«Devil May Cry» (серия видеоигр)
«Devil May Cry», видеоигровая франшиза в жанре приключенческого экшена. Первая часть издана компанией Capcom в 2001 г. Разработкой серии занимались отделы корпорации-издателя Capcom Production Studio 4, Capcom Production Studio 1 и Capcom Access Games, а также сторонняя студия Ninja Theory. Сюжет каждой игры серии представляет собой отдельную историю, рассказывающую о приключениях охотника за демонами по имени Данте.
Франшиза представлена популярными видеоиграми жанра экшена. Продажи серии составляют 25 млн копий (Game Series Sales) в период с 2001 по 2022 гг. Большая часть серии была портирована на последние поколения консолей и ПК (персональные компьютеры). Франшиза «Devil May Cry» имеет широкую аудиторию, что привело к её популяризации за пределами игровой индустрии за счёт выпуска многочисленных комиксов, манги, романов и анимационных адаптаций.
Вселенная игры и сюжет
События серии «Devil May Cry» происходят во вселенной, где мир людей тесно связан с царством демонов. Главным героем является охотник на монстров Данте – наследник Спарды, восставшего демона, некогда боровшегося на стороне смертных. Во франшизе отсутствует единая линия повествования, но в ней есть постоянные персонажи. Основа сюжета проектов базируется на том, что городу, в котором находится тот или иной протагонист, начинают угрожать потусторонние силы. Будучи охотником на демонов, главный герой начинает бороться со всё прибывающими группами противников, выясняя, кто стоит за их призывом. Таким образом, каждая из частей серии рассказывает отдельную историю, а место действия постоянно меняется.
Игры содержат отсылки к различным литературным произведениям и европейской культуре. Имена протагонистов, Данте и Вергилия, вдохновлены героями «Божественной Комедии» Данте Алигьери, а антагонист третьей части франшизы, Аркхем, назван в честь города, упоминаемого в произведениях Г. Ф. Лавкрафта. Одного из героев пятой части франшизы, читающего стихи, часто называют У. Шекспиром. В серии игр встречаются мифологические существа, сошедшие со страниц произведений поэта У. Блейка. Например, таковым является демон Уризон из «Devil May Cry 5», чей образ позаимствован из «Видения дщерей Альбиона» 1793 г. и «Книги Уризена» 1794 г.
Становление и развитие франшизы
Разработка первой части франшизы «Devil May Cry» началась в 1999 г. С видеоигровым проектом пользователи познакомились в 2001 г. Источником вдохновения стала «Божественная комедия» Данте Алигьери (Itsuno. 2006). Изначально игра появилась на платформе PlayStation 2, позже была адаптирована для ПК (персональные компьютеры) и консолей PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One и Nintendo Switch. Проект задумывался как часть серии «Resident Evil», но в итоге положил начало отдельной франшизе. Модели персонажей, предметы инвентаря и окружение выполнены в 3D-графике. При создании локаций разработчики вдохновлялись готической европейской архитектурой. Игровой процесс осуществлялся с видом от третьего лица. Геймплей первой «Devil May Cry» состоит из изучения локаций и сражения с противниками в отдельных миссиях. Для борьбы с врагами пользователи могли использовать несколько видов оружия и способностей, для которых существует ряд приёмов и комбинаций, позволяющих осуществлять мощные атаки (Mikami. 2012). Каждый уровень оценивался в зависимости от эффективности игрока во время боёв с монстрами. Ранг обозначался буквами латинского алфавита: «D» выступал в качестве низшей оценки, «A» и «S» – высших.
Создание сиквела «Devil May Cry 2» началось сразу после выхода оригинальной игры «Devil May Cry». Разработка была передана новому отделу компании Capcom. Первый трейлер проекта демонстрировался на фестивале E3 2002 г. Игра выходила на платформах PlayStation 2, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One и ПК. Сюжет продолжал историю первой части. Геймплей сиквела остался таким же и в основном состоял из боев с монстрами. Боевая система была дополнена новыми механиками уклонения и переключения между доступными видами оружия. Каждая миссия оценивалась в зависимости от ранга стиля боя пользователя.
Первый трейлер «Devil May Cry 3: Dante’s Awakening» был продемонстрирован на фестивале E3 2004 г. Проект вышел на платформах PlayStation 2 и ПК в 2005 г. Сложность игры варьировалась в зависимости от региона выпуска. В третьей части визуальная составляющая проекта выполнена в 3D-графике. Были переработаны локации и система сражений (Game series sales // Capcom). Перед каждой миссией пользователи могли выбрать определённый стиль боя, каждый из которых влиял на эффективность снаряжения и мощность приёмов.
«Devil May Cry 4» была продемонстрирована на фестивалях E3 и Tokyo Game Show в 2005 г. (IGN. 2011). Проект вышел на платформах Xbox 360, PlayStation 3 и ПК в 2008 г. Игровой процесс «Devil May Cry 4» в основном состоял из боев с монстрами во время отдельных миссий. Игра была разделена на части, которые проходились от лица двух отдельных персонажей – охотников на демонов Неро и Данте. Как и в «Devil May Cry 3: Dante’s Awakening», у пользователей был доступ к четырём стартовым стилям боя, выбираемым перед началом миссии, но он мог быть изменён в процессе сражения. В феврале 2011 г. была выпущена «Devil May Cry 4 Refrain», которая представляла собой версию для мобильных устройств.
Работа над «DmC: Devil May Cry» началась в 2010 г. В том же году на фестивале Tokyo Games Show демонстрировался первый трейлер проекта. Игра была портирована на платформы Xbox 360, Xbox One, PlayStation 3, PlayStation 4 и ПК. Проект стал переосмыслением оригинальной «Devil May Cry». Графическая составляющая проекта была изменена по сравнению с номерными частями серии, а дизайн главного героя, Данте, переработан для привлечения новой аудитории (Reilly. 2012). Геймплей «DmC: Devil May Cry» не отличался от игрового процесса предыдущих игр франшизы. Каждая миссия оценивалась в зависимости от заработанной игроками оценки стиля боя.
Работа над «Devil May Cry 5» продолжалась с 2013 по 2019 гг. В 2018 г. на фестивале E3 был показан первый трейлер проекта. Пятая часть франшизы выходила на платформах Xbox One, Xbox Series XS, PlayStation 4, PlayStation 5 и ПК. Визуальная составляющая игры была выполнена при помощи графического движка RE Engine, применявшегося впервые ещё в «Resident Evil 7: Biohazard» (Itsuno. 2018). Игровой процесс «Devil May Cry 5» состоял из сражений с демонами и исследования локаций. Пользователям были доступны три персонажа, от лица которых они могли проходить доступные миссии. Успешность выполнения заданий на каждом этапе определяется рангом стиля боя.
Влияние
Серия игр «Devil May Cry» получила множество адаптаций за пределами игровой индустрии. Существуют новеллизации первых частей франшизы: «Devil May Cry Volume 1» и «Devil May Cry 2», написанные Гоикэда Синъя и выпущенные сначала в Японии издательством Kadokawa Shoten Publishing Co., а позже компанией Tokyopop на европейском рынке. Также по мотивам игр было создано аниме «Devil May Cry: the Animated Series Volume 1», дебютировавшее на ТВ в Японии в 2007 г. Ранее, в 2005 г., третья часть франшизы получила официальный приквел в виде манги – адаптации «Devil May Cry 3». Двухтомное сюжетное дополнение в виде комикса «The Devil May Cry 4: Deadly Fortune» имеет четвёртая игра серии, но оно выпускалось исключительно на японском языке. В 2013 г. в свет вышел графический роман «DmC: Devil May Cry: The Chronicles of Vergil», обогащавший историю «DmC: Devil May Cry». В 2019 г. вышло произведение «Devil May Cry 5: Before the Nightmare», являвшееся приквелом к игре «Devil May Cry 5».