«Resident Evil 4»
«Resident Evil 4» («Biohazard 4»), шестая часть видеоигровой франшизы «Resident Evil» в жанре survival horror. Разработана и издана компанией Capcom в 2005 г. Выходила на платформах Nintendo GameCube и PlayStation 2. Сюжет проекта раскрывает историю Леона С. Кеннеди и Ады Вонг – персонажей, встречавшихся в предыдущих играх франшизы.
История создания
«Resident Evil 4» создавалась на протяжении 6 лет. Разработка началась в 1999 г. Со временем игра была оптимизирована для консолей нового поколения. За всё время работы над «Resident Evil 4» выпускалось несколько демоверсий, а также ряд официальных трейлеров. Первая версия новой серии должна была рассказывать историю двух братьев в эпичном сеттинге, который не совпадал с атмосферой франшизы «Resident Evil». В итоге игра стала частью отдельной франшизы, дав начало разработке «Devil May Cry». Следующая редакция проекта, получившая название «Castle version», демонстрировалась в трейлере на Tokyo Game Show 2002 г. Вскоре после выставки E3 2002 г. история и техническое исполнение игры вновь подверглись переработке, а старый сценарий послужил основой для сурвайвал-хоррора «Haunting Ground». Второй трейлер был продемонстрирован на выставках Tokyo Game Show и E3 2003 г. На фестивалях стала доступна и первая демоверсия игры с новым сценарием – «Hallucination version», или «Hookman version» (Yasuhisa Kawamura Interview. 2012), которая позже была переименована в «Zombie version» и доработана до официального релиза 2005 г. выпуска.
«Resident Evil 4» выполнена в 3D-графике, что позволило использовать мобильную камеру, перемещавшуюся вместе с игровым персонажем (Xav de Matos. 2011; Horror video games ... 2009. P. 23). Качество и проработка окружения и моделей героев стали лучше, разрешение – чётче. Между версиями Nintendo GameCube и PlayStation 2 существовали некоторые графические различия. Так, на PlayStation 2 воспроизводились пререндеренные анимационные ролики, в то время как на GameCube они обрабатывались в реальном времени, задействуя игровые модели. Также на консоли PlayStation графические эффекты не были слишком детализированными, а количество полигонов уменьшено.
Музыку «Resident Evil 4» создавали композиторы Сэмбонги Мисао и Утияма Сюсаку. Игровые саундтреки выпускались отдельными изданиями и в альбомах совместно со звуковым оформлением других частей франшизы. В 2005 г. композиции появились на CD-дисках «Biohazard 4 Soundtrack Book» и вошли в сборник «Biohazard Sound Chronicle: Best Sound Box». Саундтрек перевыпускался в 2005 г. как «Biohazard 4 O.S.T». Позже музыка шестой части франшизы вошла в юбилейный альбом «Ten Years of Resident Evil – The Official Soundtrack» 2007 г. В 2009 и 2011 гг. мелодии «Resident Evil 4» выходили в комплекте со звуковым оформлением «Resident Evil CODE: Veronica» в альбоме «Biohazard CODE: Veronica & Biohazard 4 Original Soundtrack». Также в 2020 г. музыка проекта «Resident Evil 4 Original Soundtrack» была выпущена на грампластинках производства компании Laced Records по лицензии Capcom.
«Resident Evil 4» была перенесена на разные платформы, в том числе мобильные. В 2014 г. Capcom выпустила улучшенную версию проекта для персональных компьютеров с подзаголовком Ultimate HD Edition. Игра была доступна на платформах PlayStation 3, PlayStation 4, Nintendo Wii, Nintendo Wii U, Xbox 360 и Xbox One. Порт шестой части франшизы для Nintendo Switch вышел в свет в 2019 г., а VR-версия для Oculus Quest 2 появилась в октябре 2021 г.
Сюжет
Сюжет «Resident Evil 4» начинается спустя 6 лет после уничтожения городка Раккун-Сити, являющегося постоянной локацией серии, из-за произошедшего в нём инцидента распространения T-вируса. Агент Леон Скотт Кеннеди, служащий правительственной организации, отправляется в деревню в Испании для поиска и возвращения дочери президента США. Местные жители оказываются агрессивно настроены по отношению к чужаку и начинают атаковать главного героя. Леон отбивается от противников, попутно обследуя близлежащие здания. Так он находит бывшего полицейского и исследователя Луиса Серу, который обнаружил в деревне паразита Лас Плагас, превращающего жителей в зомби. Оказывается, что население следует верованиям культа под предводительством человека по имени Осмунд Сэддлер, который контролирует людей с помощью Лас Плагас. Планом злодея являлся захват власти с помощью передачи паразита президенту США через его дочь Эшли, с последующим управлением разумом лидера Америки. Узнав о происходящем, Леон направляется в местную церковь, где обнаруживает разыскиваемую девочку. Продолжая путь уже сообща, герои сталкиваются с несколькими мощными противниками и, узнав, что спасательный вертолёт был сбит, идут к местному замку, где их поджидает комендант Рамон Салазар. Он сообщает персонажам о том, что они заражены паразитом и их можно контролировать. Задачей Леона и Эшли становится побег из замка, а помогать им в этом будет Ада Вонг – агент, работающая на Вескера, деятельность которого связана с уже разорившейся корпорацией «Амбрелла» (англ. Umbrella), занимавшейся изготовлением биологического оружия.
Геймплей и развитие
Новая часть «Resident Evil» считается революционным проектом в индустрии своего времени, как минимум по отношению к самой франшизе (Perron. 2018. P. 211, 218). «Resident Evil 4» стала первой игрой серии, в которой реализован геймплей с видом от третьего лица с незафиксированной камерой, что привело к изменению многих игровых механик (Perron. 2018. P. 267). Некоторые функции были полностью обновлены под новый вид взаимодействия с окружением. Например, перестрелки стали более динамичными за счёт быстрого управления, стрельбы с прицеливанием из-за плеча и открытого пространства локаций (Interview: Resident Evil 4. 2004). В отличие от предыдущих частей франшизы, игру можно сохранять бесконечное количество раз, и для этого не нужно добывать специальные чернильные ленты. Перед прохождением, как и в предшествующих играх, пользователь может выбрать уровень сложности, выставление которого влияет на силу и скорость монстров. Игра изобилует эпизодами quick time event (QTE), во время которых пользователь должен следовать подсказкам на экране и быстро нажимать соответствующие кнопки. QTE появляются во время определённых сражений в режиме реального времени, а невыполнение комбинаций может привести к мгновенной смерти главного героя. Игроки управляют не только Леоном, но и Эшли в некоторых сюжетных главах. Большую часть прохождения пользователи могли давать девочке – компаньону команды для обеспечения её безопасности и выживания в опасном окружении. Также Эшли может попадать в труднодоступные места и тем самым помогать открывать новые локации. Поскольку, как и раньше, пользователям необходимо собирать припасы, система хранения предметов подверглась изменениям. Инвентарь оказался представлен сеткой, внутри которой можно поворачивать и более компактно располагать находимые аптечки, боеприпасы и оружие (Perron. 2018. P. 118). Если места для ресурсов не хватает, то проблема решается покупкой у торговца расширений инвентаря за игровую валюту, добываемую по ходу прохождения. Наличие торговца тоже стало новинкой. С помощью появлявшихся в магазине модификаций главный герой может обновлять оружие, упрощая себе последующие сражения с противниками (Perron. 2018. P. 396).
После прохождения основной части сюжета пользователям становятся доступны бонусные режимы: The Mercenaries, Assigment Ada и Separate Ways. В первой мини-игре даётся управление одним из пяти персонажей: Леоном С. Кеннеди, Адой Вонг, Альбертом Вескером, Джеком Краузером или Ханком. У каждого из них индивидуальный набор оружия, а также способности и варианты атаки. Цель мини-игры – уничтожение противников за определённое количество времени в 4 локациях сюжетной кампании. Вначале игроку доступен только Леон, но за получение очков и ранга не ниже четырёх звёзд открываются новые герои, а за получение пяти звёзд на всех зонах и персонажах давался бонусный пистолет Handcannon. В Assigment Ada пользователю нужно играть за Аду Вонг, отстреливая противников и собирая образцы Лас Плагас для Вескера. Последний режим, Separate Ways, представляет собой отдельную сюжетную ветку, главная героиня которой – вновь Ада Вонг. История дополнения идёт параллельно с основной, но на этот раз все события демонстрируются с точки зрения другого агента. При отыгрыше за Аду ранее недоступные локации становятся открытыми для изучения, а наличие у неё специального крюка даёт возможность забираться на возвышенности, ранее закрытые для персонажей основной сюжетной кампании.
Сюжет данной части серии «Resident Evil» послужил основой для нескольких адаптаций. После выхода проекта на PlayStation 2 Capcom выпустила CGI-фильм «Biohazard 4 Incubate», который подводил итоги в истории Леона и Ады. В набор с DVD-носителем входила бонусная брошюра, написанная в формате дневника, в которой рассказывалось о жизни в деревне до и после прибытия Осмунда Сэддлера. В 2008 г. вышел ещё один анимационный фильм, основанный на серии, – «Resident Evil: Degeneration» («Biohazard: Degeneration», режиссёр Камия Макото). В отличие от кинофраншизы «Обитель зла», действие «Degeneration» разворачивается в той же канонической вселенной, что и в оригинальных видеоиграх. Далее последовал сиквел «Resident Evil: Damnation» («Biohazard: Damnation», 2012, режиссёр Камия Макото), продолжавший историю персонажей вышедших игр серии.