Англиканская церковь Центральной Америки
Англика́нская це́рковь Центра́льной Аме́рики (АЦЦА; исп. Iglesia Anglicana de la Región Central de América), поместная церковь в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Никарагуа и Панамы. Отличительная черта этой Церкви от других поместных англиканских церквей заключается в том, что она объединяет несколько англиканских сообществ, у каждого из которых был собственный исторический путь.
АЦЦА состоит из пяти епархий: Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Никарагуа и Панамы, каждая из которых территориально совпадает с одной из пяти стран Центральной Америки. Юрисдикция АЦЦА не распространяется на Белиз (там англикане находятся в юрисдикции Церкви в провинции Вест-Индии) и Гондурас (в его границах англиканство представлено девятой провинцией Епископальной церкви США).
Исторически англиканство в регионе развивалось в двух направлениях. «Английское» англиканство проникало в Центральную Америку из Вест-Индии через Британский Гондурас, Москитовый берег (Никарагуа); его носителями были в основном потомки темнокожих невольников из Вест-Индии, приезжавшие на континент в поисках работы, а также британские купцы и дипломаты. «Американское» англиканство развивалось в большей мере в форме деятельности Епископальной церкви в подконтрольной США Зоне Панамского канала (ЗПК), а также посредством миссии среди испаноязычного населения Центральной Америки. Духовенство Епископальной церкви США на территории ЗПК с момента создания этой зоны было в прямом ведении примаса этой Церкви. В 1919 г. тут образован миссионерский округ ЗПК во главе с епископом. 13 ноября 1956 г. Епископальной церковью США принято решение выделить из округа ЗПК миссионерский округ Центральной Америки, географически охватывавший Коста-Рику, Никарагуа, Гондурас, Гватемалу и Сальвадор. В ответ на эту инициативу в начале июня 1957 г. епархия Британского Гондураса Церкви в провинции Вест-Индии передала под юрисдикцию Епископальной церкви США подчинявшиеся ей англиканские приходы Сальвадора и Гондураса. Центральноамериканский округ просуществовал до 1967–1968 гг., когда Епископальная церковь разделила его, создав миссионерские округа во главе с епископами в каждой из составлявших его стран. Позднее все они преобразованы в епархии: Гватемала, Никарагуа и Сальвадор – в 1980 г., Коста-Рика и Гондурас – в 1985 г. В 1998 г. все эти епархии, за исключением Гондураса, объединились, получив автокефалию от Епископальной церкви, и образовали АЦЦА.
Несмотря на общие черты, до установления юрисдикции Епископальной церкви США история англиканства в каждой из будущих епархий АЦЦА развивалась особым образом.
Коста-Рика
После провозглашения независимости Гватемалы в 1821 г. глава 2 «Пакта о согласии» (временной конституции) провинции Коста-Рика закрепляла её исключительно римско-католический статус. Католицизм был преобладающей христианской конфессией в стране, тем не менее с 1830-х гг. в Коста-Рике селились иммигранты из протестантских стран, в том числе англичане и американцы. В 1837 г. в страну прибыл доктор Р. Л. Брили, один из тех, кто позже помог основать протестантскую церковь в столице Коста-Рики г. Сан-Хосе (Murray. 1991. P. 339). В этот период в стране не было ни одного протестантского священнослужителя. Духовный упадок в среде протестантских колонистов вызвал сочувствие у одного из европейских купцов, занимавшихся там торговлей кофе, Г. Ле Лашёра, англиканина с принадлежащих Великобритании франкоязычных о-вов Гернси. Он оказывал поддержку местной протестантской общине, состоявшей из англикан, лютеран, методистов и пресвитериан. В 1848 г. он добился отмены конституционного запрета на некатолические публичные богослужения, а в 1849 г., после заключения Договора о мире и торговле между Коста-Рикой и Великобританией, англичане получили полную свободу вероисповедания. Р. Брили хотел формализовать протестантское присутствие, построить школу и призвать пастора, но его попытки потерпели неудачу – просьбы прислать священников из Англии игнорировались вплоть до 1880 г. В отсутствие рукоположенного пастора доктор Брили проводил воскресные службы, выполняя функции мирского чтеца, а в 1865 г. сын Г. Ле Лашёра, Жан, доставил из Великобритании быстровозводимый англиканский храм (прозванный «железным храмом»), который долго оставался единственной некатолической церковью в стране (Murray. 1991. P. 345). В 1883 г. Церковь в провинции Вест-Индии основала епархию в соседнем Британском Гондурасе (ныне Белиз); эта епархия приняла контроль над священниками в регионе, в том числе и в Коста-Рике.
В 2017 г. в стране насчитывалось около 12 тыс. англикан – 0,24 % населения страны, или 0,42 % всех коста-риканских христиан.
Сальвадор
История небольшой англиканской общины в этой стране началась в 1930-х гг. Тогда в неё входили исключительно семьи коммерсантов и дипломатов из Великобритании и США. В 1957 г. в стране основана миссия Епископальной церкви США, от которой в дальнейшем образовались две англиканские общины: англо- и испаноязычная. В 1971 г. Епископальная церковь открыла в столице страны, Эль-Сальвадоре, своё представительство; в это время в Сальвадоре было всего два англиканских священника. В 1992 г. в Сальвадоре избран первый англиканский епископ из местных жителей, М. Бараона; в 2002 г. он стал примасом АЦЦА. Епархия Сальвадора состоит из 17 общин, в которых на апрель 2024 г. насчитывалось 2 тыс. верующих. Это всего 0,031 % населения страны и 0,034 % христиан.
Гватемала
Англиканское духовенство появилось в стране с 1867 г. – это были капелланы британских торговых факторий.
В 1960–1970-х гг. при юрисдикции Епископальной церкви в стране основаны четыре англиканские миссии и начальная школа, а в 1974 г. в департаменте Рио-Браво построили первый англиканский храм Святого Стефана. Христиане в Гватемале составляют около 90 % населения, однако англиканская община среди них крайне немногочисленна. Точных статистических данных нет.
Никарагуа
Атлантическое побережье современного Никарагуа – Москитовый берег – с 1655 г. стало объектом колониальных притязаний Англии. В середине 18 в. Общество распространения Евангелия решило направить миссионеров для проповеди проживающему на территории Никарагуа коренному народу мискито. В 1747 г. в страну прибыл священник Н. Принс (Nathan Prince); не выдержав тропического климата, на следующий год он умер. На смену Принсу в 1765 г. приехал миссионер-мирянин Ф. Пост (Frederick Post), уже имевший опыт работы в этом регионе; он прожил среди мискито до своей кончины в 1785 г. Год спустя британцы по договору с Испанией (Лондонская конвенция 1786) покинули Москитовый берег, и миссионерская деятельность Церкви Англии в этих местах прекратилась.
Новый этап истории англиканства в стране начался в середине 19 в., когда в Никарагуа стали приезжать иммигранты, среди которых было немало британских подданных, как европейцев, так и потомков темнокожих рабов из Вест-Индии. Англиканская миссия в этот период управлялась англиканским епископом из соседнего Британского Гондураса (ныне Белиз). В 1896 г. заложен храм Святого Марка в Блуфилдсе – первая англиканская церковь на территории Никарагуа; ныне это кафедральный собор епархии Никарагуа.
Период юрисдикции Епископальной церкви США отмечен постепенным выходом никарагуанского англиканства за пределы Москитового берега в испаноязычную часть страны. Тем не менее на конец 20 в. испаноязычные никарагуанцы составляли лишь ⅒ англиканской общины страны, тогда как большинство англикан Никарагуа были из числа вест-индских креолов и индейцев-мискито.
Панама
Англиканство пришло в страну вместе с иммигрантами, прибывшими с Антильских о-вов и из США, чтобы участвовать в строительстве Панамского канала и железной дороги, соединяющей тихоокеанское и атлантическое побережья. В 1865 г. освящён первый в Панаме англиканский храм Христа-у-Берега-Моря (исп. Cristo a la Orilla del Mar), спроектированный известным американским архитектором Дж. Ренвиком-младшим, создателем проектов здания Смитсоновского института и собора Святого Патрика в Нью-Йорке. Однако Панамская железнодорожная компания, изначально финансировавшая англиканских капелланов, в 1872 г. прекратила их поддержку; после 1876 г. там не осталось ни одного священника. Отличительная особенность панамской англиканской общины заключалась в том, что она в основном состояла не из европейцев или граждан США, а из чернокожих иммигрантов из Британской Вест-Индии. В 1882 г. епископ Антильских о-вов Церкви Англии наконец направил сюда священника, вслед за которым прибыли двое миссионеров. В 1904 г., с началом американского контроля над Зоной Панамского канала (ЗПК), панамские англикане перешли в юрисдикцию Епископальной церкви США, которая вскоре учредила в стране несколько миссий. В 1919 г. в ЗПК создан миссионерский округ. В 1956 г., при создании округа Центральной Америки, Панама не вошла в него; вместо этого она составила отдельный миссионерский округ, включавший также территорию Колумбии. С 1963 г. территория миссионерского округа ЗПК включала только Панаму (в 1971 появился самостоятельный миссионерский диоцез), а в 1985 г. открыта епархия.
По данным на 2019 г., епархия Панамы состоит из 35 приходов. Церкви принадлежат четыре колледжа и института, два исследовательских центра, несколько школ и благотворительных организаций.
Современное состояние
Первоиерарх Церкви – председательствующий епископ, который одновременно является епископом одной из епархий. Высший соборный орган – Генеральный синод, состоящий из палат епископов, духовенства и мирян.
Богослужение в АЦЦА совершается по американской «Книге общественного богослужения» 1979 г. Язык литургии в основном испанский, используются также местные индейские языки. В богословском отношении бо́льшая часть АЦЦА придерживается англо-католических позиций: в богослужебном обиходе присутствует богатая обрядность (иногда приближенная к той, что практиковалась в Римско-католической церкви до реформ Второго Ватиканского собора), помимо крещения и евхаристии, признается ещё пять таинств – покаяние, соборование, брак, конфирмация и рукоположение в священный сан. Женщины в АЦЦА могут быть священниками и епископами (но по состоянию на 2021 женщин-епископов в Церкви нет). Под влиянием Епископальной церкви США АЦЦА имеет либеральные взгляды на вопросы половой этики. Председательствующий епископ АЦЦА присутствовал в США на епископской хиротонии Дж. Робинсона, а некоторые священники АЦЦА практикуют церковное благословение однополых союзов. Представители Церкви многократно выступали с осуждением насилия, творимого военными режимами центральноамериканских стран.
По данным на 2019 г., в странах, на которые распространяется церковная юрисдикция АЦЦА, проживают 35 тыс. англикан – менее 0,12 % совокупного населения этих государств.