Англиканская церковь Меланезии
Англика́нская це́рковь Мелане́зии (АЦМ; англ. Anglican Church of Melanesia), одна из поместных церквей в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан Республики Вануату, Соломоновых Островов и французской заморской территории Новая Каледония.
История
Первые европейские мореплаватели побывали в Меланезии в 16 в., однако распространение христианства началось здесь лишь в 19 в. Англиканская миссия в этой части света связана с деятельностью Дж. Селуина – опытного проповедника и организатора, ещё в начале миссии наметившего пути развития будущей поместной церкви. Как первый англиканский епископ Новой Зеландии, Селуин в 1847 г. начал посещать с проповедью острова Меланезии, формально входившие в его обширную епархию. В 1849 г. он основал Меланезийскую миссию. Прибыв летом 1854 г. в Великобританию, Селуин познакомился с молодым филологом Дж. Паттесоном, который захотел отправиться в Меланезию в качестве миссионера. В 1855 г. на собранные Селуином средства построили шхуну «Саутерн Кросс» (англ. Southern Cross, буквально – Южный Крест), которая должна была обслуживать миссионерскую деятельность в Меланезии. Когда этот корабль разбился (1860), новое судно Меланезийской миссии было названо также «Саутерн Кросс». Эта традиция продолжилась и в дальнейшем. Последний, 9-й «Саутерн Кросс» был построен в 1962 г. и доныне используется Англиканской церковью Меланезии.
Дж. Селуин совместно с Дж. Паттесоном в 1867 г. основал колледж Святого Варнавы на о. Норфолк, ставший штаб-квартирой миссии. Деятельность миссионеров осложнялась враждебным отношением к европейцам со стороны жителей многих островов, возникшим в результате практики «вербовки» (англ. blackbirding), при которой полинезийцев обманом или прямым насилием вывозили на далёкие от дома расстояния с целью привлечения к тяжёлому труду (фактически «вербовка» представляла собой форму рабовладения). Зная об этом, Паттесон не желал пугать местных жителей видом большого корабля и команды моряков и, оставляя судно на удалении, добирался до берега в одиночку вплавь. Паттесон хорошо знал местные языки, перевёл на один из них части Ветхого и Нового Заветов, вероучительные тексты (катехизис, апостольский символ веры) и т. д. В 1861 г. Селуин рукоположил Паттесона в первого епископа Меланезийского.
20 сентября 1871 г. Паттесон в одиночку высадился на берег маленького о. Нукапу (Соломоновы Острова), где был убит местными жителями, которые, вероятно, приняли его за работорговца. Гибель миссионера привлекла к Меланезии внимание как церковной общественности в Великобритании и её колониях, так и британских властей. Меланезийская миссия получила с их стороны серьёзную поддержку, а «вербовку» местных жителей британцы вскоре приравняли к пиратству и искоренили. Паттесон был канонизирован Церковью Англии, АЦМ и некоторыми другими англиканскими церквами (день памяти 20 сентября).
В 1919 г. пятый по счёту епископ Меланезии Дж. Стюард перенёс штаб-квартиру Меланезийской миссии с находившегося под управлением Австралии о. Норфолк на меланезийский о. Нггела (Соломоновы Острова). При том же архиерее Меланезийская епархия, которая оставалась частью Англиканской церкви Новой Зеландии и имела статус «миссионерской», получила право организовать собственный епархиальный синод (1922).
В отличие от восточных территорий Тихоокеанского региона, где значительная часть англиканской миссионерской деятельности осуществлялась англоевангелическим Церковно-миссионерским обществом, в Меланезии англокатолическая традиция была не просто основной, а практически единственной формой англиканства. Селуин и Паттесон были англокатоликами, что отразилось на созданных ими Меланезийской миссии и колледже Святого Варнавы.
К середине 20 в. практически всё население Вануату, Соломоновых Островов и Новой Каледонии уже исповедовало христианство. Вторая мировая война стала тяжёлым испытанием для Меланезийской епархии. Большинство островов были захвачены японцами. Местное христианское население и, в ещё большей степени, миссионеры европейского происхождения подверглись жестоким преследованиям со стороны японских оккупационных властей. Подобно тому как это было в Папуа, многие англиканские священники, миссионеры и простые верующие приняли мученическую кончину от рук захватчиков. Епископ У. Баддели, управлявший епархией с 1932 по 1947 гг., отослал свою семью в Австралию, однако сам остался с паствой. Скрываясь в джунглях, он организовал полевой госпиталь, помогавший раненым бойцам – меланезийским партизанам и солдатам союзников. В 1945 г. руководство США наградило Баддели Президентской медалью Свободы.
В 1975 г. Англиканская церковь Новой Зеландии предоставила Меланезийской епархии автокефалию. Епископ Меланезии Джон Чизолм стал архиепископом и предстоятелем АЦМ. Сразу же были открыты новые епархии – Малаиты (Соломоновы Острова), Исабель (о. Санта-Исабель, Соломоновы Острова) и о-вов Новые Гебриды (ныне Вануату и Новая Каледония). Преемник Чизолма, Н. Палмер, стал последним (по данным на 2021) архиепископом Меланезийским европейского происхождения. После него предстоятели избирались лишь из числа местных жителей.
Административное устройство
Во главе Англиканской церкви Меланезии стоит предстоятель с титулом «архиепископ Меланезии». Одновременно он возглавляет епархию Центральной Меланезии. АЦМ состоит из 9 епархий. Из них 7 находятся на Соломоновых Островах [Центральной Меланезии, Малаиты, Исабель, Темоту (с 1981), Хануатоо (с 1991), Центральной провинции Соломоновых Островов (с 1997) и Гуадалканала (с 2013)]. За пределами Соломоновых Островов находятся ещё 2 епархии – Вануату и Новой Каледонии, а также – о-вов Банкс и Торрес (Республика Вануату) (с 1996). В АЦМ нет архидиаконских округов, вместо них все епархии, кроме Центральномеланезийской, разделяются на регионы во главе со старшими священниками (англ. senior priests). Регионы, в свою очередь, делятся на приходы (в АЦМ их часто называют «округами» – англ. district), каждый из которых возглавляет настоятель. Приход может состоять из нескольких подприходов (англ. subparish). В небольших деревнях англиканской общиной иногда руководит катехизатор-мирянин. Высший соборный орган АЦМ – Генеральный синод, состоящий из палат епископов, духовенства и мирян.
Богослужение
АЦМ принадлежит к англокатолической традиции. К священнику здесь принято обращаться «отец», литургию называют «мессой», а таинствами официально именуют не только крещение и Евхаристию, но также покаяние, помазание больных (елеосвящение), брак, конфирмацию и рукоположение в священный сан. Почти во всех храмах ежедневно совершается утреннее и вечернее богослужения, а во многих также и литургия. По воскресным дням литургия проводится обязательно. Основатели меланезийского англиканства, Дж. Селуин и Дж. Паттесон, с самого начала стремились дать меланезийцам богослужение на родных для них языках. К концу 19 в. английскую «Книгу общественного богослужения» перевели на несколько языков народов Меланезии. Однако «протестантский», с точки зрения англокатоликов, характер этого служебника затруднял его использование в Меланезийской епархии. В 1926 г. епископ Дж. Стюард подготовил небольшую книгу, в которой наметил пути литургической реформы для своей епархии.
Начиная со времени между мировыми войнами, в меланезийской англиканской общине обострилась языковая проблема. По мере перемешивания населения различных островов всё больше меланезийцев использовали в общении креольские языки – пиджин и бислама. Но англиканские церковные власти относились к этим языкам негативно, запрещая их использование не только в богослужении, но и в проповеди. Распространению креольских языков АЦМ противопоставляла расширение использования «чистых» английского и французского. Службы на креольских языках были разрешены лишь в середине 1970-х гг.
Первый англоязычный меланезийский служебник («Book of Common Prayer for Use in the Diocese of Melanesia») вышел в 1938 г. Он содержал характерные англокатолические, а порой и прямо римско-католические черты, такие как молитвы перед Святыми Дарами. Предполагалось, что английский служебник будет использоваться в городах, где население смешанное, тогда как в сельской местности богослужение будет, как и прежде, совершаться на местных языках. Однако область применения английского языка продолжала расширяться, и в 1965 г. вышла версия того же служебника на упрощённом английском, подготовленная ведущим миссионером Меланезийской епархии Ч. Фоксом. Служебник был хорошо принят прихожанами, а входивший в его состав перевод Псалтири используется доныне. Служебник 1965 г. лёг в основу официальной богослужебной книги АЦМ – Меланезийского английского служебника («A Melanesian English Prayer Book»), – которая была опубликована в 1973 г. Служебник 1973 г. целиком следует англокатолической традиции. Его литургия близко напоминает римскую мессу, тексты содержат молитвы за усопших, обращения к святым, многочисленные молитвы к Деве Марии. В 1990-х гг. служебник был значительно расширен новыми текстами для различных периодов годового богослужебного круга. К нему были добавлены новое чинопоследование крещения, общее для детей и взрослых, и сборник гимнов (гимнал).
АЦМ придерживается консервативной позиции в отношении рукоположения женщин в священный сан. Это одна из немногих церквей Англиканского содружества, в которых женщины не могут быть не только священниками и епископами, но даже диаконами.
Монашество
Возникновение монашества в АЦМ связано с именем выдающегося англиканского церковного деятеля Меланезии 1-й половины 20 в. – И. Копурия. Он родился в англиканской семье и получил образование в колледже Святого Варнавы. Поступил на службу в полицию на о. Гуадалканал (Соломоновы Острова). Однажды, будучи тяжело раненным, он обратился в религию, после чего решил целиком посвятить себя духовной и миссионерской деятельности. В 1925 г. Копурия основал Меланезийское братство, которое к началу 21 в. превратилось в крупнейший в Англиканском содружестве монашеский орден. Кандидаты в братство проходят 4-летний искус (испытание, проверка на деле каких-либо качеств), после чего приносят временные или вечные обеты нестяжания, целомудрия и послушания. Члены братства 7 раз в день молятся за богослужениями суточного круга и каждое утро участвуют в Евхаристии. Остальное время они посвящают благотворительной и миссионерской работе как внутри Церкви, так и за её пределами.
В ходе этнического конфликта на Соломоновых Островах (1998–2003) Меланезийское братство многократно выступало с миротворческими инициативами, а многие из монахов пытались убедить участников вооружённых формирований прекратить насилие. В ответ на это семеро членов братства были убиты по приказу лидера одной из группировок; в 2008 г. они были канонизированы АЦМ и Церковью Англии (день памяти 24 апреля).
Этические вопросы
АЦМ занимает консервативную позицию по вопросам абортов и эвтаназии. Второй брак допускается лишь с разрешения епископа. АЦМ осуждает однополые отношения, однако среди её клириков есть те, кто открыто заявляют о своей гомосексуальности, не состоя при этом в отношениях. АЦМ участвует в движении Англиканской реформы, входит в «Глобальный Юг». В 2010 г. архиепископ Меланезийский Д. Вунаги (с 2019 генерал-губернатор Соломоновых Островов) лично участвовал в конференции «Глобального Юга» в Сингапуре.
Статистика
По данным на 2010 г., АЦМ насчитывает около 200 тыс. членов. На Соломоновых Островах англикане составляют 32 % населения, будучи крупнейшей религиозной общиной страны. В Республике Вануату англикан около 15 % от числа всех жителей. В Новой Каледонии количество членов АЦМ невелико.