеоигровых консолей, разработанных компанией Nintendo, включает в себя стационарные и портативные видеоигровые системы. Начиная с 1977 г. компания выпустила на международный рынок широкий спектр устройств, многие из которых имели коммерческий успех и оказали влияние на массовую культуру. Наиболее известными консолями Nintendo считаются Nintendo Entertainment System (NES), Super Nintendo, Nintendo Wii, а также портативная консоль Game Boy и гибридная система Nintendo Switch.
Общая информация
С момента возникновения в 1889 г. японская компания Nintendo специализировалась в сфере развлечений; первоначальным её продуктом были игровые карты (ханафуда). Позднее Nintendo начала продавать игрушки, а с конца 1970-х гг. сосредоточилась на разработке домашних видеоигровых систем и игр для них.
Первой консолью, созданной Nintendo, была система под названием Color TV-Game, выпущенная в 1977 г. и позволяющая играть в электронные версии различных спортивных состязаний. Color TV-Game принадлежала к поколению «выделенных консолей» (систем с фиксированным количеством встроенных игр). В Nintendo выпустили несколько модификаций системы, где число игр варьировалось от 6 до 15. Успех Color TV-Game [общий тираж проданных моделей превысил 6 млн экз. (Шефф. 2017)] продемонстрировал коммерческий потенциал развивающегося рынка консолей и видеоигр для них, стимулировав Nintendo продолжить разработку собственных видеоигровых систем.
В 1980 г. Nintendo выпустила переносную выделенную консоль Game & Watch, имевшую коммерческий успех не только в Японии, но и за рубежом [из 43,4 млн проданных экземпляров Game & Watch свыше 30 млн было сбыто на иностранных рынках (Absorbed in Development)].
В 1983 г. Nintendo реализовала в Японии стационарную консоль Family Computer (или Famicom), вскоре ставшую хитом продаж, а в 1985 г. вывела консоль на американский рынок [изменив её дизайн и название на Nintendo Entertainment System (NES)], где быстро обошла всех конкурентов. В течение 2-й половины 1980-х гг. Nintendo запустила продажи NES во многих других странах, став лидером в 3-м поколении консолей: общее число проданных по всему миру экземпляров NES превысило 60 млн (Consolidated Sales Transition by Region). Всемирный успех и культовый статус NES в сообществе геймеров связан не только с передовыми маркетинговыми и технологическими решениями Nintendo (например, с внедрением картриджей как носителей для видеоигр), но и с целым рядом выдающихся игр, многие из которых стали классическими и определили развитие индустрии.
В 1989 г. Nintendo выпустила портативную консоль Game Boy, сочетавшую черты Game & Watch и NES, а в 1998 г. вышла обновлённая версия консоли с цветным экраном, названная Game Boy Color. Она стала одной из самых коммерчески успешных портативных консолей в истории, несмотря на смешанные отзывы в профильной прессе: общее число проданных экземпляров превысило 118 млн (Consolidated Sales Transition by Region).
В 1990 г. Nintendo реализовала Super Nintendo – стационарную игровую систему, ставшую лидером 4-го (16-битного) поколения консолей. В ходе ожесточённой борьбы с компанией Sega за рынок Северной Америки (известной как «консольные войны») Nintendo подтвердила репутацию ведущей компании в индустрии видеоигр, заметно обойдя по продажам конкурентов.
В 1996 г. у Nintendo вышла очередная консоль – Nintendo 64, одна из первых игровых систем, использующих 64-битный центральный процессор. Для Nintendo 64 также был выпущен ряд передовых периферийных устройств, значительно расширяющих мультимедийный функционал консоли. В частности, внешний дисковод под названием 64DD позволял использовать различный дополнительный контент в некоторых играх и обеспечивал доступ к Randnet, эксклюзивному интернет-сервису Nintendo. Несмотря на широкое признание со стороны прессы и высокие оценки многих нововведений в геймерском сообществе, коммерческие показатели Nintendo 64 оказались значительно ниже ожидаемых и лидером 5-го поколения консолей она не стала.
Вышедшие в 2001 г. консоли Game Cube (стационарная) и Game Boy Advance (переносная) были встречены в профильных изданиях неоднозначно, а с коммерческой точки зрения успешной оказалась лишь портативная модель. В то время как Game Cube удостоилась смешанных отзывов в прессе и была продана тиражом более 21 млн экз. (Consolidated Sales Transition by Region), Game Boy Advance высоко оценивалась журналистами, а общее число проданных экземпляров превысило 81 млн (Consolidated Sales Transition by Region). Таким образом, в 6-м поколении стационарных консолей Nintendo вновь значительно уступила конкурентам из Sony и Microsoft, но удержала лидерство на рынке портативных игровых систем.
В 2006 г. ситуация в сегменте стационарных консолей значительно улучшилась для Nintendo: компания выпустила игровую систему Wii, ставшую хитом продаж: по всему миру было продано свыше 101 млн экз. (Sirani. 2023). Ключевой особенностью Wii стало использование технологии управления игровым процессом с помощью телодвижений: базовый контроллер консоли (названный Wii Remote) был оснащён встроенным сенсором, отслеживающим движения пользователей во время игр. Наряду с обширной библиотекой качественных игр, обратной совместимостью с Game Cube и относительно низкой стартовой ценой, это преимущество сделало Wii флагманской консолью 7-го поколения. На рынке портативных консолей Nintendo ждал успех: вышедшая в 2004 г. система Nintendo DS продалась по всему миру тиражом более 154 млн экз., значительно опередив всех конкурентов (Consolidated Sales Transition by Region).
В 1-й половине 2010-х гг. позиции Nintendo серьёзно пошатнулись. Выпущенная в 2012 г. стационарная консоль Wii U оказалась коммерческим провалом и была сдержанно встречена в тематической прессе. Продажи вышедшей в 2011 г. переносной консоли Nintendo 3DS также оказались значительно ниже, чем у прошлой модели. Положение компании спас запуск в 2017 г. гибридной консоли Nintendo Switch, сочетающей характеристики стационарной и переносной игровых систем. По состоянию на сентябрь 2023 г. общее число проданных экземпляров Nintendo Switch превысило 132 млн (Consolidated Sales Transition by Region), что делает её одной из самых успешных консолей компании и третьей самой продаваемой консолью всех времён (после PlayStation 2 и Nintendo DS).
Nintendo Entertainment System
Консоль 3-го поколения Nintendo Entertainment System (или NES), также известная как Famicom (сокращение от Family Computer), была выпущена на японский рынок (под названием Famicom) в июле 1983 г., а в октябре 1985 г. (после смены названия на NES) – в США и далее в других странах. Успех NES на американском рынке способствовал восстановлению индустрии видеоигр после кризиса 1983 г. и продемонстрировал коммерческий потенциал домашних видеоигровых систем, оснащённых сменными носителями (картриджами) и разнообразными аксессуарами (световые пистолеты, продвинутые геймпады и т. д.). Популярность консоли привела к массовому появлению на различных рынках её неофициальных аналогов, либо разработанных местными компаниями (наподобие Phantom System в Бразилии), либо импортированных из других регионов (как Dendy в России) (подробнее см. Nintendo Entertainment System).
Game Boy
Портативная 8-битная консоль 4-го поколения Game Boy сочетала элементы более ранних переносных консолей Game & Watch (матричный индикатор, чёрно-белая цветовая палитра) и стационарной системы NES (схема управления, картриджи в качестве съёмного носителя). Консоль была выпущена в Японии и Северной Америке в 1989 г., а в странах Европы в 1990 г. Консоль стала одним из самых узнаваемых культурных артефактов 1990-х гг. благодаря сравнительно низкой цене, эргономичному дизайну и большой игровой библиотеке (подробнее см. Game Boy).
Super Nintendo
Super Nintendo (в Японии известная как Super Famicom) – консоль 4-го поколения, разработанная компанией Nintendo и выпущенная в 1990 г. Релиз консоли на японском рынке состоялся в ноябре 1990 г., затем последовал запуск продаж в Северной Америке (август 1991), после чего в течение 1992–1994 гг. консоль вышла в большинстве стран Европы, в Бразилии, Австралии и России. Super Nintendo (или SNES) стала лидером продаж в своём поколении: общее число проданных консолей составило свыше 49 млн экз., что оставляет позади большинство конкурентов (так, у консоли PC Engine, давшей старт 4-му поколению в 1987, цифры продаж составили 10 млн экз.). Хотя технологические возможности SNES были сопоставимы с большинством консолей того времени, её ключевым преимуществом стало наличие разнообразной библиотеки игр, а также продуманная маркетинговая стратегия, позволившая обойти конкурентов на североамериканском рынке – важнейшем с точки зрения масштаба продаж. Наиболее острая борьба в 4-м поколении развернулась на рубеже 1980–1990-х гг. между Nintendo и Sega, выпустившей собственную консоль (Sega Genesis) несколькими годами ранее. «Консольные войны» закончились уверенной победой SNES, хотя поначалу Sega Genesis удерживала лидерство благодаря агрессивной рекламной кампании и более раннему выходу на рынок.
Среди игр, выпущенных для SNES и оказавших значительное влияние на развитие индустрии, можно отметить «Super Mario World» (1990), «Star Fox» (1993), «Mega Man X» (1993), «Super Metroid» (1994), «Donkey Kong Country» (1994). Указанные игры не только продемонстрировали передовые технические возможности консоли (так, в «Star Fox» широко использовалась полигональная графика), но и задали стандарты гейм-дизайна и стали коммерческими хитами. В историческом контексте игры для Super Nintendo по большей части представляли собой последовательное развитие принципов, заложенных в играх прошлого поколения на новом технологическом уровне, и демонстрировали нарастающую популярность видеоигр в новых сегментах массовой аудитории.
Nintendo 64
Nintendo 64 (также N64) – консоль 5-го поколения, разработанная компанией Nintendo и выпущенная на японском рынке в июне 1996 г., в сентябре того же года – в Северной Америке, а весной 1997 г. – в Европе и Австралии. Nintendo 64 была одной из первых консолей, использующих 64-битный процессор, а также интеграцию с онлайн-сервисом, предлагающим эксклюзивный контент. Хотя консоль была высоко оценена в профильной прессе, а в течение первого года потребительский спрос оставался высоким, Nintendo не удалось опередить ключевого конкурента – компанию Sony, которая благодаря приставке PlayStation стала безоговорочным лидером продаж в 5-м поколении. Общее число проданных экземпляров N64 превысило 32 млн экз. (Consolidated Sales Transition by Region), что сделало её второй самой успешной консолью поколения, оставившей позади всех остальных участников рынка, за исключением PlayStation.
Несмотря на сравнительно низкие цифры продаж, Nintendo 64 была высоко оценена в профильной прессе, а также в геймерском сообществе. Если журналисты отмечали в основном дизайнерские и технологические особенности консоли, то геймеры с восторгом встретили ряд выдающихся игр, ставших коммерческим хитами и оказавших значительное влияние на индустрию. Ключевой особенностью консоли было широкое использование полигональной графики и 3D-технологий (в противовес двухмерным играм прошлых поколений, использующим пиксельную и спрайтовую графику). Так, платформер «Super Mario 64» (1996), выпущенный эксклюзивно для N64, стал самой продаваемой игрой 5-го поколения и до сих пор считается одной из лучших игр во франшизе. Из других знаковых эксклюзивов Nintendo 64 можно отметить шутер от первого лица «GoldenEye 007» (1997), а также ролевую игру «The Legend of Zelda: Ocarina of Time» – обе стали хитами продаж и задали новые стандарты в жанре.
Nintendo DS
Nintendo DS (акроним DS в названии расшифровывался как «Dual Screen» или «Developers' System») – портативная консоль 7-го поколения, выпущенная компанией Nintendo в 2004 г. Особенностью Nintendo DS стал сгибаемый корпус, оснащённый двумя ЖК-экранами, один из которых был сенсорным. Nintendo DS поддерживала технологию беспроводной связи, позволяющую владельцам консоли не только подключаться к уже существующим точкам доступа, но и устанавливать между рядом находящимися устройствами собственные Wi-Fi-соединения. В течение 2006–2009 гг. Nintendo выпустила несколько модификаций консоли, включая более дешёвую (Nintendo DS Lite) и более крупную версии (Nintendo DSi XL), с несколько различающимися техническими характеристиками. Nintendo DS стала самой коммерчески успешной и самой успешной портативной консолью Nintendo: общее число проданных экземпляров составило свыше 154 млн. Если учитывать продажи стационарных и портативных консолей всех поколений в едином рейтинге, то Nintendo DS до сих пор удерживает в нём 2-е место, незначительно уступая Sony PlayStation 2 [155 млн проданных экз., по данным на 2012 г. (Consolidated Sales Transition by Region)]. С точки зрения долгосрочного влияния на индустрию Nintendo DS примечательна тем, что значительно расширила аудиторию для видеоигр и продемонстрировала серьёзный коммерческий потенциал рынка мобильных игровых приложений.
Nintendo Wii
Nintendo Wii – стационарная консоль 7-го поколения, разработанная и выпущенная компанией Nintendo в 2006 г. Wii поддерживала технологию распознавания жестов, интеграцию с различными онлайн-сервисами (например, загрузку цифровых версий видеоигр и связь с портативными консолями Nintendo DS), а также обладала широким медиафункционалом (использование DVD и аудиодисков, обратная совместимость с играми GameCube, подключение к множеству тематических каналов о видеоиграх через центральное меню). Wii была встречена положительными отзывами в прессе и стала самой продаваемой консолью своего поколения: общее число проданных экземпляров превысило 101 млн. Столь масштабный успех во многом был связан с маркетинговым решением Nintendo позиционировать Wii как семейный центр развлечений, позволяющий объединить за игрой людей разных возрастов. Тем самым компания избегала прямой конкуренции с консолями других компаний и расширяла демографические границы потенциальной аудитории.
Nintendo Switch
Nintendo Switch – гибридная консоль 8-го поколения, разработанная и выпущенная компанией Nintendo в 2017 г. Консолью можно пользоваться как портативным устройством, а также (при подключении к док-станции) как стационарной игровой системой, выводя изображение на телеэкран или монитор. Nintendo Switch оснащена двумя геймпадами, которые используются либо в съёмном виде (при беспроводном подключении), либо присоединёнными к корпусу консоли. Вместе с основной версией Nintendo Switch была выпущена её портативная модификация Nintendo Switch Lite (без съёмных геймпадов и без возможности подключения к телевизору или монитору), а в 2021 г. Nintendo реализовала Nintendo Switch OLED Model – версию консоли с OLED-экраном и улучшенными техническими характеристиками. По состоянию на 2023 г. Nintendo Switch оставалась третьей самой продаваемой консолью всех времён (в общем рейтинге, учитывающем портативные и стационарные системы), уступая Nintendo DS и PlayStation 2. Совокупное число проданных экземпляров консоли превышает 132 млн (Consolidated Sales Transition by Region). Среди наиболее популярных для индустрии релизов, вышедших на Nintendo Switch, – ролевая игра «The Legend of Zelda: Breath of the Wild» (2017) и её сиквел – «The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom» (2023), а также платформер «Super Mario Odyssey» (2017) (подробнее см. Nintendo Switch).
Влияние на массовую культуру
Многие консоли Nintendo оказали глубокое и долгосрочное воздействие на массовую культуру, особенно на кинематограф, комиксы и видеоигры. Значительное число персонажей, появившихся в играх Nintendo, стали неотъемлемой частью индустрии развлечений: водопроводчик Марио из серии «Super Mario Bros.», Тревор Бельмонт из франшизы «Castlevania» и Линк из серии «The Legend of Zelda».
Марио не только появлялся в многочисленных комиксах и мультсериалах, но также стал героем первой в истории экранизации видеоигры [«Супербратья Марио» («Super Mario Bros.», 1993, режиссёры А. Дженкел и Р. Мортон)], а также анимационного фильма «Братья Супер Марио в кино» («The Super Mario Bros. Movie», 2023, режиссёры А. Хорват и М. Еленик). Если первая экранизация провалилась в прокате и лишь позже приобрела культовый статус (будучи при этом далёкой от первоисточника), то версия 2023 г. стала одним из самых кассовых релизов года.
Серия игр «Castlevania» получила адаптацию в виде анимационного сериала для стриминг-платформы Netflix в 2017 г. (вышло 4 сезона), а также его спин-оффа «Castlevania: Nocturne», 1-й сезон которого вышел в 2023 г. Помимо этого в рамках франшизы выходили графические новеллы, манга-адаптации и книги.
Франшиза «The Legend of Zelda» была адаптирована в формате анимационного телесериала (выходил в 1989), а также ряда настольных игр и манга-комиксов.
Наиболее серьёзным оказалось воздействие консолей Nintendo на рынок видеоигр. Помимо того что многие видеоигровые системы использовали передовые на момент выпуска технологии, некоторые консоли (такие как Game Boy или NES) сами по себе стали яркими культурными артефактами, прочно связанными в массовом сознании с теми или иными историческими периодами. Так, в 1989 г. вышел американский фильм «Волшебник» («The Wizard», режиссёр Т. Холлэнд), сюжет которого строился на популярности NES и турнира по видеоиграм для этой консоли. Хотя в момент выхода фильм не стал кассовым хитом и получил негативные отзывы критиков, ретроспективно он обрёл культовый статус и начал расцениваться в прессе как предвестник растущего влияния индустрии видеоигр на сферу развлечений. В России одним из наиболее ярких примеров подобного влияния – хотя в косвенной форме – можно считать распространение с начала 1990-х гг. консоли Dendy, которая была региональной вариацией одной из тайваньских копий NES и стала одной из самых востребованных игровых систем на постсоветском рынке.