Англиканская церковь Юга Африки
Англика́нская це́рковь Ю́жной А́фрики (АЦЮА; англ. Anglican Church of Southern Africa), поместная церковь в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан ЮАР, Мозамбика, Анголы, Лесото, Намибии, Эсватини, а также островов Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья.
Ранняя история
Первыми христианами, увидевшими земли южной части африканского материка, стали португальские мореплаватели из экспедиции Б. Диаша. 8 декабря 1487 г. Диаш высадился в бухте Уолфиш-Бей в современной Намибии, а затем по морю достиг мыса Доброй Надежды на территории современной ЮАР.
В 1652 г. в районе современного Кейптауна от имени Голландской Ост-Индской компании основано первое поселение нидерландских колонистов. В 17–18 вв. сюда продолжали прибывать новые поселенцы из Нидерландов и Германии, а также спасавшиеся от преследований французские гугеноты; из европейских колонистов в Южной Африке сложился новый народ – африканеры. Колонисты придерживались реформатства, которое в их среде постепенно приняло форму т. н. африканерского кальвинизма. Колонисты не только не вели никакой миссионерской деятельности среди окружавших их африканцев, но вообще старались минимизировать свои контакты с ними. Голландцы завозили в южноафриканские поселения рабов из Индонезии, Мадагаскара и Восточной Африки, обращение которых в христианство иногда прямо запрещалось. В представлении колонистов крещение африканца означало не только принятие им христианской веры, но и обретение равных прав с колонистами и интеграцию в их культурную среду. Тем не менее европейские колонисты смешивались с африканцами и невольниками из других стран; их потомки, т. н. капские цветные, усвоили реформатскую веру и местный диалект нидерландского языка.
В 1795 г., когда Нидерланды были захвачены Францией, Великобритания впервые взяла под контроль голландские владения. В 1806 г. эти территории окончательно перешли во владение Великобритании, что закреплено Англо-голландской конвенцией 1814 г.
Первыми англиканскими священниками в Южной Африке были военные и судовые капелланы. Быстрого распространения англиканства вслед за установлением британского контроля не последовало. Британцы гарантировали права местной Голландской реформатской церкви, к которой практически без исключения принадлежали все местные христиане; даже среди британских колонистов, которые в этот период стали массово прибывать в Южную Африку, англикане составляли меньшинство, тогда как большинство были методистами, пресвитерианами, индепендентами и баптистами. Таким образом, в начале 19 в. англиканство в Южной Африке было в основном верой британских военных и чиновников.
Одним из важных различий между британцами (включая английских, шотландских и ирландских реформатов и индепендентов) и африканерами было то, что британцы стремились проповедовать христианство среди чёрных африканцев. В 1821 г. в Южную Африку прибыл первый миссионер Общества по распространению Евангелия (ОРЕ) священник У. Райт. В 1838 г. британские власти Южной Африки окончательно отменили в этой стране рабство. В 1848 г. Церковь Англии учредила в административном центре британских южноафриканских владений, Кейптауне, епархию, первым главой которой стал Р. Грей. На момент его прибытия в Южную Африку в епархии насчитывалось всего 16 англиканских священников и около 10 тыс. прихожан, тогда как ко времени кончины Грея (1872) в Южной Африке сложилась крупная церковная провинция, состоявшая из нескольких епархий. В отличие от английских миссий в Восточной, Центральной и Западной Африке, представленных в значительной мере англоевангелическим Церковно-миссионерским обществом, Грей находился под сильным влиянием Оксфордского движения и был убеждённым англокатоликом. В Южной Африке, где небольшая англиканская община жила в окружении колонистов-протестантов (среди которых африканеры-реформаты были настроены к ней особенно негативно), англокатолические симпатии Грея и его духовенства стали ещё более определёнными. Помимо прочих черт англокатоличества, таких как литургический ритуализм, неприятие библейского буквализма, настороженное отношение к миссионерскому сотрудничеству с протестантами, Грей был противником государственного контроля над церковью в духовных делах. Всё это оказало и продолжает оказывать серьёзное влияние на южноафриканскую англиканскую традицию. Наследие Грея в Южной Африке носит не только богословский, но и материальный характер. Его супруга Софи была архитектором и обеспечивала практическую реализацию приверженности своего мужа к готическому стилю в храмостроительстве. До середины 20 в. готический стиль был признаком, по которому англиканские храмы в Южной Африке отличались от местных протестантских и католических церквей.
В 1852 г. Р. Грей с помощью ОРЕ собрал необходимые средства для открытия в Южной Африке ещё 2 епархий – Грейамстауна и Наталя, направленных в первую очередь на миссионерскую деятельность среди зулусов и коса. Первым епископом Наталя стал Дж. Коленсо. Конфликт между ним и Греем стал причиной проблем в южноафриканской англиканской церкви этого периода, однако сформировал интеллектуальную почву для обсуждения целого ряда богословских, миссиологических и юридических вопросов, не утративших актуальности доныне. Изучая быт, историю и мировоззрение зулусов, Коленсо поставил под сомнение распространённое в его время понимание отдельных религиозных концепций (в первую очередь первородного греха). Он также полагал, что усвоение «европейских» этических норм, таких как моногамия, не может быть неотъемлемым условием принятия христианства африканцами, для которых полигамия является не только общепринятой традицией, но и важным экономическим фактором. При этом Коленсо не считал полигамию нормой и был убеждён, что после крещения вступать в полигамный брак нельзя. В 1863 г. англиканская церковь в Южной Африке во главе с Греем объявила Коленсо виновным в ереси и низложила с кафедры. Коленсо в ответ заявил, что он был назначен на кафедру королевским указом и не признаёт над собой иной власти, кроме британского монарха. Его позицию поддержал британский суд. Грей отлучил Коленсо от церкви и рукоположил «конкурирующего» епископа, У. Макрори, который стал первым англиканским епископом в британских владениях, назначенным без санкции монарха. Несмотря на это, Коленсо оставался в Республике Наталь до своей смерти (1883). Этот конфликт привёл к обсуждению правового положения Церкви Англии в британских колониях и созыву первой Ламбетской конференции (1867).
С точки зрения влияния на дальнейшую историю АЦЮА деятельность Дж. Коленсо не столько противоречит идеям, заложенным Греем, сколько поддерживает их. Богословские представления Коленсо казались радикальными лишь по меркам своего времени, тогда как его отношение к коренным африканцам и его позиция в отношении колониализма позволили ряду современных исследователей считать его одним из предтеч теологии освобождения. Несмотря на обращение к поддержке британского государства в споре с Р. Греем, Коленсо был критичен по отношению к колониальным властям, защищая право африканцев на независимость и протестуя против действий британцев в Англо-зулусской войне 1879 г. Благодаря правозащитной позиции Коленсо и других миссионеров (в частности, дочери Коленсо, Гарриетты, и Г. Коллэуэя, большое количество зулусов и коса, включая зулусскую королевскую семью, приняли христианство. К началу 20 в. англиканская община на юге Африки уже была этнически и расово смешанной.
В 1863 г. на территории Оранжевого Свободного Государства основана епархия Фри-Стейта (первый епископ – Э. Туэллс), в 1870 г. – епархия Зулуленда (первый епископ – Э. Уилкинсон), в 1872 г. – епархия Сент-Джонса (ныне епархия Мтата; первый епископ – Г. Каллоуэй).
Ввиду того что новые англиканские епархии юга Африки основывались как дочерние Кейптаунской кафедры, в 1870 г. общий синод этих епархий принял решение образовать церковную провинцию, или митрополию. Эта дата традиционно считается началом автокефалии АЦЮА, хотя и после неё епископы этой Церкви неоднократно назначались королевскими указами и рукополагались в Великобритании. Учитывая англокатолический характер АЦЮА, несколько англоевангелических приходов отказались принять её юрисдикцию и продолжили именовать себя Церковью Англии в Южной Африке (ныне – Реформированная евангелическая англиканская церковь Южной Африки).
В 1874 г. епископом Кейптауна стал У. Джонс. После того как четвёртая Ламбетская конференция (1897) приняла решение (Резолюция 7), что главы англиканских церковных провинций (автокефальных или нет) должны именоваться архиепископами (как это исторически было в англиканских церквах Англии и Ирландии), Джонс принял этот титул. При Джонсе созданы 2 епархии за пределами британских владений в Южной Африке: епархия Претории в Трансваале (1878) и епархия Лебомбо в Португальской Восточной Африке (ныне – Республика Мозамбик) (1893).
От создания ЮАС до конца апартеида
Победа Великобритании в Англо-бурской войне 1899–1902 рассматривалась рядом южноафриканских церковных деятелей как торжество британского универсализма над африканерским изоляционизмом. Однако после создания Южно-Африканского Союза (ЮАС) (1910) африканеры получили в нём значительное влияние. Первым премьер-министром этого британского доминиона стал африканер Л. Бота, бывший крупный военный деятель Трансвааля, сражавшийся против Великобритании в годы Второй Англо-бурской войны. В 1913 г. парламент ЮАС принял закон (Natives Land Act), по которому земли, составлявшие менее 10 % территории доминиона, получали статус «туземных», а чёрным жителям ЮАС запрещалось приобретать или арендовать землю за пределами этих участков. Этот закон стал одним из первых этапов политики расовой сегрегации и ограничения прав чёрного населения, в дальнейшем получившей название апартеид.
Архиепископ Джонс скончался в 1908 г. В эпоху мировых войн и в период между ними архиепископами Кейптауна и предстоятелями АЦЮА были У. Картер (1909–1930), Ф. Фелпс (1931–1938) и Р. Дарбишир (1938–1948). В 1911 г. на севере и северо-западе британских владений в Южной Африке основана епархия Кимбеле и Курумана, а на южной части побережья – епархия Джорджа. В 1922 г. в связи с ростом населённости центра страны из южной части епархии Претории была образована епархия Йоханнесбурга. В 1915 г., во время Первой мировой войны 1914–1918, вооружённые силы ЮАС захватили Германскую Юго-Западную Африку (ныне – Намибия); эта страна оставалась под контролем ЮАС до 1990 г. В 1924 г. здесь создана епархия АЦЮА.
В июне 1948 г. на выборах в ЮАС победила Национальная партия (НП), в годы Второй мировой войны 1939–1945 выступавшая за нейтралитет ЮАС и за союз страны с нацистской Германией; оставалась правящей партией до 1994 г. Сразу же после выборов НП начала принимать законы, вводившие принципы апартеида во многие сферы общественной и частной жизни. Так, были запрещены не только браки, но и половые отношения между лицами разных рас. Опираясь на опыт создания резерваций в Канаде и на раздел Британской Индии на светскую Индию и мусульманский Пакистан, НП выделила для проживания чёрных африканцев отдельные области («хоумленды» или «бантустаны»), которым была предоставлена формальная «независимость»; в 1970 г. живущие в них люди лишились гражданства ЮАР. В 1953 г. партия передала образование чёрных жителей в ведение государства, закрыв миссионерские школы. Наконец, в 1974 г. власти начали наступление на английский язык, постановив, что преподавание среди белого населения должно вестись наполовину на африкаансе. В «белой» части страны вводилась бытовая сегрегация и система пропусков для чёрных.
АЦЮА старалась сохранить хорошие отношения с властями, однако вмешательство режима НП в вопросы брака, церковное образование, епархиальное управление и требование сегрегации в церквах заставляли даже умеренных иерархов, таких как архиепископ Дж. Клейтон (1948–1957), выступать с протестом. Преемник Клейтона, архиепископ Й. де Бланк (1957–1963), не только резко критиковал действия властей, но и подверг богословской критике Нидерландскую реформатскую церковь, объединявшую большинство африканеров и стоявшую на расистских позициях. Он отказывался совершать богослужение в храмах, где практиковалась сегрегация.
В 1960-х гг., когда большинство стран Африки обрели независимость, режим ЮАС оказался в международной изоляции. В 1961 г. страну вынудили покинуть Содружество наций. НП ответила на давление ужесточением своего режима. Многие члены АЦЮА, включая духовенство и епископов, подверглись преследованиям. Епископ Йоханнесбурга Э. Ривс, сделавший достоянием гласности преступления режима НП, был депортирован из страны властями. В ноябре 1972 г. епископ Намибии К. Уинтер был депортирован, однако продолжал оставаться во главе своей епархии, официально именуясь епископом в изгнании. Подобная участь постигла ряд иерархов АЦЮА, которые были гражданами Великобритании. Архиепископ Б. Бёрнетт (1974–1981), публично заявлял, что политика НП ведёт к «насилию и войне». Комментируя действия вооружённых групп, боровшихся с режимом, Бёрнетт отмечал, что они соответствуют христианским принципам справедливой войны.
В 1986 г. архиепископом Кейптауна и примасом АЦЮА стал Д. Туту – первый чёрный африканец на этом посту. Он был известен не только как резкий критик апартеида, в 1984 г. получивший Нобелевскую премию мира за борьбу с ним, но также как противник насильственных методов сопротивления режиму НП. Он лично участвовал во многих ненасильственных акциях и выступлениях, в том числе несанкционированных.
После падения апартеида
После победы на выборах Н. Манделы (1994), Д. Туту стал одним из основных авторов политики национального примирения в ЮАР, а АЦЮА стала примером структуры, в которой на протяжении эпохи апартеида сохранялся мир между представителями разных рас. Туту проявил себя не только как общественный и церковный деятель, но и как теолог. Его богословские взгляды, основанные на англокатолической традиции, соединяли в себе африканский подход и западные либеральные ценности, что в африканском контексте было редкостью. Выражение Туту «Чёрные должны видеть себя белыми с тёмной кожей» вызвало неоднозначную реакцию, в том числе среди всех этнических общин ЮАР. Туту сделал принципом своей церковной деятельности исповедуемую им философию убунту, в основе которой лежит концепция солидарности: человек счастлив, если счастливы другие люди, и угнетён, если другие подвергаются угнетению.
Несмотря на большую популярность как в Африке, так и за её пределами, церковно-пастырская деятельность Д. Туту подвергалась критике как спорная. Его обвиняли в превращении АЦЮА из церкви в общественную организацию, а также в излишне активной публичной позиции в ущерб церковной работе. Харизма, ораторское искусство Туту и его мировая популярность привели тому, что в ЮАР сложился своего рода «культ личности» архиепископа, который в его собственной церкви разделяли далеко не все. Эйфория победы над апартеидом, которую Туту как один из её главных авторов искренне разделял, к концу 1990-х гг. уже не могла скрыть серьёзных проблем, накопившихся в южноафриканском обществе и в АЦЮА.
В 1996 г. Туту ушёл на покой с архиепископской кафедры; в качестве признания его заслуг ему был присвоен пожизненный титул «почётный архиепископ Кейптауна». Его преемники – Н. Ндугане (1996–2007) и Т. Макгоба (с 2007), – сохраняя верность либеральному курсу Туту, были значительно более осторожны в действиях и заявлениях. Другие епископы АЦЮА, особенно за пределами ЮАР, не стеснялись открыто занимать консервативные позиции. Так, в 2016 г. Провинциальный синод АЦЮА отверг предложение наделить епископов полномочиями разрешать внутри своих епархий церковное благословение однополых союзов.
В период между установлением режима апартеида (1948) и началом его падения (1989) в АЦЮА было создано лишь пять епархий, из которых три [Лесото, Эсватини и Ньяса (Мозамбик)] – за пределами ЮАР. С 1990 по 2010 гг. создано ещё 10 епархий, в частности в разросшихся агломерациях Йоханнесбурга и Кейптауна, а также в Анголе. В 2019 г. открылась ещё одна епархия на территории Мозамбика – третья в стране.
Административное устройство
Во главе АЦЮА стоит архиепископ Кейптауна. Его ближайшим помощником является декан провинции – один из епархиальных архиереев, назначаемый архиепископом. Декан провинции замещает архиепископа во время его длительного отсутствия (такие периоды были частыми в правление Д. Туту, много времени проводившего в зарубежных поездках) и является местоблюстителем архиепископской кафедры в случае её вакансии.
Церковь состоит из 29 епархий. Из них на территории ЮАР находится 21 епархия: Салданьяа-бей – западное побережье; Кейптаун, Фолс-Ббей – агломерация Кейптауна; Джордж, Порт-Элизабет, Грейаэмстаун, Мтата (бывшая Сент-Джонс), Мбхаше, Каламбоа, Умзимвубу, Наталь, Зулуленд – южное и юго-восточное побережья; Кимберли и Куруман, Фри-Стейт, Матлльтосане, Йоханнесбург, епархия Христа Царя, Хайвельд – запад и центр; Мпумаланга, Претории, епархия Святого Марка Евангелиста – северо-восток. 3 епархии расположены в Мозамбике (Лебомбо, Ньяса и Нампула), по одной – в Анголе, Намибии, Лесото, Эсватини и на принадлежащем Великобритании о-ве Святой Елены.
Высший соборный орган АЦЮА – Провинциальный синод, состоящий из 2 палат – палаты епископов, куда входят все правящие архиереи, и палаты духовенства и мирян, которая состоит из выборных представителей от каждой епархии. Эти палаты могут заседать как вместе, так и раздельно, но голосуют всегда по отдельности. Палата епископов не реже 2 раз в год собирается отдельно; в этом случае она носит название синода епископов.
Богослужение
У истоков АЦЮА стояли люди, принадлежавшие к англокатолической традиции, часто критиковавшие «Книгу общественного богослужения» 1662 г. за слишком «протестантские» литургические формы. Тем не менее на протяжении всего 19 в. в Южной Африке этот служебник считался общепринятым и не имел альтернатив как основа англиканской идентичности. Епископ Коленсо перевёл его на зулусский язык, и этот перевод широко использовался; служебник был также переведён на языки коса, ронга и африкаанс. В 1900 г. начался процесс литургической реформы, главной задачей которой было реформирование евхаристического богослужения в англокатолическом духе. Результаты реформы публиковались в изданиях «Proposed Form of the South African Liturgy» (1918) и «The Alternative Form of the Order for the Administration of the Holy Communion» (1919). Чинопоследование 1919 г. с минимальными изменениями сохраняется доныне (данные на июнь 2021).
В 1954 г. официально утверждена новая южноафриканская «Книга общественного богослужения», составленная исходя из умеренных англокатолических принципов; в её основе лежали более ранние (1549, 1552) редакции классического англиканского служебника, в которых сохранялось больше «католических» черт, нежели в книге 1662 г. Эта книга скоро стала для АЦЮА классическим служебником и основой литургического единства этой церкви. В 1989 г. вышел Англиканский служебник (An Anglican Prayer Book). Его авторы несколько отошли от англокатолического литургического богословия, стараясь сделать текст приемлемым для всех традиций внутри англиканства. В частности, в служебнике 1989 г. были представлены четыре разные по тексту и богословию евхаристические молитвы.
АЦЮА допускает рукоположение женщин во все три степени священства. В 2012 г. Э. Вамукоя стала епископом Эсватини. Это была первая женщина в Африке, ставшая англиканским епископом.
Образование
В 19 в. англиканское духовенство в Южной Африке отличалось низким уровнем формального образования. В 1880-х гг. более половины англиканских священников АЦЮА не имели образования выше школьного. Это было связано как с удалённостью региона, так и с англокатолическим подходом, при котором для священника призвание ставилось выше наличия диплома. Для подготовки духовенства южноафриканские епископы открывали колледжи и школы при своих епархиях, но они были небольшими и лишёнными единого образовательного стандарта. После нескольких неудачных (в основном из-за недофинансирования) попыток, в 1902 г. открылся общецерковный колледж Святого Павла в Грейамстауне. Это было не только образовательное, но и воспитательное учреждение, направленное на подготовку англокатолических священников. В колледже соблюдались почти монастырские порядки: студентам запрещалось разговаривать без причины, а богослужение, обязательное для всех, совершалось 6 раз в день. До 1976 г. колледж Святого Павла был открыт лишь для белых студентов.
Для студентов-африканцев в 1899 г. открыли учебный центр Святого Беды при епархии Сент-Джонса. Несмотря на его востребованность, уровень образования здесь даже в начале 1950-х гг. оставался крайне низким. В 1955 г. в центре Святого Беды прошли масштабные реформы. Он получил статус колледжа и начал готовить чёрных священников для всей АЦЮА. В 1903 г. открылось ещё одно учебное заведение для чернокожих африканцев – Богословский колледж Святого Петра в пригороде Йоханнесбурга; он получил общецерковный статус в 1934 г. Среди его выпускников был Д. Туту.
До конца апартеида чёрные кандидаты в клир АЦЮА учились только в колледжах Святого Беды и Святого Петра, а белые – в колледже Святого Павла. В 1992 г. в рамках десегрегации колледжи Святого Беды и Святого Павла были объединены в Преображенский колледж. Фактически это означало закрытие колледжа Святого Беды и перевод его студентов в Грейамстаун.
Этические вопросы
В отличие от всех прочих англиканских церквей Африканского континента, АЦЮА придерживается умеренно-либеральных взглядов по большинству этических вопросов. Этому способствует сочетание таких факторов, как англокатолическая традиция, изначально противопоставлявшая себя библейскому буквализму и морализму; многолетняя борьба с апартеидом и консервативным ультраправым режимом НП, которую АЦЮА вела с либеральных позиций; личные либеральные убеждения архиепископа Д. Туту. Сам Туту многократно высказывался против гомофобии и в поддержку легализации однополых браков. Туту выступал также за легализацию эвтаназии и за более либеральное законодательство в отношении абортов, хотя идею «аборта по требованию» он отвергал. Несмотря на подобные взгляды наиболее известного из своих лидеров, АЦЮА в целом придерживается более умеренных позиций. Каноны церкви признают браком лишь пожизненный союз одного мужчины и одной женщины, а рукоположение гомосексуалов признаётся возможным, лишь если они воздерживаются от половых отношений. В частности, когда М. Т. ван Фурт (дочь Туту), изначально рукоположенная в Епископальной церкви США, в 2015 г. официально вступила в однополый брак, АЦЮА лишила её лицензии священника.
АЦЮА на общецерковном уровне не участвует в деятельности структур Движения англиканской реформы. Тем не менее церковь входит в объединение «Глобальный Юг», а несколько епископов АЦЮА принимали участие во всех конференциях ГАФКОН.
Статистика
По данным самой АЦЮА, в 2006 г. она насчитывала от 3 до 4 млн прихожан. По данным Pew Research Center, в 2008 г. в ЮАР было около 3,7 млн англикан. Согласно агентству Afrobarometer, в 2016 г. количество англикан в ЮАР составляло от 1,9 до 3,1 млн, что соответствует 4–5 % населения страны. Общины АЦЮА в других странах, помимо ЮАР, небольшие.