Англиканская епископальная церковь Бразилии
Англика́нская епископа́льная це́рковь Брази́лии (АЕЦБ; португ. Igreja Episcopal Anglicana do Brasil), одна из поместных церквей в составе Англиканского содружества. Вторая после Римско-католической церкви старейшая христианская община Бразилии.
История
Христианство пришло в Бразилию вместе с португальскими исследователями и завоевателями в 1500 г. Первым англиканским церковным деятелем, посетившим Бразилию (в то время – колонию Португалии), стал известный английский священник и миссионер Г. Мартин. Судно, на котором он направлялся в Индию, сделало остановку в г. Салвадор (ныне столица бразильского штата Баия) в ноябре 1805 г. Мартин оставил критические воспоминания о Бразилии, описав религию её жителей как «идолопоклонство и лжехристианство». В 1810 г. Португалия и Великобритания подписали торговый договор, позволявший Церкви Англии иметь в Бразилии свои храмы, первый из которых был открыт в столице страны Рио-де-Жанейро в 1819 г. Однако по условиям соглашения англиканским церквям предписывалось иметь вид частных домов, которые предназначались лишь для проживавших в Бразилии британских подданных, а богослужение могло совершаться исключительно на английском языке.
После провозглашения независимости страны (1822) и принятия новой конституции (1824) в Бразилии была объявлена свобода вероисповедания, хотя католичество оставалось официальной религией, и переходы из католической церкви в другие были запрещены. В 1860 г. в Бразилию по собственной инициативе прибыл священник Епископальной церкви США Р. Холден, ставший первым англиканским миссионером в этой стране. Обосновавшись в столице провинции Гран-пара – г. Белен, он перевёл на португальский язык фрагменты «Книги общественного богослужения». Деятельность Холдена (в первую очередь его статьи в местной прессе) привела к конфликту с местной католической иерархией. После 4 лет интенсивной, но малоуспешной миссионерской работы, приведшей к конфликту с властями Епископальной церкви, Холден отказался от англиканства и стал реформатским пастором.
После свержения в 1889 г. монархии Бразилия стала светской республикой и был разрешён свободный переход из Римско-католической церкви в любую религию. В 1890–1891 гг. Епископальная церковь США официально направила в страну четырёх священников – Л. Кинсолвинга, Дж. Морриса, У. Брауна и Дж. Мима, к которым присоединилась миссионерка-мирянка М. Пакард. Бразильские англикане считают этих пятерых проповедников основателями своей церкви. Вскоре они открыли миссии в Санта-Рите, Риу-Гранди и Пелотасе. Браун с несколькими помощниками перевёл на португальский язык американскую версию «Книги общественного богослужения»; также он стал координатором межпротестантской группы, которая в 1903–1917 гг. подготовила новый португальский перевод Библии. В 1893 г. Бразилию впервые посетил англиканский архиерей – епископ Западно-Виргинский (Епископальная церковь США) Дж. Питеркин; он рукоположил нескольких местных англикан в сан диакона. В 1897 г. по просьбе миссионеров в Бразилию нанёс визит епископ Фолклендских островов (Церковь Англии) Уэйт Стирлинг, который рукоположил трёх священников. По совету Питеркина бразильские англикане в мае 1898 г. провели собор в Порту-Алегри (штат Риу-Гранди-ду-Сул), на котором избрали Кинсолвинга епископом своей церкви. Он был рукоположен в архиерейский сан 6 января 1899 г. в Нью-Йорке; хиротонию возглавил председательствующий епископ Епископальной церкви США Дж. Уильямс.
В 1907 г. Епископальная церковь США предоставила бразильской англиканской общине статус миссионерского округа. 1920–1930-е гг. стали временем стабильного развития англиканства в Бразилии. Административный центр общины был перенесён в Рио-де-Жанейро, миссионеры основали несколько школ и издательство; в стране открылись 25 новых англиканских храмов. В 1925 г. в миссионерском округе Южной Бразилии появился второй архиерей (епископ-суффраган); в 1940 г. им стал А. Питан – первый англиканский епископ-бразилец. В 1950 г. округ был разделён на три епархии с центрами в Порту-Алегри, Санта-Марие (штат Риу-Гранди-ду-Сул) и Рио-де-Жанейро. В 1965 г. Бразильский миссионерский округ получил полную самостоятельность и стал называться Епископальной церковью Бразилии; современное название используется с 1990 г.
Современное положение
АЕЦБ состоит из 9 епархий: Амазония (штаты Акри, Амазонас, Рорайма, Пара, Амапа), Бразилиа (штаты Токантинс, Гояс, северо-запад штата Минас-Жерайс и столичный округ), Ресифи (штаты Мараньян, Баия, Пиауи и ещё 6 штатов восточнее), Рио-де-Жанейро (штаты Рио-де-Жанейро, Эспириту-Санту и бо́льшая часть штата Минас-Жерайс), Сан-Паулу (штат Сан-Паулу), Парана, Меридионал (прибрежная полоса штата Санта-Катарина и севера штата Риу-Гранди-ду-Сул), Пелотас (прибрежная полоса юга штата Риу-Гранди-ду-Сул), Сул-Осидентал (внутренние районы штатов Санта-Катарина и Риу-Гранди-ду-Сул); кроме епархий имеется один миссионерский округ (штаты Рондония, Мату-Гросу, Мату-Гросу-ду-Сул). Епархии и миссионерский округ возглавляются епископами. Предстоятель церкви избирается из числа епархиальных епископов; он не имеет титула архиепископа, а называется примасом или председательствующим епископом.
Основой богослужения АЕЦБ изначально была переведённая на португальский язык «Книга общественного богослужения» в версии Епископальной церкви США. В 1984 г. АЕЦБ приняла новый служебник, сочетающий в себе черты разных версий американского «Книги общественного богослужения» (1928 и 1979). В 2015 г. вышла новая редакция этого служебника. В книге 2015 г. используется более простой португальский язык, из традиционной англиканской версии Никео-Константинопольского Символа веры убрано филиокве, а чин бракосочетания составлен с использованием инклюзивных форм.
В богословском отношении бо́льшая часть членов АЕЦБ придерживается либеральных позиций. С 1983 г. женщинам разрешается быть священниками и епископами. Первое рукоположение женщины в священный (диаконский) сан имело место в 1985 г., а в епископский – в 2018 г.
По данным на 2021 г., в АЕЦБ около 120 тыс. верующих, что составляет менее 0,06 % населения страны. Большинство бразильских англикан проживает в самой южной части страны.
Раскол в епархии Ресифи
Даже после получения автокефалии АЕЦБ оставалась в финансовой зависимости от Епископальной церкви США, что в начале 21 в. привело к серьёзному конфликту. Ламбетская конференция 1998 г. приняла т. н. резолюцию 10.1, осуждающую гомосексуальные отношения как «практику, несовместимую с Писанием». Против выступили представители исторически либеральной Епископальной церкви США, к которым присоединилась и бразильская англиканская иерархия во главе с примасом Бразилии О. С. ди Оливейра. Единственным епископом АЕЦБ, поддержавшим резолюцию, стал Э. Р. ди Баррус Кавалканти, епископ Ресифи. В епархии Ресифи, территориально совпадающей с Северо-Восточным регионом Бразилии, исторически доминировали консервативные англоевангелики. Это отличало Ресифи от других епархий АЕЦБ, которым, как и Епископальной церкви США, присуща либеральная англокатолическая традиция. В декабре 2000 г. епархиальный синод Ресифи официально запретил рукополагать в священный сан не только лиц, состоящих в гомосексуальных отношениях, или тех, кто считает эти отношения допустимыми, но также и тех, кто демонстрирует гомофобию. В 2003 г., после рукоположения Епископальной церковью США в епископский сан состоявшего в открытых однополых отношениях Дж. Робинсона, епархия Ресифи объявила, что будет поддерживать церковное общение лишь с теми англиканскими церквами, которые подтвердят свою верность резолюции 10.1. В ответ на это палата епископов Генерального синода АЕЦБ обвинила епархию Ресифи в «антиканонических действиях» и назначила для неё нового епископа. Однако 90 % мирян и большинство духовенства сохранили верность Кавалканти. Тогда палата епископов лишила сана 37 (т. е. почти всех) священников мятежной епархии, против Кавалканти начала церковно-каноническое разбирательство, а позднее подала на него иск в гражданский суд. Сложилась парадоксальная ситуация: центральная церковная власть, представляющая позицию меньшинства в Англиканском содружестве, наказывает одну из своих епархий за то, что она следует позиции большинства. Примас Англиканского содружества архиепископ Кентерберийский Р. Уильямс поддержал позицию Кавалканти, однако от прямого вмешательства отказался. Тем не менее по договорённости с Уильямсом примас ещё одной южноамериканской англиканской церкви – Церкви провинции Южной Оконечности Америки (ныне Англиканская церковь Южной Америки) – восстановил Кавалканти и его духовенство в сане и принял епархию Ресифи под временное окормление. Несмотря на это, Кавалканти не был приглашён на следующую Ламбетскую конференцию (2008), а вместо него туда отправился епископ Ресифи, находившийся в юрисдикции АЕЦБ. Епископ Кавалканти погиб 26 февраля 2012 г., но к окончанию раскола это не привело. В мае 2018 г. «старая» епархия Ресифи при поддержке консервативного духовенства из других частей страны основала Англиканскую церковь в Бразилии (АЦБ). Эта Церковь не входит в Англиканское содружество, однако является активной участницей Англиканской реформы. Она состоит в общении с англиканскими церквами, входящими в «Глобальный Юг» и ГАФКОН. В Бразилии у этой церкви есть 3 епархии и более 50 приходов. Её предстоятель носит титул примаса Бразилии; в 2021 г. это место занимал основатель АЦБ – М. Ушоа.