Англиканская церковь Кении
Англика́нская це́рковь Ке́нии (АЦК; англ. Anglican Church of Kenya), одна из поместных церквей в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан Кении.
История
Первыми христианами на территории современной Кении были португальские моряки из экспедиции Васко да Гамы, прибывшие в регион в апреле 1498 г. В 1599 г. португальцы возвели первый храм в Момбасе, покровительствуя вместе с тем католическим миссионерам. Прибрежная часть Кении к тому времени уже находилась под влиянием арабов, исповедующих ислам. В 1729 г., после долгого противостояния силам исламских правителей, португальцы покинули эту страну.
В 1844 г. в прибрежную часть Кении, в то время находившуюся под контролем султанов Занзибара, прибыл немецкий миссионер и исследователь Иоганн Крапф. Он был лютеранским пастором, но действовал в качестве члена англиканского Церковно-миссионерского общества. Крапф перевёл на местный диалект суахили части Библии и «Книги общественного богослужения», однако существенных миссионерских успехов не добился. Тем не менее лингвистические изыскания Крапфа и составленные им словари существенно помогли будущим миссионерам.
В июне 1884 г. Церковь Англии учредила епархию Восточно-Экваториальной Африки, которая охватывала территории современных Кении, Танзании и Уганды. Её первым епископом стал Джеймс Ханнингтон, который сделал своим кафедральным городом Момбасу. Осенью 1885 г. Ханнингтон отправился в миссионерское путешествие в королевство Буганда (современная Уганда). 29 октября того же года по приказу короля Мванги II епископ был жестоко убит. Позднее Церковь Англии канонизировала Ханнингтона как мученика (память 29 октября).
В 1898 г. из огромной епархии Восточно-Экваториальной Африки была выделена епархия Момбасы, охватывавшая Кению и север Танзании; с 1927 г. эта епархия сократилась до территории Кении.
Центром христианской миссии за пределами прибрежной части страны стал народ кикуйю, населяющий центральную часть Кении. В 1913 г. в г. Кикуйю состоялось собрание европейских и американских миссионеров различных протестантских деноминаций, работавших в этом районе. Было решено стремиться к созданию в регионе «объединённой церкви», а в завершение собрания пастор пресвитерианской Церкви Шотландии совершил евхаристию, в которой приняли участие присутствовавшие в Кикуйю англиканские епископы Уганды и Момбасы. Это было встречено протестом со стороны африканского архиерея, епископа Занзибара Ф. Уэстона. Имевший англокатолические симпатии и возмущённый перспективой церковного объединения с протестантами, Уэстон обратился к архиепископу Кентерберийскому Р. Дейвидсону, который осудил решения встречи в Кикуйю, однако признал, что в Восточной Африке имеют место «особые обстоятельства». В дальнейшем встречи миссионеров повторялись, однако на них говорили уже не о церковном объединении, а лишь о координации миссионерских и образовательных усилий. В 1954 г. кенийские англикане, пресвитериане и методисты открыли общее высшее учебное заведение – Объединённый богословский колледж в Лимуру (ныне Университет Святого Павла). Он остаётся одним из ведущих университетов Кении.
В 1955 г. были рукоположены первые в Кении епископы-африканцы – Обадия Кариуки и Фесто Оланг. В 1970 г. АЦК получила автокефалию одновременно с Англиканской церковью Танзании, с которой АЦК составляла одну церковную провинцию Восточной Африки (провинция получила самостоятельность в 1960). Первым архиепископом АЦК стал Оланг. На тот момент АЦК состояла из двух епархий – Момбасы и Накуру. В дальнейшем число епархий многократно увеличилось.
В Британской Кении, как называлась страна в 1920–1963 гг., Англиканская церковь пользовалась привилегированным положением, что было характерно далеко не для всех колоний Соединённого Королевства. Это отражалось на политической позиции англиканского духовенства. Так, во время восстания Мау-Мау (1952–1960) англиканская иерархия Кении выступила с резким осуждением восставших, несмотря на то что насильственные действия, в том числе против мирных жителей, совершали обе стороны конфликта. Заметная политическая роль Англиканской церкви сохранилась в Кении и после обретения страной независимости (1963). При режиме президента Даниеля Торойтича арап Мои (1978–2002) одним из наиболее резких критиков правительства был епископ епархий Маунт-Кения-Восток (1975–1990) и Кириньяга (1990–1996), а позднее – примас АЦК (1997–2002) Дэвид Гитари.
Современное состояние
Предстоятель АЦК носит титул «примас и архиепископ всей Кении». С момента образования самостоятельной Кенийской церкви архиепископская кафедра была перенесена из Момбасы в новую столицу – Найроби. В 2002 г. специально для примаса была создана особая небольшая епархия Собора Всех Святых, названная так по главному храму столицы (кафедральным собором епархии Найроби с того момента является основанный в 1903 храм Святого Стефана). Архиепископ всей Кении занимает её по должности и не может быть епископом никакой иной епархии.
АЦК состоит из 37 епархий. В 2008 г. было принято решение объединить их в 4 церковные провинции во главе с архиепископами:
Провинция Момбасы – епархии Момбаса, Найроби, Гарисса, Каджиадо, Китуи, Мачакос, Макуэни, Малинди, Таита-Тавета, а также епархия Собора Всех Святых и епископство Вооружённых сил.
Провинция Масено – епархии Бондо, Бунгома, Бутере, Масено-Север, Масено-Восток, Масено-Запад, Масено-Юг, Намбале, Катакви, Мумиас, Южная Ньяса.
Провинция Маунт-Кения – епархии Эмбу, Кириньяга, Марсабит, Мбере, Меру, Маунт-Кения-Восток, Маунт-Кения-Запад, Маунт-Кения-Юг, Маунт-Кения-Центр, Муранга-Юг, Тика.
Провинция Накуру – епархии Элдорет, Капсабет, Керичо, Китале, Маралал, Накуру, Ньяхуруру, а также миссионерские округа Баринго и Лодвар.
Несмотря на принятое решение по объединению епархий, которое остаётся в силе, по состоянию на май 2021 г. на практике провинции не были созданы.
Как и в других англиканских церквах, каждая епархия АЦК разделяется на архидиаконские округа, а те, в свою очередь, – на приходы. Отличительной особенностью Кенийской церкви является распространённая практика создания в составе приходов т. н. подприходов (англ. sub-parish) во главе с чтецами (англ. lay reader).
Богослужение в АЦК совершается по нескольким литургическим книгам. До 1970 г. были распространены Книга общественного богослужения в редакции 1662 г. на английском и суахили, а также два африканских англиканских служебника, составленных в 1960-х гг. – «Служебник для Африки» (Liturgy for Africa) и «Единый служебник для Восточной Африки» (A United Liturgy for East Africa, изначально составлен на английском и суахили). В 1975 г. АЦК приняла «Современный английский служебник» (Modern English Services), который представляет собой перевод Книги общественного богослужения 1662 г. на современный и упрощённый английский язык.
АЦК является одним из лидеров движения Англиканской реформы. АЦК также входит в «Глобальный Юг» и в Глобальную конференцию англиканского будущего (ГАФКОН). Вторая конференция ГАФКОН проходила 21–26 ноября 2013 г. в Найроби, и АЦК выступала принимающей стороной. После епископского рукоположения Джина Робинсона АЦК прекратила общение с Епископальной церковью США. При этом Кенийская церковь поддерживает отношения с Англиканской церковью в Северной Америке, которую она считает каноничной поместной англиканской церковью США и Канады.
По данным АЦК на 2016 г., в Кении проживают 5 млн англикан, что составляет около 11 % населения страны.