Shoot 'em up
Shoot 'em up [от англ. shoot them up – перестреляй их всех; также shmup, STG (от япон. シューティングゲーム – англ. shooting game)], поджанр шутеров, в котором объект под управлением игрока должен уничтожать враждебные объекты с помощью огнестрельного оружия, попутно уворачиваясь от выстрелов, препятствий и иных источников урона персонажу. Игры этого жанра предлагают вид «сбоку» или «сверху-вниз» с использованием 2D-графики. STG можно считать древнейшим из шутеров и одним из первых жанров компьютерных игр.
Контролируемый игроком объект в этих играх чаще всего визуально и нарративно представляется как космический корабль, самолёт, танк или солдат. STG – зонтичный термин, объединяющий множество направлений, различающихся в зависимости от того, как движется объект под контролем игрока и ограничен ли уровень одним экраном.
В фиксированных шутерах объект под контролем игрока либо не может перемещаться (только поворачиваться), либо перемещается вдоль одной оси. Обычно в фиксированных шутерах весь игровой мир ограничен одним экраном (пример данного поджанра – «Space Invaders»). В мультинаправленном шутере объект под контролем игрока может двигаться свободно в пределах экрана (например, «Spacewar!»). В тоннельных шутерах объект под контролем игрока может перемещаться в пределах стен «тоннеля», по которому движется навстречу врагам и препятствиям, столкновений с которыми необходимо избегать (пример игры в этом поджанре – «Tempest» от компании Atari). Скролл-шутеры подразумевают возможность «прокручивать» игровой мир горизонтально или вертикально по мере движения объекта под контролем игрока. Шутеры типа run’n’gun сочетают в себе элементы скролл-шутера и платформера (типичные примеры – игры серии «Contra» или «Metal Slug»). Для поджанра STG bullet hell характерно большое количество врагов и/или снарядов, которые заполняют значительную часть экрана, и основная сложность состоит в том, чтобы защитить от них контролируемый игроком объект.
Историю жанра shoot ‘em up можно вести со «Spacewar!» – одной из первых видеоигр. Эту игру выпустили в 1962 г., её создали инженеры С. Рассел, Д. Эдуардс, М. Грац, П. Самсон, Р. Сандерс и С. Пайнер из Массачусетского технологического института для мини-компьютера DEC PDP-1. Применяя современную классификацию, можно сказать, что «Spacewar!» была многопользовательским (для двух игроков) двухмерным мультинаправленным шутером с видом сверху. В ней под управлением каждого игрока находился космический корабль, который мог свободно поворачиваться и двигаться в пределах экрана, а также стрелять «торпедами». Цель игры – попасть в корабль оппонента, избегая попадания в свой корабль, а также избегая столкновения со «звездой», находившейся в центре экрана. Таким образом, в «Spacewar!» можно заметить все ключевые элементы shoot ‘em up.
В течение 1960–1970-х гг. подобные «Spacewar!» видеоигры появились на аркадных автоматах. Взлёт популярности жанра shoot ‘em up связан с появлением игры «Space Invaders» от компании Taito Corporation в 1978 г. «Space Invaders» представляла собой однопользовательский фиксированный шутер, по сюжету которого игрок должен был, управляя зенитным орудием, расстреливать приближающиеся к земле корабли пришельцев. Несмотря на отсутствие мультиплеера, соревновательный аспект в игре всё же был: по окончании игровой сессии игроки могли просмотреть таблицу рекордов и внести в неё своё имя, если набрали больше очков, чем другие пользователи того же аркадного автомата. Набор очков и составление таблиц рекордов в дальнейшем стали нормой жанра.
Попытки повторить успех «Space Invaders» привели к появлению большого количества схожих игр и быстрому развитию жанра. В течение 1980-х гг. для аркадных автоматов были разработаны игры, которые сегодня классифицируются как скролл-шутеры. Первым из них можно считать «Defender» 1981 г. от компании Williams Electronics: в этой игре космический корабль под управлением игрока мог перемещаться вертикально и горизонтально и «прокручивать» не помещавшийся на одном экране игровой мир по горизонтали.
В конце 1980-х гг., в связи с ростом популярности кинобоевиков, появились STG, в которых в качестве объекта под управлением игрока выступал полицейский, солдат или иной «очеловеченный» протагонист. К числу таких игр можно отнести «Commando» от Capcom или «RoboCop» от Data East. Данная тенденция привела к развитию направления run’n’gun: в этих играх игрок контролирует протагониста-человека, который перемещается по уровню горизонтально и – с помощью прыжков – вертикально, уничтожая «вражеских солдат» или «преступников». Для этих игр уже характерны счётчики здоровья и патронов, а также возможность собирать полезные предметы, помогают повысить уровень персонажа. С конца 1980-х гг. игры жанра shoot ‘em up начинают в больших количествах выпускаться для домашних консолей и компьютеров.
В 1990-х гг. STG развивались преимущественно в графическом плане: возросшие мощности компьютеров теперь позволяли создавать текстуры и анимации лучшего качества. По мере того как 3D-игры (в том числе шутеры от первого и третьего лица) того времени предлагали всё больше в плане игровых механик и в визуальной выразительности, в STG развилось новое направление, которое позволило им сохранить свою значимость, – bullet hell. Наиболее известным примером современных видеоигр в жанре shoot ‘em up можно считать вышедший в 2017 г. «Cuphead» от компании StudioMDHR Entertainment, который сочетает в себе элементы run’n’gun и bullet hell.