Англиканская церковь в Японии
Англика́нская це́рковь в Япо́нии (АЦЯ; япон. 日本聖公会, буквально – Японская святая католическая церковь; англ. Anglican Church in Japan; в англ. языке часто употребляется транслитерированное японское название Nippon Sei Ko Kai), одна из поместных церквей в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан Японии.
История
История христианства в Японии началась в 1543 г., когда в страну впервые прибыли португальские мореплаватели. С 1549 г. в Японии стали проповедовать католические миссионеры. Их деятельность имела большой успех, и к концу 16 в. в стране насчитывалось от 200 до 300 тыс. местных христиан, причём в некоторых частях страны христиане составляли большинство населения. Однако в процессе объединения Японии, до того переживавшей период раздробленности, центральная власть в лице сёгунов стала всё хуже относиться к христианам, среди которых было много феодалов. В 1587 г. начались первые гонения, которые в последующие годы возобновлялись. После восстания в Симабаре (1637–1638), большинство участников которого были христианами, власти начали систематическое уничтожение христианства в Японии. Миссионеры были изгнаны или убиты, а христианам-японцам предлагалось выбрать между мучительной смертью и публичным отречением от своей веры. Япония вступила в период самоизоляции (сакоку). Иностранцам было запрещено приезжать сюда, а японцам – покидать острова. Тем не менее в стране сохранялась тайная христианская община (какурэ-кириситан). Исключительно устная передача знаний о библейских событиях и католическом вероучении, изоляция от других христиан и необходимость маскировать свою религиозную практику под буддизм привели к размыванию в среде какурэ-кириситан представлений о христианстве. После снятия в Японии запрета на исповедание христианства в середине 19 в. большая часть этой общины присоединилась к Римско-католической церкви или другим христианским церквам, тогда как меньшинство продолжило практиковать буддийско-христианский синкретизм, образовав особую культуру ханарэ-кириситан.
Начиная с 1854 г. под давлением США и европейских держав японские власти открыли страну для иностранцев и начали внутреннюю модернизацию. Обнаружение европейцами какурэ-кириcитан (1865) вызвало большой миссионерский интерес к Японии. Тем не менее до 1867 г., когда законы о запрете христианства были формально отменены, японские христиане продолжали подвергаться преследованиям.
Англиканские миссионеры впервые появились на территории современной Японии в 1846 г. Это были капелланы британской морской миссии на о-вах Рюкю, где в тот период существовало зависимое от Японии Королевство Рюкю. В 1859 г. в Нагасаки прибыли миссионеры Епископальной церкви США (ЕЦ США) Дж. Лиггинс и Ч. Уильямс. В 1869 г. в Японии начало свою работу Церковно-миссионерское общество (ЦМО), в 1873 г. – Общество по распространению Евангелия (ОРЕ), в 1888 г. появились миссионеры из Англиканской церкви Канады. Таким образом, англиканская миссия в Японии, как и в соседнем Китае, с самого начала была децентрализована и направлялась из различных миссионерских центров.
Ч. Уильямс обосновался в Нагасаки, где в течение нескольких лет вёл пастырскую деятельность исключительно среди живших в этом городе иностранцев. Обращение в христианство японцев на тот момент всё было запрещено законом. Тем не менее Уильямс смог изучить японский язык и перевести на него части «Книги общественного богослужения», причём за основу он взял не английский оригинал, а китайскую версию служебника. В 1866 г. миссионер на короткое время вернулся в США, где был рукоположен в архиерейский сан. Руководство ЕЦ США назначило его епископом Китая и Японии. Вернувшись в Японию в том же году, Уильямс крестил жителя Кумамото по имени С. Сукээмон, который стал первым известным японцем, принявшим англиканство. В 1874 г. епископ основал в Тосиме (районе в Токио) школу Святого Петра для мальчиков, которая в 1922 г. была преобразована в Университет Риккё, также известный как Университет Святого Павла. Во 2-й половине 20 в. он стал одним из лучших образовательных центров современной Японии. В 1873 г. ЕЦ США назначила отдельного епископа для Китая, а Уильямс смог сосредоточиться на работе в Японии. Он переехал в столицу страны – Эдо (ныне Токио) и основал англиканские миссии в городах Фукагаве и Канде, а также в Асакусе (район в Токио).
Одновременно с Ч. Уильямсом в Японии работали миссионеры Церкви Англии – Дж. Энсор из ЦМО, а также У. Райт и А. Шоу из ОРЕ. Шоу в 1879 г. организовал возведение в Токио церкви Святого Андрея. Этот храм несколько раз перестраивался и был полностью уничтожен в ходе бомбардировок Токио американскими ВВС в 1945 г. В 1996 г. его восстановили и сделали главным кафедральным собором АЦЯ. В середине 1870-х гг. миссионеры ЦМО трудились в нескольких городах Японии – Нагасаки (Х. Бернсайд), Осаке (Ч. Уоррен), Иокогаме (Ф. Файсон), Токио (Дж. Пайпер), Ниигате (Г. Эвингтон), на о. Хоккайдо (У. Денинг).
После того, как в 1880-х гг. число японских англикан выросло приблизительно до 3 тыс. человек, Церковь Англии в 1886 г. назначила в Японию собственного архиерея – Э. Бикерстета, получившего титул епископа Южного Токио. Возник вопрос взаимодействия английских и американских миссионеров. В феврале 1887 г. состоялась генеральная ассамблея японских англикан, на которой было провозглашено создание Англиканской церкви в Японии (АЦЯ). На тот момент в АЦЯ не было ни одного священника из местных жителей. Первый англиканский священник-японец, Дж. Имаи, был рукоположен Бикерстетом в 1889 г.
В 1893 г. Ч. Уильямс ушёл на покой, оставшись в Японии в качестве простого миссионера. В должности предстоятеля АЦЯ его сменил Дж. Макким. Он был клириком ЕЦ США и после избрания был рукоположен в архиерейский сан в Нью-Йорке. Макким возглавлял японскую англиканскую общину на протяжении 42 лет, до 1935 г.
В начале 20 в. АЦЯ насчитывала около 13 тыс. членов. Помимо английских, канадских и американских миссионеров в церкви было более 40 священников-японцев. В декабре 1923 г. Дж. Мотода, после обучения в США, стал епископом Токио и первым японцем, посвящённым в сан англиканского архиерея; через несколько дней после Мотоды в епископский сан был рукоположен ещё один японец, Дж. Наидэ.
Несмотря на независимость от зарубежных церковных центров и возрастающее число японцев среди духовенства, АЦЯ, как и другие христианские церкви, не пользовалась доверием японских властей. В 1890 г. руководство страны издало указ о введении в систему образования элементов культа императора. Это распространялось также на христианские школы и университеты. АЦЯ официально заявила о том, что культ императора носит гражданский, а не религиозный характер, но многие японские христиане не желали исполнять его ритуалы даже формально. Однако духовенство АЦЯ работало на территориях, захваченных японцами, – в Корее, в оккупированных районах Китая и на Тайване. В 1996 г. руководство АЦЯ признало участие своих членов в агрессивных действиях японского правительства того времени и «в непризнании своей вины сразу же после завершения войны», а также принесло извинения «народам Азии и Тихоокеанского региона».
В 1939 г., после вступления Японии во Вторую мировую войну, власти потребовали, чтобы все протестантские церкви страны вступили в полностью подконтрольную властям Объединённую церковь Христа в Японии (日本キリスト教団, Нихон Кирисуто Кёдан). Часть англикан подчинилась этому требованию (включая епископа Дж. Наидэ), однако большинство епископов, священников и мирян АЦЯ (особенно те, кто принадлежал к англокатолической традиции) отказались объединиться с церквами, отрицавшими апостольское преемство иерархии. Возглавлявший АЦЯ в то время епископ Токио П. Мацуи занимал двойственную позицию. Не желая идти на конфронтацию с властями и будучи связан личными отношениями с Наидэ, он оттягивал окончательное решение этой проблемы. Однако в 1943 г., после того как японские власти лишили АЦЯ государственной регистрации, около 1\3 членов АЦЯ вступили в «Кёдан». Остальным пришлось перейти на нелегальное положение. Преемник Мацуи на кафедре, англокатолик Пол Сасаки, категорически отказался присоединиться к «Кёдан», за что несколько раз подвергался аресту. Подобная участь постигла других «неприсоединившихся» англиканских епископов – британца С. Хислетта и японца Сугая Тодому. Заключение и пытки подорвали здоровье Сасаки, он был освобождён в июне 1945 г., но скончался через полгода, в декабре. Позднее Сасаки был канонизирован Церковью Англии (память 24 февраля) и ЕЦ США (память 31 октября). Вместе с Сасаки из заключения был освобождён и Сугай, а Хислетта депортировали из Японии несколько раньше.
В 1946 г. оккупационные власти отменили обязательное членство японских протестантских церквей в «Кёдан», и англикане сразу же её покинули. При этом «Кёдан» не была распущена, эта церковь выступила с резким осуждением японского милитаризма, предприняла шаги к примирению с народами, пострадавшими от японской агрессии, и осталась крупнейшим протестантским объединением Японии и второй по числу верующих, после Римско-католической церкви, христианской общиной страны.
В послевоенной Японии, несмотря на сравнительную малочисленность, АЦЯ стала играть важную роль в образовательной и, особенно, – в правозащитной сфере. В 1971 г. встал вопрос о судьбе англиканской общины на о-вах Рюкю, включая Окинаву. После 2-й мировой войны значительную часть англикан Окинавы составляли американские военные. В 1967 г. ЕЦ США открыла на острове миссионерский округ во главе с епископом Э. Браунингом. Округ был передан АЦЯ в 1972 г., когда началась реинтеграция Окинавы в Японию. После этого руководство АЦЯ напомнило властям страны, что население Окинавы исторически и культурно отличается от японцев, и эти различия следует уважать. Подобным образом АЦЯ привлекала внимание к проблемам коренного населения о. Хоккайдо – айнов и проживавших в Японии корейцев.
Начиная с 1960-х гг. АЦЯ участвует в борьбе за права буракуминов – потомков низшей касты Японии эпохи Средневековья и Нового времени, которые доныне подвергаются социальной дискриминации. Среди японских англиканских богословов послевоенного периода наиболее известен Кан Энкити. Он получил образование в Гарвардском и Кембриджском университетах, после чего стал англиканским священником и профессором Университета Риккё. Кан Энкити – создатель оригинальной теологии, совмещающей социально ориентированные англокатолические идеи Ч. Гора с богословским видением К. Барта.
Современное состояние
Во главе Англиканской церкви в Японии стоит примас, который руководит одновременно и одной из епархий. Церковь состоит из 11 епархий: Хоккайдо, Тохоку (с кафедрой в Сендае), Кита-Канто (с кафедрой в Маэбаси), Токио, Иокогама, Тюбу (с кафедрой в Нагое), Киото, Осака, Кобэ, Кюсю (с кафедрой в Фукуоке), Окинава.
В богослужебном отношении АЦЯ принадлежит к англокатолической традиции. В 1879 г. английские и американские миссионеры издали первый перевод «Книги общественного богослужения» на японский язык. За основу были взяты английская версия 1662 г. и американская – 1789 г., причём в случае важных различий между версиями переводились оба варианта. В 1895 г. последовало исправленное издание. А в 1938 г. был выпущен новый служебник, переведённый по английскому служебнику 1928 г., отвергнутому британским парламентом в ходе неудачной литургической реформы, но хорошо принятому многими англиканами как в Великобритании, так и за её пределами. В 1950 г. в АЦЯ приступили к работе над собственным новым служебником. Её результатом стал выход в 1959 г. богослужебной книги (日本聖公会1959年祈祷書), составленной в духе англокатолического богословия и изначально написанной на литературном японском языке. В 1990 г. издан вариант служебника на современном японском языке. В богослужении используется также английский перевод служебника 1959 г. В конце 19 в. миссионер ЦМО Дж. Батчелор, используя латинский алфавит, перевёл «Книгу общественного богослужения» на язык айнов. Этот перевод остаётся в употреблении на о. Хоккайдо.
Основные центры духовного образования в АЦЯ – Центральный богословский колледж и Богословская семинария имени Уильямса в Киото. Кроме учёбы, студенты этих учебных заведений ежедневно участвуют во всех церковных богослужениях. Также АЦЯ принадлежат образовательные центры общего профиля: Университет Риккё (Святого Павла) в Токио, Университет Святого Андрея в Осаке, Университет Святой Агнессы в Осаке, Международный университет в Кобэ, Женский университет в Кобэ, колледжи Святой Маргариты в Токио, Святой Марии в Нагое и ряд других. К ведению АЦЯ также относятся многочисленные школы, детские сады и медицинские учреждения, включая Международный госпиталь Святого Луки в Токио.
По данным на 2012 г., АЦЯ насчитывает около 32 тыс. последователей (0,04 % от населения Японии), среди которых около 230 священников.