Церковь в провинции Вест-Индии
Це́рковь в прови́нции Вест-И́ндии (ЦПВИ; англ. Church in the Province of the West Indies), одна из старейших поместных церквей в составе Англиканского содружества. Распространена в странах, исторически связанных с английским колониальным присутствием в этой части земного шара – Британской Вест-Индией.
История
Английское присутствие в Вест-Индии начинается в 1623 г. с основания английского поселения на о. Сент-Кристофер (ныне Сент-Китс). В 1625 г. англичане высадились на необитаемом в то время о. Барбадос, вскоре превращённом ими в важный опорный пункт. Здесь в 1628 г. был построен первый в Вест-Индии англиканский храм – церковь Святого Иакова в Хоултауне. Начальный период английского освоения Вест-Индии совпал с драматическими событиями в метрополии. В Церкви Англии, предстоятелем которой в 1633–1645 гг. был архиепископ У. Лод, шло становление англиканской ортодоксии и борьба с пуританством. Одновременно Англия погружалась в политический кризис, за которым последовала Английская революция 1640–1660 гг.
Эти события наложили свой отпечаток на раннюю историю англиканства в Вест-Индии. Первые священнослужители Церкви Англии прибыли сюда в качестве частных лиц. Их деятельность складывалась без какого-либо контроля со стороны английской иерархии, а все церковные вопросы решались с губернаторами. В 1650-х гг. правительство О. Кромвеля попыталось взять англиканские церкви на островах под свой контроль. Было запрещено использование «Книги общественного богослужения», а после английского завоевания Ямайки (1655) Кромвель направил сюда группу духовных лиц, представлявшую английский государственный протестантизм периода Республики. После восстановления монархии и епископального устройства церкви в английской метрополии, почти всё «республиканское» духовенство было замещено ортодоксальными англиканскими священниками.
Начиная с 1676 г. начала складываться традиция, по которой англиканский епископ Лондонский становился главой колониального духовенства. Причиной этого было назначение епископа Лондонского Г. Комптона в состав государственной комиссии, ответственной за управление колониями. Власть лондонских епископов не была оформлена законодательно, что создавало постоянные конфликты последних с английскими губернаторами. Кроме того, большинство духовенства в регионе составляли капелланы английских чиновников и землевладельцев, чьё назначение находилось вне какого-либо епископского контроля.
Большинство населения Британской Вест-Индии в 17–18 вв. состояло из темнокожих рабов. Дордрехтский синод (1618–1619), в котором участвовала и Церковь Англии, постановил, что раб, принимавший христианство, должен немедленно получить свободу и те же гражданские права, что и прочие члены христианского общества. Английские законы не считали обязательным освобождение крещёных рабов, однако требовали от рабовладельцев заботиться о проповеди христианства среди невольников. В реальности плантаторы не только не исполняли этого предписания, но и препятствовали распространению христианства среди рабов. Англиканское духовенство – в отличие от баптистских, методистских и других протестантских проповедников – также не стремилось вести миссию среди рабов. Духовенство предпочитало игнорировать многочисленные случаи попрания рабовладельцами основных принципов христианской нравственности.
После того как в Великобритании в 1701 г. было основано Общество распространения Евангелия (ОРЕ), англиканская миссия в Вест-Индии несколько активизировалась. Миссионеры, получавшие финансирование из метрополии и не составлявшие часть местного сообщества, в котором доминировали плантаторы, могли оценивать ситуацию более критично и действовать более независимо. Однако очень скоро само ОРЕ оказалось втянуто в систему рабовладения. В 1710 г. на Барбадосе ОРЕ основало Кодрингтон-колледж, на содержание которого губернатор Барбадоса К. Кодрингтон передал несколько плантаций. Работавшим на них невольникам выжигали клеймо «Society» («Общество»).
Несмотря на всё это, известны относительно многочисленные случаи, когда невольники, с позволения своих хозяев, принимали англиканство; это рассматривалось как привилегия, поскольку принявшие англиканское крещение рабы получали вместо прозвища английские имя и фамилию и, оставаясь в рабском состоянии, в некоторой мере интегрировались в колониальный истеблишмент. В конце 18 в. ситуация начала меняться. Многие англиканские церковные деятели стали активно участвовать в борьбе за отмену рабства. Так, приходской священник с о. Сент-Китс Дж. Рамси в 1780-х гг. выступал с резкой критикой рабовладельческих порядков. Он оказал значительное влияние на одного из главных британских аболиционистов англоевангелика У. Уилберфорса. В 1834 г. рабовладение в Великобритании и её колониях было полностью запрещено.
В атмосфере противостояния сторонников и противников рабства в 1824 г. в Британскую Вест-Индию были поставлены первые епископы Церкви Англии с кафедрами на Ямайке и на Барбадосе. Первым епископом Ямайки стал К. Липcком. В его епархию, кроме Ямайки, вошли Багамские острова и Британский Гондурас (ныне Белиз) на побережье Центральной Америки. В юрисдикцию первого епископа Барбадоса У. Коулриджа за пределами этого острова вошли также Тринидад, Британские подветренные о-ва (Ангилья, Антигуа, Барбуда, Виргинские о-ва, Доминика, Монтсеррат, Невис и Сент-Китс), Южно-Антильские о-ва и Британская Гвиана в Южной Америке. В 1842 г. епархия Барбадоса была разделена; собственные епископы появились на Антигуа (епархия Северо-Восточных Карибских о-вов и Арубы, ныне именуется епархией Антигуа и Подветренных о-вов) и в Британской Гвиане, а в 1872 г. – ещё и на Тринидаде. Из Ямайской епархии также постепенно выделились епархия Нассау на Багамских о-вах (1861) и епархия Британского Гондураса (1891).
В начале 1870-х гг. британское правительство стало постепенно сокращать финансирование Англиканской церкви в Вест-Индии. Это стало серьёзным испытанием для Церкви Англии, поскольку в этом регионе она почти не имела распространения среди темнокожего большинства. В 1873 г. епископы вест-индских епархий провели встречу в Британской Гвиане, решив просить у властей метрополии разрешения объединить епархии в самостоятельную церковную провинцию, что и произошло в ноябре 1883 г. Примасом новой провинции стал епископ Гвианы У. Остин. С 1897 г. предстоятели провинции Вест-Индии стали титуловаться архиепископами.
На протяжение 20 в. ЦПВИ постепенно смогла избавиться от образа «белой» церкви. В 1947 г. избран первый темнокожий епископ – П. Гибсон. Духовенство также стало набираться из темнокожего большинства, что позволило увеличить количество священников и привело к численному росту церкви. В 1975 г. была открыта епархия в Венесуэле, однако в 1980 г. её передали под юрисдикцию Епископальной церкви США. С конца 1970-х гг. до середины 1990-х гг. в церкви прошли богослужебные реформы, в ходе которых были составлены новые литургические книги, дополнившие традиционную «Книгу общественного богослужения».
Современное состояние
Церковь в провинции Вест-Индии возглавляет архиепископ, который одновременно является правящим епископом одной из епархий. Высший соборный орган – Генеральный синод, который до 1959 г. состоял исключительно из епископов; затем были созданы палаты духовенства и мирян. В ЦПВИ насчитывается 8 епархий: Багамских о-вов и островов Теркс и Кайкос; Барбадоса; Белиза; Гайаны (бывшей Британской Гвианы); Ямайки и Каймановых о-вов; Северо-Восточных Карибских о-вов и Арубы (территориально включает Доминиканскую республику, острова Монтсеррат, Антигуа, Барбуда, Ангилья, Аруба, Невис, Саба, Сен-Бартелеми, Синт-Эстасиус, Сент-Китс, Сен-Мартен); Тринидада и Тобаго; Подветренных о-вов.
Богослужение в ЦПВИ совершается по английской «Книге общественного богослужения» в редакциях 1662 и 1928 гг. и нескольким литургическим книгам 20 в., в первую очередь, по вест-индской «Книге общественного богослужения» 1995 г. В ЦПВИ сильна консервативная англокатолическая традиция. Евхаристическое богослужение здесь, как правило, именуется мессой, причём в некоторых принятых на епархиальном уровне чинопоследованиях (например, в «Народном последовании мессы и других молитв», 1965) фактически используется английский перевод римско-католической мессы в том виде, в каком она существовала до реформ Второго Ватиканского собора. Практикуется приготовление, а также литургическое почитание (адорация) запасных Святых Даров. В отличие от большинства англиканских церквей, конфирмация в ЦПВИ может совершаться в форме миропомазания с использованием освящённого епархиальным епископом мира. Начиная с 1995 г. женщинам позволено принимать сан священника, однако епископами становиться они не могут. ЦПВИ придерживается консервативных позиций по вопросам однополых отношений и абортов.
Значительные финансовые возможности вест-индских колоний Великобритании привели к расцвету церковной архитектуры. Многие из кафедральных соборов ЦПВИ представляют собой шедевры, возведённые известными архитекторами своего времени. К таким постройкам относятся барочный собор Святого Иоанна Богослова в Сент-Джонсе на Антигуа, основанный в 1683 г. и построенный (ныне сохранился в первозданном виде) в 1845 г. Т. Фуллером; готический собор Святого Георга в Джорджтауне (Гайана), построенный в 1889–1894 гг. А. Бломфилдом; георгианский собор Святого Иоанна Крестителя в Белиз-сити, возведённый в 1812–1820 гг. из кирпичей, служивших балластом для британских морских судов; сочетающий в себе готические, георгианские и викторианские элементы собор Пресвятой Троицы в Порт-оф-Спейне на Тринидаде, который был построен в 1816 г. по проекту британского секретаря по делам колоний Ф. Рейнгейла; георгианский собор Святого Георга в Кингстоне, который основан в 1780 г., восстановлен после разрушения ураганом в 1820 г. и значительно расширен (добавлены трансепты в викторианском стиле) в 1880–1887 гг.
В Вест-Индии основано первое англиканское богословское учебное заведение в Новом Свете – Кодрингтон-колледж в Сент-Джонсе на Барбадосе (1710). Он остаётся одним из двух главных богословско-образовательных центров ЦПВИ. Второй центр – Объединённый вест-индский богословский колледж в Кингстоне на Ямайке. Создан в 1966 г. в результате объединения англиканского Сент-Питерс-колледжа (основан в 1877) и нескольких протестантских богословских учебных заведений.
По данным на 2019 г., ЦПВИ имеет 621 приход. Её членами являются около 770 тыс. человек. В большинстве стран, в которых есть ЦПВИ, количество англикан не превышает 15 % населения. Исключение составляет Барбадос: здесь англиканская община насчитывает около 29 % всех жителей.