«Resident Evil 3: Nemesis»
«Resident Evil 3: Nemesis» («Biohazard 3: Last Escape»), 3-я часть видеоигровой франшизы «Resident Evil» в жанре survival horror. Была разработана и издана компанией Capcom в 1999 г. Выпускалась на платформах PlayStation, Sega Dreamcast, Nintendo GameCube и PC (персональные компьютеры). Проект стал мидквелом 1-й и 2-й частей серии, дополнив историю вышедших игр франшизы «Resident Evil».
История создания
После успеха игры «Resident Evil 2», продажи которой составили 4,96 млн копий (Platinum Titles. 2011), началась разработка следующей части. Первая версия 3-й серии «Resident Evil» демонстрировалась на выставке E3 1999 г. Изначально игра имела иную нумерацию – «Resident Evil 1.9», т. к. не считалась полноценным продолжением вышедших частей франшизы. Позже проект получил название «Resident Evil 3», которое впоследствии было дополнено подзаголовком «Nemesis». На поздних этапах разработки новая игра была показана на Tokyo Game Show. Во время фестиваля демонстрировалась видеозапись игры, сам игровой процесс не был доступен публике для непосредственного ознакомления. После презентации компания-издатель подтвердила некоторые детали, касающиеся сюжета и выпуска проекта. Например, задолго до релиза финальной версии стало известно, что игра будет портирована на платформу PlayStation, а также что её действие будет происходить за несколько дней до и после событий «Resident Evil 2».
Визуально «Resident Evil 3: Nemesis» мало отличалась от игры-предшественницы, т. к. оба проекта разрабатывались на основе одного и того же игрового движка. Число противников, появлявшихся на экране, увеличилось, качество моделей возросло за счёт большего количества полигонов. Локации всё ещё были выполнены в 2D-графике, демонстрирующая их камера осталась зафиксированной, как и в первых сериях франшизы (Perron. 2018. P. 263).
Саундтрек «Resident Evil 3: Nemesis» был написан композиторами Уэдой Масами, Утиямой Сюсаку и Маэдой Саори. Музыка из игры была включена в несколько альбомов-сборников, которые содержали записи звуков и мелодий ранних игр серии. В 2005 г. композиции вошли в сборник «Biohazard Sound Chronicle: Best Sound Box», который известен за пределами Японии как «Resident Evil Sound Chronicle Best Track Box». Позже саундтрек 3-й части франшизы стал частью юбилейного альбома «Ten Years of Resident Evil – The Official Soundtrack» 2007 г. В 2020 г. музыка проекта «Resident Evil 3: Nemesis Original Soundtrack» была выпущена на грампластинках производства компании Laced Records по лицензии Capcom.
В 2020 г. на платформах PlayStation 4, Xbox One и PC был выпущен ремейк 3-й части франшизы. Как и в случае с переизданием «Resident Evil 2» в 2019 г., в новой версии был изменён геймплей и сюжет оригинала. Изначально информация о проекте держалась в секрете, поэтому на этапе разработки он получил кодовое название «Escape». Помимо компании-издателя, созданием игры занималась его дочерняя студия Capcom, K2 Co., Ltd, а также студия NeoBards. В ремейке «Resident Evil 3» пользователи бо́льшую часть времени играли за Джилл Валентайн. Второстепенные персонажи получили больше экранного времени, что расширило сюжет оригинала. В игре используется игровой движок RE Engine, как и в игре «Resident Evil 7: Biohazard» (2017). Данное обновление позволило сделать фотореалистичную графику и улучшить визуальные эффекты. Камера переместилась за спину игровых персонажей и была подконтрольна игрокам. В геймплее были следующие изменения: боевая система обновилась и стала более современной и направленной на экшен; уклонение сохранилось, при этом добавилась функция quick time event (QTE). При включении QTE на экране появлялись подсказки, которые показывали пользователям, какие кнопки следовало нажимать для высвобождения из захвата противниками или для совершения действий в напряжённые игровые моменты. После первого прохождения ремейка игроки могли совершенствовать оружие и получать костюмы через новую систему магазина: во время игры зарабатывались баллы, которые после использовались для получения эксклюзивных предметов.
Сюжет
Сюжет «Resident Evil 3: Nemesis» начинается за сутки до событий «Resident Evil 2». Спецагент Bioterrorism Security Assessment Alliance (BSAA, англ. Альянс противодействия биотерроризму) Джилл Валентайн прибывает в Раккун-Сити для расследования дела о биотерроризме. На территории населённого пункта произошёл инцидент, связанный с корпорацией «Амбрелла», которая занималась производством биологического оружия. Из-за вспышки нового вируса большинство местных жителей мутировали в зомби, что превратило Раккун-Сити в город-призрак, населённый опасными врагами. Главная героиня оказывается окружена множеством противников, что вынуждает её искать укрытие. Прибыв в местный полицейский участок, Джилл Валентайн сталкивается с одним из «самых ужасных и самых опасных существ» (англ. most horrible and most threatening creatures) – Немезисом (Horror video games. 2009. P. 130).
Впоследствии Немезис стал не только главным антагонистом проекта, но и символом 3-й части «Resident Evil». После того как главной героине удаётся спастись от монстра, она встречает оставшихся в живых наёмников, ранее состоявших в отряде Umbrella Biohazard Countermeasure Service (UBCS, англ. Служба противодействия биологической опасности корпорации «Амбрелла»). Так Карлос Оливейра, Николай Зиновьев и Михаил Виктор объединяются с Джилл Валентайн и начинают продвигаться к часовой башне, откуда их должен забрать спасательный вертолёт. Однако героям не удастся сбежать, т. к. Немезис будет преследовать их до самого конца, чтобы уничтожить.
Геймплей и развитие
Игровой процесс 3-й части франшизы в целом соответствовал геймплею предыдущих серий «Resident Evil». Но некоторые игровые механики были изменены. Пользователь не мог выбрать одного из нескольких игровых персонажей: теперь управление было возможно только главной героиней, хотя периодически происходило переключение на отыгрыш от лица второстепенного персонажа. В начале прохождения было доступно несколько уровней сложности, как и в первых сериях. Игровой процесс менялся по мере прохождения за счёт сюжетных поворотов, зависевших от выбора пользователей. В определённые моменты на экране появлялось диалоговое окно, содержащее 2 варианта действия, каждое из которых приводило к разным последствиям для протагониста. Выбор нужно было делать быстро, т. к. время на принятие решения было ограничено, а бездействие имело наиболее негативные последствия. Менялись как количество и расположение противников на локациях, так и анимационные ролики или концовки игры.
Боевая система 3-й части «Resident Evil» была обновлена. Чтобы не получать дополнительный урон от атак противников, игроки могли использовать уклонение. Так как враги стали быстрее и опаснее в закрытых локациях, это оказалось полезной способностью. Появилась возможность атаковать определённые объекты игрового окружения, например нефтяные бочки. При детонации они наносили повышенный урон сильным монстрам или убивали группу врагов в радиусе действия взрыва (Perron. 2018. P. 191–192). Как и в предыдущих частях франшизы, помимо борьбы с противниками пользователи должны были собирать различные ресурсы для выживания и выполнения заданий. Те или иные предметы появлялись на локациях случайным образом. Игроки могли комбинировать собранные ресурсы, например, смешивая виды пороха, можно было получить боеприпасы разного типа и мощности.
Головоломки остались частью игрового процесса. Пользователям предстояло решать не только арифметические, но и музыкальные загадки. После прохождения основного сюжета игроки получали доступ к дополнительной мини-игре под названием «The Mercenaries – Operation: Mad Jackal». Целью нового режима было прохождение локаций за ограниченное время, которое пополнялось за счёт убийства противников или спасения шести неигровых персонажей и посещения секретных зон. Игрокам давался выбор из трёх ранее встречаемых второстепенных героев: Николая, Карлоса и Михаила. Каждый из них имел эксклюзивный набор оружия и медикаментов, что влияло на процесс прохождения. Позже такой режим стал визитной карточкой франшизы.
По мотивам сюжета «Resident Evil 3: Nemesis» снята одна из частей кинофраншизы «Обитель зла» – фильм «Обитель зла 2: Апокалипсис» («Resident Evil: Apocalypse», 2004, режиссёр А. Уитт). Сюжет проекта был дополнен выпусками манхвы «Biohazard 3: Last Escape» издательства Tinhangse Publishing Co., Ltd., выходившей в 1999 г. Третья игра серии получила книжную адаптацию в 2000 г.: роман «Resident Evil: Nemesis» был написан С. Д. Перри и являлся новеллизацией истории, представленной в игре. Это произведение стало 5-м романом серии «Resident Evil» данного автора и было переиздано в 2012 г.