«Обитель зла» (серия фильмов)
«Оби́тель зла» (англ. «Resident Evil»), кинофраншиза, первый фильм которой снят по мотивам серии видеоигр «Resident Evil» (с 1996) японской компании Capcom. Центральным персонажем серии является девушка по имени Элис, которую сыграла американская актриса М. Йовович. В условиях зомби-апокалипсиса Элис борется с главным антагонистом франшизы – корпорацией «Амбрелла». Серия состоит из шести фильмов, выходивших с 2002 по 2016 гг. Британский режиссёр П. У. С. Андерсон написал сценарии всех серий и выступил в качестве режиссёра четырёх картин из шести.
История создания
В 1998 г. разработчик видеоигр, компания Capcom, наняла основателя жанра зомби-хоррора Дж. Э. Ромеро для создания телевизионного рекламного ролика игры «Resident Evil 2» (известной в Японии как «Biohazard 2»). Несмотря на то что ролик транслировался только в Японии, в студии Sony Pictures им были впечатлены. Руководители студии попросили Ромеро написать сценарий, основанный на игре, и снять по нему фильм.
Дж. Э. Ромеро написал первый черновик за шесть недель. В основе сценария лежали игровые персонажи, вступившие в борьбу с корпорацией «Амбрелла», Джилл Валентайн и Крис Рэдфилд, которые по сюжету оригинальной игры «Resident Evil» (1996) являются членами S.T.A.R.S. (Special Tactics and Rescue Service – Специальная Тактическая и Спасательная Служба), созданной при департаменте полиции Раккун-Сити. Ромеро максимально приблизил текст к событиям в игре, при этом внёс некоторые изменения, например включив в историю неуместные образы коренных американцев. Сценарий был настолько кровавым, что фильм получил бы рейтинг «NC-17» (для лиц старше 17 лет). В результате сценарий не был принят, а Ромеро отстранили от проекта.
В 2000 г. в качестве сценариста и режиссёра адаптации игры был приглашён П. У. С. Андерсон, у которого на тот момент был опыт экранизации видеоигры «Смертельная битва» («Mortal Kombat», 1995). В отличие от Ромеро, который не увлекался видеоиграми, Андерсон был фанатом серии «Resident Evil» и лично проходил несколько из них. Созданный Андерсоном сценарий отклонялся от сюжетной линии игры. Главная героиня Элис, роль которой исполнила М. Йовович, не оригинальный персонаж серии игр, а, по словам Андерсона, собирательный образ нескольких героинь (в основном Джилл Валентайн). Также сценарий Андерсона не предполагал большой бюджет, поэтому проект быстро одобрили.
Вышедший в 2002 г. фильм имел большой коммерческий успех, собрав 103,78 млн долл. при бюджете 33 млн долл., после чего П. У. С. Андерсону предложили продолжить сотрудничество. В итоге он писал сценарии ко всем фильмам франшизы. В двух из шести картин в связи с плотным графиком Андерсона режиссёрское кресло занимали другие кинематографисты: А. Уитт в фильме «Обитель зла 2: Апокалипсис» («Resident Evil: Apocalypse», 2004) и Р. Малкэй (Малкахи) в картине «Обитель зла 3» («Resident Evil: Extinction», 2007). Первый и все остальные фильмы Андерсон снимал сам. Кроме оригинальной картины это «Обитель зла 4: Жизнь после смерти» («Resident Evil: Afterlife», 2010), «Обитель зла: Возмездие» («Resident Evil: Retribution», 2012), «Обитель зла: Последняя глава» («Resident Evil: The Final Chapter», 2016).
Сюжет
Франшиза начинается с того, что главная героиня Элис просыпается с признаками амнезии в особняке и оказывается в окружении вооружённой группы. Герои разъясняют Элис, что она является главой службы безопасности корпорации «Амбрелла», а особняк – вход в «Улей» (в переводе также «Муравейник»), многоуровневый подземный комплекс, расположенный под городом Раккун-Сити. Цель группы, которую направила «Амбрелла», – спуститься в «Улей» и выяснить причину, по которой сработала защита «Красной королевы» (искусственный интеллект, управляющий «Ульем»). Дальнейший сюжет всей франшизы строится вокруг Элис, корпорации «Амбрелла» и Т-вируса, который стал прорывом в фармацевтической индустрии, но оказался биологическим оружием, способным превращать людей в зомби.
По мере развития событий франшизы меняются масштабы катастрофы, к которой приводит утечка Т-вируса, а также сфера влияния корпорации «Амбрелла», которая начинала как фармацевтическая компания и стала производителем биологического оружия мирового уровня. Корпорация «Амбрелла» в лице её главы Альберта Вескера и доктора Александра Роланда Айзекса стремится не только к коммерческой выгоде и монополии, но и к созданию расы сверхлюдей, которые в будущем будут населять планету. Поэтому корпорация, наряду с массовым уничтожением людей, занимается евгеникой, клонированием и прочими экспериментами.
Создавая сюжет, Андерсон взял за основу лишь идею игры и некоторых персонажей; так, в фильмах появляются монстры из игр «Resident Evil», некоторые члены команды S.T.A.R.S., которые в игре становятся протагонистами (Джил Валентайн, Крис Редфилд), и иные персонажи.
Критика и саундтрек
После выхода первой части в 2002 г. некоторые фанаты серии игр были разочарованы сценарием, отдалённо напоминавшим знакомый сюжет, другие признавали, что фильм получился удачным именно благодаря этому решению. Отзывы критиков были противоречивыми.
При создании сценария Андерсон вдохновлялся произведениями Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». В фильмах можно найти многочисленные отсылки к ним: главная героиня носит такое же имя, как и героиня Кэрролла, в сюжете фигурируют системы искусственного интеллекта «Красная королева» и «Белая королева», Элис попадает в наполненный зомби «Улей» через тайный вход, замаскированный под зеркало. «Красную королеву» Андерсон ввёл в фильм как оммаж компьютеру HAL 9000 из фильма «2001: Космическая одиссея» («2001: A Space Odyssey», 1968, режиссёр С. Кубрик) (Озгеналп. 2012. С. 110).
Некоторые стали называть «Обитель зла» «Матрицей» среди зомби-хоррора (Гафнер. 2017), подразумевая, что на концепцию фильма повлияла вышедшая в 1999 г. «Матрица» («The Matrix», режиссёры Ларри и Энди Вачовски). Особенно близка к «Матрице» третья часть франшизы, в которой были использованы аналогичные визуальные эффекты с летящими в режиме slow motion пулями. Критики также находили аналогии между «Обителью зла» и фильмом Г. дель Торо «Блэйд 2» («Blade II», 2002) (Newitz. 2010), с картинами «Чужие» («Aliens», 1986, режиссёр Дж. Кэмерон) и, что очевидно, «Ночь живых мертвецов» Дж. Э. Ромеро («Night of the Living Dead», 1968).
В качестве достоинства франшизы критики выделяли музыкальное сопровождение (Barker. 2016). Когда П. У. С. Андерсон запустил франшизу, у неё уже была выстроена определённая музыкальная линия с одноимёнными видеоиграми, в частности благодаря работе японского композитора Уэды Масами. Однако Андерсон обратился к музыканту Мэрилину Мэнсону и композитору М. Белтрами. Считается, что дуэт стал удачей для оригинального фильма (Barker. 2016).
Для сиквела «Обитель зла: Апокалипсис» музыку написал композитор Дж. Данна, создав классически оформленную партитуру с большим количеством струнных и тематических композиций и сохранив при этом индустриальный тон темы первой части. Саундтрек к третьему фильму был создан ветераном индустриального рока, имевшим опыт работы в хорроре, – Ч. Клоузером. Клоузер много лет играл на клавишных в группе Nine Inch Nails, прежде чем записать музыку для франшизы «Пила» («Saw»).
В последующих двух частях музыкальную преемственность поддержал дуэт Tomandandy. Для шестой и последней части франшизы П. У. С. Андерсон привлёк композитора П. Хаслингера, ранее написавшего музыку для серии фильмов «Другой мир» («Underworld»).
Влияние и перезапуск
«Обитель зла» стала одной их самых коммерчески успешных и популярных франшиз, созданных на основе видеоигр, а последняя часть – «Обитель зла: Последняя глава» – при бюджете 40 млн долл. собрала рекордные 312 млн долл. Спустя почти 20 лет после выхода первой серии «Обители зла» можно проследить, какое влияние серия оказала на кино- и игровую индустрию.
Так, создатель серии игр «Resident Evil» компания Capcom позаимствовала у П. У. С. Андерсона некоторые детали: лазерную ловушку из «Улья» и образ «Красной королевы». Будучи ограниченным в бюджете, Андерсон использовал в качестве локации первого фильма замкнутое пространство «Улья», что как ход переняли другие режиссёры – например, Г. Эванс в фильме «Рейд» («The Raid: Redemption», 2011) и П. Трэвис в фильме «Судья Дредд 3D» («Dredd», 2012).
Несмотря на то что оригинальный фильм не имеет наград и не был высоко оценён критиками, он стал классикой адаптации игр жанра survival horror, при этом не являясь классическим образцом зомби-хоррора (Павлов. 2013. C. 146). Режиссёр Дж. Кэмерон в интервью журналу Empire признавался, что пересматривать первую часть «Обители зла», которая, по его мнению, сделана довольно красиво, – одно из его постыдных удовольствий (Travis. 2020).
В 2017 г. глава студии Constantin film М. Мошкович заявил, что в разработке находится перезагрузка серии (Hopewell. 2017). Новая часть франшизы под названием «Обитель зла: Ракун-Сити» («Resident Evil: Welcome to Raccoon City») вышла в 2021 г. Сценарий писали Г. Руссо и британский режиссёр Й. Робертс, который также стал режиссёром проекта. Руссо ранее участвовал в создании сценария для перезагрузки фильма «Смертельная битва» («Mortal Kombat», 2021, режиссёр С. Маккуойд), созданного на основе видеоигры, а Робертс снял несколько фильмов ужасов и триллеров, в том числе: «Синяя бездна» («47 Meters Down», 2017), «Незнакомцы: Жестокие игры» («The Strangers: Prey at Night», 2018). Действие нового фильма переносится в 1998 г. в Раккун-Сити, среди главных персонажей: Леон Кеннеди, Клэр Редфилд и Крис Редфилд и члены команды S.T.A.R.S., которые в предыдущих фильмах были второстепенными действующими лицами.
Помимо перезапуска кинофраншизы Capcom совместно с Netflix осенью 2020 г. анонсировали создание компьютерного анимационного (CGI) сериала «Обитель зла: Бесконечная тьма» («Resident Evil: Infinite Darkness»), в котором задействованы те же протагонисты, что и в перезапуске, однако события происходят не в 1998 г., а в 2006 г. Проект возглавил японский режиссёр Хасуми Эйитиро.