«God of War» (франшиза)
«God of War», видеоигровая франшиза в жанре приключенческого экшена. Первая часть издана компанией Sony Computer Entertainment в 2005 г. Разработкой серии занимались отдел корпорации-издателя Santa Monica Studio, сторонние студии Ready at Dawn и Wholesale Algorithms и др. Сюжет каждой игры серии представляет собой отдельную историю, повествующую о судьбе спартанского военачальника и бога войны Кратоса.
Будучи обманутым высшими силами, Кратос решил сразить их, чтобы отомстить за убийство своей семьи. Он убил олимпийских богов одного за другим и обратился за помощью к титанам, чтобы свершить правосудие над богами. После свержения жителей Олимпа Кратос направился странствовать во миру и пришёл в Мидгард, где обрёл новую семью в лице воительницы Фэй и их общего сына Атрея. Вскоре после смерти новой жены отец с сыном отправились в путешествие по холодным землям Скандинавии, где они вместе противостоят мифологическим существам северных народов.
Игры серии считаются лучшими представителями жанра экшен. Франшиза получила множество наград. Некоторые части серии были портированы на последние поколения консолей и персональные компьютеры (ПК). С 2005 по 2022 гг. игры франшизы были проданы в количестве более 51 млн копий по всему миру. Высокие продажи и поддержка «God of War» пользовательской аудиторией привели к распространению игр в других сферах медиа – в комиксах и романах-адаптациях.
Разработка первой части франшизы «God of War» началась в 2002 г., а впервые ознакомиться с игрой пользователи смогли на фестивале E3 2004 г. Проект вышел в свет в 2005 г. на платформах PlayStation 2 и в 2010 г. на PlayStation 3. При создании игрового окружения и моделей разработчики вдохновлялись древнегреческими мифами. Во многом проект напоминал игру «Prince of Persia», разработанную и выпущенную компанией Brøderbund в 1989 г. Модели персонажей и предметов инвентаря были выполнены в 3D-графике, геймплей осуществлялся с видом от третьего лица. Игровой процесс «God of War» основан на сражениях с многочисленными противниками, преодолении препятствий в режиме платформера и решении головоломок. Для борьбы с врагами пользователи могут использовать несколько видов оружия и магических способностей, для которых существует ряд приёмов и комбинаций для осуществления мощных атак (Lewis. 2012). Официальная новеллизация игры написана Мэтью Стовером и Робертом Э. Вардеманом (Stover. 2010). Сюжет игры лёг в основу серии комиксов компании Wildstorm.
Работа над сиквелом под названием «God of War II» началась почти сразу после выхода первой части «God of War». Новый проект впервые был продемонстрирован на мероприятии Game Developers Conference 2006 г. (Nix. 2006), а позднее – на фестивале E3 того же года. Игра выходила на платформах PlayStation 2, PlayStation 3 и PlayStation Vita. Сюжет проекта продолжал историю Кратоса и его борьбы с Олимпом. Геймплей остался прежним, но был дополнен большим количеством схваток. Каждая сцена демонстрировалась игрокам в реальном времени, а не при помощи предзаписанных анимационных роликов (Burman. 2007). «God of War II» была новеллизирована Робертом Э. Вардеманом и опубликована издательствами Del Rey Books и Titan Books в феврале 2013 г.
Разработка «God of War: Betrayal» была начата в 2007 г. компанией Sony Pictures Digital совместно с Javaground и WayForward Technologies. Проект выпускался исключительно на мобильных платформах. Чтобы обойти ограничения памяти устройств, разработчиками было принято решение о проработке и подборе специальной палитры уровней, которая бы не «утяжеляла» игру и не влияла бы на её производительность (Yoon. 2007). Графика «God of War: Betrayal» выполнена в 2D, имитирующем 3D-пространство. Геймплей новой части серии состоит из преодоления препятствий в режиме платформера, боёв с мифическими монстрами и решения несложных головоломок с передвижением объектов. Игра «God of War: Betrayal» была официально признана каноничным продолжением серии, хотя никогда не была адаптирована для консолей и ПК (Paprocki. 2007).
«God of War: Chains of Olympus» была выпущена в 2008 г. на портативной платформе PlayStation Portable (сокр. PSP). После нескольких патчей производительность игры улучшилась, что сделало прохождение более приятным для пользователей как с визуальной, так и геймплейной точки зрения (Yoon. 2008). Игра представляет собой приквел к первой «God of War». Геймплей «God of War: Chains of Olympus» включает в себя бои с противниками, решение головоломок различной сложности и преодоление препятствий в режиме платформера. В 2008 г. проект номинировался на премию «Лучшая портативная игра» («Best Handheld Game») на шоу Spike Video Game Awards (Kietzmann. 2008). Позже игра была обновлена и перевыпущена в 2011 г. как часть коллекции «God of War: Origins» для консоли PlayStation 3. Вдобавок игра вошла в сборник «God of War Saga» 2012 г.
В 2010 г. во время фестиваля E3 демонстрировалась новая часть серии под названием «God of War: Ghost of Sparta». Игра была портирована эксклюзивно на платформу PSP. Проект дополнял историю Кратоса, а его продолжительность была увеличена по сравнению с предшествующей игрой. Геймплей «God of War: Ghost of Sparta» не отличается от игрового процесса предыдущих частей франшизы (Sundberg. 2010). В 2011 г. проект вошёл в коллекцию «God of War: Origins», а в 2012 г. – в сборник «God of War Saga» в рамках специального издания франшизы для платформы PlayStation 3.
Работа над «God of War III» началась ещё в 2007 г. после выпуска «God of War II». На выставке E3 2009 г. была показана боевая система и обновлённая графическая составляющая будущей части серии. Игра появилась на прилавках в 2010 г. Изменились взаимодействия моделей персонажей и качество анимации (Gallagher. 2009). Также появились новые ракурсы камеры: во время сражений с крупными противниками она перемещалась в сторону от боя или переключалась на вид от первого лица (Yoon. 2010). Геймплей «God of War III» включает в себя те же элементы геймплея, что и другие части франшизы. Игрокам необходимо разгадывать загадки, участвовать в боях с монстрами и преодолевать препятствия в режиме платформера. В 2011 г. проекту была присуждена награда Британской академии кино и телевизионных искусств (British Academy of Film and Television Arts, сокр. BAFTA) «За художественные достижения», а также номинации в категориях «Экшен» и «Игровой процесс». В 2012 г. игра вошла в коллекционные издания серии «God of War: Origins Collection» и «God of War Saga», а в 2015 г. была обновлена и портирована на платформы PlayStation 4.
Очередной приквел к первой игре франшизы под названием «God of War: Ascension» был выпущен в 2013 г. и портирован на платформу PlayStation 3. Геймплей основной части проекта представлен одиночной сюжетной кампанией, состоящей из боёв с монстрами, преодоления препятствий, решения головоломок и поиска предметов. Новинкой стал многопользовательский режим, бета-тестирование которого началось ещё в 2012 г. (Papy. 2012). Игрокам доступно несколько видов мультиплеерных матчей, в которых максимальное количество участников достигает 8 человек. В каждом командном матче пользователей случайным образом разделяют на троянцев и спартанцев. В качестве дополнительного контента был выпущен комикс «Rise of the Warrior», разгадав загадки которого игроки получали дополнительные очки и предметы для мультиплеера. В 2014 г. «God of War: Ascension» была номинирована на награду Гильдии сценаристов Америки (Writers Guild of America Award) за выдающиеся достижения в написании игрового сценария и премию в категории «Выдающееся достижение в области звукового дизайна» (Outstanding Achievement in Sound Design) на церемонии D.I.C.E. Awards (Kaufman. 2014).
Новая часть «God of War» была презентована на выставке Е3 (2016) и издана в 2018 г. на платформах PlayStation 4 и ПК. Сюжет игры является продолжением истории Кратоса, но события разворачиваются уже не в Древней Греции, а на территории Скандинавии (Paget. 2016). Особенностью проекта стало отсутствие экранов загрузки и затемнений, обозначающих переход между локациями, – всё происходило «единым кадром». Геймплей изменился, т. к. помимо Кратоса пользователи могли частично управлять второстепенным персонажем, сыном главного героя по имени Атрей. Теперь два протагониста участвовали в боях с монстрами, преодолении препятствий и решении загадок. Игра получила награды Golden Joystick Awards 2018 г. в категориях «Лучший сценарий», «Лучший видеодизайн», «Лучший аудиодизайн» и «Игра года для платформы PlayStation». Новая часть франшизы стала игрой года по версии The Game Awards 2018 г. и D.I.C.E. Awards 2019 г. В 2020 г. игра была портирована на платформу PlayStation 5.
В 2005 г. был анонсирован фильм по мотивам первой «God of War». Над его созданием должна была работать компания Universal Studios. С тех пор проект переходил из одной студии в другую, а сценарий многократно переписывался. Киноадаптация игровой серии «God of War» не состоялось. Несмотря на это, по мотивам вышедших игровых проектов были выпущены серии комиксов и несколько книг, дополняющие историю вымышленной вселенной. Новеллизации написаны Мэтью Стовером и Робертом Э. Вардеманом и номинированы на премию Международной ассоциации писателей в категории «Лучший адаптированный роман».