PlayStation (серия консолей)
PlayStation, серия игровых консолей, разработанных компанией Sony и выпускаемых с 1994 г. Линейка консолей включает в себя устройства, принадлежащие к поколениям с 6-го по 9-е, а именно: PlayStation, PlayStation 2, PlayStation 3, PlayStation 4 и PlayStation 5. Помимо этого, в серию входят 2 портативные консоли: PlayStation Portable и PlayStation Vita, а также ряд аксессуаров.
PlayStation (1994)
Первой в серии стала консоль PlayStation, давшая имя всей линейке и выпущенная в декабре 1994 г. в Японии, в сентябре 1995 г. – в Северной Америке и Европе и в ноябре того же года – в Австралии. PlayStation (также называемая PS One или PS1) разрабатывалась компанией Sony в качестве альтернативы другим консолям 5-го поколения, прежде всего Nintendo 64 и Sega Saturn. Работа над консолью началась после того, как Sony в начале 1990-х гг. не достигла соглашения с Nintendo о разработке периферийного программного обеспечения для консоли Super Nintendo. Ключевым лицом в процессе разработки PlayStation был инженер Кутараги Кэн, убедивший руководство Sony в том, что, несмотря на провал сотрудничества с Nintendo, компании стоит продолжать работу над собственной консолью.
PS1 оказалась первой из консолей всех типов и поколений, преодолевшей рубеж в 100 млн проданных экземпляров. Преимуществами PlayStation стали относительно низкая цена, агрессивная рекламная политика (нацеленная в первую очередь на подростков и взрослых игроков), а также создание целого ряда популярных видеоигровых франшиз, которые продолжают выходить в 2020-е гг. Например, это платформер «Сrash Bandicoot», сурвайвал-хоррор «Silent Hill», автогонки «Gran Turismo» и файтинг «Tekken». После успеха PS1 компания Sony стала одним из лидеров индустрии видеоигр, установившим стандарты разработки игровых устройств, в частности использование компакт-дисков вместо картриджей и всё более широкое применение 3D-графики.
PlayStation 2 (2000)
Вторая консоль в серии – PlayStation 2 (PS2) – вышла в марте 2000 г. в Японии, в октябре того же года – в Северной Америке, в ноябре – в Европе и Австралии. PS2 была консолью 6-го поколения, разработанной на фоне запуска компанией Microsoft собственной консоли Xbox и нового проекта Nintendo – Nintendo GameCube. Sony удалось превзойти собственный успех: PS2 стала самой продаваемой консолью в мире. Число проданных копий устройства превысило 155 млн. PlayStation 2 также стала консолью, быстрее всех преодолевшей рубеж в 100 млн проданных экземпляров, тем самым побив рекорд 1-й модели.
Как и прежде, сильной стороной Sony стала гибкая ценовая политика и большой каталог игр, включая продолжения хитов PS1 и оригинальные проекты. В числе наиболее известных и коммерчески успешных игр для PS2: стелс-экшен «Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty» (2001), ролевая игра «Final Fantasy X» (2001) и экшен «God of War» (2005). Абсолютным лидером по продажам для PS2 стала игра «Grand Theft Auto: San Andreas» (2004), тираж которой в 2021 г. превысил 27 млн копий. Консоль поддерживала обратную совместимость с играми от PS1. Мультимедийный функционал PS2 также был расширен по сравнению с предыдущей моделью: PlayStation 2 поддерживала чтение DVD-дисков с фильмами, позволяла выходить в Интернет и предлагала широкую линейку периферийных устройств.
PlayStation 3 (2006)
Третья консоль в серии – PlayStation 3 (PS3) – вышла в ноябре 2006 г. в Японии и Северной Америке, в марте 2007 г. – в Европе. Её основными конкурентами были Xbox 360 от Microsoft и Wii от Nintendo. PlayStation 3 входила в 7-е поколение консолей и стала первым игровым устройством, оснащённым Blu-ray-приводом, а также первой консолью Sony, которой можно было управлять с помощью портативных контроллеров (PlayStation Portable и PlayStation Vita). Помимо этого, в PS3 присутствовала интеграция консоли с социальными сетями Sony (PlayStation Network) и возможность покупать игры онлайн в цифровом формате.
Первоначальная реакция аудитории на запуск PS3 оказалась неоднозначной. Критику вызвала относительно высокая цена, а также недостаток качественных игр, хотя внедрение технологии Blu-ray было отмечено как весьма перспективное с точки зрения развития консоли. Поздние оценки были более позитивными, тем не менее Sony не смогла преодолеть ранее установленные рекорды продаж, несмотря на успехи в отдельных странах (например, в Великобритании PS3 на момент старта продаж стала 2-й самой быстро продаваемой консолью, уступив лишь PlayStation Portable). По состоянию на март 2017 г. общее число проданных экземпляров PS3 составляло немногим более 87 млн ед. В то же время именно на PS3 вышли некоторые эксклюзивные игры, ставшие исторически значимыми для развития индустрии: приключенческий экшен «Uncharted: Drake’s Fortune» (2007) и стелс-экшены «Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots» (2008) и «The Last of Us» (2013).
PlayStation 4 (2013)
Четвёртая консоль в серии – PlayStation 4 (PS4) – вышла в ноябре 2013 г. в Северной Америке, Южной Америке, Европе и Австралии и в феврале 2014 г. – в Японии. Будучи консолью 8-го поколения, PS4 конкурировала с Xbox One от Microsoft, а также Wii U и Switch от Nintendo. PS4 поддерживала чтение Blu-ray и DVD-дисков, технологию HDR и воспроизведение видео в формате 4К. Помимо этого, PlayStation 4 имела значительно расширенный (по сравнению с PS3) онлайн-функционал: была добавлена возможность стриминга игр, а также технология Remote Play, позволяющая запускать игры PS4 на портативной консоли PlayStation Vita. Механизм обратной совместимости в PS4 отсутствовал, однако цифровые версии многих игр для прошлых поколений консоли могли быть загружены в официальном онлайн-магазине Sony под названием PlayStation Store.
PlayStation 4 была встречена аудиторией лучше, чем предыдущая модель, и к концу 2019 г. стала 2-й консолью в мире по числу продаж за всё время, уступая лишь PS2: к декабрю того же года общее число проданных экземпляров PS4 превысило 105 млн ед. В течение первых лет после релиза на PS4 вышел целый ряд эксклюзивных игр-бестселлеров, среди которых лидером продаж стал приключенческий экшен «Marvel’s Spider Man» (2018) с тиражом более 20 млн экз. (по данным на ноябрь 2020). В числе прочих знаковых игр для PS4 – экшен «God Of War» (2018), приключенческая игра «Uncharted 4: A Thief’s End» (2016), сурвайвал-хоррор «The Last Of Us Part II» (2020) и экшен-RPG «Horizon: Zero Dawn» (2017).
PlayStation 5 (2020)
Пятая консоль в серии – PlayStation 5 (PS5) – вышла в ноябре 2020 г. во всём мире (хотя в некоторых азиатских странах релиз был отложен до 2021 г. из-за пандемии COVID-19). Консоль 9-го поколения, PS5 была выпущена одновременно в 2 вариантах: с оптическим приводом и без него (т. н. цифровое издание). Все прочие характеристики моделей идентичны. Версия с приводом позволяет воспроизводить диски формата Ultra HD Blu-ray, оба варианта консоли поддерживают улучшенную трассировку лучей и воспроизведение до 120 кадров в секунду. PS5 также поддерживает обратную совместимость с играми для PS4, а также со шлемом виртуальной реальности PlayStation VR, выпущенным для консоли предыдущего поколения. В январе 2023 г. для PS5 выпущена специальная версия геймпада Dual Sense – Dual Sense Edge с заменяемыми компонентами, дающая игрокам возможность гибкой настройки функционала кнопок под отдельные жанры, игры или внутриигровых персонажей.
Запуск PS5 был встречен аудиторией позитивно, однако глобальный дефицит полупроводников в начале 2021 г. наряду с продолжающейся пандемией создали исключительно высокий спрос на консоль, превышающий возможности Sony по своевременной реализации товара. Несмотря на это, первоначальные цифры продаж PS5 были сопоставимы с показателями PS4, а к июлю 2023 г. достигли значения 40 млн экз. (Ryan. 2023).
Наследие и технологическое влияние
Бренд консолей PlayStation с момента возникновения не только стал наиболее коммерчески успешным на рынке, но и превратился в заметный культурный феномен. По мнению экспертов, таких как исследователь медиа из австралийского Университета Бонда Дж. Бранд или гейм-дизайнер Окамото Ёсики, PlayStation произвела революцию в игровой индустрии, причём во многих её аспектах, от технологий до стратегий маркетинга и разработки видеоигр (Hill. 2005). В числе инноваций, которые PlayStation внедрила или популяризировала в индустрии:
Широкое применение дисков вместо картриджей. Хотя диски использовались и в более ранних консолях (в частности, на Sega CD и Philips CD-i), коммерческий успех первой PlayStation ускорил переход от картриджей к дискам в качестве носителей игр.
Популяризация геймпадов с вибрацией. Несмотря на то что Nintendo использовала технологию Rumble Pak (съёмное устройство с функцией вибрации) для своих консолей Nintendo 64, именно модель геймпада с вибрацией, предложенная Sony, стала новым стандартом для индустрии. Особенностью технологии Sony было то, что эффект вибрации достигался за счёт встроенных в геймпад моторов (а не съёмных устройств, как у Nintendo 64).
Превращение консолей в мультимедийные устройства. Уже 1-я консоль PlayStation могла использоваться в качестве проигрывателя музыкальных дисков. PlayStation 2 была первой консолью, обладающей функцией воспроизведения DVD-дисков, и набор мультимедийных функций расширялся с каждым следующим поколением устройств.
Технология управления играми с помощью движений тела. В 2003 г. Sony разработала и выпустила на рынок веб-камеру EyeToy, которая позволяла пользователям взаимодействовать с играми, используя движения и звук; камера также поддерживала распознавание цветов. Эта технология применялась Sony в целом ряде игр [например, в популярной серии танцевальных симуляторов «Dance Dance Revolution» (с 1998)] задолго до того, как Microsoft начала внедрять сенсор Kinect для консоли Xbox 360.
Функция дистанционной игры (Remote Play). Технологии дистанционной игры широко распространены на современных консолях, однако впервые эта функция появилась на портативной консоли PlayStation Portable в 2004 г. Позднее она была усовершенствована для следующей портативной консоли компании – PlayStation Vita.