«Resident Evil»
«Resident Evil» («Biohazard»), первая часть видеоигровой франшизы «Resident Evil» в жанре survival horror. Была разработана и издана компанией Capcom в 1996 г. Выпускалась на платформах Sega Saturn, PlayStation и персональных компьютерах (PC). Стала одной из первых однопользовательских игр жанра сурвайвал-хоррор от третьего лица. Продалась тиражом более 2 млн копий (Platinum Titles. 2023).
История создания
Разработка первой части «Resident Evil» началась в 1994 г. в компании Capcom. Рабочим наименованием проекта было «Bio-Real». Со временем проект превратился в «Biohazard». С таким названием игра вышла на территории Японии. Данное название не подходило для реализации продукта на европейском и американском рынках, поскольку на момент разработки игры несколько других медиапроектов имели такой же заголовок. Для решения проблемы внутри компании провели конкурс, с помощью которого было выбрано новое название для зарождающейся франшизы – «Resident Evil» (Elston. 2009).
Изначально при создании графики «Resident Evil» предполагалось использование полноценного 3D как для локаций, так и для игровых моделей, однако идея не была реализована из-за технических ограничений PlayStation. Для снижения нагрузки на устройство использовалась технология 2,5D. Это означало, что для игрового окружения были задействованы пререндеренные фоновые 2D-изображения, в то время как модели персонажей и монстров были выполнены в 3D-графике. Игроки видели локации с помощью фиксированных ракурсов внутриигровой камеры (Perron. 2018. P. 109), что позволяло создавать правдоподобное объёмное пространство. Ограничение обзора усиливало напряжённую атмосферу сурвайвал-хоррора. Появление врагов от этого было более внезапным, что вынуждало игроков изучать локации с большей осторожностью. В отличие от основной части игры, сюжетные видеоролики, демонстрируемые пользователям в начале и в конце прохождения, были представлены короткометражными сценами с живыми актёрами (Perron. 2018. P. 129).
В 2002 г. «Resident Evil» была зарегистрирована в Книге рекордов Гиннеса из-за проблем с озвучанием персонажей. Диалоги героев признаны худшими среди видеоигр того времени (Worst dialogue in videogame). Дело в том, что при создании озвучания актёрам предоставлялся переведённый японский сценарий, который не был локализован для естественного отыгрыша. Чтение также усложнялось завышенными требованиями относительно чёткости и ясности произносимых фраз, что лишало персонажей естественности в разговорах. Поскольку японские разработчики не говорили по-английски, а контроль со стороны отсутствовал, плохое озвучание попало в финальный проект. Вскоре после этого продюсер «Resident Evil» Миками Синдзи решил, что дальнейшая запись аудио для проектов не будет производиться на территории Японии (Interview With The Creators. 2003).
«Resident Evil» была обновлена и перевыпущена в 1997 г. под названием «Resident Evil: Director's Cut». Также проект получил одноимённый (с оригинальной игрой) ремейк в 2002 г. и «Resident Evil: HD Remaster» в 2015 г. Проекты были портированы на платформы Nintendo Switch, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One и PC. Сюжет обеих игр копировал историю первой части серии «Resident Evil», изменения касались только графики.
Сюжет
Игра начинается в июльскую ночь 1998 г. Элитное спецподразделение полиции S.T.A.R.S. (англ. Special Tactics and Rescue Service, «специальная тактическая и спасательная служба»), разделённое на команды «Альфа» и «Браво», отправляется в городок Раккун-Сити. Причиной вызова группы стал ряд загадочных смертей и исчезновений, произошедших в маленьком американском городе. Исследование территорий приводит к гибели членов команды «Браво», в то время как выжившие бойцы «Альфы» спасаются от стаи мутировавших собак в мрачном особняке.
Главными героями игры становятся оставшиеся в живых полицейские: Джилл Валентайн, Крис Редфилд, Барри Бёртон и Альберт Вескер. Здание, которое герои используют в качестве укрытия, оказывается небезопасным: там обитают зомби, нападающие на бойцов S.T.A.R.S. Пользователям, играя от лица членов команды «Альфа», предстоит выяснить, что произошло в Раккун-Сити, как появились зомби и можно ли это остановить.
Геймплей и развитие
Геймплей «Resident Evil» состоял из борьбы с монстрами и поиска предметов, необходимых для выживания и для продвижения по сюжету. Погружение в историю игрового мира происходило с помощью находимых отчётов, документов, дневников и других источников текстовой информации. Часто такие записки предоставляли не только данные о происходящем во вселенной «Resident Evil», но и давали подсказки по решению встречаемых загадок или помогали найти в локациях скрытые объекты. Инвентарь игроков был ограничен, что требовало менеджмента ресурсов и сочетания находимых предметов, например трав, для поддержания здоровья протагонистов (Perron. 2018. P. 118). Пользователям было доступно несколько видов оружия дальнего и ближнего боя: ножи, пистолеты, дробовики, гранатомёты и т. д. Врагов было несколько видов: игроку встречались рядовые противники-зомби и заражённые животные или монстры-боссы, обладающие силой и повышенным запасом здоровья. Боеприпасы предоставлялись в ограниченном количестве, что вынуждало избегать боя с группами врагов и провоцировало открытое противостояние. Помимо управления инвентарём и поддержания здоровья протагонистов, пользователям предстояло решать головоломки.
Первая игра серии стала источником вдохновения для книжных и киноадаптаций. В 2002 г. вышел первый фильм франшизы «Обитель зла». Новеллизацию игры под названием «Resident Evil: The Umbrella Conspiracy» осуществила С. Перри. Это стало первой книгой в серии романов «Resident Evil», написанных Перри. Роман объединяет истории Джилл Валентайн, Криса Редфилда и всех второстепенных персонажей в общее повествование.