Церковь Цейлона
Це́рковь Цейло́на (англ. Church of Ceylon), внепровинциальная церковная структура под юрисдикцией архиепископа Кентерберийского, объединяющая большинство англикан Шри-Ланки. Другая часть англикан этой страны принадлежит к епархии Джафны Церкви Южной Индии.
История
Отдельные общины христиан Церкви Востока существовали на Шри-Ланке с 6 в. К этому периоду относится древнейший христианский артефакт, обнаруженный в стране, – Анурадхапурский крест – важный символ для многих христиан страны, в том числе для Церкви Цейлона. В 1505 г. в страну прибыл португальский исследователь Л. ди Алмейда. В течение 16 в. португальцы установили контроль над побережьем острова.
К моменту прибытия европейцев тамилы, составлявшие большинство жителей острова, исповедовали буддизм традиции тхеравада, сингалы, проживавшие в основном на северном и восточном побережьях, – индуизм. Главным индуистским центром был город Джафна. На восточном и западном побережьях имелись общины мусульман, большинство из которых принадлежали к народности ларакалла.
Португальцы развернули в Шри-Ланке католическую миссию, имевшую определённый успех: к началу 17 в. на острове насчитывались десятки тысяч местных христиан, включая представителей знати. В 1650-х гг. португальцев с острова вытеснили голландцы. Они видели в цейлонских католиках потенциальных сторонников португальской власти и подвергли их гонениям, прибегнув к помощи местных нехристианских правителей. Многие цейлонские католики под властью голландцев перешли в Голландскую реформатскую церковь (ГРЦ), но всё равно к концу голландского правления католиков в стране было больше, чем протестантов. Принятие цейлонцами протестантизма часто было продиктовано политическими и экономическими мотивами и носило формальный характер. В 1730 г. представители ГРЦ сообщали, что из почти 300 тыс. цейлонцев, принявших реформатство, богослужение посещают лишь около 500 человек.
В 1796 г. голландские владения на Цейлоне перешли к Великобритании, которая, в отличие от португальцев и голландцев, не ограничилась контролем над побережьем, а к 1815 г. захватила остров целиком. После краткого периода правления Британской Ост-Индской компании (1795–1802) Цейлон получил статус британской колонии и пребывал в нём до обретения независимости в 1948 г. Он не был частью Британской Индии, однако история англиканства на острове напрямую связана с историей Англиканской церкви в Индии.
Британские власти прекратили все религиозные преследования и ввели в стране свободу вероисповедания для всех основных религиозных общин – католической, реформатской, исламской, буддийской и индуистской. Первые англиканские священники прибыли на Цейлон вместе с британскими войсками в 1796 г. В 1818 г. на острове появились проповедники Церковно-миссионерского общества (ЦМО), в 1840 г. – Общества распространения Евангелия (ОРЕ). Один из первых миссионеров ЦМО, Р. Мейор, основал школу и семинарию в Галле на южном берегу острова.
В 1818 г. цейлонская англиканская община вошла в юрисдикцию Калькуттской епархии (создана в 1813) – первой англиканской епископской кафедры в Индии. Тогда же на острове был выделен отдельный архидиаконский округ с центром в Коломбо. В 1845 г. в этом городе была открыта англиканская епархия, которая подчинялась епископу Калькутты как главе церковной провинции (митрополии). Первым епископом Коломбо стал Дж. Чапман, миссионер ОРЕ, придерживавшийся англокатолических взглядов. Это наложило отпечаток на дальнейшую судьбу Церкви Цейлона, англокатолическая традиция в которой была существенно сильнее, нежели в англиканской общине соседней Индии. В 1851 г. Чапман основал в Мутвале Колледж Апостола Фомы, позже перенесённый в Дехивалу. Это учебное заведение, устроенное по образцу британского Итон-колледжа, вскоре стало одним из лучших учебных заведений страны. Среди его выпускников было много известных цейлонских политиков, включая 6 премьер-министров. В 1872 г. миссионерами ЦМО в Канди был основан Тринити-колледж, до настоящего времени также один из ведущих образовательных центров Шри-Ланки. К 1910 г. на Цейлоне открылось более 400 англиканских школ и колледжей, а число учащихся превысило 32 тыс. человек.
В 1853 г. в Коломбо был освящён готический собор Святого Павла, построенный в 1843–1848 гг. на месте разрушенной голландцами португальской церкви.
Долгая и сложная история христианского присутствия, относительно большое число христиан разных конфессий и поддерживаемые британской властью принципы веротерпимости создали на Цейлоне атмосферу, в которой представители различных религий могли глубоко изучать веру друг друга. Примером такого обмена может служить судьба Мигеттуватте Гунананды Тхеры, который был крещён в Римско-католической церкви, получил европейское образование, имел отличные познания в христианском богословии, однако позже стал буддийским священнослужителем. В 1860–1870-х гг. он провёл серию дебатов с англиканскими, методистскими и католическими церковными деятелями, став одним из первых буддистов, изложивших учение этой религии на языке, понятном западной аудитории. Стенограммы дебатов с участием Гунананды, проводившихся на английском языке, были изданы в Европе и переведены на множество языков, в том числе на русский.
После образования в 1930 г. автокефальной Церкви Индии, Бирмы и Цейлона, епархия Коломбо осталась в её составе. Из-за приверженности англокатолической традиции епархия отказалась участвовать в формировании объединённой Церкви Южной Индии (ЦЮИ, 1947) и вошла в состав Церкви Индии, Пакистана, Бирмы и Цейлона (ЦИПБЦ). Тем не менее часть англикан Цейлона, в основном сингальцы и иммигранты из южных районов Индии, всё же решили присоединиться к ЦЮИ. В составе ЦЮИ они образовали епархию Джафны, создав редкий в Англиканском содружестве случай параллельной церковной иерархии 2 автокефальных церквей на одной территории.
В 1948 г. Цейлон обрёл независимость от Великобритании. В 1950 г. на острове открылась вторая англиканская епархия – Курунегальская, первым епископом которой стал Л. де Мел; в 1962 г. он был избран епископом Калькутты и последним примасом ЦИПБЦ, став первым цейлонцем, возглавившим одну из англиканских церквей. В 1970 г. ЦИПБЦ прекратила своё существование, когда её части вошли в состав объединённых церквей Пакистана и Северной Индии. Англиканские епархии Цейлона решили не участвовать в этом объединении. Они продолжили своё существование под митрополичьей юрисдикцией Кентерберийской архиепископской кафедры, однако без вхождения в Кентерберийскую церковную провинцию или митрополию.
В 2016 г. Генеральная ассамблея Церкви Цейлона обратилась к руководству Англиканского содружества с просьбой помочь сформировать на острове отдельную автокефальную церковь. Для этого ей требуется открыть 3-ю епархию.
Современное состояние
Церковь Цейлона состоит из 2 епархий – Коломбо и Курунегала. Географически они имеют концентрическую форму: территория епархии Коломбо включает всю прибрежную часть Шри-Ланки, тогда как Курунегальская епархия расположена в центральной части острова. В епархии Коломбо имеется 4 архидиаконских округа (Коломбо, Галле, Нувара-Элия, Джафна).
Роль предстоятеля и главы церковной провинции отведена архиепископу Кентерберийскому, однако он делегирует бо́льшую часть своих полномочий председательствующему епископу Церкви Цейлона, который не является примасом, а лишь главой церковной администрации и председателем высшего соборного органа церкви – Генеральной ассамблеи.
Богослужение в Церкви Цейлона долгое время совершалось по английской «Книге общественного богослужения». В 1938 г. был утверждён перевод этого служебника на тамильский и сингальский языки. В 1960 г. появился новый Цейлонский служебник, в котором были соединены элементы англиканской и восточных (в частности, сирийской) богослужебных традиций. Обрядность и литургическая символика современной Церкви Цейлона демонстрирует связь с обычаями «Христиан апостола Фомы», а также с традиционными народными формами благочестия (приношение цветов, каждение, многочисленные земные поклоны и т. п.). В храме принято находиться без обуви, во время богослужением широко используются местные песнопения и музыкальные инструменты.
Церкви Цейлона принадлежит множество школ, колледжей и университетов, включая исторические колледж Апостола Фомы в Дехивале, Тринити-колледж в Канди, Хиллвуд-колледж, Ледис-колледж и Бишопс-колледж в Коломбо. Англиканские учебные заведения считаются в Шри-Ланке престижными. Преподавание в них ведётся, как правило, на английском языке. Подготовка духовенства осуществляется в Соборном институте образования и духовной подготовки (англ. Cathedral Institute for Education and Formation) в Коломбо.
По данным на 2016 г., в Церкви Цейлона насчитывалось около 50 тыс. последователей – 0,2 % населения Шри-Ланки. Церковь Цейлона – вторая по численности христианская община Шри-Ланки после Римско-католической церкви.