Спин-офф (в популярной культуре)
Спин-офф (спинофф; от англ. spin off – отделяться, ответвляться), художественное произведение (чаще всего кинематографическое), которое основано на другом, созданном ранее произведении и развивает в самостоятельную историю один из его элементов (Loock. 2018). Спин-офф заимствует определённые составляющие оригинала, например персонажей (нередко второстепенных) или сеттинг. Его сюжет является ответвлением от изначального повествования и расширяет вселенную произведения.
Типология спин-оффов
Формат спин-оффа начал набирать популярность на американском телевидении в середине 20 в. В 1955 г. телеканал CBS запустил детский сериал «Приключения Чемпиона» («Adventures of Champion») – телеадаптацию одноимённой радиодрамы 1949 г. Главным героем сериала стал конь из другого известного телепроекта в жанре вестерна – «Шоу Джина Отри» («Gene Autry Show», 1950–1956). К середине 1970-х гг. производство спин-оффов на основе популярных сериалов стало распространённой практикой (Bellamy. 1990). Современные спин-оффы перешли из области телевидения в кинематограф.
Большой вклад в развитие формата спин-оффов внёс американский телепродюсер Ф. Силверман, одним из первых сумевший оценить финансовый потенциал таких проектов (Быков. 2017). Залогом их успеха служит популярность оригинала, привлечение аудитории образами полюбившихся персонажей и знакомых сеттингов и большой простор для фан-сервиса (Kilian. 2013).
Исследователи различают 3 вида спин-оффов (Bellamy. 1990). Наиболее популярными являются персонажные спин-оффы (character spin-offs), сюжет которых строится вокруг одного из второстепенных героев оригинального произведения. Например, «Лучше звоните Солу» раскрывает историю героя сериала «Во все тяжкие» – адвоката Сола Гудмана (псевдоним Джимми Макгилла), а фильм «Форсаж: Хоббс и Шоу» («Fast & Furious Presents: Hobbs & Shaw», 2019) фокусируется на второстепенных героях основной кинофраншизы «Форсаж» (с 2001).
Вторым видом спин-оффов являются ситуационные, или событийные, спин-оффы (situational spin-offs). События таких спин-оффов разворачиваются в диегезисе оригинального произведения и расширяют его вселенную, однако сюжет не фокусируется на уже известных героях. Например, каждая серия постапокалиптической аниме-антологии «Аниматрица» («The Animatrix», 2003) посвящена различным аспектам устройства вселенной серии фильмов «Матрица». Другой пример – серия фильмов «Фантастические твари» («Fantastic Beasts», 2016–2022), которая является частью вселенной «Волшебный мир» Дж. Роулинг и раскрывает особенности магического мира в Америке, а также охватывает события борьбы с тёмным волшебником Гриндевальдом, лишь кратко упомянутой в оригинальной серии фильмов о Гарри Поттере.
Последний вид спин-оффов – спин-офф с приглашённой звездой (англ. guest star spin off) имеет сходства с персонажным спин-оффом, т. к. в центре повествования также находится герой, ранее фигурировавший в другом произведении. Особенность таких спин-оффов состоит в том, что их герой не является одним из ключевых персонажей оригинального произведения, а появляется в нём разово, иногда в качестве камео. Например, главный герой криминального сериала «Закон и Гарри МакГроу» («The Law and Harry McGraw», 1987–1988) всего трижды эпизодически появлялся в детективном сериале «Она написала убийство» («Murder, She Wrote», 1984–1996).
Особенности формата
В зависимости от того, в каком временно́м промежутке развивается действие спин-оффа, он может быть как приквелом [например, сериал «Детство Шелдона» («Young Sheldon», с 2017) по отношению к «Теории большого взрыва» или анимационная франшиза «Кот в Сапогах» («Puss in Buts», 2011–2022) по отношению к «Шрэку»], так и сиквелом [например, сериал «Джоуи» («Joey», 2004–2006) по отношению к ситкому «Друзья» («Friends», 1994–2004).
Хотя термин изначально получил распространение в телевизионной и киноиндустрии, примеры спин-офф-произведений можно найти и в других видах искусства, например в литературе. Так, цикл произведений Дж. Д. Сэлинджера о семействе Глассов выступает спин-оффом к рассказу «Хорошо ловится рыбка-бананка» («A Perfect Day for Bananafish», 1948), а «Одиссею» Гомера ретроспективно можно рассматривать как литературный спин-офф (и продолжение) «Илиады».
Как правило, спин-оффы принадлежат к тому же жанру, что и оригинальное произведение, и часто создаются теми же авторами (Kilian. 2013). Однако бывают и исключения, в особенности если в основе спин-оффа лежит произведение, давно ставшее классикой, как, например, в случае с абсурдистской трагикомедией «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» («Rosencrantz & Guildenstern Are Dead», 1966), написанной английским драматургом Т. Стоппардом по мотивам пьесы «Гамлет» У. Шекспира.
В российском культурном контексте спин-оффы наиболее популярны в телеиндустрии. Так, популярный сериал «Кухня» получил 4 спин-оффа – персонажный («#СеняФедя», с 2018) и событийные («Отель Элеон», 2016–2017; «Гранд», 2018–2021; «Кухня. Война за отель», 2019–2020).