Marvel Comics
Marvel Comics (буквально – чудесные комиксы), американское издательство комиксов, одно из крупнейших и старейших в мире. Основано в 1939 г., под текущим брендом работает с 1961 г. Специализируется на супергеройском жанре. Действие всех комиксов издательства разворачивается в едином вымышленном мире, получившем название «вселенная Marvel», в пределах которого персонажи отдельных графических романов и новелл взаимодействуют и пересекаются друг с другом. Многие герои вселенной Marvel приобрели культовый статус в международной популярной культуре, например Человек-паук, члены команды Мстителей, Люди Икс, Стражи Галактики и др. Комиксы издательства неоднократно становились источником для видеоигр, анимационной продукции, а также игровых фильмов и сериалов. Образы персонажей активно используются в мерчандайзинге, сувенирах и иных товарах с атрибутикой вселенной Marvel, рассчитанной на все возрасты. Начиная с 2008 г. комиксы Marvel Comics экранизируются собственной киностудией компании – Marvel Studios. Стартовавший в том же году цикл фильмов и телесериалов, объединённый сквозным сюжетом, стал известен под названием Киновселенная Marvel и стал самой кассовой кинематографической франшизой в истории мирового кино.
История издательства
Marvel Comics существует под разными названиями с 1939 г. (под текущим брендом – с 1961) и вместе с компанией DC Comics составляет т. н. большую двойку издательств (Big Two Comics), контролирующих более половины американского рынка комиксов. В 2009 г. издательство вошло в состав компании The Walt Disney Company.
Издательство было основано американским издателем Мартином Гудманом, который в 1930-х гг. занимался выпуском бульварных журналов. В конце десятилетия Гудман обратил внимание на растущую популярность супергеройских комиксов про таких персонажей, как Супермен и Бэтмен, и открыл собственное издательство Timely Comics. В августе 1939 г. Timely опубликовало первый выпуск альманаха Marvel Comics, объединивший несколько коротких историй про различных супергероев от разных авторских команд. В числе прочих в этом альманахе появлялись персонажи Человек-Факел и Нэмор-Подводник, которые впоследствии были переосмыслены в рамках супергеройской вселенной Marvel. В частности, Нэмор стал главным антагонистом в сиквеле сольного фильма о Чёрной пантере «Чёрная Пантера: Ваканда навеки» («Black Panther: Wakanda Forever», 2022, режиссёр Р. Куглер) (Sanders. 2022).
Альманах быстро стал хитом продаж, и М. Гудман начал активно развивать супергеройское направление, собрав штат собственных сотрудников. Двое из них, редактор и сценарист Д. Саймон и художник Дж. Кирби, создали нового фронтмена вселенной Marvel – патриотического супергероя по имени Стивен (Стив) Роджерс, более известного как Капитан Америка, первый выпуск комиксов о котором вышел в марте 1941 г. В третьем выпуске в качестве автора короткой истории в прозе дебютировал Стэнли Либер. Гудман взял Либера, несовершеннолетнего двоюродного брата своей жены, на работу на должность офисного ассистента в 1939 г., но постепенно круг обязанностей молодого сотрудника расширялся. После того как в 1941 г. Саймон и Кирби ушли к конкурентам, Гудман назначил Либера редактором и тот стал основной творческой единицей издательства под псевдонимом Стэн Ли.
После окончания Второй мировой войны интерес к супергеройским комиксам заметно снизился, и М. Гудман принял решение перестроить издательство. В 1951 г. компания была переименована в Atlas Comics и переориентирована на выпуск комиксов в самых разных востребованных американским читателем жанрах (от юмористических и криминальных до военных и хоррора), однако большого коммерческого успеха эти эксперименты не снискали. Кроме того, в 1957 г. Гудман был вынужден передать распространение своих комиксов компании Independent News, принадлежавшей конкурирующему издательству National Periodical Publications (в будущем – DC Comics). Новый дистрибьютор потребовал радикально сократить количество ежемесячных релизов: вместо 40–60 комиксов компания Atlas начала выпускать 8–12 и была вынуждена существенно уменьшить штат. К концу десятилетия Гудман рассматривал возможность отказаться от комиксов как от неприбыльного направления, а ставший к тому времени фактически главным редактором издательства Стэн Ли, разочарованный необходимостью адаптироваться под популярные тренды, собирался покинуть индустрию (Шон Хау. 2019).
Новое поколение героев
К 1961 г., когда издательство сменило название на Marvel Comics, М. Гудман предложил Стэну Ли создать сюжет о команде супергероев по примеру ставшей весьма успешной супергеройской серии DC Comics «Лига справедливости» («Justice League», с 1960). Собиравшийся покинуть редакцию Ли решил напоследок сочинить комикс, нарушавший привычные жанровые каноны. Так родился первый выпуск серии «Фантастическая Четвёрка» («Fantastic Four», 1961), придуманный Ли в соавторстве с художником Дж. Кирби. Нетривиальный взгляд на супергероев как на обычных, неидеальных людей с изъянами и совмещение фантастического с повседневным резко выделяли «Четвёрку» на фоне других образцов жанра. Комикс быстро стал популярным, и издательство было в очередной раз переориентировано: основной продукцией вновь должны были стать супергерои, а авторы получили полный карт-бланш на реализацию своих идей, благодаря чему Ли отказался от планов покинуть компанию, став впоследствии одним из самых ярких представителей комикс-индустрии.
За героями Фантастической Четвёрки вскоре последовали такие персонажи, как Человек-паук, Халк, Тор, Люди Икс, Доктор Стрэндж, Железный Человек, которые встречались друг с другом в рамках одного повествования. Каждый из них нёс в себе и преодолевал какую-то фундаментальную проблему, травму, изъян или недостаток, что кардинально отличало их от прошлого поколения супергероев, идеальных, безупречных и непохожих на живых людей. Кроме того, большинство новых персонажей жили не в вымышленных, а в реально существующих американских городах (в основном в Нью-Йорке), что обеспечивало эффект узнавания и позволяло читателям идентифицировать себя с героями и их жизнью. Новая стратегия издательства привела не только к росту общественного интереса к комиксам и супергероям вообще, но и к стремительному росту продаж – если в 1961 г. Marvel Comics за год продавало 18 млн экземпляров своих комиксов, то к 1965 г. этот показатель достиг 32 млн. К концу десятилетия, после того как М. Гудман сменил дистрибьютора и тем самым избавился от навязанного ограничения на количество выходящих ежемесячно серий, Marvel Comics впервые начало обгонять DC Comics по продажам; с тех пор издательство устойчиво обгоняет своего главного конкурента. Совокупно Marvel Comics и DC Comics в разные годы контролировали от 60 до 70 % американского рынка комиксов (Big Two comic publishers ... 2014).
В 1968 г. М. Гудман продал Marvel Comics компании Perfect Film & Chemical Corporation, которая спустя два года сменила название на Cadence Industries. В 1980 г. Cadence запустила теле- и киностудию Marvel Productions, производившую преимущественно анимационные сериалы по мотивам комиксов. Издательство Marvel Comics и Marvel Productions вместе образовывали более крупное подразделение Cadence под названием Marvel Entertainment Group.
В 1972 г. М. Гудман покинул пост издателя. Эту должность занял С. Ли, который с этого времени отошёл от написания сценариев комиксов на постоянной основе. Постепенно Ли отстранился и от прямого управления компанией, оставшись её самым узнаваемым публичным лицом. В 1980-х гг. Ли сосредоточился на производстве экранизаций комиксов Marvel, а в 1996 г. окончательно лишился любых формальных постов в компании, переключившись на собственные проекты. Тем не менее до самой смерти в 2018 г. Ли сохранял связь с компанией Marvel, ежегодно получая крупный гонорар в обмен на участие в различных промоакциях и камео практически во всех экранизациях комиксов издательства (Batchelor. 2017).
Marvel как трансмедийная вселенная
В 1980–1990-х гг. издательство Marvel успешно расширяло своё присутствие на рынке комиксов, выпуская большое количество серий в различных поджанрах, ориентируясь на популярные культурные тренды. Некоторые комиксы сразу получали значительное признание со стороны публики и профессионального сообщества [к примеру, «Люди Икс» («Uncanny X-Men», 1978–1991) сценариста Криса Клэрмонта или «Сорвиголова» («Daredevil», 1979–1983) сценариста Ф. Миллера], другие имели беспрецедентный коммерческий успех [кроссовер «Секретные войны» («Secret Wars», 1984–1985)]. Популярность персонажей вселенной Marvel вышла за пределы круга читателей печатных комиксов благодаря наращиванию производства мультипликационных и игровых телесериалов по их мотивам. Начиная с 1982 г. на основе комиксов издательства стали регулярно выходить и видеоигры. Первый полнометражный художественный фильм по мотивам комиксов Marvel вышел в 1986 г. и назывался «Говард-утка» («Howard the Duck», режиссёр Уиллард Хайк). Картина провалилась в прокате и была крайне низко оценена критиками.
После ликвидации Cadence в 1986 г. Marvel Entertainment Group перешла под управление компании New World Entertainment. Новые владельцы не захотели разбираться с разразившимся кризисом на рынке распространения комиксов и спустя три года продали Marvel Comics частному инвестору Роналду Перельману. Сочетание нескольких факторов (новый, более глобальный кризис на североамериканском рынке комиксов, одновременный уход нескольких ключевых авторов, основавших конкурирующую компанию Image, и рискованные экономические практики Перельмана) привело к тому, что в декабре 1996 г. Marvel Entertainment Group объявила себя банкротом в федеральном суде. От разорения её спас американский производитель игрушек Toy Biz, который приобрёл компанию и преобразовал её в новую структуру – Marvel Enterprises (Ван Ленте. 2019).
Новым владельцам помимо прочего предстояло восстановить эффективность работы издательства. В качестве антикризисных мер обновлённое руководство запустило линейку комиксов Ultimate Marvel, предназначенную для нового поколения читателей, начало массовый выпуск сборников комиксов в мягкой и твёрдой обложках, что обеспечило издательству выход в новый сегмент книжной торговли и совершенно новую аудиторию, которой была чужда традиционная ежемесячная модель публикации серий. Кроме того, издательство Marvel стало активнее выпускать комиксы для взрослой аудитории, принимая во внимание, что значительная часть их лояльной читательской базы давно преодолела 18-летний рубеж и её потребительские запросы существенно изменились (Burlingame. 2022).
Принятые меры позволили издательству восстановить позиции после кризиса конца 1990-х гг., и третье тысячелетие для компании Marvel началось с новых и на этот раз успешных экранизаций комиксов, которые дополнительно повысили узнаваемость персонажей во всём мире. Успех таких фильмов, как «Блэйд» («Blade», 1998, режиссёр Стивен Норрингтон), «Люди Икс» («X-Men», 2000, режиссёр Брайан Сингер) и «Человек-паук» («Spider-Man», 2002, режиссёр Сэм Рейми), радикально изменил отношение аудитории к экранизациям супергеройских комиксов и продемонстрировал коммерческий потенциал жанра. Экранизации от разных студий начали выходить в прокат практически ежегодно, и в 2008 г. киностудия Marvel, ранее занимавшаяся лицензированием сюжетов и персонажей для других компаний, начинает собственное производство фильмов в рамках общей киновселенной. В 2009 г. Marvel Entertainment (в 1998–2005 – Marvel Enterprises) была поглощена компанией The Walt Disney Company. Киновселенная Marvel получила финансовую и маркетинговую поддержку одной из крупнейших кинокомпаний мира и стала самой коммерчески успешной кинофраншизой в истории мирового проката (Movie franchises).
Всемирное признание киновселенной в начале 21 в. возвело персонажей вселенной Marvel в статус повсеместно узнаваемых и общепризнанных поп-культурных образов. К началу 2020-х гг. герои находились на абсолютном пике своей популярности, они были знакомы и любимы сразу несколькими поколениям читателей и зрителей. Вселенная Marvel оказала огромное влияние на индустрию развлечений, ежегодно производящую множество сопутствующих товаров, сувениров и игрушек, помимо комиксов и экранизаций. Кроме того, она стала предметом гуманитарных академических исследований.