Англиканская церковь Кореи
Англика́нская це́рковь Коре́и (АЦК) (кор. 대한성공회, ханча 大韓聖公會, англ. Anglican Church of Korea), одна из поместных церквей в составе Англиканского содружества. Согласно собственному уставу, объединяет англикан, проживающих в КНДР и Республике Корея. Фактически церковные структуры АЦК имеются только в Республике Корея.
История
В 1593 г. в Корею прибыл первый европейский миссионер, испанский иезуит Г. де Сеспедес, сопровождавший японского полководца-христианина Кониси Юкинаги во время Имчжинской войны (1592–1598). В начале 17 в. эмиссар корейского государства Чосон при дворе китайской династии Мин Ли Су Гван привёз к себе на родину несколько сочинений проживавшего в то время в Китае итальянского католического миссионера М. Риччи, написанных на китайском языке. Эти работы вызвали оживленную дискуссию среди корейских учёных того времени. В 1784 г. в Китае принял крещение Ли Сын Хун, позже ставший одним из первых корейских мучеников. Он привез в Корею большое количество христианской литературы и приступил к проповеди без какой-либо поддержки со стороны европейских миссионеров. До 1836 г., когда в страну прибыли первые священники из Парижского общества заграничных миссий, католическая община в Корее не имела духовенства. На протяжении почти всего 19 в. христиане в стране, проводившей политику изоляционизма, подвергались гонениям.
Протестантская миссия стала возможна лишь по мере выхода Кореи из изоляции в 1870–1880-х гг. В 1889 г. сюда была направлена миссия Общества распространения Евангелия во главе с епископом Ч. Корфом – первым англиканским архиереем в этой стране. Епископ Сеула напрямую подчинялся главе Церкви Англии архиепископу Кентерберийскому.
Корф принадлежал к англокатолической традиции и планировал вести миссионерскую деятельность при помощи двух полумонашеских сообществ – Корейского миссионерского братства и Общины сестер Святого Петра. Он сразу же засвидетельствовал своё уважение к корейским традициям. В своей проповеди Корф обращался к буддийско-конфуцианскому наследию страны, использовал местную религиозную лексику и представлял христианство завершением многовековых духовных исканий этих традиций. В 1900 г. Корф построил на о. Канхвадо, который считался важным историческим и религиозным центром, храм Святых Петра и Павла – первую англиканскую церковь в Корее.
В 1905 г. Япония установила протекторат над Кореей, а в 1910 г. аннексировала страну. Период японского правления (1910–1945) был отмечен, с одной стороны, подавлением корейского национального движения, многие представители которого были христианами (в основном пресвитерианами), а с другой – быстрой модернизацией страны. Англиканский епископ Кореи М. Троллоп (1911–1930) смог найти общий язык с японскими властями. В 1926 г. в историческом центре Сеула был открыт новый собор. Троллоп поощрял миссию среди японских колонистов, совершение богослужения на японском языке, а также строительство храмов в «японском» стиле. Он старался рукополагать в священный сан как корейцев, так и японцев. Это позволило англиканской общине Кореи избежать гонений со стороны японских властей в годы Второй мировой войны, даже несмотря на то, что епископ С. Купер, возглавлявший церковь с 1931 по 1954 гг., был подданным Великобритании.
После окончания в 1953 г. корейской войны и раздела полуострова деятельность англиканской церкви на севере Кореи прекратилась. В 1951 г. епископ Купер с группой католических иерархов был захвачен коммунистическими войсками и до 1953 г. находился в плену; вскоре после этого он покинул Корею. С того момента АЦК продолжила своё существование только на территории Южной Кореи. Здесь церковь оказалась в двойственном положении. Англикане, как и другие южнокорейские христиане, осознавали, что антикоммунистические власти Южной Кореи, тесно связанные с США и другими западными державами, – единственная сила, защищающая свободу вероисповедания в стране. Вместе с тем государственное руководство Южной Кореи в период с 1948 по 1992 гг. носило, с небольшими перерывами, авторитарный характер и часто прибегало к насилию. Быстрая индустриализация южнокорейской экономики сопровождалась обнищанием и эксплуатацией широких масс населения, в первую очередь рабочих. Реагируя на это, в 1974 г. группа англиканских священников основала Ассоциацию католических священников за справедливость, которая в мягкой, неполитизированной форме пыталась отстаивать перед властями права бедняков.
В 1965 г. из Сеульской епархии, всё ещё находившейся в прямом подчинении архиепископу Кентерберийскому, была выделена Тэджонская епархия, а в 1974 г. Пусанская. В 1965 г. был рукоположен первый англиканский архиерей из числа этнических корейцев – епископ Сеульский Павел Ли (Ли Чхон Хван). В 1993 г. АЦК получила автокефалию.
Современное состояние
Во главе Англиканской церкви Кореи стоит предстоятель с титулом «архиепископ Кореи». Одновременно он возглавляет одну из 3 епархий – Сеульскую, Тэджонскую или Пусанскую.
АЦК принадлежит к англокатолической традиции. К священнику здесь принято обращаться «отец», литургию называют «мессой», а таинствами официально именуют не только крещение и евхаристию, но также покаяние, помазание больных, брак, конфирмацию и рукоположение в священный сан. «Книга общественного богослужения» никогда не имела широкого распространения среди корейских англикан, хотя первый корейский англиканский служебник, составленный в 1908 г., был достаточно близок к ней. В 1938 г. появился новый служебник – «Англиканский миссал», он был составлен в более радикальном англокатолическом духе. В 1965 г. текст богослужения был ещё больше приближен к римско-католическим образцам, почти перестав от них отличаться. В 1982 г. АЦК приняла новый сборник литургий, в который, помимо месс 1908 и 1965 гг., вошел сокращённый вариант литургии Иоанна Златоуста. В 2004 г. церковью был принят новый корейский англиканский служебник, заменивший все предыдущие богослужебные книги. Он ознаменовал существенный отход от англокатолических литургических традиций в пользу общеангликанских богослужебных практик. При этом в служебник вошли восточные литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого. C 2001 г. в АЦК разрешено рукоположение женщин в сан священника.
Несмотря на то что протестанты в целом составляют крупнейшую религиозную общину Республики Корея (около 20% населения), по разным данным за 2011–2016 гг., АЦК насчитывает около 65–110 тыс. последователей – не более 0,2% населения Южной Кореи.