Конфессиональные организации

Провинция англиканской церкви Конго

Прови́нция англика́нской це́ркви Ко́нго (ПАЦК; франц. Province de l’Église anglicane du Congo), одна из поместных церквей в составе , объединяющая англикан в (ДРК) и в .

История

Первыми христианами в Конго были португальцы во главе с Д. Каном, которые прибыли сюда и вступили в контакт с представителями в конце 1482 г. В 1491 г. правитель королевства Нзинга Нкуву принял с именем Иоанн (Жуан Конго I); его примеру последовали королевская семья и придворные. В столице страны Сан-Сальвадоре (ныне Мбанза-Конго в Анголе) была построена каменная церковь. В 16 в. Королевство Конго стало центром португальской работорговли, в которую оказались втянуты христианские власти страны и европейские миссионеры. В этих условиях христианство во внутренних районах страны практически не распространялось. Только к 17 в. католическое миссионерство возобновилось. В 1703 г. в Королевстве Конго началась т. н. антонианская ересь или антонианство – возникшее внутри местной католической общины синкретическое движение, носившее антиевропейский характер. Его основательница, девушка аристократического происхождения по имени К. Вита, известная также под прозвищем «Беатриса», утверждала, что ей явился . Вита учила, что , Антоний Падуанский и многие другие персонажи библейской и христианской истории были африканцами; она также отрицала таинства и обряды . Через несколько лет после казни Виты (1706) движение было окончательно подавлено, а его последователи воссоединились с Римско-католической церковью. Тем не менее косвенное влияние антонианства продолжает ощущаться и в новейшее время как в синкретических движениях, так и в политических идеологиях (, мацванизм). В начале 20 в. в процессе распада Королевства Конго территория современной ДРК перешла под контроль Бельгии.

Во 2-й половине 19 – начале 20 вв. в Конго появились протестантские миссионеры: (1878), американские (1891), американские и британские (1913). В 1902 г. состоялась первая общепротестантская встреча. На ее основе была создана Миссионерская конференция Конго, в 1924 г. преобразованная в Протестантский совет Конго.

Появление англиканства в границах современной ДРК связано с деятельностью А. Кивебулайа (около 1864–1933), в котором конголезские англикане видят основателя своей поместной церкви; он канонизирован (память 30 мая) и почитается во многих церквах Англиканского содружества. Кивебулайа, чьё имя при рождении было В. Мунуби, происходил из семьи ; позже принял . В христианство он был обращён шотландским миссионером А. Маккеем, действовавшим под эгидой . В крещении (1895) будущий проповедник получил имя Аполо в честь сподвижника апостола , Аполлоса. Позже он получил прозвище Кивебулайа, означавшее «европеец», которое стало его новой фамилией. Сразу после крещения Аполо изъявил желание стать миссионером. В 1896 г. он прибыл в деревню Бога неподалеку от современной границы ДРК и ; это место на несколько лет стало центром миссионерской работы Кивебулайа. Тем временем в Уганде была создана епархия Церкви Англии (1899). В 1903 г. в кафедральном соборе в Намирембе первый епископ Уганды А. Такер рукоположил Кивебулайа в священники. В 1-й половине 20 в. англиканская община в Бельгийском Конго оставалась под сильным личным влиянием Кивебулайа и нескольких его ближайших помощников. Двое из них, Н. Караболе и Ю. Леменья, в 1937 г. были рукоположены, став первыми англиканскими священниками-конголезцами.

Освоение бельгийцами внутренних районов Бельгийского Конго сопровождалось массовыми актами насилия, что подрывало христианскую миссию. В 1960 г. национально-освободительное движение привело к независимости страны. Почти сразу же после этого начался Конголезский кризис, окончившийся установлением режима (1965–1997); в 1971–1997 гг. страна носила название Заир.

В 1970 г. Протестантский совет Конго на своей ассамблее в Киншасе был преобразован в Церковь Христа в Конго (с 1971 – в Заире) (франц. Église du Christ au Congo/Zaïre). Это объединение не было церковной унией и носило формальный характер. Как единственная признанная в Заире протестантская религиозная организация, Церковь Христа в Конго была «зонтичной» структурой, обеспечивающей легальное существование нескольким десяткам протестантских церквей, включая англикан. При этом все церкви-члены Церкви Христа в Конго (Заире) не принуждались к литургическому общению, вероучительным соглашениям или изменению принципов внутреннего управления.

Англиканская община Конго в 1899–1972 гг. входила в епархию Уганды Церкви Англии. В 1961 г. Церковь Англии предоставила самостоятельность нескольким франкоязычным епархиям восточной части Африки, которые сформировали Провинцию Уганды, Руанды и Бурунди. В 1972 г. эта провинция открыла в Заире отдельную епархию, названную в честь местного исторического миссионерского центра епархией Бога-Заира; первым епископом был назначен британский миссионер из Церковно-миссионерского общества Ф. Ридсдейл. После создания этой епархии название провинции изменилось на Провинцию Уганды, Руанды и Бурунди и Бога-Заира. В 1976 г. в Заире была открыта вторая англиканская епархия (в Бакаву), в 1980 г. – ещё 2 (в Кисангани и Катанге).

На развитие ПАЦК в послевоенный период, особенно после провозглашения независимости Конго, влияли массовые миграции из соседних стран – бывших британских колоний. Так, Катангская епархия своим происхождением обязана мигрантам из Северной Родезии (ныне Замбия), в основном шахтёрам. После (1994) в Заир прибыли беженцы из этой страны, значительное число которых осело в столице Заира Киншасе. На северо-восток Заира прибывали беженцы из Уганды и Судана, что привело к созданию епархии Ару (2005).

В 1980–1992 гг. Провинция Уганды, Руанды и Бурунди и Бога-Заира последовательно разделилась на 4 автокефальные англиканские церкви – Уганды, Руанды, Заира и Бурунди, каждая во главе со своим предстоятелем. Первым архиепископом Заира в 1992 г. стал епископ Бога-Заирский П. Нжожо. Его преемник Ф. Д. Балуфуга перенес архиепископию в Киншасу.

Современное состояние

Провинция англиканской церкви Конго состоит из 12 епархий и одного миссионерского округа. На северо-востоке ДРК у границы с Угандой расположены епархии Бога-Заир, Норд-Киву, Ару, Гома и Каманго. На востоке у границы с Руандой и Бурунди – епархия Букаву. На юге страны – епархия Катанги. В центральной части ДРК – епархия Кинду. На юго-западе страны – епархия Касаи. Весь север страны занимает епархия Кисангани. В епархию Киншасы входят столица и западная часть ДРК, а также прилегающая часть соседней Республики Конго. Немногочисленные англикане на территории Республики Конго объединены в епархию Браззавиля. Во главе ПАЦК стоит архиепископ, являющийся одновременно епископом одной из епархий. ПАЦК продолжает оставаться членом Церкви Христа в Конго.

ПАЦК многонациональна, что отражается на её богослужебной традиции. Литургия здесь чаще совершается на местных языках, нежели на французском или английском. В епархиях, расположенных в восточной части страны, используются сделанные в Уганде переводы на языки кихема, алур, лугбара и какуа; издания служебника на этих языках включают крупные собрания местных церковных гимнов. Там, где основным языком является суахили, имеется собственный служебник на этом языке. Наиболее ранняя его версия вышла ещё в 1939 г, новая – в 1998 г.; её главные отличия от предыдущей состоят в музыкальной нотации некоторых частей богослужения и наличии ряда «требных» чинопоследований (освящение церкви, соборование, заупокойное богослужение и др.). В духовных учебных заведениях используется французский перевод Книги общественного богослужения 1979 г. . Значительную роль в богослужебной практике играет хоровое пение. Церковный хор, а порой и несколько, имеется даже в небольших и бедных приходах. Женщинам разрешается принимать сан священника, но не епископа.

В вопросах этики ПАЦК занимает консервативную позицию. Церковь участвует в движении Англиканской реформы, входит в ГАФКОН и .

Во всех епархиях имеются библейские школы для подготовки священников и миссионеров. Высшее образование можно получить в Англиканском университете Конго (франц. Université Anglicane du Congo), открытом в 2010 г. в Буниа на базе существовавшего там прежде богословского колледжа. ПАЦК принадлежит значительное число школ и больниц в стране. В 2010 г. в Ару Церковь открыла Высший медицинский институт (франц. Institut Supérieur Medical), в котором обучают профессии медсестры.

Из-за того, что большинство англикан Конго живут в наименее развитых районах ДРК (одной из беднейших стран мира), а многие из них – беженцы из соседних стран, ПАЦК очень бедна и зависит от помощи единоверцев из Европы и Америки. По данным на 2019 г., членами ПАЦК являются около 500 тыс. человек. Почти все они проживают в ДРК, составляя около 0,5 % её жителей.

  • Религии в странах мира
  • Англиканские церкви