Глобальная конференция англиканского будущего
Глоба́льная конфере́нция англика́нского бу́дущего (ГАФКОН; англ. Global Anglican Future Conference, GAFCON), крупное движение в мировом англиканстве, выстроенное вокруг серии всемирных съездов консервативных англиканских епископов, первая из которых прошла в Израиле в 2008 г. Движение стремится к отказу от «либеральных» и «секулярных» тенденций в англиканстве и к преданию англиканству черт конфессионального сообщества, объединённого общим «библейским» богословским и нравственным учением, во многом близким к идеологии современных консервативных протестантских групп. Значительная часть англиканских иерархов, участвующих в деятельности ГАФКОН, несёт служение в развивающихся странах, в связи с чем в повестке движения важную роль играют такие темы, как борьба с бедностью, экономическая справедливость и распространение ВИЧ/СПИД.
В 2002 г. Нью-Вестминстерская епархия Англиканской церкви Канады (АЦК) приняла чин благословения однополых союзов; в 2003 г. в Епископальной церкви США (ЕЦ США) состоялась архиерейская хиротония Дж. Робинсона, состоявшего в подобном союзе. С точки зрения инициаторов ГАФКОН, это было сделано вопреки решениям 13-й Ламбетской конференции (1998) (резолюция 1.10), согласно которым половая жизнь допускается лишь в браке, который является союзом мужчины и женщины. С точки зрения инициаторов ГАФКОН, эти решения бросали вызов доктринальному и нравственному учению англиканства.
Первая конференция (2008)
Первая конференция ГАФКОН проходила в Иерусалиме 22–29 июня 2008 г. В её работе приняли участие 1148 делегатов из 29 стран, в том числе 291 епископ.
Основными организаторами встречи выступили предстоятели Церквей Нигерии (П. Акинола), Западной Африки (Дж. Акрофи), Кении (Б. Нзимби), Руанды (Э. Колини), Уганды (Г. Л. Оромби), Танзании (В. Мокива) и Южной оконечности Америки (ныне Англиканская церковь Южной Америки) (Г. Венаблс). В подготовке встречи принимали участие отдельные иерархи из традиционно «либеральных» англиканских церквей – архиепископ Сиднейский П. Дженсен (Англиканская церковь Австралии), епископ Рочестерский М. Назир-Али и окружной епископ Льюисский У. Бенн (Церковь Англии). Важную роль играли епископы из «неканонических» (т. е. не входящих в Англиканское содружество) англиканских церквей – канадец Д. Харви, на тот момент формально входивший в Англиканскую церковь южной оконечности Америки, а фактически служивший епископом-модератором Канадской англиканской сети, в 2009 г. вошедшей в Англиканскую церковь в Северной Америке (АЦСА); американец Р. Данкан, епископ Питтсбургский (ЕЦ США) в тот момент находившийся под судом своей Церкви, вскоре лишённый сана и ставший первым главой АЦСА; американец М. Миннс, рукоположенный в епископы Церковью Нигерии (2006) для учреждённой ею на территории США Конвокации англикан в Северной Америке.
Встреча была запланирована таким образом, чтобы непосредственно предварять 14-ю Ламбетскую конференцию (16 июля – 4 августа 2008). Она должна была пройти в Иордании с последующим паломничеством в Иерусалим, однако 18 июня иорданские власти запретили её проведение, и встречу перенесли в Иерусалим.
Участники приняли итоговый документ – Иерусалимскую декларацию (англ. Jerusalem Declaration). В ней, в частности, утверждается, что спасение обретается «благодатью через веру в Иисуса Христа» (п. 1); Библия – это «слово Божие, содержащее всё необходимое для спасения» (п. 2); учение первых 4 Вселенских соборов и Никео-Константинопольского, Апостольского и Афанасиева символов веры составляет «правило веры» (п. 3); 39 артикулов веры содержат «истинное церковное учение… обязательное для современных англикан» (п. 4); «Книга общественного богослужения» 1662 г. является «истинным и авторитетным стандартом богослужения и молитвы» (п. 6); пожизненный союз мужчины и женщины – это «неизменный стандарт христианского брака» (п. 8). Также участники заявили, что «не признают власть церквей и руководителей, словом или делом отвергших истинную веру» (п. 13) и, напротив, признают «священство и юрисдикцию англикан, придерживающихся истинной веры и церковной практики», т. е. «неканонических» консервативных групп (п. 11).
В более объёмном Иерусалимском заявлении (англ. Jerusalem Statement) современные тенденции в англиканстве, включая проповедь «разнообразия половых предпочтений и безнравственного поведения как одного из универсальных человеческих прав», были названы «лжеевангелием», «парализовавшим» Англиканское содружество.
Участники Иерусалимской конференции не объявляли о выходе из Англиканского содружества (большинство епископов-участников после ГАФКОН отправились на Ламбетскую конференцию). Тем не менее они призвали Совет предстоятелей Англиканского содружества признать консервативные группы, отделившиеся от своих поместных церквей и создавших на их территории параллельные иерархии.
Главным итогом Иерусалимской конференции стало возникновение влиятельного движения, приведшего к активизации и консолидации консервативных сил в мировом англиканстве. По её итогам было создано Конфессиональное англиканское общество (КАО; англ. Fellowship of Confessing Anglicans), предназначенное для координации консервативных сил в англиканстве и поддержки консерваторов в конфликтах с официальным руководством более либеральных англиканских церквей. Во главе КАО стал совет глав церквей, принимавших участие в Иерусалимской конференции. В дальнейшем КАО открыло отделения в Великобритании (2009), ЮАР (2009), Австралии (2015), Новой Зеландии (2016). Во всех этих странах КАО поддержало создание параллельных церковных структур консерваторов. Фактически КАО обеспечило ГАФКОН переход в формат организованного движения. Был создан руководящий орган КАО и ГАФКОН – Совет примасов, т. е. руководителей англиканских церквей, принявших участие во встрече. В совете были учреждены посты председателя, вице-председателя и генерального секретаря. Членство в Совете примасов не было выборным – фактически, если предстоятель какой-либо англиканской церкви (в том числе и не входящей в Англиканское содружество) в личном качестве становился участником ГАФКОН, он получал место в совете.
Реакция большей части мирового англиканства на Иерусалимскую конференцию была сдержанно негативной. Архиепископ Кентерберийский Р. Уильямс заявил, что не считает проведение встречи актом раскола, подчеркнув, что не признаёт за конференцией никакого официального статуса. Англиканский архиепископ Иерусалимский М. Анис отказался посетить конференцию, обвинив её организаторов в навязывании развивающимся странам повестки стран Первого мира. Австралийский епископат почти единогласно осудил участие во встрече главы Сиднейской епархии. Известный своим консерватизмом Дж. Кэри, бывший архиепископ Кентерберийский и председатель Ламбетской конференции 1998 г., отметил, что Иерусалимская конференция даёт повод отождествить консервативное движение с раскольнической деятельностью.
Вторая конференция (2013)
Следующая конференция ГАФКОН состоялась в Найроби (Кения), 21–26 октября 2013 г. В ней приняли участие 1358 делегатов из 38 стран, среди которых был 331 англиканский архиерей.
На конференцию прибыли предстоятели англиканских Церквей Кении (Э. Вабукала), Нигерии (Н. Око), Уганды (С. Нтагали), Руанды (О. Руадже), Бурунди (Б. Нтаотури), Конго (Г. Исингома), Судана (Д. Бул), Западной Африки (С. Джонсон), Южной оконечности Америки (Э. Т. Савала Муньос), а также глава не входящей в Англиканское содружество АЦСА (Р. Данкан). За день до начала встречи Найроби посетил архиепископ Кентерберийский Дж. Уэлби, который встретился со многими её участниками.
Найробская конференция не приняла новых документов, ограничившись коммюнике, в котором подтверждались заявления конференции 2008 г. Наиболее значимым фактом стало присутствие иерархов из «неканонических» англиканских церквей и групп, которые приняли участие не только в самой конференции, но и в совместных с «официальными» епископами богослужениях во Всехсвятском кафедральном соборе Найроби. За время, прошедшее с I конференции, многие из «официальных» англиканских епископов, входивших в ГАФКОН, также приняли участие в рукоположении архиереев для «неканонических» церквей.
Третья конференция (2018)
Третья конференция ГАФКОН (17–22 июня 2018) была посвящена десятилетию движения и вновь прошла в Иерусалиме. На неё прибыло 1966 делегатов из 53 стран, в том числе 333 епископа. Примерно ¼ делегатов (472 человека) представляли Церковь Нигерии – вторую по числу последователей (после Церкви Англии) англиканскую церковь в мире.
В работе участвовали предстоятели входящих в Англиканское содружество Церквей Кении (Дж. Сапит), Уганды (С. Нтагали), Руанды (Л. Мбанда), Индийского Океана (Дж. Вонг), Нигерии (Н. Око), Мьянмы (С. Тан Мьинт У) и Южной Америки (Г. Венаблс). Предстоятели англиканских Церквей Южного Судана (Дж. Бади Арама) и Танзании (М. Мндолва) собирались приехать, но отменили своё участие из-за внешних обстоятельств. В Иерусалим прибыли главы 2 «неканонических» (но признаваемых ГАФКОН) объединений – АЦСА (Ф. Бич) и Англиканской церкви в Бразилии (М. Кальваканти). К ним присоединились 6 бывших лидеров англиканских церквей (П. Акинола, Э. Вабукала, Р. Руадже, Э. Т. Савала Муньос, Р. Данкан и бывший архиепископ Танзании Дж. Чимеледья).
В конце конференции делегаты приняли «Послание к церквам», в котором подтвердили свою приверженность Иерусалимской декларации 2008 г. и резолюции 1.10 13-й Ламбетской конференции. Также в «Послании» содержался призыв к архиепископу Кентерберийскому пригласить на Ламбетскую конференцию 2020 г. представителей АЦСА и, напротив, не приглашать епископов англиканских церквей, «словом или делом поддерживающих практики полового поведения, противоречащие Писанию и резолюции 1.10».
Четвертая конференция (2023)
Четвертая конференция ГАФКОН (17–21 апреля 2023) под лозунгом «Господи! к кому нам идти?» (Ин 6:68) прошла в Кигали (Руанда). На неё прибыло 1302 делегатов из 52 стран, в том числе 315 епископа. Встреча в основном была посвящена кризису англиканского сообщества. Также в рамках конференции предстоятели ГАФКОН провели совместное заседание с предстоятелями Глобального Южного Братства Англиканских Церквей (GSFA).
Другие встречи
Помимо 3 конференций, ГАФКОН провёл несколько менее масштабных встреч.
Конференция руководителей ГАФКОН (Лондон, Великобритания, 23–27 апреля 2012) собрала около 200 участников. На ней был представлен доклад с анализом прошлого, настоящего и будущего англиканской экклезиологии, в котором выделялось 6 основных этапов её развития: Реформация (16 в.), эпоха «каролинских богословов» (17 в.), латитудинарианство (18 в.), образование «Высокой», «Низкой» и «Широкой церкви» в современном смысле этих понятий (19 в.), эпоха Англиканского содружества (конец 19 – большая часть 20 вв.) и современный период (конец 20 – начало 21 вв.).
Встреча Совета примасов (Кентербери, Великобритания, 14 января 2016) приняла постановление, в очередной раз осудившее отступления от резолюции 1.10 в ЕЦ США и Англиканской церкви Канады.
На встрече примасов ГАФКОН (Энтеббе, Уганда, 16–19 апреля 2018) было принято решение не посвящать в епископы новых женщин до тех пор, пока не будет достигнут консенсус в пользу нововведения. Неформальное соглашение об этом было заключено ещё в 2014 г. В коммюнике, опубликованном 20 апреля 2018 г., архиепископы реформаторского движения в Англиканском сообществе заявили, что будут придерживаться «исторической практики» посвящения в епископат только мужчин до тех пор, пока в ГАФКОН не возникнет консенсус относительно изменений.
Конференция в Дубаи, ОАЭ (25 февраля – 1 марта 2019) была организована для тех, кто по политическим или иным причинам не смог прибыть в Иерусалим в 2018 г. Во встрече участвовали 138 делегатов. Среди них был 31 архиерей, включая глав 4 англиканских церквей – Нигерии (Н. Око), Южного Судана (Дж. Бади Арама), Бангладеш (С. Манкин) и АЦСА (Ф. Бич).
Вопрос единства
С момента своего основания ГАФКОН претендует на формирование новой англиканской экклезиологии, основанной не столько на близких исторических, богословских и литургических традициях и церковном общении с Кентерберийским архиепископским престолом, сколько на строгом единстве доктринальных формулировок и нравственного учения. Однако критики отмечают, что в 2008 г. единство участников Иерусалимской конференции носило ситуативный характер; его центром был вопрос отношения к гомосексуальности.
Консерваторы из числа приверженцев англокатолической традиции («Высокой церкви» в нынешнем смысле слова), к которым в 2008 г. принадлежали практически все деятели формирующейся АЦСА, играли важную роль в 1-й и последующих встречах ГАФКОН. Они полностью разделяли отношение ГАФКОН к резолюции 1.10 и вопросам половой этики, однако в других богословских вопросах эта группа состояла в оппозиции англоевангелическому большинству участников конференции. Разделы Иерусалимской декларации о спасении одной верой и об авторитете кальвинистских 39 артикулов веры и служебника 1662 г. противоречили принципам англокатолического богословия.
Дальнейшие конференции ГАФКОН имели ещё более определённо англоевангелический характер, что отталкивало консервативные англиканские церкви развивающихся стран с сильной англокатолической традицией (например, церкви Меланезии, Папуа-Новой Гвинеи, Центральной Африки). Несмотря на это, отдельные представители консервативных англокатоликов продолжали участие в работе движения.
Одним из ключевых (особенно для англокатоликов) вопросов, по которому ГАФКОН не смог выработать единой точки зрения, является рукоположение женщин в священный сан. Крупнейшая из церквей, участвующих в движении, – Церковь Нигерии, – допускает женщин лишь к сану диакона, но не священника или епископа. Однако другие члены ГАФКОН занимают более открытую позицию в этом вопросе. В конце 2016 г. в Епископальной церкви Судана была рукоположена первая в церквах – членах ГАФКОН женщина-архиерей Э. Авут-Нгор. Уже после принятия моратория ГАФКОН на архиерейские хиротонии женщин (2018), первая женщина-епископ (в статусе коадьютора) была рукоположена в англиканской Церкви Кении в январе 2021 г., женщина в сане епархиального архиерея – в сентябре 2021 г.
Участники и руководство
По состоянию на декабрь 2024 г. в движении ГАФКОН участвуют следующие поместные церкви Англиканского содружества: Церковь Нигерии, Англиканская церковь Руанды, Англиканская церковь Южной Америки, Провинция епископальной церкви Южного Судана, Церковь Уганды, Англиканская церковь Кении, Англиканская церковь Чили, Церковь провинции Мьянмы, Провинция англиканской церкви Конго, а также Сиднейская епархия Англиканской церкви Австралии и епископская провинция Александрии. Кроме того, в ГАФКОН участвуют следующие англиканские церкви, не входящие в содружество: Церковь исповедующих англикан Аотеароа, Новой Зеландии и Полинезии, АЦСА, Англиканская церковь Бразилии (АЦБ), Реформированная евангельская англиканская церковь Южной Африки. С ГАФКОН поддерживает отношения ряд консервативных движений и церковных групп, в основном в США, Канаде и Великобритании.
В Совет примасов ГАФКОН входят следующие главы церквей: Л. Мбанда (председатель с 2023 г., Англиканская церковь Руанды), М. Ушоа Кавалканти (вице-председатель, Англиканская церковь Бразилии), Дж. Титре Анде (Англиканская церковь Конго), Дж. Сапит Бади Арама (Южный Судан), С. Казиимба Мугалу (Церковь Уганды), Э. Савала Муньос (Чили), Г. Ч. Ндукуба (Церковь Нигерии), З. Дж. Нгубане (Реформированная евангельская англиканская церковь Южной Африки), С. Тан Мьинт У (Церковь провинции Мьянмы), Дж. О Сапит (Англиканская церковь Кении), С. Фози (примас Александрии) С. Вуд (АЦСА). Генеральный секретарь ГАФКОН с 2023 г. – архиепископ Руанды Пол Донисон. Предстоятели семи церковных юрисдикций имеют статус советника.