Англиканское содружество
Англика́нское содру́жество (англ. Anglican Communion, лат. Communio Аnglicana), всемирное объединение независимых поместных англиканских церквей, состоящих в полном церковном общении с архиепископом Кентерберийским – примасом Церкви Англии. Церковь Англии по отношению к другим церквам Англиканского содружества является Церковью-Матерью (англ. Mother Church, ср.-век. лат. Mater Ecclesia), от которой все они унаследовали апостольское преемство иерархии, основы богослужебного строя, вероучения и организации.
Англиканское содружество также часто называют Англиканской церковью (англ. Anglican Church, ср.-век. лат. Ecclesia Anglicana, буквально – Английская церковь); эти понятия тождественны. При этом не все поместные церкви, входящие в Англиканское содружество, являются исключительно англиканскими. Так, к Содружеству принадлежат несколько объединённых церквей, образовавшихся в середине 20 в. в результате унии между местными англиканами и различными протестантскими группами. Все эти церкви при объединении восприняли от англиканства апостольское преемство и иерархическое устройство.
Понятия «Англиканское содружество» и «англиканство» не всегда тождественны. Существуют церкви, которые относят себя к англиканской традиции и, подобно церквам Содружества, восприняли от Церкви Англии иерархию, богослужение и вероучение, однако не состоят в полном церковном общении с архиепископом Кентерберийским и не являются членами Англиканского содружества. При этом такие церкви могут состоять в полном общении с отдельными церквами – членами Англиканского содружества или же иметь иерархию, признаваемую в Англиканском содружестве действительной.
В истории Англиканского содружества можно выделить несколько этапов.
1-й этап включает Реформацию в Англии и формирование англиканства как самостоятельной христианской традиции, его распространение на Британских о-вах и в первых английских колониях в Америке и Азии (16–18 вв.).
2-й этап – возникновение первой автокефальной англиканской церкви за пределами Европы (Епископальная церковь США, 1776) и начало широкой миссионерской деятельности англиканских миссионеров по всему миру в конце 18 – 1-й половине 19 вв.
3-й этап начался с проведения первой Ламбетской конференции (1867) и образования собственно Англиканского содружества. Миссия в Азии, Африке, Центральной и Южной Америке, Австралии и Океании, а также запущенный ещё в 19 в. процесс предоставления самостоятельности англиканским церковным структурам в колониях и доминионах Великобритании завершились созданием множества автокефальных англиканских церквей в развивающихся странах Южного полушария, где в настоящий момент проживает более половины всех англикан мира.
История до 1776 г.
В 1534 г. король Англии Генрих VIII утвердил парламентский Акт о верховенстве, согласно которому те полномочия, которые в средневековой английской Церкви принадлежали папе Римскому, переходили в руки правящего монарха. Это считается началом Реформации в Англии, хотя при самом Генрихе существенных перемен в вероучении или литургии в стране не последовало. Фактически речь шла лишь о провозглашении автокефалии, т. е. церковно-административной независимости Церкви Англии от папства. Тем не менее это открыло Англии проповеди реформационных идей и позволило начать распространение новых церковных порядков также в Уэльсе и Ирландии, подчинявшихся Лондону. В 1603 г. король Шотландии Яков VI унаследовал английский престол под именем Якова I Стюарта. В Шотландии к тому времени прошла Реформация, установившая пресвитерианство. Однако Яков желал церковного единообразия в обоих королевствах и вскоре ввёл в Церкви Шотландии английское церковное устройство, причём епископы для этого были рукоположены английскими иерархами. В дальнейшем Церковь Шотландии вернулась к пресвитерианству, но англиканская церковь там сохранилась вопреки воле политической власти.
Во 2-й половине 16 в. началось формирование англиканства как самостоятельной христианской традиции, отличающейся как от католичества, так и от основных форм протестантизма – лютеранства и реформатства; этот процесс в основном завершился к концу 17 в. Важнейшую роль в нём сыграло создание Т. Кранмером, первым некатолическим архиепископом Кентерберийским, англоязычной «Книги общественного богослужения», заменившей средневековую латинскую литургию; впервые книга была опубликована в 1549 г., а её современный вид сложился в редакциях 1552, 1559, 1604 и 1662 гг. До конца 17 в. этот служебник был переведён на несколько языков: валлийский, ирландский гэльский, шотландский гэльский, латинский, французский, древнегреческий и др. Даже на сравнительно небольших Британских о-вах «реформированная религия» должна была учитывать разнообразие национальных культур.
С конца 16 в. началась английская колонизация Америки. В 1587 г. по чину «Книги общественного богослужения» были крещены первые люди за пределами Европы – Вирджиния Дэр, родившаяся в семье английских колонистов, и американский индеец Мантео. Хотя общество английских колоний в Новом Свете было религиозно неоднородным, англиканство получило тут широкое распространение – как среди европейских поселенцев, так и среди коренных жителей. Важнейшую роль в этом процессе играли миссионерские общества – Общество по распространению знаний о христианстве (ОРЗХ, основано в 1698) и Общество распространения Евангелия за рубежом (ОРЕ, основано в 1701).
История в 1776–1867 гг.
В будущих Соединённых Штатах Америки (как и вообще за пределами Британских о-вов) за всё время английского правления не было ни одного англиканского епископа. За этим стояло как желание британских властей сохранять больший контроль над поселенцами за счёт необходимости получать духовенство из метрополии, так и опасения самих колонистов, что епископы укрепят среди них британскую власть. Вскоре после обретения США политической независимости от Великобритании Протестантская епископальная церковь, как стали называть себя американские англикане, смогла получить архиереев из Шотландии и Англии, основав собственную иерархию.
До того момента существовали лишь 3 англиканские церкви – Церковь Англии, Церковь Ирландии и Шотландская епископальная церковь. Первые две, теоретически независимые друг от друга, официально имели одного общего верховного правителя – короля Великобритании. Церковь Шотландии, ведущая свою иерархию от нонджуреров и политически связанная с якобизмом, считалась первыми двумя раскольнической. Рукоположение епископов для США ознаменовало возникновение признанной англиканской иерархии не только за пределами Британских о-вов, но и вне контроля британских властей. Связь между новой Епископальной церковью США (ЕЦ США) и Церковью Англии носила исключительно церковный характер, что не делало её менее крепкой. Первый примас ЕЦ США У. Уайт подчёркивал, что его церковь должна «насколько возможно соблюдать обычаи Церкви Англии».
Тем не менее сама Церковь Англии на тот момент рассматривала посвящение архиереев для другой страны как нечто исключительное. Акт Британского парламента 1786 г., дозволявший рукоположение американских архиереев, особо оговаривал, что духовенство ЕЦ США не будет иметь права служить в британских владениях – это было разрешено лишь в 1840 г. Подобным образом священникам независимой от государства Шотландской епископальной церкви разрешили сослужить с духовенством Церкви Англии только в 1864 г. Таким образом, почти до середины 19 в. англиканство было представлено 3 сообществами. 1-е состояло из официальных Церквей Англии, Ирландии (в 1800–1869 они состояли в административном единстве) и британских колоний; 2-е – из ЕЦ США, которая также начинала вести миссионерскую работу в других странах; и 3-е – небольшая Шотландская епископальная церковь, не представленная за пределами своей страны. Несмотря на редкость официальных контактов, все 3 сообщества вполне осознавали своё единство в вере, иерархии и богослужебной традиции.
После посвящения архиереев для ЕЦ США британское правительство осознало необходимость создания церковной иерархии в британских колониях. В последующие годы открылись епархии Церкви Англии в Канаде (1787), Индии (1814), на Барбадосе и Ямайке (1824), в Австралии (1836), Иерусалиме (1841), Новой Зеландии (1841), Южной Африке (1847), Гонконге (1849), Малайзии (1855). Всего к 1860-м гг. было создано 49 епархий Церкви Англии за пределами метрополии. ЕЦ США также создавала новые структуры, в том числе вне Соединённых Штатов. В 1844 г. она назначила епископов в Китай и Османскую империю, в 1851 г. – в Либерию. Некоторые из колоний Великобритании сами стали центрами миссионерства. Индия, где англикане вели миссионерскую деятельность с начала 18 в., в 19 в. уже могла сама посылать проповедников в Индокитай, Австралию и Океанию. В Японии вместе с Дж. Лиггинсом и Ч. Уильямсом из ЕЦ США работали не только английские, но и канадские англиканские миссионеры.
Значительный вклад в миссионерскую работу Церкви Англии в странах Азии и Африки в этот период внесло Церковное миссионерское общество (ЦМО), основанное в 1799 г. под названием «Общество миссий в Африку и на Восток». Его проповедники начали работать в Западной Африке (1804), Вест-Индии (1813), на территории современных Новой Зеландии (1814), Индии (1814), на Ближнем Востоке (1815), на Шри-Ланке (1817), в Канаде (1822), Египте (1825), Австралии (1825), Южной Африке (1837), Восточной Африке (1844), Китае (1844), Японии (1869), Иране (1869), Судане (1899). Продолжало деятельность и ОРЕ, члены которого открыли миссии на западе Африки (1752), в Канаде (1759), Австралии (1793), Индии (1820), Южной Африке (1821), Китае (1863), Японии (1873), Корее (1890).
ОРЕ исторически в большей степени ассоциировалось с англокатоликами (сторонниками поддержания в англиканстве дореформационных традиций, сближающих его с католичеством), тогда как ЦМО было создано англоевангеликами, делавшими акцент на протестантских чертах англиканства. ЦМО охотно сотрудничало с различными протестантскими миссионерами (часто допуская их в свои ряды) и, помимо миссии, занималось распространением европейских медицины и образования. Многие англиканские церкви в Азии, Африке, Австралии и Океании имеют склонность к англокатолической или англоевангелической традиции в зависимости от того, каким из 2 основных миссионерских обществ они были основаны.
Несмотря на то что представление англикан о себе как об особой христианской традиции сформировалось уже к концу 17 в., до 2-й половины 19 в. среди англикан, особенно на Британских о-вах, был распространён взгляд на свою Церковь как на явление, обусловленное географически и политически. Англиканство было для них автокефальной ветвью Западной церкви, «очистившей» себя от наслоений «папизма» в эпоху Реформации, но при этом сохранившей все положительные стороны средневекового и древнего христианства. Если она и могла распространяться за пределы Англии, то лишь в контексте колониализма и примерно на тех же правах, что и другие аспекты британской культуры. Однако по мере того как миссия опережала колонизацию (как в Африке) или шла отдельно от неё (как в Центральной и Южной Америке, Японии, Корее и Китае), англикане всё больше осознавали себя не отдельными национальными церквами с общим происхождением, а единым сообществом в составе вселенской Церкви всех христиан.
Огромные размеры британской колониальной империи затрудняли прямое управление из Лондона. С 1830-х гг. метрополия начала создавать в колониях местные законодательные органы, которые получали всё большие полномочия. По аналогии с этим Церковь Англии также наделяла колониальное духовенство самостоятельностью. Воспроизвести в колониях английскую церковную систему, в которой церковная власть находилась в руках епископов под контролем парламента, было невозможно. Ни в одной из колоний Церковь Англии не имела таких привилегий и такого материального обеспечения, как в метрополии. Для эффективного управления в этих условиях епископам была необходима поддержка низшего духовенства и мирян. Это привело к созданию во многих колониях (в первую очередь в Австралии, Канаде и Южной Африке) постоянно действующих синодов – соборов духовенства и мирян. Колониальные власти, в ведении которых изначально находились церковные дела, охотно передавали их в руки синодов. С 1860-х гг. англиканские церкви в колониях стали полностью переходить на самоуправление и получать автокефальный статус. Никакой процедуры для этого не существовало, и не всегда можно было определить, с какого момента Церковь является автокефальной. Так, канадские епархии Церкви Англии в 1861 г. получили самостоятельность и образовали собственную церковную провинцию во главе с архиепископом; однако до 1955 г. они продолжали именоваться Церковью Англии в Канаде. Все англиканские епископы в британских колониях были подданными Великобритании, а чаще всего и её уроженцами. Кроме того, они часто материально зависели от поддержки из метрополии и со стороны миссионерских обществ. Ведя дела в колониальных церквах самостоятельно, они сохраняли лояльность Церкви Англии и её предстоятелю – архиепископу Кентерберийскому, к которому колониальные архиереи обращались в затруднительных ситуациях.
Таким образом, к середине 19 в. к необходимости создания какого-либо органа для взаимодействия между англиканскими церквами на глобальном уровне вели 4 основных обстоятельства:
сложившееся ещё в конце 17 в. и укрепившееся в 19 в. восприятие англиканами себя не как одной из форм протестантизма, но как отдельной христианской традиции, отличной от католичества и протестантизма;
экспансия негосударственных англиканских церквей, в первую очередь ЕЦ США;
сложности с прямым управлением структурами Церкви Англии в британских колониях;
деятельность англиканских миссионеров за пределами Британской империи.
Впервые идею всемирного собора англиканских архиереев в 1851 г. озвучил епископ Вермонтский ЕЦ США Дж. Хопкинс. В том же году эту возможность обсуждали на встрече ЦМО в Лондоне, куда приехало немало англиканских епископов из США. В 1853 г. американец Ч. Маклвейн, епископ Огайо, был первым из архиереев ЕЦ США приглашён к участию в хиротонии одного из английских епископов.
Непосредственным поводом к созыву 1-й Ламбетской конференции послужило дело епископа Наталя (Южная Африка) Дж. Коленсо. Коленсо поставил под сомнение распространённое в его время понимание отдельных религиозных концепций (в первую очередь первородного греха) и европейских этических норм, таких как моногамия. В 1863 г. местный собор англиканских епископов низложил Коленсо, который в ответ заявил, что он был назначен на кафедру королевским указом и не признаёт над собой иной власти, кроме британского монарха. Его позицию поддержал британский суд. На стороне южноафриканского собора выступили несколько американских англиканских епископов, которые считали, что Церковь Англии не в состоянии контролировать «либеральные тенденции» в своей среде.
Архиепископ Кентерберийский Ч. Лонгли решил обсудить дело Коленсо в максимально широком кругу архиереев и обратился ко всем англиканским епископам мира с предложением собраться в его лондонской резиденции – Ламбетском дворце. В ответ на послание Лонгли в 1867 г. приехали лишь 76 архиереев из 144. Многие епископы считали саму идею подобного собрания противоречащей англиканскому принципу полной независимости отдельных церквей. Среди противников конференции был второй по положению иерарх Церкви Англии – архиепископ Йоркский У. Томсон. Главное решение собравшихся в Ламбетском дворце епископов состояло в том, что подобные встречи должны проходить каждые 10 лет. I Ламбетская конференция традиционно, хотя и весьма условно, считается моментом рождения Англиканского содружества.
История после 1867 г.
Во 2-й половине 19 в. англиканство столкнулось ещё с 2 вызовами. Внутри англиканских церквей продолжалось возрождение дореформационных традиций (монашество, иконопочитание, культ святых); оно началось с Оксфордского движения и было известно как ритуализм. Ритуализм вызывал отторжение у тех англикан, кто высоко ценил реформационное наследие своей Церкви. Также в 19 в. активизировались контакты между англиканами и другими историческими церквами, в первую очередь с Римско-католической и православной.
Стремление к более определённому внутреннему единству и необходимость вести диалог с другими христианами требовало сформулировать критерии англиканской веры. Сделать это было непросто. Англиканское вероучение, в отличие от учения большинства протестантских церквей, не определяется формальными исповеданиями веры (как, например, Аугсбургское исповедание у лютеран). 39 артикулов веры 1563 г. даже в момент их создания носили компромиссный характер и не могли служить основой доктринального единства. Существенную роль в общеангликанском единстве играют труды классических английских теологов 16–17 вв., таких как Р. Хукер и Л. Эндрюс. «Книга общественного богослужения» 1662 г. также остаётся ключевым критерием англиканской идентичности, причём особую важность имеют зафиксированные в ней принципы епископального церковного устройства – наличие в Церкви 3-степенной иерархии на основе апостольского преемства.
В 1888 г. III Ламбетская конференция приняла 4 статьи с изложением основных принципов, которые, по мнению англикан, могли бы стать основой объединения всех христианских церквей. Статьи получили название «Чикаго-Ламбетский квадрилатерал», поскольку они были изначально предложены ЕЦ США на встрече в Чикаго (1886). Согласно этим статьям, Священное Писание признаётся высшим авторитетом в вопросах веры; Апостольский и Никео-Константинопольский символы выражают эту веру и свидетельствуют о ней; 2 таинства, «установленные Самим Христом», – Крещение и Евхаристия – должны неотступно совершаться «с употреблением Христовых слов установления и тех вещественных составляющих, которые Он предписал»; управление Церковью и поставление её служителей осуществляет «исторический епископат». Задуманный как основа диалога между различными христианскими церквами, Чикаго-Ламбетский квадрилатерал в первую очередь послужил выражению и укреплению внутреннего единства англиканской традиции и доныне пользуется широким признанием среди англикан всего мира.
Конец 19 – начало 20 вв. стало временем интенсивной англиканской миссии в Африке. Здесь миссионеры часто действовали самостоятельно, вне области колониального контроля европейских держав. Проповедники не были связаны никакими обязательствами по отношению к Британскому государству или официальной Церкви, что позволяло им свободно адаптировать англиканство к местным условиям. В Африке архиерейские кафедры часто основывались там, где англиканские общины лишь зарождались. Многие «африканские» епископы были выдающимися миссионерами.
В 1864 г. был рукоположен первый в истории чёрный англиканский епископ, С. Кроутер, в 1912 г. – первый епископ-индиец, В. С. Азария. Развитие местной англиканской иерархии в Азии, Африке, Австралии и Океании шло медленно, и в 1950-х гг. большинство епископов в этих регионах всё ещё были приезжими с Британских о-вов. Лишь распад британской колониальной империи привёл к формированию в бывших колониях национального епископата.
Резолюции Ламбетских конференций никак не ограничивали свободу действий отдельных англиканских церквей. Тем не менее эти решения отражали уже существовавшую волю церковного руководства – ведь их принимали правящие архиереи. Регулярные встречи способствовали поддержанию общеангликанского консенсуса по важным вопросам. Сложности в этой области впервые обозначились в 1948 г. на VIII Ламбетской конференции, которая из-за войны состоялась не через 10, как обычно, а через 18 лет после предыдущей. Епископы, собравшиеся на конференцию 1948 г., плохо знали друг друга. При этом за время войны они привыкли принимать решения в относительной изоляции, в большей мере ориентируясь на потребности своей паствы. Во многих странах шли антиколониальные движения, формировавшие новую идентичность народов и делавшие патерналистские подходы европейских миссионеров и священников невозможными. Сохранению внутреннего единства способствовало проведение всеангликанского конгресса в 1954 г. и IX Ламбетской конференции в 1958 г., по рекомендации которой в 1960 г. был учреждён пост исполнительного секретаря Англиканского содружества. Если до того Англиканское содружество проявлялось лишь на общеангликанских встречах, таких как Ламбетские конференции, то теперь оно обрело более постоянную организационную форму. Первому секретарю, епископу С. Бейну из США, удалось выстроить систему взаимопомощи англикан в развитых и развивающихся странах. На Х Ламбетской конференции 1968 г. офис исполнительного секретаря Англиканского содружества был преобразован в постоянно действующий Англиканский консультативный совет. С 1979 г. стали проводиться регулярные встречи руководителей церквей Англиканского содружества.
Формирование местного духовенства и адаптация «Книги общественного богослужения» к местным культурам привели к росту англиканства в бывших колониях, особенно в Африке. С начала 1990-х гг. второй по количеству последователей англиканской церковью в мире после Церкви Англии стала Церковь Нигерии. По числу активных прихожан африканские и азиатские англиканские церкви даже опередили страны первого мира.
Такие перемены в региональном балансе, наряду с культурными и демографическими сдвигами 2-й половины 20 в. привели к противоречивым результатам. С одной стороны, англикане не утратили единства, когда церкви США, Канады, а затем Англии и других развитых стран начали допускать женщин к сану священника (с конца 1970-х гг.) и епископа (с начала 1990-х гг.). Более того, их примеру последовали некоторые консервативные африканские и азиатские церкви, из-за чего споры вокруг «женского священства» вообще вышли из англиканской повестки. С другой стороны, с 1970-х гг. англиканские церкви США и Канады стали пересматривать свои взгляды на однополые отношения, что вызвало серьёзные споры среди англикан. В 1998 г. XIII Ламбетская конференция, в которой участвовали почти все англиканские епископы мира, приняла резолюцию I.10, осуждающую гомосексуальные отношения как «практику, несовместимую с Писанием». ЕЦ США подвергла резолюцию критике и отказалась признать её. В 2002 г. Нью-Вестминстерская епархия Англиканской церкви Канады приняла чин благословения однополых союзов; в 2003 г. в ЕЦ США состоялась архиерейская хиротония Дж. Робинсона, состоявшего в подобном союзе. Более консервативные церкви расценили это как прямой вызов англиканскому единству. Ряд африканских и азиатских церквей объявил об «ограничении общения» с ЕЦ США. Некоторые из них открыто вступили в общение с не входящими в Англиканское содружество (т. е. формально «неканоническими») англиканскими церквами (например, с Англиканской церковью в Северной Америке) или открыли свои структуры на «территории» других церквей (например, Церковь Нигерии в 2005 учредила на территории США Конвокацию англикан в Северной Америке). Более консервативные церкви создали ряд собственных объединений, таких как ГАФКОН или «Глобальный Юг», хотя ни одна из этих церквей не вышла из Англиканского содружества.
Дискуссии вокруг однополых отношений обнажили более глубокие противоречия внутри Англиканского содружества: отношение разных церквей к понятию авторитета Священного Писания, возросшую во 2-й половине 20 в. и начале 21 в. роль евангелического движения в мировом англиканстве, отношение к социальным и экономическим проблемам. Далеко не все англиканские церкви развивающихся стран разделяют консервативную повестку, тогда как в США, Австралии, Канаде и Новой Зеландии позиции консерваторов широко представлены как в церквах – членах Англиканского содружества, так и среди «неканонических» англикан. Принцип «общения» церквей с Кентерберийской кафедрой переставал обеспечивать достаточную меру единства в условиях эрозии доктринальной и литургической общности Англиканского содружества.
Стремясь исправить ситуацию, в 2004 г. особая комиссия по вопросу единства Англиканского содружества («Ламбетская комиссия по Содружеству») выступила с идеей документа, фиксирующего догматическое и нравственное учение англиканских церквей. Он был разработан к концу 2009 г. и получил название «Ковенант Англиканского содружества». План состоял в том, чтобы отдельные церкви приняли «Ковенант», сделав его, таким образом, обязательным условием принадлежности к Содружеству. Вскоре часть церквей (среди которых были как консервативные церкви Мьянмы, Папуа – Новой Гвинеи и Юга Америки, так и либеральные церкви Ирландии и Мексики) приняла документ; однако многие другие церкви, в том числе и Церковь Англии и ЕЦ США, отвергли его или отложили решение вопроса. Среди тех, кто не принял «Ковенант», также были как консерваторы, так и либералы. Для первых документ носил слишком неопределённый характер, тогда как вторые сочли его слишком ситуативным и противоречащим фундаментальному англиканскому принципу церковного общения как основы единства.
В этих условиях XV Ламбетская конференция, которая должная была состояться в 2018 г., была отложена на 2020 г. – архиепископ Кентерберийский Дж. Уэлби пожелал предварительно провести консультации, чтобы убедиться в том, что на встречу прибудет большинство англиканского епископата; из-за пандемии COVID-19 конференция прошла лишь в июле – августе 2022 г. Из примерно 900 епархиальных архиереев всего мира на встречу собрались около 660 человек. Главной темой встречи снова стали однополые отношения и культурные различия между англиканами разных стран, причём Уэлби выразил поддержку резолюции I.10 1998 г. Несмотря на резкий характер споров, XV Ламбетская конференция продемонстрировала, что единство Англиканского содружества в настоящий момент сохраняется.
«Инструменты содружества»
Взаимодействие церквей Англиканского содружества осуществляется при помощи 4 ключевых церковных органов. Как и само Содружество, они не являются «организациями» в юридическом смысле слова и не принимают решений, обязательных для церквей Содружества. Тем не менее они играют важную роль в жизни Англиканского содружества и потому называются «орудиями общения» или «инструментами содружества» (англ. instruments of communion). К данным органам относятся: 1) архиепископ Кентерберийский в своей роли примаса Англиканского содружества; 2) Ламбетские конференции; 3) Англиканский консультативный совет и 4) собрание предстоятелей Англиканского содружества.
1) Архиепископ Кентерберийский, предстоятель Церкви Англии, по должности является примасом Англиканского содружества. В 1930 г. VII Ламбетская конференция постановила, что, для того чтобы считать себя англиканином, необходимо состоять в церковном общении с архиепископом Кентерберийским. В качестве примаса Англиканского содружества он является ключевым фактором англиканской идентичности; созывает Ламбетские конференции, встречи Англиканского консультативного совета, собрания предстоятелей Англиканского содружества и председательствует на них; обращается ко всем англиканам мира с пастырскими посланиями; осуществляет митрополичью юрисдикцию по отношению к нескольким небольшим англиканским церквам, которые, несмотря на автокефальный статус, не имеют достаточно архиереев для поддержания собственной иерархии; выступает в межхристианских и межрелигиозных диалогах на высшем уровне от лица всех англикан; имеет первенство чести среди прочих англиканских епископов как «первый среди равных».
Уставы нескольких англиканских церквей предусматривают случаи непосредственного вмешательства архиепископа Кентерберийского в их внутренние дела. Например, Испанская реформированная епископальная церковь передаёт в ведение архиепископа Кентерберийского все дела веры и церковного устройства, а англиканская Церковь провинции Центральной Африки предоставляет ему назначать епископов, если процесс избрания зашёл в тупик. Право созывать Ламбетские конференции также обеспечивает архиепископу Кентерберийскому существенные косвенные полномочия. При возникновении разделений в среде англиканского епископата на одной территории, архиепископ Кентерберийский может сам решать, с какой из сторон он состоит в общении, а с какой – нет и, как следствие, кто из конфликтующих епископов будет приглашён на Ламбетскую конференцию. Таких полномочий не имеет больше ни один епископ или коллегиальный орган (даже сама Ламбетская конференция) в Англиканском содружестве.
2) Раз в 10 лет архиепископ Кентерберийский созывает встречу всех епископов Англиканского содружества. Такие встречи называются Ламбетскими конференциями – по названию Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископов Кентерберийских, в котором прошла первая такая встреча (1867). Все прочие Ламбетские конференции также проходили в Великобритании. Председателем конференции по должности является архиепископ Кентерберийский.
У Ламбетской конференции нет никакого нормативного документа, описывающего её статус или компетенцию – всё это определяется лишь традицией. Ламбетская конференция не является «вселенским собором» мирового англиканства, поскольку не принимает решений, обязательных для исполнения автокефальными англиканскими церквами. Её роль – обеспечить англиканскому епископату площадку для общения и взаимодействия. Тем не менее резолюции Ламбетских конференций отражают состояние мирового англиканства и обладают высоким моральным и духовным авторитетом. Англиканские церкви часто ссылаются на эти резолюции в своих внутренних решениях и стараются не вступать с ними в противоречие.
3) Англиканский консультативный совет (АКС) был основан в 1968 г. резолюцией Х Ламбетской конференции на основе офиса исполнительного секретаря Англиканского содружества. АКС состоит из представителей епископата, низшего духовенства и мирян, причём количество представителей той или иной церкви зависит от числа её членов. «Большие» англиканские церкви направляют в АКС одного епископа, одного священника и одного мирянина; «меньшие» – одного епископа или священника и одного мирянина. С точки зрения АКС, к «большим» церквам относятся Церкви Австралии, Канады, Англии, Нигерии, Руанды, Юга Африки, Южной Индии, Уганды, США, Кении, Севера Индии, Южного Судана, Танзании; к «меньшим» – все прочие англиканские церкви.
Встречи АКС проходят раз в 3–4 года в различных местах по всему миру. С момента основания структуры было проведено 17 встреч, последняя из которых состоялась в Гонконге 28 апреля – 5 мая 2019 г.
Между встречами действует секретариат АКС – офис Англиканского содружества, расположенный в Лондоне. Он занимается организационной работой не только для АКС, но также для всех других общеангликанских структур и мероприятий. Президентом АКС по должности является архиепископ Кентерберийский. Кроме того, у совета есть технический глава – председатель (с 2016 – архиепископ П. Квонг), в обязанности которого входит обеспечение работы офиса. Также у АКС есть генеральный секретарь (с сентября 2022 – епископ Э. Погго), который является «послом по особым поручениям», обеспечивающим контакты между церквами-членами и между АКС и другими религиозными и светскими организациями.
АКС координирует взаимодействие между англиканскими церквами (например, он помогает решать вопросы образования новых автокефальных церквей); содействует крупным миссионерским проектам; поддерживает связи Англиканского содружества со Всемирным советом церквей и отдельными христианскими церквами на мировом уровне; обеспечивает информационный обмен и необходимые исследования.
4) Собрание предстоятелей Англиканского содружества – самый молодой из органов Англиканского содружества. Встречи руководителей англиканских церквей начали проводиться по личной инициативе архиепископа Кентерберийского Д. Коггана. Они организуются по мере необходимости с перерывом от нескольких месяцев до 5 лет. Первое собрание состоялось в г. Или (Великобритания) в 1979 г., последнее (22-е) – в конце марта 2022 г. в Лондоне. Председателем собрания по должности является архиепископ Кентерберийский. Как правило, поводами для проведения собраний служат какие-то важные события в мировом англиканстве, а также подготовка к проведению Ламбетских конференций.
Церкви-члены
По состоянию на конец 2022 г., членами Англиканского содружества являются 42 поместные церкви. Все они имеют территориальное устройство, т. е. распространяют свою юрисдикцию на всех англикан, находящихся на определённых территориях. Эти церкви имеют статус автокефальных (полностью независимых) англиканских церквей или церковных провинций. Важно отметить, что понятие «церковная провинция» в англиканстве может также обозначать крупный церковный округ в составе поместной церкви, состоящий из нескольких епархий; в этом значении «церковная провинция» тождественна архиепископии или митрополии. Такие провинции иногда называются «внутренними провинциями». Например, Церковь Англии является одной из провинций Англиканского содружества, но при этом сама она делится на 2 «внутренние провинции» – Кентерберийскую и Йоркскую.
Церкви – члены Англиканского содружества (в порядке английского алфавита):
Епископальная (англиканская) провинция Александрии (Алжир, Джибути, Египет, Эфиопия, Эритрея, Ливия, Сомали, Тунис, Мали, Мавритания, Чад).
Англиканская церковь в Аотеароа, Новой Зеландии и Полинезии (Новая Зеландия, Острова Кука, Фиджи, Самоа, Тонга).
Англиканская церковь Австралии (Австралия).
Церковь Бангладеш (Бангладеш).
Англиканская епископальная церковь Бразилии (Бразилия).
Провинция англиканской церкви Бурунди (Бурунди).
Англиканская церковь Канады (Канада).
Церковь провинции Центральной Африки (Ботсвана, Малави, Замбия, Зимбабве).
Англиканская церковь Центральной Америки (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Никарагуа, Панама).
Англиканская церковь Чили (Чили).
Провинция англиканской церкви Конго (Демократическая Республика Конго, Республика Конго).
Церковь Англии [Англия, о. Мэн, Нормандские о-ва, Гибралтар, капелланства в Европе (кроме Испании и Португалии), Марокко, Турции, Монголии, странах бывшего СССР].
Англиканская (епископальная) церковь Гонконга (Гонконг и Макао).
Церковь провинции Индийского океана (Маврикий, Мадагаскар, Сейшельские Острова).
Церковь Ирландии (Республика Ирландия, Северная Ирландия).
Англиканская церковь в Японии (Япония).
Епископальная церковь в Иерусалиме и на Ближнем Востоке (Израиль, Палестина, Иордания, Сирия, Ливан, Кипр, Ирак, Кувейт, Иран, страны Аравийского п-ова).
Англиканская церковь Кении (Кения).
Англиканская церковь Кореи (КНДР, Республика Корея).
Англиканская церковь Меланезии (Новая Каледония, Соломоновы Острова, Вануату).
Англиканская церковь Мексики (Мексика).
Англиканская церковь Мозамбика и Анголы (Мозамбик, Ангола).
Церковь провинции Мьянмы (Мьянма).
Церковь Нигерии (Нигерия).
Церковь Северной Индии (Индия за исключением штатов Андхра-Прадеш, Телингана, Карнатака, Керала и Тамилнад; Бутан).
Церковь Пакистана (Пакистан).
Англиканская церковь Папуа – Новой Гвинеи (Папуа – Новая Гвинея).
Епископальная церковь на Филиппинах (Филиппины).
Провинция англиканской церкви Руанды (Руанда).
Шотландская епископальная церковь (Шотландия).
Англиканская церковь Южной Америки (Аргентина, Боливия, Парагвай, Перу, Уругвай).
Церковь провинции Юго-Восточной Азии (Сингапур, Малайзия, Бруней, Индонезия, Вьетнам, Непал, Лаос, Таиланд, Камбоджа).
Церковь Южной Индии (Штаты Андхра-Прадеш, Телингана, Карнатака, Керала и Тамилнад Республики Индия; северная часть Шри-Ланки).
Провинция епископальной церкви Южного Судана (Южный Судан).
Англиканская церковь Южной Африки (ЮАР, Мозамбик, Ангола, Лесото, Намибия, Свазиленд, о. Святой Елены).
Англиканская церковь Танзании (Танзания).
Церковь провинции Уганды (Уганда).
Епископальная церковь Соединённых Штатов Америки [США (включая неинкорпорированные территории), Доминиканская Республика, Эквадор, Гаити, Гондурас, Китайская Республика (Тайвань), Венесуэла, Британские Виргинские Острова].
Церковь Уэльса (Уэльс).
Церковь провинции Западной Африки (Гамбия, Гана, Гвинея, Камерун, Либерия, Сьерра-Леоне).
Церковь в провинции Вест-Индии (государства и территории Вест-Индии и Карибского бассейна, кроме Кубы; Белиз, Гайана).
Помимо этих церквей, в Англиканское содружество входят 5 небольших церквей, которые, несмотря на автокефальный статус, не имеют достаточно архиереев для поддержания собственной иерархии. Они называются внепровинциальными (англ. extraprovincial) церквами. Митрополичью юрисдикцию (например, рукоположение новых епископов) в них осуществляет архиепископ Кентерберийский, однако он действует исключительно по просьбе руководства этих церквей.
Внепровинциальные церкви Англиканского содружества (в порядке английского алфавита):
Англиканская церковь Бермудских Островов (Бермудские Острова).
Церковь Цейлона (Шри-Ланка).
Приход Фолклендских островов (Фолклендские о-ва).
Лузитанская католическая апостольская евангелическая церковь (Португалия).
Испанская реформированная епископальная церковь (Испания).
Церкви в общении с Англиканским содружеством
Англиканские церкви допускают к причащению всех христиан, крещённых по тринитарной формуле. Также англиканские церкви признают хиротонии всех церквей, имеющих 3-степенную иерархию и апостольское преемство. Однако с несколькими неангликанскими церквами Англиканское содружество состоит «в полном церковном общении». Это означает, что, помимо участия в богослужении и таинствах, эти церкви взаимно участвуют в рукоположении духовенства, включая епископов.
Церкви, с которыми Англиканское содружество состоит в полном церковном общении:
Старокатолические церкви Утрехтской унии (Старокатолическая церковь Нидерландов, Католическая епархия старокатоликов в Германии, Христианско-католическая церковь Швейцарии, Старокатолическая церковь Австрии, Старокатолическая церковь Чешской Республики, Польская католическая церковь).
Лютеранские церкви, входящие в Содружество Порвоо (Эстонская евангелическо-лютеранская церковь, Евангелическо-лютеранская церковь Литвы, Церковь Норвегии, Церковь Швеции, Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии, Евангелическо-лютеранская церковь Дании, Латвийская евангелическо-лютеранская церковь за рубежом, Лютеранская церковь Великобритании, Евангелическо-лютеранская церковь Исландии).
Маланкарская сирийская церковь Святого Фомы (Мар-Тома; Индия).
Филиппинская независимая церковь.
Символика
Англиканское содружество имеет официальные герб и флаг, созданные по проекту священников Э. Уэста и Э. Ноутера и впервые использованные в 1954 г. Герб представляет собой золотую розу ветров с 16 лучами на синем фоне, очерченную тонким золотым кольцом и увенчанную золотой архиерейской митрой. В центре звезды – белый круг, в середине которого – очерченный алым кольцом щит с алым крестом Святого Георгия на белом фоне в обрамлении надписи на греческом языке «ἡ ἀλήθεια ἐλευθερώσει ὑμᾶς» («истина сделает вас свободными»), представляющей собой цитату из Евангелия от Иоанна (Ин 8:32). Флаг Содружества – полотно синего цвета с соотношением сторон 2:3 с гербом по центру.
Статистика
По данным на 2022 г., Англиканское содружество включает 42 поместные церкви и 5 небольших внепровинциальных церквей под митрополичьей юрисдикцией архиепископа Кентерберийского. Общее количество англиканских епархий по всему миру – около 850. Церкви Содружества расположены на территории 165 государств и территорий. Членами церквей Содружества являются около 85 млн человек, что составляет более 99,5 % всех христиан англиканской традиции. Англиканское содружество – третья по числу верующих организованная христианская община мира после Римско-католической церкви и православной церкви (в смысле совокупности всех автокефальных и автономных православных церквей).