Аутсорсинг
Аутсо́рсинг (англ. outsourcing, от англ. outer source using – использование внешних источников), передача некоторых функций по профессиональной поддержке работы отдельных систем и бизнес-процессов сторонней организации на контрактной основе. Часто аутсорсинг включает в себя заключение контрактов на выполнение второстепенных операционных и/или непрофильных функций.
Как часть бизнес-стратегии аутсорсинг был признан в 1989 г., а впоследствии стал неотъемлемой частью практики ведения бизнеса в компаниях всех стран мира.
Аутсорсинг может обеспечить большую гибкость бизнеса, поскольку даёт организациям возможность получать необходимые им товары и услуги. Считается, что аутсорсинг часто сокращает потребность организации в найме и обучении квалифицированного персонала, предоставляет возможность использовать специализированный опыт, смягчает нехватку навыков или опыта в тех или иных областях, а также снижает операционные расходы и риски.
Таким образом, используя аутсорсинг, компании могут сосредоточить внимание на основных бизнес-процессах, передав менее значимые операции сторонним организациям. «Делайте то, что у вас получается лучше всего, а остальное отдавайте на аутсорсинг» – лозунг, предложенный в 1990-х гг. консультантом по менеджменту П. Дракером и ставший основой для разработки бизнес-моделей для многих компаний во всём мире.
С помощью аутсорсинга возможно повышение общей эффективности деятельности компании вследствие того, что другие организации могут выполнять те или иные операции с большей эффективностью, чем данная фирма. Применение аутсорсинга также позволяет ускорить выполнение необходимых для компании операций, сократить эксплуатационные расходы и, как следствие, повысить конкурентоспособность компании.
Одним из значимых результатов использования аутсорсинга может быть сокращение затрат на рабочую силу, оборудование и накладные расходы. Так, другие организации, привлекаемые для выполнения тех или иных работ, могут иметь возможность нанимать работников за меньшую заработную плату, нежели данная компания, применять другие системы вознаграждения.
Таким образом, наибольшими выгодами для компании при использовании аутсорсинга являются экономия ресурсов и времени. Многие компании передают сторонним организациям производство компонентов для своих технически сложных в создании продуктов (например, автомобилей), предоставляя им необходимую техническую документацию и осуществляя контроль качества исполнения заказов. Другие компании используют облачные технологии поставщиков соответствующих услуг для хранения нужной информации, не затрачивая больших средств на разработку собственных технологий.
Весьма распространённой является передача бухгалтерских услуг специализированным фирмам, особенно среди малых компаний. Некоторые организации передают на аутсорсинг выполнение таких функций отдела кадров, как начисление заработной платы.
Цели аутсорсинга
Цели аутсорсинга можно подразделить на тактические и стратегические.
Тактические цели могут быть следующими:
расширение штата сотрудников за счёт привлечения специалистов со стороны;
заключение контрактов со специалистами на время реализации временных работ, например проектов;
получение недостающего опыта осуществления тех или иных операций.
К стратегическим целям аутсорсинга можно отнести в первую очередь совершенствование бизнес-процессов внутри компании при изучении опыта и навыков сторонних организаций.
Виды аутсорсинга
Один из распространённых видов аутсорсинга – совместное использование ресурсов двумя или несколькими компаниями для выполнения определённых задач или для осуществления тех или иных функций. Например, возможно совместное снабжение предприятия силами внутреннего персонала, дополненными силами внешнего поставщика услуг. Совместное снабжение может свести к минимуму риски, связанные с поставками, повысить прозрачность, ясность операций и обеспечить лучший контроль, чем при полном аутсорсинге. Совместное использование ресурсов возможно во многих областях деятельности предприятий, включая управление информационными технологиями, разработку программного обеспечения, проведение внутреннего аудита и исследований и разработок.
С начала 21 в. всё большее распространение в мировой практике ведения бизнеса получает офшоринг, или офшорный аутсорсинг (международный аутсорсинг), – заключение контрактов на поставку услуг с компаниями из других стран.
Используя международный аутсорсинг, компании могут извлечь выгоду из различий затрат на рабочую силу и осуществление бизнес-процессов в разных странах.
К числу услуг, получивших наибольшее распространение в офшоринге, относятся управление бэк-офисом и выполнение административных функций, таких как финансы и бухгалтерия, кадровые и юридические, управление центрами обработки заказов и других отделов, ориентированных на работу с клиентами, таких как службы маркетинга и продаж.
Информационные услуги в области ИТ-инфраструктуры и разработки приложений, включая инженерную поддержку, проектирование продуктов, исследования и разработки также часто являются предметом офшоринга.
В настоящее время признанными лидерами по поставке аутсорсинговых услуг являются такие страны, как Китай, Индия и Израиль.
В мировой практике соглашения об аутсорсинге обычно заключаются в двух основных формах, а именно в контрактах на время и материалы или контрактах с фиксированной ценой. Контракты на время и материалы относятся к соглашениям, в которых счёт выставляется за фактически израсходованные материалы и время оказания услуг. Контракт с фиксированной ставкой предполагает, что цена проекта согласуется заранее и обе стороны должны следовать этому соглашению.
Одно из значимых явлений в области мировой практики аутсорсинга, получающее в последние годы всё большее распространение (в основном среди компаний США), – аутсорсинг управления знаниями (Knowledge Process Outsourcing, KPO).
Аутсорсинг управления знаниями – аутсорсинг видов деятельности, связанных с управлением информацией, серьёзной аналитической обработкой данных, особенно в случае работы с большими объёмами данных, созданием и управлением базами данных.
Работа, связанная с информацией, может выполняться сотрудниками другой компании или дочерним предприятием той же организации. Дочерняя компания может находиться в той же стране или в другом географическом регионе для экономии финансовых средств или других ресурсов.
Аутсорсинг управления знаниями предполагает заключение контрактов на выполнение работ, основанных на знаниях, с квалифицированными экспертами в данной области, которые, как правило, имеют учёную степень и необходимый опыт работы. В идеале компании стремятся к KPO, чтобы получить высококвалифицированную рабочую силу по более низкой цене.
В число услуг КРО входят:
финансовое консультирование (включая консультирование по инвестициям);
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
разработка бизнес-операций (управленческий консалтинг);
анализ и интерпретация данных по бизнес-направлениям и функциональным областям деятельности.
Аутсорсинг (особенно офшоринг) вызывает неоднозначную реакцию у аналитиков. Противники аутсорсинга справедливо отмечают, что он приводит к сокращению рабочих мест, особенно в производстве. Те же, кто считает, что аутсорсинг создаёт возможности для направления ресурсов компаний в те области деятельности, в которых они наиболее эффективны, полагают, что аутсорсинг поддерживает рыночную экономику во многих странах в глобальном масштабе.
Преимущества и недостатки аутсорсинга
Аутсорсинг может помочь компаниям снизить операционные или производственные затраты за счёт создания новых процессов или повышения эффективности существующих. Аутсорсинг также восполняет пробел или потребность в квалифицированных сотрудниках в определённой области. Кроме того, аутсорсинг высвобождает существующий персонал, включая руководство, для выполнения другой работы, повышающей эффективность и производительность компании.
Гибкость, присущая практике аутсорсинга, позволяет компании легко увеличивать или сокращать штат сотрудников. Например, при ухудшении экономических условий компания может легко сократить численность персонала, чтобы снизить расходы. И наоборот, компания может быстро нанять специализированный персонал для увеличения прибыли или дохода. Таким образом аутсорсинг помогает компании быть более гибкой и адаптироваться к изменениям в своей отрасли и конкурентной среде.
Однако конфиденциальность интеллектуальной собственности и безопасность бизнеса могут быть нарушены, если секретная или служебная информация будет утеряна, скопирована или передана конкуренту, что создаёт угрозу безопасности. Кроме того, компании имеют меньший контроль над процессом найма внешних работников. В результате компания может оказаться не в состоянии обеспечить качество работы сотрудников, привлечённых по аутсорсингу.
В ряде случаев внедрение аутсорсинга может потребовать бо́льших затрат времени и ресурсов, чем предполагалось, для обеспечения успешной работы компании. Это касается, например, затрат на составление договоров на выполнение каких-либо работ с другими компаниями. Также, если речь идёт об офшоринге, могут возникнуть коммуникационные проблемы вследствие существования языковых и культурных барьеров. Ещё одним недостатком может быть то, что сотрудники компании при найме внешних работников могут чувствовать, что их работа находится под угрозой.
Таким образом, основными причинами использования компаниями аутсорсинга являются:
снижение операционных издержек;
сосредоточение усилий на ключевой компетенции компании;
получение доступа к опыту и конкурентным преимуществам других компаний;
высвобождение собственных ресурсов для использования их в других целях.
Российские компании чаще всего передают на аутсорсинг такие функции, как оказание транспортных услуг, ведение бухгалтерского учёта, организацию питания и уборки помещений, рекламу, обеспечение безопасности и оказание IT-услуг.