Епископальная церковь США
Епископа́льная цéрковь США, Протестантская епископальная церковь в Соединённых Штатах Америки (ЕЦ США; англ. Protestant Episcopal Church in the United States of America; исп. Iglesia episcopal protestante de los Estados Unidos de América; франц. Église protestante épiscopale des États-Unis d’Amérique; кит. 美国圣公会, пиньинь měiguó shènggōnghuì), поместная церковь в составе Англиканского содружества. Объединяет англикан США (включая Пуэрто-Рико), Доминиканской Республики, Эквадора, Гаити, Гондураса, Китайской Республики (Тайваня), Венесуэлы и Британских Виргинских Островов. С 1979 г. также официально именуется Епископальной церковью (ЕЦ) (англ. Episcopal Church; исп. Iglesia episcopal; франц. Église épiscopale; кит. 圣公会, пиньинь shènggōnghuì). В русской традиции также используются названия «Епископальная церковь в Соединённых Штатах Америки», «Епископальная церковь Соединённых Штатов Америки» (ЕЦ США). Иногда, особенно в 19 – начале 20 вв., в русскоязычной литературе употреблялось название «Американская епископальная церковь».
ЕЦ США считается одной из церквей протестантского мейнлайна и 1 из 7 «сестёр» американского протестантизма.
Особый статус в США
ЕЦ США – старейшая англиканская поместная церковь за пределами Британских островов, 2-я после Римско-католической церкви христианская община, появившаяся в Новом Свете. Более 95 % членов этой церкви проживает в США. Число верующих Епископальной церкви, по её собственным данным, на конец 2021 г. составляет около 0,51 % населения США, а исторический максимум данного отношения (середина 1960-х) составлял, по разным подсчётам, 2–3 %. Тем не менее ЕЦ США пользуется непропорционально большим влиянием в американском обществе. К ней принадлежали более 2/3 подписавших Декларацию независимости США и (данные на 2022) 11 из 47 президентов США – больше, чем к любому другому религиозному сообществу за всю американскую историю. Среди членов Конгресса США 117-го созыва (2021–2023), обладающих правом голоса, к ЕЦ США принадлежат 5 сенаторов из 100 (5 %), а также 19 представителей из 435 (4,4 %); таким образом, пропорция членов Епископальной церкви в высшем представительном органе США в 10 раз превышает долю членов этой церкви среди людей, которых этот орган представляет.
В середине 1970-х гг. члены Епископальной церкви владели 20 % крупных американских компаний. По данным на 2014 г., более половины прихожан Епископальной церкви на территории США имеют высшее образование, а 35 % живут в семьях с ежегодным доходом не менее 100 тыс. долл. Таким образом, по уровню образования и материального благосостояния своих членов ЕЦ США занимает 1-е место среди всех христианских сообществ США.
Епископальной церкви принадлежит де-факто главный христианский храм США – Вашингтонский национальный собор, используемый для важных государственных церемоний, включая инаугурации нескольких президентов США.
Краткая история
История англиканства на территории будущих США началась в конце 16 в. одновременно с английской колонизацией этих мест. Однако развитие Церкви Англии в Тринадцати колониях пошло иначе, нежели в метрополии. Это определялось в основном тремя факторами: конфессиональной неоднородностью населения колоний, отсутствием у Церкви Англии привилегированного статуса в части колоний и полным отсутствием в колониях англиканских епископов. Среди менее значимых факторов можно указать сравнительно эгалитарный характер общества 13 колоний, распространение в них рабства и наличие вокруг большого числа нехристианского местного населения. В колониальный период были заложены основы американской модели англиканского приходского управления, основанного на больших полномочиях приходских советов.
Провозглашение независимости США от Великобритании и последовавшая война привели к кризису американского англиканства. Бывшие колонии покинуло множество англиканского духовенства и мирян. В 1780-х гг. Протестантская епископальная церковь, как стали называть себя американские англикане, смогла получить епископат из Шотландии и Англии, основав таким образом собственную иерархию. В этот период доля англикан в населении США составляла не более 0,2 %. Тем не менее к Епископальной церкви принадлежала значительная часть американской элиты. К англиканству принадлежало большинство подписантов Декларации о независимости США и 1-й президент этой страны Дж. Вашингтон. Несмотря на то что Епископальная церковь никогда не насчитывала более 3 % населения Соединённых Штатов, к ней принадлежало больше президентов США и судей Верховного суда, чем к какой-либо другой религиозной группе этой страны.
На протяжение 19 в. ЕЦ США стабильно развивалась, к середине века увеличив свою долю в населении США в 4–5 раз – до 1 %; эта пропорция сохранялась до 1-й четверти 20 в. Численный рост сопровождался структурным развитием – новые епархии открывались во всех штатах, создаваемых по мере территориальной экспансии США. В области богословия основными факторами в 19 в. стали Оксфордское движение, способствовавшее восстановлению в мировом англиканстве, и особенно в ЕЦ США, значительной части дореформационной обрядности и отчасти институтов, включая монашество, – и развивавшиеся под влиянием борьбы с рабством идеи морального прогрессивизма, которые способствовали росту открытости и доктринального плюрализма внутри Епископальной церкви. Эти черты усилились в 1-й половине 20 в. в ходе дискуссии между фундаменталистами и модернистами, которая имела место в американском протестантизме. В середине 19 – середине 20 вв. ЕЦ США развила широкую миссионерскую деятельность в странах Латинской Америки, Китае, Японии и Либерии, что привело к созданию во многих из этих регионов англиканских церквей.
В течение 2 десятилетий после Второй мировой войны ЕЦ США испытывала самый быстрый и сильный рост за всю свою историю, в середине 1960-х гг. достигнув исторического максимума. Он составлял, по разным подсчётам, от 1,8 % до 3 % населения США. В конце 1960-х гг. прихожане Епископальной церкви были самой образованной и богатой религиозной группой в стране, владея каждой 5-й крупной американкой компанией. Однако в те же годы в ЕЦ США, как и в других церквах протестантского мейнлайна, начался стремительный численный спад, продолжающийся, с перерывами, доныне.
1970-е гг. стали для ЕЦ США эпохой радикальных преобразований. Женщины были допущены к рукоположению в сан священника и епископа (на практике 1-я женщина-епископ появилась в 1993). Прошла масштабная богослужебная реформа, приведшая в 1979 г. к публикации новой американской «Книги общественного богслужения». В 2003 г. в епископы был рукоположен человек, состоявший в однополом союзе, а 2015 г. ЕЦ США одобрила церковное благословение таких союзов. В этот период Епископальную церковь поразило несколько расколов консервативного характера, однако число ушедших было незначительным.
См. также статьи: Епископальная церковь США в колониальный период, История Епископальной церкви в США с 1776 до середины 1960-х гг., Новейшая история Епископальной церкви в США.
Административное устройство
Высшим соборным органом ЕЦ США является Генеральная конвенция. Она состоит из 2 палат – палаты епископов и палаты представителей. Палата епископов состоит из всех архиереев ЕЦ США, включая епископов без территориальной юрисдикции (епископов-суффраганов и т. п.), а также епископов, находящихся на покое. Это существенно отличает Генеральную конвенцию от аналогичных органов других англиканских церквей, в которых членство в палате епископов принадлежит лишь действующим (иногда – только епархиальным) архиереям. Такая особенность связана с преобладанием в ЕЦ США англокатолической традиции, в которой подчёркивается роль архиерея как персонального носителя «апостольской благодати». Количество членов палаты епископов в 21 в. составляет почти 300 человек. Главой палаты епископов по должности является примас ЕЦ США – председательствующий епископ. Палата представителей включает по 8 делегатов от каждой епархии (4 священнослужителя и 4 мирянина), которых избирают епархиальные конвенции. Генеральная конвенция проводит пленарные сессии 1 раз в 3 года. Эти сессии также называются Генеральными конвенциями и имеют порядковый номер. Обе палаты могут собираться и голосовать как вместе, так и по отдельности. Между пленарными сессиями палата представителей обычно не собирается, тогда как палата епископов проводит регулярные встречи.
Между сессиями Генеральной конвенции высшее церковное управление осуществляется Исполнительным советом, состоящим из председательствующего епископа, главы палаты представителей, 18 выборных от провинций ЕЦ США (по 2 от каждой провинции) и 20 членов, избираемых Генеральной конвенцией. Кроме Исполнительного совета Генеральная конвенция назначает различные постоянные (финансовая, литургическая, по делам монашествующих и т. п.) и временные комиссии.
Предстоятель ЕЦ США носит титул «председательствующий епископ Епископальной церкви в Соединённых Штатах Америки»; с 1982 г. он также официально именуется «примасом». Изначально пост председательствующего епископа занимал старейший по хиротонии епархиальный архиерей. С 1919 г. председательствующих епископов стала избирать на определённый срок (в настоящее время – на 9 лет) Генеральная конвенция. Начиная с 1943 г. архиерей, избранный председательствующим епископом, обязан оставить свою кафедру, чтобы целиком посвятить себя служению предстоятеля церкви. Во 2-й половине 20 в. полномочия председательствующего епископа были существенно расширены. Если прежде они в основном сводились к репрезентативным функциям и председательству на Генеральной конвенции, то с 1970-х гг. председательствующий епископ получил право совершать визитации епархий, совершать богослужения в любой епархии, обращаться ко всей церкви с пастырскими посланиями. Тем не менее председательствующий епископ не имеет непосредственных административных полномочий ни в епархиях, ни в высшем церковном управлении. Несмотря на отсутствие собственной епархии, у примаса ЕЦ США есть кафедра, которая расположена в Вашингтонском национальном соборе вместе с кафедрой епископа Вашингтонского.
Епископальная церковь состоит из 111 епархий, из которых на территории США (включая Микронезию и Пуэрто-Рико) расположены 100 (данные на февраль 2022). Также имеются три структуры, приравненные к территориальным епархиям по статусу: Миссионерский округ Навахоленда, Конвокация епископальных церквей в Европе (КЕЦЕ) и Епископальная епархия вооружённых сил и федеральных служб.
Главой епархии является епархиальный или правящий архиерей, который избирается высшим соборным органом епархии – епархиальной конвокацией (ежегодное собрание), состоящей из делегатов от духовенства и мирян епархии. Ему могут помогать епископы-суффраганы (без чёткого круга обязанностей) и епископы-ассистенты (как правило, имеющие от правящего епископа делегированные полномочия, иногда территориальные). При епархиальном архиерее может быть епископ-коадьютор – официальный преемник. В помощь правящему архиерею епархиальная конвокация избирает постоянный комитет – «правительство» епархии. Архиерей не может его сместить.
Епархии сгруппированы в 9 церковных провинций:
Новой Англии – епархии Коннектикута, Мэна, Массачусетса, Западного Массачусетса, Нью-Гэмпшира, Род-Айленда, Вермонта.
Нью-Йорка и Нью-Джерси – епархии Олбани, Нью-Йорка, Центрального Нью-Йорка, Западного Нью-Йорка, Рочестера, Лонг-Айленда, Нью-Джерси, Ньюарка, Британских Виргинских островов, Гаити, Кубы, а также КЕЦЕ.
Вашингтонская – епархии Бетлехема, Центральной Пенсильвании, Пенсильвании, Северо-Западной Пенсильвании, Делавэра, Истона, Мэриленда, Питтсбурга, Южной Виргинии, Западной Виргинии, Юго-Западной Виргинии, Виргинии, Вашингтона.
Севанийская – епархии Алабамы, Атланты, Флориды, Центральной Флориды, Юго-Восточной Флориды, Юго-Западной Флориды, Центра побережья залива (части Флориды и Алабамы), Восточной Каролины, Северной Каролины, Запада Северной Каролины, Южной Каролины, Верхней Южной Каролины, Теннесси, Восточного Теннесси, Западного Теннесси, Джорджии, Кентукки, Лексингтона, Луизианы, Миссисипи.
Средне-Западная – епархии Чикаго, Мичигана, Северного Мичигана, Восточного Мичигана, Западного Мичигана, О-Клэра, Фон-дю-Лака, Индианаполиса, Милуоки, Миссури, Северной Индианы, Огайо, Южного Огайо, Спрингфилда.
Северо-Западная – епархии Колорадо, Айовы, Миннесоты, Монтаны, Небраски, Южной Дакоты, Северной Дакоты, Вайоминга.
Юго-Западная – епархии Арканзаса, Далласа, Техаса, Северо-Западного Техаса, Западного Техаса, Форт-Уэрта, Канзаса, Западного Канзаса, Оклахомы, Рио-Гранде, Западной Миссури, Западной Луизианы.
Тихоокеанская – епархии Аляски, Аризоны, Калифорнии, Северной Калифорнии, Орегона, Восточного Орегона, Эль-Камино-Реал (часть побережья Калифорнии), Гавайев, Айдахо, Лос-Анжелеса, Микронезии, Невады, Олимпии (Сиэтл), Сан-Диего, Сан-Хоакин (центр Калифорнии), Спокана, Юты, Тайваня, а также Миссионерский округ Навахоленда.
Латиноамериканская – епархии Колумбии, Доминиканской Республики, Гаити, Гондураса, Эквадора, Центрального Эквадора, Венесуэлы, Пуэрто-Рико.
Епархия вооружённых сил объединяет капелланов, несущих служение в американских вооружённых силах, госпиталях для ветеранов и тюрьмах. Эта епархия не входит ни в одну провинцию, а её епископ подчиняется напрямую примасу.
В отличие от большинства англиканских церквей, в которых провинции или митрополии представляют собой более или менее автономные церковные округа во главе с собственным предстоятелем (иногда с титулом архиепископа), провинции ЕЦ США служат лишь региональной координации работы епархий. У провинций нет собственных предстоятелей. В каждой провинции есть провинциальный синод из 2 палат – палаты епископов, в которую входят все архиереи на территории провинции (включая не имеющих территориальной юрисдикции и пребывающих на покое), и палаты представителей, состоящей из выборных от духовенства и мирян. Синод возглавляется председателем и вице-председателем, причём епископом должен быть лишь 1 из них; многие провинциальные синоды возглавляют простые священники или миряне. Председатель избирается сроком на три года. Как правило, председатель и вице-председатель провинциального синода одновременно являются главами его палат.
Епархии состоят из конгрегаций. Финансово самодостаточные конгрегации называются приходами. Приход управляется приходским советом – вестри, который избирается из числа взрослых прихожан и играет решающую роль при назначении настоятеля (англ. rector) и другого духовенства. Конгрегации, которые не в состоянии обеспечить себя финансово, как правило, называются миссиями. В миссиях нет вестри (вместо него имеется миссионерская или епископская комиссия); руководящий миссией священник обычно называется викарием (англ. vicar). Духовенство в миссиях назначает и смещает епархиальный архиерей. Некоторым миссиям архиерей может дать статус прихода, но он может и отозвать его. К миссиям по статусу близки домовые храмы или капеллы (англ. chapel). К ним относятся как церкви при университетах, воинских частях, тюрьмах, больницах и других подобных учреждениях, так и храмы в курортных зонах, действующие лишь определённую часть года. Священники таких церквей называются капелланами (англ. chaplain), реже – викариями и находятся в полном подчинении епископу.
Монашество
В середине 19 в. в ЕЦ США было восстановлено монашество, исчезнувшее в англиканской традиции в ходе Реформации. Монашеские объединения делятся на канонически признанные, ассоциаты (проходящие процедуру канонического признания) и общины-наблюдатели (небольшие сообщества без официального статуса). Монашеские объединения бывают мужскими, женскими или смешанными. В ЕЦ США существуют 32 канонически признанных монашеских объединения – 18 орденов и 14 христианских общин; кроме них есть 4 сообщества-ассоциата, и 4 общины-наблюдателя. Ордены придерживаются устава. Их члены, монахи или монахини живут, трудятся и молятся вместе. Они приносят пожизненные обеты бедности, целомудрия и послушания. Выход из монашества возможен лишь с дозволения епископа. Христианские общины сильно отличаются по своему устройству и роду занятий (полумонашеского типа, только для священников, семейные); их члены не приносят обетов и могут свободно покинуть общину. И ордены, и общины бывают мужскими, женскими (их большинство) или смешанными. Они входят в 2 крупных союза – Конференцию англиканских монашеских орденов в Америке (она включает также канадские англиканские монашеские ордены) и Национальную ассоциацию епископальных христианских общин. Некоторые из монашеских орденов в ЕЦ США – это американские монастыри общеангликанских монашеских орденов.
Богословское образование
По состоянию на 2022 г. у ЕЦ США имеются 10 богословских семинарий и школ, где готовятся будущие священнослужители и теологи. Кроме того, с Епископальной церковью аффилированы 9 частных колледжей. Богословские семинарии и школы, как и колледжи, считаются в США высшими учебными заведениями. Все они были основаны после автокефалии ЕЦ США, поскольку до этого духовенство прибывало в Америку из Великобритании. Старейшей является Генеральная богословская семинария Епископальной церкви в Нью-Йорке. Она была основа в мае 1817 г. решением Генеральной конвенции. В середине 19 в. Генеральная семинария стала одним из центров Трактарианского движения. Тогда же был возведён новый комплекс её зданий в неоготическом стиле. Ныне эта семинария является ведущим богословским исследовательским центром ЕЦ США. Как учебное заведение Генеральная семинария не велика – здесь обучаются около 50 студентов. Важнейшее место в подготовке будущих священников занимает ежедневное богослужение –все службы суточного круга и евхаристическая литургия, в которых участвуют все студенты без исключения. Богослужение совершается по англокатолической традиции и напоминает средневековое. В богословском отношении Генеральная семинария принадлежит к умеренно-либеральному направлению. В семинарии учились многие выдающиеся деятели ЕЦ США, в том числе Ф. Гризуолд, председательствующий епископ в 1998–2006 гг.
2-я по старшинству Виргинская богословская семинария в Александрии была основана в 1823 г. Среди её выпускников – 1-й англиканский епископ Либерии Дж. Пейн (1815–1874) и выдающийся миссионер в Японии и Китае епископ Ч. Уильямс (1829–1910). Это крупнейшая по числу студентов (около 220 человек в 2019 ) семинария ЕЦ США.
В середине 19 в. были основаны семинария Нашота-хаус (1842), Богословская школа имени Дж. Беркли (1854) при Йельском университете, Богословская школа Университета Юга в Севани (штат Теннеси; 1857), который также аффилирован с ЕЦ США. В тот же период возникли семинария Бексли-холл в Коламбусе (штат Огайо), и Западная богословская семинария имени С. Сибери в Чикаго (штат Иллинойс); в 2012 г. они объединились в семинарию Бексли-Сибери.
1-й семинарией, основанной в 20 в., стала Тихоокеанская церковно-богословская школа (Church Divinity School of the Pacific) в Беркли (штат Калифорния; 1911). Во 2-й половине того же столетия возникли Семинария Юго-Запада в Остине (штат Техас) и Троицкая школа служения в Эмбридже (штат Пенсильвания). Последняя является интеллектуальным центром американских англоевангеликов и известна своей консервативной богословской направленностью. Она сотрудничает с консервативными движениями внутри Англиканского содружества, в том числе с отделившейся от ЕЦ США Англиканской церковью Северной Америки.
Богослужение
До конца 19 в. богослужение в ЕЦ США совершалось по «Книге общественного богослужения» 1789 г., которая в основном повторяла английский служебник 1662 г. Главное отличие заключалось в чине евхаристической литургии. В американский служебник он был заимствован из шотландской «Книги общественного богослужения» 1764 г., а туда попал из 1-й редакции английской «Книги общественного богослужения» (1549), которая была намного ближе к дореформационному католическому чину. На протяжении 19 в. книга 1764 г. пережила несколько незначительных правок, последняя из которых была сделана в 1892 г. Новая редакция появилась в 1928 г. Хотя общая структура осталась той же, на этот раз отличия были существенными, – например, в служебнике появились молитвы об усопших. Это было итогом англокатолических тенденций, которые развивались в ЕЦ США на протяжении всего 19 в.
Литургическое движение, особенно на своём позднем этапе во 2-й половине 20 в., оказало решающее влияние на развитие богослужения ЕЦ США. В 1967 г. Генеральная конвенция приняла подготовленный литургической комиссией проект новой евхаристической литургии («The Liturgy of the Lord’s Supper»). Проекты других служб официально публиковались в 1970 г. (лекционарий, чинопоследования рукоположения и службы суточного круга) и 1973 г. (службы на современном английском языке в отличие от архаизированного под 17 в. языка прежних служебников). На основе всех этих проектов была подготовлена новая «Книга общественного богослужения» ЕЦ США, утверждённая в 1979 г. Генеральной конвенцией в качестве единственного официального служебника Епископальной церкви. Служебник 1979 г. с некоторыми изменениями сохраняет свой статус и доныне (данные на февраль 2022).
Книга 1979 г. содержит по 2 варианта («Обряд I» и «Обряд II») для служб суточного круга и евхаристической литургии. «Обряд I» консервативен по структуре и языку и в основном повторяет тексты из служебника 1928 г. Его службы содержат мало изменяемых частей. «Обряд II» использует современный английский язык и содержит много новых текстов – как заимствованных из римского и византийского обрядов, так и составленных заново. Службы «Обряда II» содержат много изменяемых частей – 4 разные евхаристические молитвы, особые тексты для разных периодов церковного года (Адвент, Великий пост, пасхальный период и т. п.). Службы суточного круга составлены так, что в течение месяца прочитывается вся Псалтирь. К традиционным англиканским утреннему и вечернему богослужениям (каждое из которых представляют собой соединение нескольких из традиционных 7 служб суточного круга) добавлены люцернарий и повечерие, что отчасти привело к дублированию. В большинстве приходов ЕЦ США используется только «Обряд II».
Помимо литургических текстов книга 1979 г. содержит множество вспомогательной информации: рекомендации по организации богослужения, древние исповедания веры (Афанасьевский Символ веры, христологический орос Халкидонского собора) и современные англиканские доктринальные тексты.
В основу лекционария служебника 1979 г. был положен трёхгодичный цикл библейских чтений, разработанный Римско-католической церковью в 1969 г. в результате реформ II Ватиканского собора. В 1983 г. он был заменён «Общим лекционарием», принятым многими церквами США и Канады, благодаря чему в храмах различных христианских конфессий в любой день читались одинаковые между собой отрывки из Библии; в 1992 г. вышла новая версия «Общего лекционария», принятая ЕЦ США в 2006 г.
Служебник 1979 г. содержит месяцеслов. В нём используется разделение богослужебных дней на 4 категории: главные праздники (Рождество, Богоявление, Пасха, Вознесение, Пятидесятница, День Святой Троицы, День всех святых), другие Господские праздники (День святого имени Иисуса, Сретение, Преображение и все воскресенья года), бóльшие праздники (в основном, дни библейских святых) и меньшие праздники (дни других святых). Почти на каждый день года приходится воспоминание того или иного святого. В категорию святых входят как почитаемые представители англиканской традиции, так и многочисленные православные, католики и протестанты. Новые редакции месяцеслова выходят приблизительно 1 раз в 3 года – изначально под названием «Меньшие праздники и посты» («Lesser Feasts and Fasts»), с 2009 г. – под названием «Великое облако свидетелей» («A Great Cloud of Witnesses»). В месяцеслове содержится календарь с указанием дней памяти святых, их краткие жизнеописания и молитвы к ним.
«Книга общественного богослужения» 1979 г. переведена на испанский, португальский, французский, креольский (гаитянский), филиппинский, китайский и некоторые индейские языки. Служебник 1979 г. употребляется в церквах Англиканского содружества в Африке, Азии, Центральной и Южной Америке. Богослужебная традиция ЕЦ США оказала заметное влияние на литургию других церквей. Служебник 1979 г. лёг в основу римско-католической «Книги богослужения» («The Book of Divine Worship»), предназначенной для персональных ординариатов, которые состоят из бывших англикан, перешедших в католичество.
Одновременно c новой «Книгой общественного богослужения» в 1979 г. вышла утверждённая Генеральной конвенцией «Книга дополнительных служб» («The Book of Occasional Services»). Дополненные издания выходили в 1988 и 2018 гг. Эта книга содержит три части с дополнительными службами и обрядами. Например, в ней можно найти чинопоследования пения колядок на Рождество, крестного пути и поклонения Кресту на Страстной седмице, освящения пищи на Пасху, благословения животных в день святого Франциска Ассизского. Также в книге есть дополнительные требы: переименование храма, подготовка ко крещению для крещаемых и крёстных, благословение беременных, чин освящения воды и елея, освящение молитвенного уголка в светском здании и т. п.
С начала 18 в. в ЕЦ США распространилось пение гимнов за богослужением. В то время значительная часть гимнов представляла собой поэтическое переложение средневековых латинских богослужебных песнопений. Гимны поются народом в начале и в конце службы, во время сбора пожертвований и в некоторые моменты богослужения. В отличие от большинства других англиканских церквей, которые предоставляют выбор гимнов пастырской ответственности священника, ЕЦ США требует, чтобы гимны черпались только из одобренных церковью изданий. 1-й официальный гимнал ЕЦ США был издан в 1940 г. и продолжает использоваться доныне. По состоянию на 2021 г. Епископальной церковью одобрено 7 различных сборников гимнов, наиболее объёмный из которых – «Гимнал-1982», выпущенный в 1982 г. Он содержит 720 песнопений.
В литургической эстетике и литургическом богословии ЕЦ США преобладает англокатолическая традиция. Храмы Епископальной церкви, как правило, украшены витражами, статуями, иконами. Широко используются свечи и кадило. Для совершения Евхаристии священники облачаются в подризник (альбу), епитрахиль (столу) и фелонь (казулу), а диаконы – в далматик и диаконскую столу (орарь), в это время ничем не отличаясь от римско-католического духовенства. Другие службы чаще отправляются в более традиционном для англиканской традиции «наборе» из надетого на сутану суперпеллиция (элемент клериального костюма похожий на стихарь) и типпета (элемент клериального костюма похожий на орарь). Епископы совершают Евхаристию в том же облачении, что и священники, добавляя к нему митру, посох и наперсный крест. Иногда вместо фелони епископ может надевать каппу. Существует 2 основных способа совершения богослужения. «Низкие» службы (как правило, рано утром или в будние дни) совершаются 1 священником. «Высокие» службы (обычно в воскресные и праздничные дни) сопровождаются органной музыкой, хоровым пением, каждением, колокольным звоном, процессиями. В больших храмах в них участвует несколько священнослужителей. Как правило, на службе произносится проповедь.
ЕЦ США признаёт наряду с таинствами Крещения и Евхаристии еще 5 «сакраментальных обрядов»: покаяние, помазание больных, брак, конфирмация и рукоположение в священный сан. Различие между таинствами и «сакраментальными обрядами» – в их происхождении и важности. Епископальная церковь учит, что таинства установлены Иисусом Христом и необходимы для спасения, тогда как «сакраментальные обряды» – церковные установления. Однако и те и другие «служат орудиями действия Божественной благодати».
Крещение считается таинством вхождения в церковь и поэтому никогда не повторяется. ЕЦ США крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Также она признаёт крещение, совершённое в любых других христианских церквах, действительным. К причащению в ЕЦ США допускаются крещёные члены любых христианских церквей, «дисциплина которых дозволяет им это». В ЕЦ США, в отличие от многих других англиканских церквей, широко распространена частная исповедь, хотя она не считается обязательной. В храмах часто можно видеть конфессионалы – кабинки для исповеди. Рукоположение клириков в три степени священства – диакона, священника и епископа – совершается так же, как и в других англиканских церквах. ЕЦ США состоит в иерархическом общении («полном общении») с несколькими неангликанскими церквами: Евангелическо-лютеранской церковью Америки, Моравской церковью (Северная и Южная провинции), Церковью Мар-Тома, Старокатолическими церквами Утрехтской унии, Независимой филиппинской церковью и Церковью Швеции. Епископы этих церквей участвуют в хиротониях духовенства ЕЦ США.
Рукоположение женщин
В ЕЦ США женщины допускаются ко всем степеням священства. Официально рукоположение женщин в диаконы, священники и епископы было одобрено Генеральной конвенцией в 1976 г.; тогда же руководство церкви признало законными несколько предшествовавших неканонических хиротоний женщин. В феврале 1989 г. состоялась архиерейская хиротония Б. Харрис, которая стала 1-й женщиной-епископом не только в ЕЦ США, но и во всём Англиканском содружестве. К началу 2020-х гг. женщины составляли более 20 % действующего епископата ЕЦ США. В 2006 г. председательствующим епископом ЕЦ США стала К. Скори. Это был 1-й случай, когда предстоятелем какой-либо поместной церкви в составе Англиканского содружества стала женщина.
Церковная архитектура
Первые церкви, построенные англичанами в Северной Америке, сохраняли отдельные черты позднесредневековой готики. Таков кирпичный храм Святого Луки с колокольней в Смитфилде (штат Виргиния) – по некоторым данным, возведённый в 1632 г. Возможно, это старейшая англиканская церковь в материковой Северной Америке. В ранний колониальный период англиканские храмы в Америке, как правило, мало отличались от гражданских зданий. Типичная церковь того времени – прямоугольное деревянное или краснокирпичное здание с двускатной крышей. Колокольни встречались в основном в городских храмах Новой Англии. На Юге большинство церквей располагалось вне населённых пунктов в каком-либо живописном месте. Прихожане съезжались на службу с окружающих ферм и плантаций, откуда они всё равно не смогли бы услышать колокола. Пример такой архитектуры – Старая Троицкая церковь в Чёрч-Крик (штат Мэриленд; 1675), старейший действующий храм Епископальной церкви. С 1-й четверти 18 в. стал преобладать классицизм в форме палладианства. К этой категории относятся Старая Северная церковь Бостона (1723), Троицкая церковь в Ньюпорте (1726). К середине столетия стали возводиться более богатые храмы в георгианском стиле. Многие из них напоминают работы Дж. Гиббса, особенно его храм Святого Мартина в полях. К данной категории относятся построенная С. Карди церковь Святого Михаила в Чарлстоне (1752–1761) и капелла Святого Павла в Нью-Йорке, созданная учеником Гиббса – Т. Макбином. В этот период Епископальная церковь не выделялась в архитектурном плане из среды других американских церквей – георгианские храмы в стиле Гиббса строили многие протестантские и даже католические общины.
Со 2-й половины 19 в. наряду с различными формами классицизма получила распространение неоготическая архитектура, отвечавшая распространившимся в ЕЦ США идеям Оксфордского движения. Неоготические храмы, и особенно соборы, составляют значительную часть архитектурного наследия Епископальной церкви и продолжают строиться доныне. К наиболее выдающимся памятникам этого стиля относятся строившийся больше века собор Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке (1892-2017), возведённый Г. У. Ллойдом, собор Святой Троицы в Питтсбурге (1872), собор Святого Иакова в Чикаго (1857), базальтовый собор Святой Троицы в Портленде (штат Орегон; 1906), Вашингтонский национальный собор Святых Петра и Павла (1907–1990).
Во 2-й половине 20 в. распространение получила современная архитектура. Это было связано с несколькими факторами, среди которых: массовый переезд американцев из городских центров в пригороды, Литургическое движение, развитие в ЕЦ США одновременно либеральных и англокатолических тенденций, покончивших с любым «протестантским» неприятием «высоких» форм церковности (таких как скульптуры, иконы, богатое убранство храмов). Среди наиболее известных церквей ЕЦ США, построенных в современном стиле, – бетонный собор Святого Павла в Берлингтоне (штат Вермонт; 1973), и церковь Святого Григория Нисского в Сан-Франциско, украшенная фресками и иконами в византийском стиле.
Этические проблемы
Начиная с конца 1970-х гг. в ЕЦ США периодически совершались рукоположения мужчин и женщин, не скрывавших того, что они жили в однополых союзах. В 2003 г. американский священник Джин Робинсон, живший с другим мужчиной, был рукоположен в архиерейский сан, став 1-м англиканским епископом, открыто пребывавшим в однополом союзе. В 2005 г. ЕЦ США приняла пространный документ о гомосексуальности («To Set Our Hope on Christ»), в котором официально признала возможность рукоположения людей, состоящих в однополых союзах, а также благословения подобных союзов. В июле 2009 г. Генеральная конвенция разрешила епархиальным архиереям самостоятельно принимать решения о церковном благословении однополых союзов. В 2015 г. текст чинопоследования церковного бракосочетания был изменён таким образом, чтобы его можно было использовать для благословения однополых пар. Епископальная церковь выступает за государственную легализацию однополых браков во всех штатах США.
В вопросе абортов ЕЦ США занимает умеренно-консервативную позицию. В 1994 г. Генеральная конвенция заявила, что «всякая человеческая жизнь священна с момента зачатия и до смерти», а «любой аборт имеет трагическое измерение». ЕЦ США не приемлет аборт как средство планирования семьи или контроля над рождаемостью, признавая его «лишь в крайней ситуации».
ЕЦ США негативно относится к любой форме активной эвтаназии. При этом признаётся возможность прекращения процедур искусственного поддержания жизни.
В 1958 г. палата епископов Генеральной конвенции выступили за всеобщий запрет смертной казни. С тех пор данная позиция многократно подтверждалась.
Статистика
По официальной статистике, опубликованной в сентябре 2021 г. на основании епархиальных отчётов за 2020 г., «активными крещёными членами» ЕЦ США являются более 1736 тыс. человек. Большинство из них проживают в Соединённых Штатах Америки (более 1676 тыс., по данным на 2018), составляя около 0,51 % населения этой страны. При этом, по данным Pew Research Center за 2014 г., около 3 млн взрослых американцев (около 1,2 % населения страны на тот момент) отнесли себя к Епископальной церкви. 96 % прихожан Епископальной церкви на территории США – люди европейского происхождения с белым цветом кожи.
Согласно данным Генеральной конвенции на конец 2020 г., в ЕЦ США имеется 6893 конгрегаций – миссий и приходов. Средняя посещаемость воскресных служб – более 458 тыс. человек.
Финансовые поступления ЕЦ США за 2020 г. составили более 2252,4 млн долл., из которых 1292,5 млн долл. – пожертвования, сделанные на богослужениях.