Шутер
Шу́тер (стрелялка; англ. shooter, буквально – стрелок), видеоигра, основу игрового процесса которой составляет взаимодействие с внутриигровыми объектами посредством стрельбы в них. При наличии сюжета протагонистами таких игр чаще всего являются военные, полицейские, преступники и т. д. Шутеры классифицируют по их типу графики (2D, 2,5D, 3D), а также по их перспективе: различают shoot ‘em up (расстреляй их всех), шутеры от первого лица, шутеры от третьего лица и т. д.
Мультинаправленным шутером была одна из исторически первых компьютерных игр «Spacewar!». В «Spacewar!» два игрока брали под управление по космическому кораблю и стреляли друг в друга торпедами до уничтожения одного из них. «Spacewar!» была создана в Массачусетском технологическом институте на базе мини-компьютера в 1961 г., после чего на протяжении 1970-х гг. несколько раз создавались её версии для аркадных автоматов. Тем самым жанр мультинаправленного шутера является одним из первых жанров видеоигр.
У шутеров всех жанров общий принцип: имеются враждебные объекты, которые необходимо поразить, и у игрока есть возможность делать выстрелы (выпускать снаряды), согласно определённым правилам. В случае игры «Space Invaders» снаряды всегда исходят из центра лазерной пушки и летят вверх по прямой, в современных 3D-шутерах от первого лица с имитацией законов физики снаряды вылетают из оружия в правом нижнем углу экрана и летят по изогнутой кривой линии.
При наличии сюжета протагонистами таких игр чаще всего являются военные, полицейские, преступники, наёмники и представители иных родов деятельности, которые могут оказаться в центре вооружённого противостояния: в «Space Invaders» игрок командует зенитным орудием, которое предотвращает вторжение пришельцев на космических кораблях, в серии игр «Call of Duty» игрок имперсонирует военных различных стран, в серии «Evil Within» – играет за полицейского детектива и т. д.
Все шутеры относятся к экшн-играм, поскольку требуют от пользователя хорошей скорости реакции, развитой глазомоторной координации и т. д. Шутеры могут требовать от игрока хорошего знания или внимательного изучения игровой карты, умения ориентироваться в пространстве. Реже шутеры могут требовать внимательности, которая позволит замечать засады, врагов, а также спрятанные объекты, которые необходимы для продвижения по уровню.
В зависимости от типа графики шутеры принято делить на 2D-шутеры (например, серия «Сontra»), 2,5D-шутеры («Doom» и «Doom 2», «Wolfenstein 3D») и 3D-шутеры (серии «Макс Пэйн», «Medal of Honor», «Call of Duty»). Под 2,5D-графикой подразумевается псевдотрёхмерная графика, которая визуально имитирует эффекты от 3D-графики, не являясь при этом трёхмерной.
Поскольку жанр шутера существует давно, в нём выделилось огромное число разной степени независимости поджанров: шутеры от первого лица (first-person shooter), шутеры от третьего лица (third-person shooter), скролл-шутер, пулевой ад (bullet hell), рельсовый шутер (rail shooter), тоннельный шутер (tube shooter), тир (shooting gallery) и т. д.