Провинция англиканской церкви Конго
Прови́нция англика́нской це́ркви Ко́нго (ПАЦК; франц. Province de l’Église anglicane du Congo), одна из поместных церквей в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан в Демократической Республике Конго (ДРК) и в Республике Конго.
История
Первыми христианами в Конго были португальцы во главе с Д. Каном, которые прибыли сюда и вступили в контакт с представителями Королевства Конго в конце 1482 г. В 1491 г. правитель королевства Нзинга Нкуву принял католичество с именем Иоанн (Жуан Конго I); его примеру последовали королевская семья и придворные. В столице страны Сан-Сальвадоре (ныне Мбанза-Конго в Анголе) была построена каменная церковь. В 16 в. Королевство Конго стало центром португальской работорговли, в которую оказались втянуты христианские власти страны и европейские миссионеры. В этих условиях христианство во внутренних районах страны практически не распространялось. Только к 17 в. католическое миссионерство возобновилось. В 1703 г. в Королевстве Конго началась т. н. антонианская ересь или антонианство – возникшее внутри местной католической общины синкретическое движение, носившее антиевропейский характер. Его основательница, девушка аристократического происхождения по имени К. Вита, известная также под прозвищем «Беатриса», утверждала, что ей явился Антоний Падуанский. Вита учила, что Иисус Христос, Антоний Падуанский и многие другие персонажи библейской и христианской истории были африканцами; она также отрицала таинства и обряды Римско-католической церкви. Через несколько лет после казни Виты (1706) движение было окончательно подавлено, а его последователи воссоединились с Римско-католической церковью. Тем не менее косвенное влияние антонианства продолжает ощущаться и в новейшее время как в синкретических движениях, так и в политических идеологиях (кимбангизм, мацванизм). В начале 20 в. в процессе распада Королевства Конго территория современной ДРК перешла под контроль Бельгии.
Во 2-й половине 19 – начале 20 вв. в Конго появились протестантские миссионеры: баптисты (1878), американские пресвитериане (1891), американские и британские методисты (1913). В 1902 г. состоялась первая общепротестантская встреча. На ее основе была создана Миссионерская конференция Конго, в 1924 г. преобразованная в Протестантский совет Конго.
Появление англиканства в границах современной ДРК связано с деятельностью А. Кивебулайа (около 1864–1933), в котором конголезские англикане видят основателя своей поместной церкви; он канонизирован Церковью Англии (память 30 мая) и почитается во многих церквах Англиканского содружества. Кивебулайа, чьё имя при рождении было В. Мунуби, происходил из семьи анимистов; позже принял ислам. В христианство он был обращён шотландским миссионером А. Маккеем, действовавшим под эгидой Церковно-миссионерского общества. В крещении (1895) будущий проповедник получил имя Аполо в честь сподвижника апостола Павла, Аполлоса. Позже он получил прозвище Кивебулайа, означавшее «европеец», которое стало его новой фамилией. Сразу после крещения Аполо изъявил желание стать миссионером. В 1896 г. он прибыл в деревню Бога неподалеку от современной границы ДРК и Уганды; это место на несколько лет стало центром миссионерской работы Кивебулайа. Тем временем в Уганде была создана епархия Церкви Англии (1899). В 1903 г. в кафедральном соборе в Намирембе первый епископ Уганды А. Такер рукоположил Кивебулайа в священники. В 1-й половине 20 в. англиканская община в Бельгийском Конго оставалась под сильным личным влиянием Кивебулайа и нескольких его ближайших помощников. Двое из них, Н. Караболе и Ю. Леменья, в 1937 г. были рукоположены, став первыми англиканскими священниками-конголезцами.
Освоение бельгийцами внутренних районов Бельгийского Конго сопровождалось массовыми актами насилия, что подрывало христианскую миссию. В 1960 г. национально-освободительное движение привело к независимости страны. Почти сразу же после этого начался Конголезский кризис, окончившийся установлением режима С. С. Мобуту (1965–1997); в 1971–1997 гг. страна носила название Заир.
В 1970 г. Протестантский совет Конго на своей ассамблее в Киншасе был преобразован в Церковь Христа в Конго (с 1971 – в Заире) (франц. Église du Christ au Congo/Zaïre). Это объединение не было церковной унией и носило формальный характер. Как единственная признанная в Заире протестантская религиозная организация, Церковь Христа в Конго была «зонтичной» структурой, обеспечивающей легальное существование нескольким десяткам протестантских церквей, включая англикан. При этом все церкви-члены Церкви Христа в Конго (Заире) не принуждались к литургическому общению, вероучительным соглашениям или изменению принципов внутреннего управления.
Англиканская община Конго в 1899–1972 гг. входила в епархию Уганды Церкви Англии. В 1961 г. Церковь Англии предоставила самостоятельность нескольким франкоязычным епархиям восточной части Африки, которые сформировали Провинцию Уганды, Руанды и Бурунди. В 1972 г. эта провинция открыла в Заире отдельную епархию, названную в честь местного исторического миссионерского центра епархией Бога-Заира; первым епископом был назначен британский миссионер из Церковно-миссионерского общества Ф. Ридсдейл. После создания этой епархии название провинции изменилось на Провинцию Уганды, Руанды и Бурунди и Бога-Заира. В 1976 г. в Заире была открыта вторая англиканская епархия (в Бакаву), в 1980 г. – ещё 2 (в Кисангани и Катанге).
На развитие ПАЦК в послевоенный период, особенно после провозглашения независимости Конго, влияли массовые миграции из соседних стран – бывших британских колоний. Так, Катангская епархия своим происхождением обязана мигрантам из Северной Родезии (ныне Замбия), в основном шахтёрам. После геноцида в Руанде (1994) в Заир прибыли беженцы из этой страны, значительное число которых осело в столице Заира Киншасе. На северо-восток Заира прибывали беженцы из Уганды и Судана, что привело к созданию епархии Ару (2005).
В 1980–1992 гг. Провинция Уганды, Руанды и Бурунди и Бога-Заира последовательно разделилась на 4 автокефальные англиканские церкви – Уганды, Руанды, Заира и Бурунди, каждая во главе со своим предстоятелем. Первым архиепископом Заира в 1992 г. стал епископ Бога-Заирский П. Нжожо. Его преемник Ф. Д. Балуфуга перенес архиепископию в Киншасу.
Современное состояние
Провинция англиканской церкви Конго состоит из 12 епархий и одного миссионерского округа. На северо-востоке ДРК у границы с Угандой расположены епархии Бога-Заир, Норд-Киву, Ару, Гома и Каманго. На востоке у границы с Руандой и Бурунди – епархия Букаву. На юге страны – епархия Катанги. В центральной части ДРК – епархия Кинду. На юго-западе страны – епархия Касаи. Весь север страны занимает епархия Кисангани. В епархию Киншасы входят столица и западная часть ДРК, а также прилегающая часть соседней Республики Конго. Немногочисленные англикане на территории Республики Конго объединены в епархию Браззавиля. Во главе ПАЦК стоит архиепископ, являющийся одновременно епископом одной из епархий. ПАЦК продолжает оставаться членом Церкви Христа в Конго.
ПАЦК многонациональна, что отражается на её богослужебной традиции. Литургия здесь чаще совершается на местных языках, нежели на французском или английском. В епархиях, расположенных в восточной части страны, используются сделанные в Уганде переводы «Книги общественного богослужения» на языки кихема, алур, лугбара и какуа; издания служебника на этих языках включают крупные собрания местных церковных гимнов. Там, где основным языком является суахили, имеется собственный служебник на этом языке. Наиболее ранняя его версия вышла ещё в 1939 г, новая – в 1998 г.; её главные отличия от предыдущей состоят в музыкальной нотации некоторых частей богослужения и наличии ряда «требных» чинопоследований (освящение церкви, соборование, заупокойное богослужение и др.). В духовных учебных заведениях используется французский перевод Книги общественного богослужения 1979 г. Епископальной церкви США. Значительную роль в богослужебной практике играет хоровое пение. Церковный хор, а порой и несколько, имеется даже в небольших и бедных приходах. Женщинам разрешается принимать сан священника, но не епископа.
В вопросах этики ПАЦК занимает консервативную позицию. Церковь участвует в движении Англиканской реформы, входит в ГАФКОН и Глобальный Юг.
Во всех епархиях имеются библейские школы для подготовки священников и миссионеров. Высшее образование можно получить в Англиканском университете Конго (франц. Université Anglicane du Congo), открытом в 2010 г. в Буниа на базе существовавшего там прежде богословского колледжа. ПАЦК принадлежит значительное число школ и больниц в стране. В 2010 г. в Ару Церковь открыла Высший медицинский институт (франц. Institut Supérieur Medical), в котором обучают профессии медсестры.
Из-за того, что большинство англикан Конго живут в наименее развитых районах ДРК (одной из беднейших стран мира), а многие из них – беженцы из соседних стран, ПАЦК очень бедна и зависит от помощи единоверцев из Европы и Америки. По данным на 2019 г., членами ПАЦК являются около 500 тыс. человек. Почти все они проживают в ДРК, составляя около 0,5 % её жителей.