Таинства
Та́инства (греч. μυστήριον, лат. sacramentum), сакральное действие или событие, выходящее за рамки обыденных представлений. В христианстве таинствами называют 7 основополагающих для жизни Церкви священнодействий – Евхаристия, крещение, миропомазание, покаяние, священство, брак, елеосвящение – сверхъестественный способ влияния которых на верующего человека реален, но выходит за пределы рационального объяснения. Во всех христианских конфессиях, имеющих апостольское преемство (у православных, католиков, монофизитов, несториан), признаются 7 таинств, но такой их состав отрицается протестантами и англиканами. Другие священнодействия Церкви, хотя и приобщают человека благодати, но не являются безусловно необходимыми для спасения: в православной Церкви они называются по-разному – обряды, чины, последования и т. д. (например, чин освящения храма), в католической Церкви для них существует термин sacramentalia.
Поскольку, согласно христианскому вероучению, каждый человек двусоставен, имеет тело и душу, то для всецелого освящения человека таинства имеют 2 стороны – видимую и невидимую. На взаимосвязь этих двух сторон указывал Иисус Христос: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3.5; 1 Кор 6.11). Святой Иоанн Златоуст разъяснял: «Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщал бы тебе дары бестелесно: но так как душа твоя соединена с телом, то духовное сообщается тебе через чувственное». Богоустановленность – существенный признак церковных таинств: они установлены Иисусом Христом и переданы Им ученикам (Деян 1.3).
В богословии принято рассматривать таинства в 2 аспектах: действительности и действенности. Действительность таинств означает, что при его совершении реально была ниспослана освящающая благодать Божия, т. е. был получен Божественный «ответ» на молитву Церкви, – это объективная сторона. Действенность таинств означает, что оно не только объективно совершилось, но и было субъективно или лично усвоено его участниками. Воздействие благодати в таинствах может быть как во спасение души, так и в осуждение, в зависимости от личного устроения принимающего (1 Кор 11.27–29).
Условия действительности таинств: 1) совершителем таинств должен быть только епископ или пресвитер, имеющий благодать священства; 2) способ совершения таинств должен соответствовать древним принципам относительно вещества (например, крещение именно в воде) или видимого знака (благословение священником вступающих в брак или возложение рук при хиротонии); 3) молитвенное обращение к Богу о ниспослании соответствующих даров.
Условиями действенности таинств являются: 1) вера в таинства; 2) осознанное принятие; 3) добровольность со стороны принимающих его.
Младенцы участвуют в таинствах в силу единства любви и веры со своими духовными и плотскими родителями.