Ланселот Эндрюс
Э́ндрюс Ла́нселот (Lancelot Andrewes) (около 1555, Лондон – 26.2.1626, Лондон, Англия), англиканский епископ и богослов, святой в некоторых церквах Англиканского содружества. Классик англиканского богословия, оказавший влияние на движение «Высокой церкви» в Церкви Англии.
Биография и церковная карьера
Родился в семье Суффолков. Его отец, Томас, – хозяин Тринити-хауса. В юности посещал бесплатную школу Купера в Ратклиффе, позже – школу Тейлоров. В 1571–1578 гг. учился в Пемброк-колледже, по окончании учёбы получил степень магистра искусств. Настолько преуспел в своей академической деятельности, что был причислен к почётным основателям Колледжа Иисуса в Оксфорде. Ещё во время учёбы он выполнял работу в качестве сотрудника Пемброк-колледжа, а спустя 2 года после окончания учебного заведения был рукоположен в сан пресвитера епископом Честерским. Занимаясь преподаванием катехизиса, молодой священник читал лекции по Десяти заповедям Ветхого Завета.
В 1588 г., окончив капелланскую службу при графе Г. Гастингсе, принял викариат в церкви Святого Эгидия у ворот Крипплгейт в Лондоне, где прославился проповедями о евангельских историях. В проповеди от 10 апреля 1588 г. выразил свою поддержку протестантской половине Церкви Англии и с похвалой отозвался о женевском реформаторе Ж. Кальвине. Тем не менее во время работы синода в Дордрехте обратился на сторону ремонстрантов, осудив сторонников Кальвина, и советовал королю Якову I Стюарту не торопиться с одобрением синодальной повестки из-за «пуританских» взглядов кальвинистов на учение о церковном устройстве.
При содействии Ф. Уолсингема в 1589 г. был назначен пребендарием лондонского собора Святого Павла и впоследствии служил капелланом при Дж. Уитгифте, архиепископе Кентерберийском. 4 марта 1590 г., будучи капелланом Елизаветы I, привлёк внимание королевского двора. В октябре того же года сочинил комментарии к первым главам Книги Бытия, вошедшие в состав «Коллекции посмертных лекций и лекций об утрате и сиротстве» («A collection of posthumous and orphan lectures», 1657). В 1598 г. он отказался от епископства Или и Солсбери. В июле 1601 г. назначен деканом Вестминстера. С 1589 по 1609 гг. Эндрюс занимал положение пребендария в Саутуэлле. Когда в 1603 г. разразилась чума, он выступил с призывами покинуть Лондон. В 1605 г. Эндрюс был рукоположен в епископа и стал Лордом Верховным Милостынедателем (до 1619). Когда в 1605 г. был раскрыт Пороховой заговор, он обосновал идею празднования знаменитой «Ночи Гая Фокса». В 1609 г. опубликовал «Tortura Torti» («Пытка пытаемого») – научную работу, отвечавшую на критику Р. Беллармина в сторону короля Якова I. После переезда в Или вновь противостоял Беллармину в сочинении «Responsio ad Apologiam» («Возражение на Апологию»). В 1617 г. посещал Шотландию с целью убедить пресвитериан предпочесть епископальное устройство. Под конец жизни Эндрюс был переведён в Уинчестер и работал деканом Королевской капеллы. Умер епископ в 1626 г., в своём Саутуаркском дворце в Лондоне. Его захоронение находится недалеко от главного алтаря в Саутуаркском соборе.
Мировоззрение и деятельность
Основная заслуга Эндрюса – его проповедническая деятельность и участие в создании Библии короля Якова в качестве богослова и переводчика (впрочем, как отмечают некоторые исследователи, Эндрюс ставил перед собой задачу улучшения уже имеющегося текста и поэтому не считал себя переводчиком в строгом смысле слова) (Конурбаев. 2014. С. 36.) Как англиканин «Высокой церкви», он был равно далёк и от пуританских, и от римских воззрений. Восхваляя Кальвина как историческую фигуру, повлиявшую на Реформацию, Эндрюс далеко не во всём разделял кальвинистское учение. Он разработал собственную сотериологию, напоминающую сотериологию Я. Арминия, и поддерживал её на протяжении всей жизни (McGrath. 2005. P. 278). Он утверждал, что кальвинизм несовместим с политикой, проповедью и церковным служением. Отстаивал доктрину реального присутствия Тела и Крови в евхаристическом хлебе и вине и был убеждён в необходимости частого причащения. Часть исследователей считает его предшественником лодианства (движения, названного по имени У. Лода, отстаивавшего церковный ритуализм и арминианскую сотериологию) (McCullough. 2017. P. 385). Другие исследователи, например, П. Лейк, называют его взгляды авангардистским конформизмом (Lake. 1988. P. 139), чтобы отделить от иных видов конформизма того времени. Он открыто учил, что Бог наказал Каина за его свободно выбранный грех, и отрицал, что Бог безоговорочно предопределил кого-либо ко спасению или осудил на смерть.
Кроме того, Эндрюс выступал за сотериологический синергизм, используя сюжет о жене Лота в качестве иллюстрации того, что без постоянного и свободно избранного сотрудничества с благодатью Бога спасение возможно потерять. В споре о правильном толковании Священного Писания Эндрюс предпочитал ориентацию на святоотеческое предание. По всей видимости, он следовал концепции согласия отцов первых пяти веков и считал вероучение первых 4 Вселенских соборов одним из основных источников христианской доктрины (Фадеев. 2015. С. 65).
Л. Эндрюс почитается как святой в некоторых национальных церквах Англиканского содружества. Его память празднуют 25 сентября. Труды и личность богослова оказали влияние на мыслителей последующих эпох, например, на У. Лоу, через которого, вероятно, идеи Эндрюса были переняты Дж. Уэсли и его учениками-методистами (Nes. 1926. P. 152), и поэта Т. С. Элиота. Последний, в частности, заимствовал отрывок из рождественской проповеди Эндрюса для стихотворения «Путешествие волхвов» («Journey of the Magi», 1927). Его переводческая работа также обусловила его появление в качестве персонажа в некоторых пьесах, посвящённых Библии короля Якова. Особой популярностью среди англикан пользуются его «Личные молитвы» («Private Prayers», изд. 1896).