Церковь провинции Центральной Африки
Це́рковь прови́нции Центра́льной А́фрики (ЦПЦА; англ. The Church of the Province of Central Africa), одна из поместных церквей в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан Ботсваны, Малави, Замбии и Зимбабве.
История
Первым англиканским проповедником в этой части африканского континента был спутник шотландского исследователя Д. Ливингстона Ч. Макензи, который действовал под эгидой Университетской миссии в Центральной Африке. 1 января 1861 г. в Кейптауне по предложению Ливингстона Макензи был возведён в архиерейский сан с титулом «миссионерский епископ в Ньясаленде». Епископ достиг южной части современной Малави в июне того же года. После нескольких месяцев миссионерской и цивилизаторской работы среди местных жителей Макензи скончался от тропических болезней 31 января 1882 г. Он почитается в ЦПЦА как основатель этой поместной церкви. Будучи епископом, Макензи находился в юрисдикции церковной провинции Южной Африки (ныне – Англиканская церковь Южной Африки). Однако его преемник, У. Тоузер, принял архиерейское рукоположение в Лондоне; он получил титул «епископа Центральной Африки». С этого момента и до создания ЦПЦА англиканская церковь в Северной Родезии и Ньясаланде находилась в юрисдикции Церкви Англии, а в Южной Родезии – в юрисдикции провинции Южной Африки.
В 1889 г. Британская южноафриканская компания С. Родса начала осваивать эти земли; в сентябре 1890 г. компания основала форт Солсбери, известный сегодня как Хараре, столица Зимбабве. В 1891 г. в Солсбери была учреждена англиканская епархия Машоналенда; первым епископом стал прибывший из британской Южной Африки Дж. Найт-Брюс. Впоследствии епархия несколько раз сменила название; в настоящее время она именуется епархией Хараре. В 1953 г. эту епархию разделили, образовав на западной трети территории Южной Родезии епархию Матабелеленда.
В 1923 г. в этой части Африки были созданы британские колонии с правами самоуправления – Северная Родезия (ныне Замбия), Южная Родезия (ныне Зимбабве) и Ньясаленд (ныне Малави); в 1953 г. правительство Великобритании объединило эти образования в Федерацию Родезии и Ньясаленда, известную также как Центральноафриканская федерация (ЦАФ). Англиканские церкви Англии и Южной Африки ответили на эти изменения, образовав в 1955 г. из своих епархий на этой территории церковную провинцию Центральной Африки, в юрисдикцию которой, помимо ЦАФ, вошел также британский Бечуаналенд (ныне Ботсвана). В 1971–1972 гг. исторические епархии ЦПЦА были разделены на более мелкие.
Процесс деколонизации, который в начале 1960-х гг. способствовал распаду ЦАФ и образованию на её месте независимых государств, привёл к глубоким переменам в том числе и для местной англиканской общины. В Ботсване, Малави и Замбии, где англикан насчитывалось немного и почти все они были из местного населения, процесс изменений прошёл безболезненно. Иная ситуация сложилась в Южной Родезии. Она была самой развитой, но также и самой «белой» страной в состав ЦАФ – люди европейского происхождения составляли здесь до 8 % населения (по данным на 1975); и хотя местная Англиканская церковь была невелика, к ней принадлежало множество членов правящего класса страны. Лидер Южной Родезии, Я. Д. Смит, стремился добиться для страны прав доминиона в составе Британского Содружества при сохранении власти белого меньшинства. Великобритания отказалась пойти на это, в результате чего Родезия объявила независимость в одностороннем порядке. Страна оказалась во внешней изоляции, тогда как внутри неё шла затяжная война между проправительственными силами и вооружёнными группировками, которые заявляли, что отстаивают интересы темнокожего большинства. Боевики получали поддержку от СССР и КНР и периодически декларировали свою приверженность марксизму, тогда как пропаганда Смита твердила о защите его правительством христианских ценностей. Англиканская церковь оказалась в сложном положении. В Великобритании примас Англиканского содружества архиепископ Кентерберийский М. Рамси резко выступал против правительства Смита, заявляя о своей поддержке возможной силовой операции Великобритании по возвращению контроля над мятежной колонией. Это вызвало резкую реакцию белых родезийцев, многие из которых ощущали себя британцами, а также их близких в метрополии. Архиепископа обвинили в союзе с «безбожными коммунистами» и предательстве собственной паствы. У Англиканской церкви в Родезии имелись все основания опасаться боевиков-марксистов. Однако были обстоятельства, игравшие против чрезмерного сближения родезийского англиканского епископата с кабинетом Смита. Иерархи, большинство из которых происходили из Англии, были слишком консервативны, чтобы принять сепаратизм родезийского лидера. Также к 1960-м гг. темнокожие африканцы составляли уже большинство англиканской общины страны, что не могло не влиять на позицию ЦПЦА.
С установлением в Южной Родезии власти темнокожего большинства (1980) и переименованием страны в Зимбабве англиканская община несколько уменьшилась за счёт массовой эмиграции белого населения, но сперва её положение не менялось. С укреплением в стране режима Р. Г. Мугабе, известного многочисленными фактами нарушения прав человека, англиканская иерархия, которую поддерживало руководство Англиканского содружества, стала выступать с критикой правительства. Это привело к ряду конфликтов, крупнейший из которых связан с именем Н. Кунонги. В 2000 г. этот малоизвестный священник-африканец был избран епископом Хараре, столицы Зимбабве. Сразу после избрания он выступил с рядом проповедей в поддержку правящего режима, любые действия которого он с готовностью оправдывал. В 2008 г. Кунонга был отлучен от Англиканской церкви. В ответ он основал собственное сообщество, названное им «Англиканской церковью провинции Зимбабве», сразу же получившее признание властей, которые помогли Кунонге установить контроль над значительной частью церковной собственности. Лишь после свержения Мугабе (2017) зимбабвийские власти стали возвращать захваченные Кунонгой храмы ЦПЦА.
Современное состояние
Церковь провинции Центральной Африки возглавляет архиепископ Центральной Африки, который одновременно является правящим епископом одной из епархий. Высший соборный орган – Генеральный синод. Церковь состоит из 15 епархий. В Зимбабве – епархии Хараре, Центрального Зимбабве, Масвинго (юго-восток страны), Матабелеленда, Маникаленда (восток страны). В Замбии – епархии Центральной Замбии, Восточной Замбии, Северной Замбии, Лусаки (столица страны), Луапула (на территории одноимённой гражданской провинции). В Малави – епархии Озера Малави, Северной Малави, Южной Малави. В Ботсване – епархия Ботсваны.
Богослужение совершается по «Книге общественного богослужения» в 2 редакциях – классической английской 1662 г. и южноафриканской 1954 г. Сочетание богослужебных традиций Церкви Англии и Англиканской церкви Южной Африки остаётся характерной чертой литургической жизни ЦПЦА. Служат как на английском, так и на многочисленных местных языках. Богослужение сопровождается пением гимнов, многие из которых не переведены, а написаны местными церковными поэтами. Среди проживающего в Зимбабве и соседних странах народа шона существует обычай «пунгве» – продолжительного ночного богослужения на основе Книги общественного богослужения, включающего вечерню, литанию, пение гимнов, чтения из Библии и завершающегося евхаристической литургией. В ЦПЦА распространена консервативная англокатолическая традиция. Наряду с таинствами крещения и евхаристии, ЦПЦА признаёт ещё 5 «сакраментальных действий» – покаяние, помазание больных, брак, конфирмацию и рукоположение в священный сан. Женщин не рукополагают даже в диаконы. ЦПЦА осуждает однополые отношения.
По данным на 2019 г., в ЦПЦА насчитывается 250 приходов, около 400 священнослужителей и 900 тыс. прихожан. Англикане составляют около 1,7 % совокупного населения Ботсваны, Малави, Зимбабве и Замбии.