Церковь Нигерии
Це́рковь Ниге́рии (ЦН; англ. Church of Nigeria), одна из поместных церквей в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан Нигерии. По количеству последователей – 2-я англиканская церковь в мире после Церкви Англии.
История
Христианство проникло на территорию современной Нигерии в 15 в. благодаря португальским католическим миссионерам. В 1841 г. правительство Великобритании попыталось организовать здесь исследовательскую экспедицию, в состав которой входили миссионеры Церковно-миссионерского общества (ЦМО) Дж. Шон и С. Кроутер. Последний по происхождению принадлежал к одному из народов группы йоруба. В 1821 г. он был вместе несколькими членами своей семьи продан в рабство португальцам, однако корабль, на котором его перевозили, оказался перехвачен британским военным судном. Освобождённых рабов доставили в г. Фритаун в Сьерра-Леоне. Здесь подросток под руководством миссионеров из ЦМО изучил английский язык и крестился по англиканскому обряду, получив имя и фамилию, под которыми он стал известен. Благодаря своим незаурядным способностям в области лингвистики Кроутер смог получить образование в Великобритании, где он был представлен ко двору. Экспедиция 1841 г. окончилась, едва успев начаться, из-за того, что многие европейцы из её состава умерли от малярии. Кроутер поехал в Великобританию, где в 1843 г. был рукоположен в сан священника. В том же году он вернулся в Нигерию, где совместно с другим миссионером ЦМО, Г. Таунсендом, прибывшим сюда 1843 г., открыл англиканскую миссию в г. Абеокута на юго-западе страны, а затем ещё в нескольких городах (Ойо, Ибадане, Ифе, Илеше, Раббе). Кроутер организовал перевод на язык йоруба Библии (значительную часть текста он перевёл лично) и «Книги общественного богослужения», а также составил словарь и грамматику этого языка. В 1864 г. Кроутер рукоположен в епископы с юрисдикцией над «Западной Африкой за пределами владений британской короны», хотя его кафедра была в г. Лагос на юго-западе Нигерии, в границах британских владений. Кроутер стал первым чёрным епископом в истории англиканства. Он скончался 31 декабря 1891 г. в Лагосе. После его смерти ЦМО не смогло развить главную составляющую миссионерского успеха Кроутера – максимально широкое привлечение местных, африканских проповедников. Более того, британцы несколько лет откладывали назначение преемника Кроутера на епископскую кафедру. В 20 в. Кроутер был канонизирован несколькими англиканскими церквами (память 31 декабря), включая Церковь Нигерии, которая считает Кроутера своим основателем.
В северной части современной Нигерии, где исторически преобладает ислам, распространение христианства связано с деятельностью других миссионеров ЦМО – Г. Тагвелла и У. Миллера. В 1890-х гг. они совершили несколько исследовательских поездок по этой области, планируя миссию среди народа хауса. Среди мусульманского населения региона в конце 19 – начале 20 вв. существовало неортодоксальное движение «исава» (англ. Isawa), последователи которого (возможно, под косвенным влиянием европейских миссионеров), формально оставаясь мусульманами, почитали Иисуса Христа (Иса в Коране) выше основателя ислама Мухаммеда. Но несмотря на это, а также на тот факт, что в 1900 г. Великобритания установила своё господство в регионе, учредив протекторат Северная Нигерия, христианская миссия не получила здесь широкого распространения. Если на юге страны британские власти поддерживали миссионеров, то на мусульманском севере они были готовы пожертвовать интересами миссии в угоду хорошим отношениям с местными мусульманскими правителями. И хотя к 1932 г. Миллер закончил перевод Библии на язык хауса, христианство в этом регионе было представлено в основном выходцами с юга, проживавшими в городах.
В 1919 г. епархия Западно-Экваториальной Африки была разделена на епархии Лагоса и Нигера, приблизительно соответствовавшие югу и северу современной Нигерии. До 1951 г. эти две епархии, наряду с несколькими другими англиканскими епархиями запада Африки (Сьерра-Леоне, Аккры, а также Гамбии и Рио-Понгаса), получили автокефалию от Церкви Англии и объединились в Церковь провинции Западной Африки. В 1960 г. Великобритания предоставила Нигерии независимость, после этого последовал длительный период гражданской нестабильности, связанный как с межэтническими конфликтами, так и с противостоянием мусульманского севера и христианского юга страны. Несмотря на это, Англиканская церковь в Нигерии укреплялась. В период 1951–1979 гг. на территории страны было создано ещё 14 епархий: Дельта реки Нигер (1952), Ибадан (1952), Ондо-Бенин (1952), Северная Нигерия (1954), Оверри (1959), Бенина (1962), Экити (1966), Энугу (1970), Аба (1972), Квара (1974), Илеша (1974), Эгба-Эгбадо (1976), Иджебу (1976), Асаба (1977).
В феврале 1979 г. епархии этой Церкви на территории Нигерии получили самостоятельность и образовали Церковь Нигерии; её первым примасом стал епископ Ибаданский Т. Олуфосойе. После получения автокефалии Церковь Нигерии продолжила активную миссионерскую деятельность. В 1980–1988 гг. было открыто 8 новых епархий (в 1980 – Кано, Джос, Уари; в 1983 – Акоко, Ово, Акуре; в 1984 – Ремо, Окигве-Орлу). В 1989 г. основана епископская кафедра в столице страны Абудже. В 1990 г., с которого началось провозглашённое на Ламбетской конференции 1988 г. «Десятилетие евангелизации», в Нигерии были созданы 10 миссионерских епархий (т. е. таких, которые материально обеспечиваются извне – например, соседними епархиями), позднее преобразованных в постоянные: Эгбадо, Ифе, Минна, Кафанчан, Сокото, Кацина, Макурди, Майдугури, Баучи, Йола, Калабар, Уйо. В 1991–1999 гг. число епархий увеличилось ещё на 37. В этот период Церковь Нигерии стала самой быстрорастущей англиканской общиной мира.
Архиепископ Дж. Адетилойе (1986–1999) в 1997 г. разделил Церковь Нигерии на 3 церковные провинции во главе с архиепископами. При его преемнике, Питере Аникола (2000–2010) число провинций достигло 10, а число епархий увеличилось с 76 до 121. В 2012 г. новый архиепископ, Н. Око (2010–2020), довёл количество епархий до 161, а провинций – до 14.
Административное управление
Предстоятель Церкви Нигерии носит титул «архиепископ и примас всей Нигерии». Он одновременно является архиепископом одной из провинций и епископом одной из епархий в составе этой провинции. По состоянию на май 2021 г. Церковь Нигерии разделяется на 14 провинций, которые, в свою очередь, состоят из епархий.
В южной части страны расположены провинции:
Лагоса – епархии Авори, Бадагри, Эгба, Эгба-Запад, Ифо, Иджебу, Иджебу-Север, Лагос, Лагос-Побережье, Лагос-Запад, Ремо, Йева, Иджебу-Юго-Запад;
Бендела – епархии Акоко-Эдо, Асаба, Бенин, Эцако, Ика, Ндоква, Оле, Сабонгидда-Ора, Сапеле, Угелли, Уари, Западный Изон;
Дельты реки Нигер – епархии Ахоада, Калабар, Этче, Эво, Дельты реки Нигер, Икуэрре, Дельты реки Нигер – Запад, Дельты реки Нигер – Север, Северный Изон, Огбиа, Огони, Окрика, Уйо;
Ибадана – епархии Аджайи-Кроутер, Ибадан, Ибадан-Север, Ибадан-Юг, Ифе, Ифе-Восток, Иджеса-Северо-Восток, Иджеса-Север (миссионерская епархия), Илеса, Илеса-Юго-Восток, Огбомошо, Оке-Огун, Оке-Осун, Осун, Осун-Север, Осун-Северо-Восток, Ойо;
Ондо – епархии Акоко, Акуре, Экити-Оке, Экити-Запад, Экити, Идоани, Иладже, Иле-Олуджи, Иреле-Эсеодо, Ондо, Ово, епархия Побережья;
Реки Нигер – епархии Авка, Агуата, Реки Нигер, Огбару, Нигер-Запад, Мбамили, Амичи, Нневи;
Оверри – епархии Окигве-Юг, Оверри, Орлу, Мбаисе, Иси-Мбано, Идеато, Эгбу, Оаджи-Эгбема, Ору, Окигве, Икедуру, епархия Озера;
Абы – епархии Аба, Аба-Нгва-Север, Арочукву-Оафиа, Иквануо, Исиала-Нгва, Исиала-Нгва-Юг, Исуиквуато, Уква, Умуахиа;
Энугу – епархии Абакалики, Афикпо, Аугу-Анинри, Эха-Амуфу, Энугу, Энугу-Север, Икво, Нгбо, Нике, Нсукка, реки Оджи, Уди.
В центральной части Нигерии расположены провинции:
Квары – епархии Игбомина, Игбомина-Запад, Джебба, Квара, Нью-Бусса, Оффа, Ому-Аран, Экити-Квара;
Абуджи – епархии Абуджа, Бида, Гбоко, Гвагвалада, Ида, Кафанчан, Кубва, Квои, Лафиа, Макурди, Отукпо, Заки-Биам, Зонква;
Локоджи – епархии Доко, Иджуму, Кабба, Контагора, Кутиги, Локоджа, Минна, Огори-Магонго, Окене, Бида, Ида.
На севере Нигерии находятся провинции:
Кадуны – епархии Бари, Дуце, Гусау, Икара, Кадуна, Кано, Кацина, Кебби, Сокото, Вусаса, Зариа;
Джоса – епархии Баучи, Букуру, Даматуру, Гомбе, Джалинго, Джос, Лангтанг, Майдугури, Панкшин, Йола.
Каждая из епархий состоит из нескольких архидиаконских округов, которые разделяются на приходы.
Богослужение
Богослужение в Церкви Нигерии совершается на многочисленных местных языках, в первую очередь на йоруба, хауса и игбо. В основе литургической жизни Церкви лежит английская «Книга общественного богослужения» 1662 г., верность которой в Нигерии воспринимают как важный элемент англиканской веры, который не следует подвергать сильным изменениям. Однако местные варианты классического служебника содержат много дополнений, служащих целям миссии. Например, в служебнике на игбо содержатся чинопоследования служб для готовящихся ко крещению и для детей, чины поставления проповедников, миссионеров и катехизаторов из числа мирян. Служебники на хауса и йоруба включают молитвы о больных и чин христианского благословения ранее заключённого брака.
В 1996 г. вышла новая нигерийская Книга общественного богослужения на английском и нескольких местных языках. Она представляет собой переработку Служебника 1662 г. в умеренном англокатолическом духе. В годичный круг богослужения добавлены традиционные для западного христианства обряды и молитвы Вербного воскресенья, Страстной пятницы, Великой субботы, Пасхи. Также новый служебник содержит последование публичного отречения от языческих обрядов и последование покаяния для христиан, совершивших такие обряды.
Участие в консервативных движениях
Церковь Нигерии – крупнейшая участница консервативного движения Англиканской реформы. Нигерийские епископы многократно подвергали резкой критике либеральные тенденции в церквах Англиканского содружества, в частности в Епископальной церкви США и Англиканской церкви Канады. Особенное осуждение у Церкви Нигерии вызывает практика благословения некоторыми англиканскими церквами однополых союзов и рукоположение людей, состоящих в однополых отношениях. Через несколько дней после рукоположения в епископский сан Дж. Робинсона (2003) Церковь Нигерии объявила об «ограничении общения» с Епископальной церковью США. В 2005 г. Церковь Нигерии изменила в своём уставе само определение Англиканского содружества. Если ранее таковым считалась совокупность церковных провинций (митрополий), состоящих в полном церковном общении с архиепископом Кентерберийским, то после изменений Англиканским содружеством назывались «все англиканские церкви, епархии и провинции, содержащие и имеющие историческую веру, учение, таинства и церковное устройство Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви» (Constitution. 3.1). В ноябре 2005 г. Церковь Нигерии заключила договорённости с Реформированной епископальной церковью и Англиканской провинцией Америки. Обе этих структуры отделились от Епископальной церкви США и от Англиканского содружества, с точки зрения которого они являются раскольническими.
В том же году Церковь Нигерии учредила на территории США Конвокацию англикан в Северной Америке. Изначально целью создания конвокации была объявлена необходимость пастырского окормления англикан-нигерийцев, находящихся на территории США. Однако во главе структуры сразу же были поставлены два белых американца (М. Миннс и Д. Бина), получившие епископскую хиротонию в Нигерии. Конвокация начала принимать в свою юрисдикцию целые приходы, вышедшие из Епископальной церкви США. Когда в 2009 г. была создана Англиканская церковь Северной Америки, Церковь Нигерии сразу же установила с ней общение.
В 2008, 2013 и 2018 гг. делегации Церкви Нигерии приняли участие в конференциях ГАФКОН.
Церковь Нигерии разрешает рукополагать женщин в диаконы, но не в священники или епископы. Нигерийские епископы неоднократно заявляли, что вообще не признают действительности священнических и епископских хиротоний, совершённых над женщинами. В 1993 г. Г. Харуна, епископ Квары, рукоположил нескольких женщин в сан священника, в ответ на что верховное руководство Церкви Нигерии объявило эти хиротонии ничтожными и подвергло Харуну церковному наказанию.
Статистика
Нигерия – самая густонаселённая страна Африки. Согласно оценочным данным на 2020 г., её население составляет более 206 млн человек, из которых около 49 % – христиане и около 51 % – мусульмане. По совокупному числу христиан Нигерия занимает 1-е место в Африке. По данным, предоставленным в 2020 г. самой Церковью Нигерии, она насчитывает более 18 млн членов, что составляет 8,6 % всех жителей страны. Церковь Нигерии является второй после Римско-католической церкви христианской общиной страны, причём разрыв в числе последователей между этими двумя церквами очень невелик.