Церковь провинции Юго-Восточной Азии
Це́рковь прови́нции Ю́го-Восто́чной А́зии (ЦПЮВА; англ. The Church of the Province of South East Asia), поместная церковь в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан Сингапура, Малайзии, Брунея, Индонезии, Вьетнама, Непала, Лаоса, Таиланда и Камбоджи.
История
Сингапур и Малайзия
В 1786 г. Британская Ост-Индская компания (БОИК) построила форт на о. Пинанг, недалеко от северо-западной части материковой Малайзии. С 1799 г. здесь постоянно служил англиканский капеллан, а в 1819 г. был возведён англиканский храм Святого Георгия. В том же году британцами был основан Сингапур, в котором в 1826 г. началась работа протестантского Лондонского миссионерского общества. В 1837 г. в Сингапуре открылась первая англиканская церковь. БОИК и британские власти негативно относились к любой миссионерской деятельности среди местного малайского населения (в большинстве исповедовавшего ислам), поддерживая при этом обращение в христианство представителей немусульманских национальных меньшинств, в первую очередь китайцев, тамилов и даяков.
Англиканская миссия на о. Борнео началась по инициативе «белого раджи» Саравака Дж. Брука – британского искателя, авантюриста, установившего свою власть над Сараваком, который прежде контролировался султанами Брунея. Брук и его преемники были англиканами и поощряли христианскую миссию в своих владениях, в том числе и среди мусульман. Покровительство «белых раджей» привело к тому, что в восточной (островной) части современной Малайзии христиан существенно больше, нежели в её материковой части. В середине 1848 г. в Саравак прибыла группа проповедников во главе с врачом и священником Ф. Макдугаллом. Несмотря на личную самоотверженность миссионеров (Макдугалл, приехавший в этот регион со своей семьёй, за несколько лет потерял всех пятерых детей), их проповедь не встретила широкого отклика у жителей Борнео. К 1852 г. количество обращённых измерялось несколькими десятками, и лишь к концу управления Макдугалла (1868) достигло тысячи человек. В 1853 г. Макдугалл вернулся в Великобританию, но вскоре направился обратно в Азию. В 1855 г. в Калькутте он был рукоположен в архиерейский сан и назначен епископом Лабуана и Саравака.
В 1871 г. тамил-мирянин Р. Балавендрум начал миссионерскую работу среди тамилов, которых британцы завозили из Индии в качестве сельскохозяйственных рабочих. К 1886 г. Балавендрум построил для обращённых новый храм в Пинанге, поскольку существовавшая там британская община не хотела видеть тамильских рабочих в «своей» церкви.
Ещё в 1826 г. британские власти объединили Сингапур, Пинанг и Малакку в колонию Стрейтс-Сетлментс. В церковном отношении эта территория попала под юрисдикцию Лабуанских епископов; епархия стала называться Объединённой епархией Сингапура, Лабуана и Саравака. Она была изъята из митрополичьей юрисдикции Калькуттских епископов и подчинена напрямую главе Церкви Англии архиепископу Кентерберийскому. В 1870 г. кафедра епархии была перенесена в сингапурский собор Святого Андрея, построенный в 1861 г. в неоготическом стиле. С этого момента Сингапур стал главным центром англиканского присутствия в регионе. В 1909 г. Объединённая епархия была разделена на 3 части – епархии Сингапура, Лабуана и Саравака, каждая из которых находилась в прямом подчинении архиепископу Кентерберийскому.
2-я мировая война нанесла тяжелый удар по англиканству в Юго-Восточной Азии. В дни обороны Сингапура в феврале 1942 г. собор Святого Андрея был переоборудован под госпиталь. При этом богослужения в нём продолжались даже после начала японской оккупации города – во многом благодаря покровительству нескольких христиан из числа японских офицеров. Однако после уничтожения австралийскими коммандос японских судов в ходе операции «Джейуик» (сентябрь 1943) епископ Сингапурский Л. Уилсон (1897–1970; на кафедре 1941–1949) был схвачен японцами и брошен в тюрьму. Он оставался в заключении до конца войны, периодически подвергаясь пыткам. За ним последовали и другие христианские церковные деятели. В частности, заключению и пыткам также подверглась Э. Чой (1910–2006), этническая китаянка, преподавательница школы при соборе и известная общественная деятельница послевоенного Сингапура. Во время заключения в годы оккупации церковные деятели англиканской, методистской и пресвитерианской общин Сингапура договорились о создании после войны общего учебного заведения. Им стал Троицкий богословский колледж, открытый в 1948 г. и остающийся одним из ведущих центров богословского образования в Сингапуре.
На о. Лабуан и в Сараваке японцы сразу же после начала оккупации (1941) закрыли все церкви; большинство миссионеров и местных христиан погибло. После войны фактически уничтоженные епархии Лабуана и Саравака были объединены в епархию Борнео (1949). Её возглавил епископ Н. Корнуолл, который к 1953 г. заново отстроил кафедральный собор Святого Фомы и основал училище («Дом Богоявления») для подготовки местного духовенства. В 1962 г. Корнуолл снова разделил епархию Борнео на две части – епархию Джесселтона (с 2010 – Сабахская епархия), включавшую Лабуан, и епархию Кучинга, включавшую Бруней. Последнюю возглавлял сам Корнуолл.
В 1957 г. Малайя получила независимость от Великобритании. Сингапур и бывшие британские колонии на севере о. Борнео (Сабах и Саравак) в 1963 г. присоединились к Малайской Федерации, однако в 1965 г. Сингапур вышел из состава этого государства и стал независимым. Учитывая новую ситуацию, для Сингапура и континентальной части Малайзии (Западной Малайзии) были созданы две отдельных епархии (1971).
Дальнейшая история англиканства в Сингапуре и Малайзии протекала по-разному. В Сингапуре сложилось многоконфессиональное, светское общество, признающее особый вклад англиканской общины в историю страны. В Малайзии господствующей религией стал ислам, переход из которого в другую веру затруднён, а для граждан малайской национальности практически запрещён. Большинство англикан и других христиан Малайзии принадлежат к коренному населению малайского полуострова (оранг-асли); сравнительно много христиан среди этнических китайцев, составляющих около четверти населения страны. На о. Борнео (Восточная Малайзия) христиан значительно больше, чем в Западной Малайзии, и условия, в которых они живут, легче. Так, на Борнео Рождество и Страстная Пятница – официальные выходные.
В 1996 г. по инициативе архиепископа Кентерберийского Дж. Кэри епархии Сингапура, Западной Малайзии, Сабаха и Кучинга объединились и получили автокефалию, образовав Церковь провинции Юго-Восточной Азии. Первым предстоятелем новой церкви стал епископ Сингапурский М. Тай, один из ведущих лидеров консервативного движения в мировом англиканстве.
Другие страны Юго-Восточной Азии и Непал
Англиканское присутствие в других странах Юго-Восточной Азии, входящих в юрисдикцию ЦПЮВА, невелико. В Индонезии англикане появились в 1811 г., когда о. Ява был завоеван силами БОИК. В 1816 г. британцы передали его в ведение Нидерландов, однако в столице Явы, Батавии (ныне – Джакарта), в 1819 г. был построен англиканский храм Всех Святых, долгое время остававшийся единственным в стране. Начиная с 1993 г. церковная деятельность в Индонезии активизировалась, и к 2019 г. в стране открылось более 30 приходов.
История англиканства в Брунее, по суше со всех сторон окружённом территорией Восточной Малайзии, тесно связана с историей епархий Лабуана и Саравака. С 1888 г. эта мусульманская страна находилась под британским протекторатом, однако миссионерской деятельности тут не велось. Бруней посещали священники из соседнего Лабуана, они совершали богослужение в двух местных общинах – британской и китайской. В 1933 г. в Бруней был назначен собственный священник, этнический малаец Чин Пху Хин. Он возвёл в стране первые англиканские храмы – в Бандар-Брунее, ныне Бандар-Сери-Бегаван (1934) и в Куала-Белайте (1936). В годы японской оккупации (1941–1945) обе церкви были разрушены, однако после войны их восстановили. В 1954 г. в Серии появился ещё один храм – Святой Маргариты. В 1957 г. в Брунее открылась миссионерская школа. В 1984 г. Бруней получил независимость от Великобритании, став одной из наиболее развитых и богатых стран Юго-Восточной Азии. Несмотря на усилившуюся в 2014 г. исламизацию местного законодательства (введение элементов шариата) и прямой запрет на обращение из ислама, в Брунее продолжают действовать 3 англиканских храма, прихожане которых – в основном иностранцы и граждане Брунея из числа этнических китайцев.
Во Вьетнаме англиканские миссионеры появились лишь после 2-й мировой войны. В Сайгоне (ныне Хошимин) до 1975 г. существовал единственный в стране англиканский храм Святого Христофора. Деятельность англиканских общин в коммунистическом Вьетнаме прервалась на несколько десятилетий и возобновилась только в 1990-х гг. В настоящее время в стране действуют 2 прихода – в Хошимине (с 2009) и Ханое (с 2008).
В Лаосе первый англиканский храм – церковь Святого Духа во Вьентьяне – появился в 1961 г. В дальнейшем из-за гражданских конфликтов в стране церковь была закрыта. Англиканское богослужение в Лаосе возобновилось в 1991 г. В настоящее время церковь Святого Духа – единственный англиканский приход в стране.
В Таиланде первая англиканская церковь Христа в Бангкоке была основана в 1991 г. В 2019 г. в этой стране насчитывалось 13 англиканских приходов, несколько начальных школ и студенческих центров.
В Камбодже первый англиканский храм был открыт в 1992 г. К 2010 г. в стране было около 10 англиканских приходов.
В Непале англиканская община возникла неожиданным образом: в 1999 г. несколько непальских протестантских групп обратились в Сингапурскую епархию с просьбой принять их в Англиканскую церковь. К 2011 г. число англиканских приходов в этой стране достигло 48.
Современное состояние
Предстоятель Церкви провинции Юго-Восточной Азии носит титул архиепископа и одновременно возглавляет одну из епархий. ЦПЮВА состоит из четырех епархий: Сингапурской (Сингапур), Сабахской (провинция Сабах и о. Лабуан в Восточной Малайзии), Кучингской (остальная часть Восточной Малайзии и Бруней) и Западно-Малазийской (материковая часть Малайзии). В юрисдикцию Сингапурской епархии на правах отдельных деканских округов (по одному на каждую страну) входят англиканские общины Камбоджи, Лаоса, Вьетнама, Таиланда, Индонезии и Непала.
Церковные службы совершаются по классической «Книге общественного богослужения» 1662 г. в основном по-английски и по-китайски; также за богослужением используются малайский и другие местные языки.
ЦПЮВА сочетает в себе очень разные этнические и социокультурные черты, однако в вопросах богословия и этики её характеризует единство взглядов и консерватизм. ЦПЮВА активно участвует в движении Англиканской реформы и, вместе с Англиканской церковью Руанды, стояла у истоков создания Англиканской миссии в Америке – основного учредителя Англиканской церкви в Северной Америке.
По данным на 2019 г., в ЦПЮВА насчитывается около 100 тыс. верующих.