Стратегические цели
Стратеги́ческие це́ли, результат трансформации миссии компании. Эти цели описывают направления её деятельности и отвечают на вопрос, что будет сделано компанией для выполнения своей миссии.
Стратегические цели показывают, что именно необходимо предпринять на всех уровнях управления компанией для достижения успеха и конкурентных преимуществ на рынке её интересов. По результатам достижения стратегических целей можно судить об эффективности деятельности компании и квалификации управленцев на всех её организационных уровнях.
Если миссия компании формирует заинтересованность (спрос) у потребителей на свои предложения, то конкретные конечные состояния, к которым стремится компания, чтобы ответить на запросы потребителей, отмечены в стратегических целях.
Стратегическое целеполагание – это сфера деятельности менеджеров, начинающаяся после того, как руководителями сформулирована миссия компании. Таким образом, процесс разработки стратегических целей происходит сверху вниз от руководства, определяющего миссию компании, к менеджерам, которые несут ответственность за выполнение компанией заявленной миссии. Иерархия целей в компании означает, что каждый управленец в компании, от наивысшего уровня управления, совета директоров, до низшего уровня управления конкурентоспособностью компании, имеет свою, вытекающую из его уровня, долю вклада в достижение стратегических целей.
Стратегические цели, т. о., являются системообразующим фактором деятельности (вектора развития) компании – это цели компании и цели потребителей, которые находят отражение в ценностях и финансовых интересах сторон.
Стратегические цели – основа каждой инициативы компании и направлений по их реализации. Стратегические цели должны быть ориентированы на рынок и потребителя и быть легковерифицируемыми.
Ориентация стратегических целей на рынок и потребителя проявляется в том, что по мере реализации цели стимулируют формирование новых потребностей, что, в свою очередь, побуждает организацию разрабатывать инновационные товары и продукты для существующих и новых рынков.
Стратегические цели выступают критериями для оценки эффективности деятельности компании и компетентности системы управления.
Критерии оценки стратегических целей предложил Дж. Уитмор (1937–2017): SMART, PURE, CLEAR. Другими словами, стратегическая цель должна быть разумной, безупречной и ясной:
S | SPECIFIC (конкретна) |
| ВЕРНАЯ ЦЕЛЬ | C | CHALLENGIND (содержит вызов) |
M | MEASURABLE (измерима) | P | POSITIVELY STATED (позитивно сформулирована) | L | LEGAL (легальна) |
A | ATTAINABLE (досягаема) | U | UNDERSTOOD (понятна) | E | ENVIRONMENTALLY SOUND (не нарушает экологию) |
R | REALISTIC (реалистична) | R | RELEVANT (уместна) | A | AGREED (согласована) |
T | TIME PHASED (поддаётся планированию) | E | ETHICAL (этична) | R | RECORDED (запротоколирована) |
Стратегические цели должны быть операциональными для осуществления их декомпозиции, преобразования в конкретные стратегические задачи, а затем в задания для их поэтапного решения.
Декомпозиция стратегических целей на подцели – это формулирование стратегических целей для структурных подразделений компаний. Одним из распространённых способов декомпозиции является построения «дерева целей» по уровням управления компанией: первого, второго и т. д. Данный алгоритм детально изложен в специализированной литературе.
Проведённая декомпозиция стратегических целей определяет, какие результаты должны быть достигнуты, когда и кто за это отвечает. Поэтому, чтобы цели выполняли управленческую функцию, они должны быть определены в количественно измеряемых показателях.
Таким образом, стратегические цели первого уровня, второго уровня и далее вплоть до уровня рядовых сотрудников составляют систему по выполнению миссии компании.
Для достижения стратегических целей как системообразующего фактора организации её руководство осуществляет необходимые структурные изменения. Например, проводит перераспределение финансовых потоков, коррекцию корпоративных правил поведения и принимает другие стратегические решения.