Англиканская церковь в Аотеароа, Новой Зеландии и Полинезии
Англика́нская це́рковь в Аоте́ароа, Но́вой Зела́ндии и Полине́зии (АЦНЗ; Anglican Church in Aotearoa, New Zealand and Polynesia, маори Te Hahi Mihinare ki Aotearoa ki Niu Tireni, ki Nga Moutere o Te Moana Nui a Kiwa), одна из поместных церквей в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан Новой Зеландии, Тонга, Фиджи, Самоа и островов Кука. Отличительная особенность этой церкви по сравнению с большинством других англиканских церквей – большая роль культуры маори в её жизни и устройстве, это связано с тем, что начало христианизации коренных жителей Новой Зеландии предшествовало европейской колонизации.
История
История англиканства в Полинезийском регионе началась в конце 1814 г. с прибытия в Новую Зеландию священника Сэмюэла Марсдена, направленного Церковно-миссионерским обществом (ЦМО) и ставшего первым христианским проповедником среди маори. Почва для миссии была подготовлена двумя вождями маори по имени Руатара и Хонги Хика. Они были одними из первых маори, посетивших английские колонии в Австралии, а также саму Великобританию, где их покорила мощь европейской цивилизации. Руатара пригласил Марcдена в Новую Зеландию и обещал ему защиту и помощь. Первое англиканское богослужение в Новой Зеландии было совершено в день Рождества (25 декабря) 1814 г. на побережье залива Бей-оф-Айлендс рядом с современным г. Керикери в северной части страны. В последующие годы в Новую Зеландию прибывали и другие миссионеры ЦМО – Т. Кендалл, Дж. Батлер, Дж. Кинг, У. Холл – однако стабильному развитию миссии помешала кончина её покровителя вождя Руатары (1815), сложные отношения с другими вождями и импорт в страну огнестрельного оружия, породивший Мушкетные войны. Ситуацию смог изменить Генри Уильямс, также представитель ЦМО, который прибыл в Новую Зеландию в 1823 г. Г. Уильямс обратил в христианство значительную число маори. Его брат, Уильям Уильямс, позже присоединившийся к миссии, начал работать над переводом Библии и «Книги общественного богослужения» на язык маори. У. Уильямс также сыграл важную политическую роль, поспособствовав подписанию договора Ваитанги между маори и британскими властями, призванного защитить права коренных жителей Новой Зеландии ценой передачи страны под контроль Великобритании. Таким образом, Новая Зеландия стала редким примером того, как христианизация не следовала за европейской колонизацией, а несколько предшествовала ей. Англиканские миссионеры оказали существенное влияние на местную культуру ещё до массового прибытия европейских колонистов, а современное словосочетание «Te Hahi Mihinare», на языке маори означающее «Англиканская Церковь», буквально переводится как «Церковь миссионеров».
Заключение договора Ваитанги усилило приток в Новую Зеландию британских колонистов. Если ранее местная англиканская община состояла в основном из обращённых в христианство маори, то теперь белые переселенцы стали в ней большинством. Однако европейцы расселялись в Новой Зеландии неравномерно: в конечном счёте в одних областях англиканская Церковь в Новой Зеландии состояла почти исключительно из выходцев из Европы, а в других – из маори.
В 1841 г. в страну прибыл первый англиканский епископ Новозеландский – Дж. Селуин. Местом своей кафедры он сделал собор Святого Павла в Окленде. Несмотря на то, что по пути на место своего служения Селуин изучил язык маори, в Новой Зеландии он столкнулся с серьёзными трудностями. Его пребывание на кафедре совпало с Новозеландскими земельными войнами, в которых Селуин открыто поддерживал колониальную власть, хотя и старался при этом смягчить участь маори и защитить их права. Кроме того, возник конфликт между епископом, разделявшим убеждения Оксфордского движения, и миссионерами ЦМО, принадлежавшими к числу англоевангеликов и, кроме того, не привыкшими к контролю со стороны церковных властей. Несмотря на просьбы миссионеров, епископ не спешил рукополагать коренных жителей в сан священника.
В конце 1850-х гг. последователи англиканства составляли более половины населения Новой Зеландии. По этой причине Селуин, с разрешения британских властей, провел реорганизацию церковного управления, выделив из своей Новозеландской епархии несколько новых. Так в 1856 г. была образована епархия Крайстчерча, а в 1858 г. – епархии Веллингтона, Нельсона и Уаиапу. В 1868 г. сохранившаяся часть Новозеландской епархии стала называться епархией Окленда. В 1869 г. из епархии Крайстчерча была выделена епархия Данидина. Новые епархии оставались в подчинении Селуину, который считался их митрополитом (с 1858 он также носил титул примаса). В 1857 г. был учреждён Генеральный синод Новозеландской митрополии, состоявший из епископов и выборных представителей от духовенства и мирян. С 1874 г. англиканская новозеландская церковь стала организационно независимой от Церкви Англии, усвоив себе название «Церковь провинции Новой Зеландии».
Селуин совершил ряд миссионерских путешествий как по Новой Зеландии, так и по о-вам Тихого океана. В 1861 г. он рукоположил известного англиканского миссионера, впоследствии мученика, Дж. Паттесона во епископа Меланезийского, основав тем самым будущую Англиканскую церковь Меланезии.
После возвращения епископа Селуина в Англию (1869) его преемники носили титул «примас и митрополит Новой Зеландии» (с 1925 – «архиепископ Новой Зеландии»), в качестве епархиальных епископов занимая при этом разные кафедры. Таким образом, здесь изначально не сложилось связи между определённой кафедрой и позицией предстоятеля всей новозеландской церкви.
C начала 20 в. англиканские миссионеры развернули широкую деятельность на о-вах Полинезии. В 1908 г. Церковью Англии был назначен первый епископ Полинезии, которым стал К. Туитчелл. В 1913 г. на Тонга был назначен отдельный епископ-ассистент Полинезийской кафедры. В 1925 г. Полинезийская епархия вошла в состав церковной провинции Новой Зеландии. В 1930-х гг., из-за притока в Новую Зеландию католической иммиграции из Ирландии и пресвитерианской – из Шотландии, англикане перестали составлять в стране большинство. На протяжении 20 в. число англикан в Новой Зеландии постоянно сокращалось.
В 1992 г. была принята новая конституция Церкви провинции Новой Зеландии, по которой церковь получила своё нынешнее наименование.
Административное устройство
Отличительная особенность современного устройства Англиканской Церкви в Аотеароа, Новой Зеландии и Полинезии – её разделение на три церковно-административных единицы или «тиканги». Тиканга Полинезии носит исключительно территориальный характер и распространяет свою юрисдикцию на англикан Тонга, Фиджи, Самоа и о-вов Кука. Тиканга Новой Зеландии и тиканга Аотеароа совпадают географически, охватывая всю территорию Новой Зеландии. Они образуют параллельные церковные структуры, первая из которых состоит в основном из новозеландцев европейского происхождения, а вторая – из маори. Приходская жизнь и богослужение в этих тикангах имеют соответствующие культурно-языковые особенности. Тиканга Новой Зеландии включает семь исторических новозеландских епархий – Окленда, Крайстчерча, Веллингтона, Нельсона, Уаиапу, Данедина и Уаикато и Таранаки (основана в 1926). Тиканга Аотеароа состоит из пяти епархий – Те-Таи-Раухити (Восточного берега), Те-Таи-Токерау (Северного берега), Те-Упоко-о-те-Ика (Южной оконечности Северного острова), Те-Уаипоунаму (Южного острова) и Те-Манауа-о-те-Ухеке (Центра Северного острова). Тиканга Полинезии (также именуется «тикангой Пацифики») состоит из единственной епархии Полинезии, которая разделяется на территориальные округа (англ. units); во главе шести из них стоят епископы-суффраганы, во главе ещё трёх – архидиаконы. Каждая из тиканг возглавляется собственным предстоятелем, который носит титул примаса и архиепископа. В тикангах Новой Зеландии и Аотеароа эти должности выборные, и примас может одновременно быть епископом любой епархии, в тиканге Полинезии примасом всегда является её единственный епархиальный епископ. Все три главы тиканг являются сопредстоятелями АЦНЗ и в этом качестве носят одинаковый титул «архиепископ и примас Англиканской церкви в Аотеароа, Новой Зеландии и Полинезии». Создание в Новой Зеландии двух параллельных иерархий, «белой» и «туземной», имело целью защиту культуры маори. Однако критики этой системы отмечают, что она противоречит принципу единства Церкви, не способствует взаимопониманию, и является церковным аналогом апартеида.
Высшим соборным органом АЦНЗ является Генеральный синод, состоящий из трёх палат – епископов, духовенства и мирян. В первую палату по должности входят все епархиальные архиереи. Другие две палаты отчасти формируются из духовных лиц и мирян, занимающих определённые должности, а отчасти избираются епархиальными синодами. Палаты заседают вместе, но голосуют по отдельности. Для принятия особо важных решений требуется, чтобы их поддержало одновременно большинство каждой палаты и большинство каждой тиканги.
В остальном церковное управление АЦНЗ не отличается от общих англиканских принципов: епархии делятся на архидиаконские и деканские округа, которые состоят из приходов, возглавляемых настоятелями.
Богослужение
До 1958 г. единственной официальной богослужебной книгой считалась Книга общественного богослужения Церкви Англии, переведённая к тому времени на маори и тонганский. Перевод на язык маори был выполнен в 1838 г., и для маори он звучал намного понятнее, чем английский оригинал 1662 г. – для англоязычных новозеландцев. В 1914 г. в дополнение к основному служебнику был принят сборник чинопоследований в англо-католическом духе, включавший молитвы на освящение закладного камня, храма, кладбища, различных церковных предметов, мемориалов, а также чин погребения некрещёных людей. После того, как в 1928 г. парламент Великобритании отклонил предложенный Церковью Англии проект богослужебной реформы, отвергнутый «служебник 1928 г.» получил широкое, хотя и неофициальное распространение во многих англоязычных странах, в том числе и в Новой Зеландии. Им продолжают пользоваться и в настоящее время. В 1966 г. был принят новый чин литургии, также составленный исходя из англокатолических богословских представлений. Новый чин не был обязательным, но очень скоро завоевал популярность благодаря использованию современного английского языка. В 1988 г. был принят новый официальный «Новозеландский служебник», сразу составленный на английском и маори. Он вновь отражал заметное влияние англо-католической традиции. Например, наряду с таинствами крещения и евхаристии, в служебнике перечисляются ещё пять «сакраментальных действий»: покаяние, помазание больных, брак, конфирмация и рукоположение в священный сан. Новый служебник также был хорошо принят членами церкви. При этом использование старой Книги общественного богослужения не запрещено, хотя служебник 1988 г. вытеснил её практически полностью.
В 1977 г. Церковь провинции Новой Зеландии ввела у себя практику рукоположения женщин в сан священника. В 1989 г. новозеландка Пенни Джеймисон стала в истории англиканства второй женщиной-епископом (после Барбары Харрис из США), и первой женщиной, ставшей епархиальным епископом.
Образование
Главное богословское учебное заведение АЦНЗ – Сент-Джонс-колледж в Окленде, основанный в 1843 г. Самая высокая академическая степень, которую здесь можно получить – бакалавр теологии (англ. BTheol); её достаточно для рукоположения в священный сан в АЦНЗ. Дальнейшее богословское образование студенты могут получить в других теологических колледжах – светских или принадлежащих иным конфессиям. В Новой Зеландии и Полинезии имеется множество младших и средних школ, принадлежащих АЦНЗ или аффилированных с ней.
Этические вопросы
АЦНЗ не имеет единой официальной позиции по проблеме абортов. В 1937 г. аборт как явление был однозначно осуждён, но позже эта позиция была смягчена в контексте частичной легализации абортов парламентом Новой Зеландии в конце 1977 г. В этот же период были сняты ограничения, запрещавшие новозеландским англиканам вступать в церковный брак после развода. С 1970 г. это стало возможно с дозволения епископа, а после 1984 г. – без такового. В первом десятилетии 21 в. лица, состоящие в однополых отношениях, стали допускаться к рукоположению в священный сан. С 2018 г. АЦНЗ допускает благословение однополых союзов независимо от наличия гражданской регистрации, однако не считает его тождественным церковному браку. Эти решения вызвали в АЦНЗ острую дискуссию, в результате чего 17 приходов примкнули к движению Англиканской реформы и образовали собственную Церковь исповедующих англикан Аотеароа – Новой Зеландии (англ. Church of Confessing Anglicans Aotearoa/New Zealand).
Статистика
В 21 в. число англикан в Новой Зеландии стабильно сокращается. По данным за 2019 г., к АЦНЗ принадлежит 315 тыс. человек или 6,4 % населения страны. Количество приходов – более 500. АЦНЗ – вторая по числу верующих христианская община Новой Зеландии после Римско-католической церкви.