Англиканская церковь Канады
Англика́нская це́рковь Кана́ды (АЦК; англ. Anglican Church of Canada, франц. Église anglicane du Canada), поместная церковь в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан Канады. До 1955 г. называлась Церковью Англии в Канаде (ЦАК). В 1977–1989 гг. на французском языке носила название «Епископальная церковь Канады» (Église Episcopale du Canada), которое доныне часто используется франкоканадцами на неофициальном уровне.
Колониальный период
Первыми христианами в Канаде, как и вообще на Американском континенте, были скандинавские мореплаватели – спутники Лейфа Эйриксона, которые впервые прибыли сюда из Гренландии около 1000 г. АЦК отсчитывает свою историю с высадки итальянского исследователя на английской службе Дж. Кабота на о. Ньюфаундленд 24 июня 1497 г., установив эту дату в качестве церковного праздника.
Первым англиканским священником на канадской земле стал Р. Уолфолл, сопровождавший экспедицию М. Фробишера в качестве судового капеллана. 22 августа 1578 г., вскоре после высадки исследователей в заливе Фробишер-Бей, Уолфолл совершил здесь литургию. Первым священником Церкви Англии, пробывшим в Канаде относительно продолжительный срок, был Э. Стертон; в 1627–1631 г. он служил на Ньюфаундленде в одном из частных поместий. С 1683 г. в Канаде стали постоянно находиться англиканские капелланы Компании Гудзонова залива. Первый англиканский храм в Канаде – гарнизонная церковь Святого Иоанна Крестителя в Сент-Джонсе была построена около 1698 г.; в 1699 г. она стала приходской под юрисдикцией епископа Лондонского. В 1710 г., после захвата британцами французского форта Порт-Рояль (ныне Аннаполис-Ройал) в Новой Шотландии, англиканский судовой капеллан Дж. Гаррисон остался в новой колонии в качестве приходского священника. В 1750 г. в столице Новой Шотландии Галифаксе был построен храм Святого Павла (ныне старейший сохранившийся англиканский храм на территории Канады); в 1787 г. эта церковь стала первым англиканским кафедральным собором в Северной Америке (оставалась им до 1864).
К середине 18 в. под британским контролем в Канаде находились лишь Новая Шотландия, Ньюфаундленд и побережье Гудзонова залива, тогда как бо́льшая часть исследованной европейцами территории Канады принадлежала Франции. В результате Семилетней войны эта ситуация сильно изменилась. По Парижскому договору 1763 г. Франция уступила Великобритании все свои владения на территории современной Канады. Вместе с землями под властью британской короны оказались 70 тыс. европейских колонистов и индейцев, принадлежавших к Римско-католической церкви, на фоне которых британские колонисты-протестанты составляли небольшое меньшинство. Это стало одной из причин, по которой британские власти не стали распространять на канадских католиков те дискриминационные ограничения, которым подвергались их единоверцы в европейских владениях Великобритании.
Положение снова изменилось после Войны за независимость США. В ходе войны и сразу после её завершения в Канаду прибыли около 50 тыс. англоязычных колонистов, сохранивших верность Великобритании (лоялистов); практически все они были протестантами. Кроме того, на территорию Канады переселились значительное число индейцев, поддерживавших Великобританию против США. В Онтарио крупнейшей англиканской общиной стали принадлежавшие к ирокезской группе мохоки, вождь которых Дж. Брант перевёл на мохокский Евангелие от Матфея. Мохоки, как и ряд других индейских общин, долгое время сохраняли особую лояльность англиканству как «религии короля». Среди англоязычных переселенцев, напротив, англикане были в меньшинстве, тогда как большинство исповедовали методизм, пресвитерианство или конгрегационализм.
До конца 18 в. в британских колониях Северной Америки не было англиканского епископа. Британские власти считали, что необходимость получать духовенство из метрополии гарантирует зависимое положение колониальной церкви. Однако на деле эта политика привела к внутренней слабости и неорганизованности североамериканского англиканства: в отсутствие епископа не совершалась конфирмация, вопросы дисциплины духовенства и брачного права направлялись на рассмотрение в Великобританию, приходы годами ждали нового священника, а путешествие через Атлантический океан было долгим и опасным. Отделение колоний, образовавших США, а также приток в Канаду переселенцев-лоялистов убедили британцев в ошибочности прежней политики отказа от англиканского епископата в колониях. В 1787 г. королевским патентом Георга III была создана англиканская епархия Новой Шотландии. Её 1-м главой был назначен Ч. Инглис, бывший настоятель храма Святой Троицы в Нью-Йорке, покинувший США из-за своих лоялистских убеждений, причём за ним последовала почти вся община его нью-йоркского прихода. Инглис стал 2-м в истории англиканским епископом за пределами Британских островов после С. Сибури, 1-го архиерея Епископальной церкви США, который был рукоположен в 1784 г. В 1793 г. была основана 2-я епархия – Квебекская; её 1-м епископом стал Дж. Маунтин.
Британские власти предпринимали попытки укрепить положение Церкви Англии в Канаде начиная с середины 18 в. Колониальные администрации Новой Шотландии, Нью-Брансуика и Острова Принца Эдуарда объявили о государственном статусе Церкви Англии на этих территориях. Однако в тех областях Канады, где господствовали французский язык и католичество, подобная церковная политика была невозможна. Конституционный акт 1791 г. разделял бывший французский Квебек на 2 части – Нижняя Канада (западное побережье), где в общих чертах сохранялись французское право и привилегированное положение Римско-католической церкви, и Верхняя Канада (побережье Великих озёр), где общественные институты были устроены по английскому образцу. Этот же акт предусматривал выделение т. н. духовного фонда – земель на территории обеих частей Канады, предназначенных для обеспечения «протестантского духовенства». Фонд предназначался для духовенства как Церкви Англии, так и пресвитерианской Церкви Шотландии, а с 1840 г. и других протестантских церквей. Несмотря на это, многие канадцы видели в его создании попытку придать англиканству в Канаде привилегированный статус, аналогичный тому, который оно имело в метрополии. Против этого выступали франкоканадцы, считавшие акт 1791 г. атакой на привилегии Римско-католической церкви; различные протестанты, вместе составлявшие большинство англоязычных жителей страны, и даже часть англикан (особенно находившихся под влиянием Оксфордского движения), не желавших подчинения своей церкви интересам британской колониальной политики.
Миссионерская деятельность англикан среди канадских индейцев, начавшаяся ещё в 17 в., значительно уступала католической проповеди. До начала 19 в. британские власти полагали англиканскую миссию способом привлечь индейцев на свою сторону в качестве военной силы, тогда как индейцы видели в «религии короля» в том числе возможность приобщиться к европейскому просвещению. Индейцы, принимавшие англиканство в этот период, как правило, делали это целым племенем или общиной. К середине 19 в. британские власти Канады окончательно перестали нуждаться в индейцах как военных союзниках. Традиционный уклад коренного населения распадался из-за продолжающегося освоения страны европейскими поселенцами. Индейцы с трудом интегрировались в формирующееся канадское общество. Канадские власти искали помощи в решении этого вопроса у христианских миссионеров, но в этот раз те надеялись не на «групповое», а на личное обращение индейцев. Общество по распространению Евангелия (ОРЕ) оказывало существенную материальную поддержку англиканскому духовенству в Канаде, но миссионерской деятельностью среди индейцев занималось в основном Церковно-миссионерское общество (ЦМО). Оно открыло несколько миссий в районе Великих озёр (среди индейцев кри) и в Британской Колумбии. В 1853 г. один из обращённых миссионерами ЦМО индейцев, Г. Бадд, стал 1-м англиканским священником из числа представителей коренных народов Северной Америки.
От создания Канадской конфедерации до 1955 г.
Конец 18 – начало 19 вв. были временем роста англиканства в Канаде. Если в 1790-х гг. в стране насчитывалось 10 англиканских священников, то в 1825 г. их было более 70. В середине 19 в. были открыты новые епархии: Ньюфаундленда и Бермудских островов (1839), Торонто (1839), Фредериктона (1845), Земли Руперта (1849), Монреаля (1850), Гурона (1857), Британской Колумбии (1859). В 1850-х гг. начали проводиться первые ассамблеи и синоды канадского духовенства и мирян, однако церковь оставалась частью Церкви Англии: епархии учреждались королевскими указами, а вопросы их финансирования находились в руках британского парламента. В 1841 г. Верхняя и Нижняя Канада были объединены в провинцию Канада, которая в 1867 г. преобразована в самоуправляемую часть Британской империи – Канадскую конфедерацию, что считается моментом обретения страной фактической независимости. За несколько лет до этого, в 1861 г., епархии Церкви Англии в Канаде получили самоуправление и образовали церковную провинцию (митрополию) Канады. Её 1-м предстоятелем стал Ф. Фулфорд.
Несколько десятилетий после обретения ЦАК самостоятельности были ознаменованы структурным ростом. За счёт раздела огромных епархий Торонто и Земли Руперта были открыты новые епархии: Онтарио (1862), Мусони (1872), Атабаски (1874), Саскачевана (1874), Ниагары (1875), Алгомы (1884). В 1875 г. в Канаде была создана 2-я церковная провинция – Земли Руперта. В 1879 г. из епархии Британской Колумбии были образованы епархии Каледонии и Нью-Уэстминстера. В 1880–1890-х гг. открылись епархии Реки Маккензи (1883), К’Aппеля (1884), Калгари (1888), Юкона (1891), Оттавы (1896), Кутенея (1899). Продолжалась миссия среди коренного населения Канады.
В конце 19 в. завершился процесс консолидации англиканских епархий Канады в единую церковную структуру. В 1893 г. был сформирован Генеральный синод ЦАК. Он принял Торжественную декларацию клира и мирян Церкви Англии в доминионе Канада, в которой были изложены основные положения англиканского вероучения. В декларации утверждалась принадлежность ЦАК к «единому телу Христову, состоящему из церквей», которые «соединены под единым божественным главой в общении Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и содержат единую веру». Эта вера «открыта в Священном Писании, сформулирована в символах веры древней, неразделённой Церкви на общепризнанных Вселенских соборах». Также среди признаков церкви в декларации указывается принятие канонических книг Библии как «содержащих всё, потребное для спасения» и следование «установленным Богом таинствам через апостольское преемство иерархии». В декларации также отмечалась «решимость» ЦАК сохранять «учение, таинства и дисциплину» в том виде, в каком они содержатся в Книге общественного богослужения и 39 артикулах веры Церкви Англии. Генеральный синод 1893 г. также учредил должность предстоятеля ЦАК с титулом «примас всей Канады». Первым примасом стал архиепископ Земли Руперта Р. Макрей.
К началу 20 в. англикане составляли около 10 % населения Канады, однако авторитет ЦАК в канадском обществе было значительным. Этому способствовало влияние перенесённых из Великобритании элементов христианского социализма, причём если в метрополии левые тенденции в теологии сдерживались государственным статусом Церкви Англии, то в Канаде они могли развиваться свободно, выражаясь в активном сближении ЦАК с социальными движениями. Во многом благодаря этому в 1920-х гг. англиканство имело определённый успех среди иммигрантов из Восточной Европы.
Влияние социального богословия также привело к прекращению продолжавшегося с середины 19 в. противостояния между англокатоликами и англоевангеликами. Во многих других британских владениях принадлежность местной англиканской церкви к одной из двух основных богословско-литургических традиций англиканства определялась в основном подходом работавшего в данном регионе миссионерского общества. Однако в Канаде, где влияние миссионерских обществ было невелико, главным фактором было происхождение иммигрантов-англикан и общий конфессиональный контекст страны. С начала 19 в. значительную часть прихожан ЦАК составляли ирландцы-англикане. У себя на родине они составляли состоятельное и привилегированное религиозное меньшинство, проживавшее в окружении католического большинства с очень напряжёнными отношениями между двумя общинами. У ирландцев-англикан сложился особый тип англиканства – «ирландское англиканство», антикатолический, подчёркнуто англоевангелический, разделяющий идеи государственной церковности и «протестантского триумфализма». Однако ситуация в Канаде сильно отличалась от Ирландии. Отношения между протестантами и католиками здесь были спокойными; англикане, в основном проживавшие на восточном побережье страны, находились в окружении представителей других протестантских церквей. Власти не имели ни эффективных средств, ни желания обеспечивать привилегии для сравнительно небольшой англиканской общины. Это сформировало условия для формирования сильной англокатолической традиции в канадском англиканстве. К началу 20 в. противостояние между двумя традициями ослабло и уступило место либеральной и социальной ориентации канадского англиканства.
При архиепископе С. Матесоне (1909–1932), чьё правление было самым продолжительным за всю историю Англиканской церкви Канады, были созданы ещё 2 церковные провинции – Онтарио (1912) и Британской Колумбии и Юкона (1914), а также несколько новых епархий – Брендонская (1913), Эдмонтонская (1913), Карибу (создана в 1914, закрыта в 2001). Ещё 2 епархии были открыты в 1933 г. – Арктическая (с кафедрой в г. Икалуит) и Саскатунская. В 1939 г. была образована Англиканская канадская военная ординатура, которая имела статус отдельной епархии и возглавлялась архиереем. Её первым руководителем стал епископ Карибу Джордж Уэллс, известный самым большим количеством военных наград за историю армейского духовенства во всех странах Содружества наций.
В 1-й половине 20 в. число членов ЦАК росло в абсолютных цифрах. К 1940 г. в Канаде насчитывалось более 150 тыс. англикан, к 1962 г. – более 235 тыс. При этом общая доля англиканского населения в Канаде не увеличивалась. Несмотря на смену названия в 1955 г., АЦК оставалась английской по культуре и языку. Даже в тех случаях, когда удавалось создать франкоязычные англиканские общины, они не имели успеха среди франкоканадцев, привлекая в первую очередь иммигрантов с о. Гаити.
После 1960-х гг.
Политические события в Канаде, известные как «тихая революция», привели к значительным изменениям культурного облика страны, которые включали в себя либерализацию, секуляризацию и массовый отход канадцев (в первую очередь франкоговорящих) от регулярной религиозной практики. С начала 1960-х гг. и абсолютное, и относительное количество англикан в Канаде стало неуклонно снижаться.
АЦК ответила на эти процессы серией масштабных перемен. В отличие от Римско-католической церкви в Канаде, стоявшей на крайне консервативных позициях и более других пострадавшей от «тихой революции», АЦК ещё в период между мировыми войнами избрала для себя либеральный курс, в 1960-е гг. лишь следовала ему. «Эпоха реформ» пришлась на правление двух выдающихся примасов АЦК – Г. Кларка (1959–1971) и Э. Скотта (1971–1986). В 1962 г. был завершён основной этап богослужебной реформы, который начался ещё до Первой мировой войны 1914–1918 гг. Канадская «Книга общественного богослужения» 1962 г. доныне (данные на июль 2021) остаётся официальным служебником этой церкви. Также в 1965 г. был опубликован предварительный проект возможного союза между АЦК и Объединённой церковью Канады; в дальнейшем эти планы не получили развития. В 1967 г. был разрешён церковный брак разведённых. АЦК первой в Англиканском содружестве начала практиковать рукоположение женщин в сан священника (1976) и епископа (1994). Эти перемены вызвали отделение части духовенства и мирян АЦК, которые в 1979 г. создали небольшую (менее 20 приходов) Англиканско-католическую церковь Канады, которая в 1990 г. основала Традиционное англиканское содружество.
Допущение несколькими епархиями АЦК церковного благословения однополых браков (начиная с 2002) и резолюция Генерального синода об однополых отношениях (2004) также привели к расколу в канадском англиканстве. В 2009 г. около 80 приходов АЦК присоединились к образованной тогда же Англиканской церкви в Северной Америке.
Внутренние проблемы и продолжающаяся секуляризация канадского общества привели к резкому сокращению числа прихожан АЦК – наиболее значительному среди всех церквей Канады, кроме Римско-католической церкви. Наиболее значительными потери были на западном побережье, в центральной части страны и в Квебеке, тогда как на исторической родине канадского англиканства – на восточном побережье – церковь покинуло лишь небольшое число прихожан. Со 2-й половины 1990-х гг. сокращение прихожан стало сказываться и на церковных структурах. В 1995–1997 гг. в Канаде закрылось более 500 (около 25 %) приходов АЦК. В 2000 г. число практикующих англикан в Канаде уже не превышало 2,5 % от всего населения.
Несмотря на малочисленность, АЦК сохраняет существенное влияние в Канаде. К этой церкви принадлежит значительная часть политического и экономического истеблишмента страны. Собор Христа Спасителя в Оттаве неофициально считается главным некатолическим храмом страны, в котором проводятся не только церковные, но и государственные церемонии. Хотя АЦК не имеет в Канаде никакого официального статуса, британский монарх в качестве короля или королевы Канады содержит в стране 3 англиканские королевские капеллы (англ. Chapel Royal) и имеет титул «защитник веры» (англ. Defender of the Faith, франц. Défenseur de la Foi). Определённый артикль в этом титуле исторически указывает именно на англиканскую веру, однако в 1953 г., при принятии канадским парламентом акта о королевском титуле, премьер-министр страны, протестант Л. Сен-Лоран, разъяснил, что в Канаде титул «защитник веры» следует понимать в широком смысле – как признание высшей, божественной власти над земными правителями.
Административное устройство
Предстоятель Англиканской церкви Канады использует титул «примас Канады» или «примас всей Канады»; также он или она именуется архиепископом, но этот титул используется только перед именем, без географического указания: например, «архиепископ Эдвард Скотт, примас Канады». Ранее архиерей, избранный примасом, сохранял за собой управление своей епархией или церковной провинцией (если он был архиепископом). С 1969 г. примасы при своём избрании оставляют любое другое церковное служение. Резиденция примаса находится в Торонто, однако этот город не считается кафедральным городом предстоятеля, у которого вообще нет собственной кафедры. Срок служения примаса ограничен только возрастом – по достижении 70 лет предстоятель должен уйти на покой.
Высший соборный орган АЦК – Генеральный синод, состоящий из трёх палат, которые в АЦК называются чинами (англ. Orders): епископов, духовенства и мирян. В палату епископов входят все епархиальные архиереи и главы церковных провинций, а в палаты духовенства и мирян – выборные представители от епархий, армейского духовенства и монашествующих. В отличие от аналогичных органов многих других англиканских церквей, палаты Генерального синода АЦК, как правило, заседают и голосуют совместно. Раздельное голосование бывает лишь по некоторым вопросам. Пленарные встречи Генерального синода проходят 1 раз в 3 года. В перерывах между этими встречами действует избираемый на синоде совет Генерального синода, который помогает примасу в делах церковного управления. Совет заседает дважды в год. Палата епископов может собираться отдельно от Генерального синода и проводит встречи несколько раз в год. Председателем Генерального синода, совета Генерального синода и палаты епископов является примас АЦК.
Англиканская церковь Канады состоит из 4 провинций – Канады, Онтарио, Земли Руперта и Британской Колумбии и Юкона.
Провинция Канады – исторический центр канадского англиканства. Она охватывает восточное побережье страны и включает епархии Восточного Ньюфаундленда и Лабрадора, Центрального Ньюфаундленда, Западного Ньюфаундленда, Новой Шотландии и Острова Принца Эдуарда, Фредериктона, Квебека, Монреаля.
Провинция Онтарио включает территории гражданских провинций Онтарио и западной части Квебека. Она состоит их епархий Мусони, Алгомы, Гурона, Ниагары, Торонто, Онтарио, Оттавы.
Провинция Земли Руперта включает обширные, но малонаселённые территории центральной и северной Канады, включая северо-запад Квебека и запад Онтарио. Она состоит из епархий Мишамиковиша, Земли Руперта, Брендона, К’Аппеля, Саскатуна, Саскачевана, Калгари, Эдмонтона, Атабаски, Арктики.
Провинция Британской Колумбии и Юкона расположена в западной части Канады. Она включает епархии Юкона, Каледонии, Британской Колумбии, Нью-Уэстминстера, Территории Племён (бывшая епархия Карибу), Кутенея.
Каждая из провинций возглавляется архиепископом, который одновременно является главой одной из епархий. Он или она носит титул «архиепископ (название епархии) и митрополит (название провинции)». Епархии возглавляются епархиальными епископами. И епархии, и провинции ежегодно проводят епархиальные и провинциальные синоды, на которых, среди прочего, избираются кандидаты в палаты мирян и духовенства Генерального синода.
Также статусом епархии обладает Канадская англиканская военная ординатура, объединяющая армейских капелланов АЦК.
Богословское образование
Кандидаты в духовенство АЦК проходят подготовку в 12 богословских колледжах и университетах. Кроме того, имеются 8 колледжей-бакалавриатов. Многие государственные учебные заведения Канады были основаны англиканскими церковными деятелями, и их богословские факультеты сохраняют связь с АЦК. Так, старейший университет страны – Университет Кингс-колледжа – учреждён в 1789 г. в Уинсоре группой англиканских священников и мирян из США, переехавших в Канаду и пожелавших сохранить верность Великобритании.
Богослужение
До конца 19 в. англиканское богослужение в Канаде совершалось по английской «Книге общественного богослужения» 1662 г. в точном соответствии с практикой Церкви Англии. Несколько переводов традиционного служебника на французский и индейские языки служили лишь лучшему пониманию английской службы теми, для кого английский не был родным языком, но в церковной практике эти переводы почти не употреблялись. На своём первом заседании в 1893 г. Генеральный синод ЦАК постановил, что отныне именно он, а не монарх Великобритании и не руководство Церкви Англии будет обладать высшим авторитетом в вопросах богослужения ЦАК. Вместе с тем в Торжественной декларации, принятой тем же синодом, заявляется о «решимости» канадской церкви сохранять принципы богослужения, вероучения и церковного устройства, содержащиеся, в частности, в «Книге общественного богослужения» 1662 г. Таким образом были намечены принципы отношения АЦК к литургическим изменениям: церковь может и должна проводить литургические реформы, не отступая при этом от сложившейся англиканской традиции.
Первая богослужебная реформа в ЦАК прошла в 1918–1922 гг. и завершилась изданием консервативной версии Служебника 1662 г. От исходного варианта он отличался в основном добавлением богослужебных последований для канадских праздничных дней (Дня доминиона, Дня благодарения и т. п.), молитв для миссионеров, для детей и для домашнего использования. Акт введения на приход нового священника, в Англии представлявший собой простое административное действие, совершавшееся епископом, приобрёл форму торжественной службы с участием всех прихожан. Были сделаны несколько «англокатолических» изменений: добавлены чины закладки и освящения храма, а последование конфирмации подчёркивало её значение как неотъемлемого элемента обрядов христианского посвящения.
Несмотря на господство англокатолической традиции в ЦАК, в канадском Служебнике не было изменено последование литургии. После того как в Церкви Англии в 1928 г. провалилась попытка богослужебной реформы, отвергнутый британским парламентом проект Служебника завоевал широкую популярность в Канаде. Служебник 1928 г. отличался тем, что содержавшийся в нём чин литургии практически повторял текст из самой первой «Книги общественного богослужения» (1549), который был близок к дореформационной традиции. Канадские церковные власти были недовольны тем, что духовенство «самочинно» использует Служебник 1928 г., однако признали необходимость дальнейших реформ.
В 1937 г. Генеральный синод объявил о начале работы над новой «Книгой общественного богослужения». Литургическая комиссия намеренно откладывала пересмотр литургии, желая сделать его завершением всей прочей работы и опасаясь споров, которые могут возникнуть. Проект последования литургии был опубликован в 1955 г. Несмотря на то что евхаристическая молитва следовала той же схеме, что и в Служебнике 1928 г., общий план литургии практически полностью повторял классическую «Книгу общественного богослужения» 1662 г. Этот проект вместе с другими новыми богослужебными текстами был принят Генеральным синодом в 1962 г. как новая «Книга общественного богослужения» АЦК.
Церковная архитектура
Большинство храмов АЦК, построенных в середине 1840-х – конце 1950-х гг., выполнены в стиле неоготики. Среди наиболее известных строений – основанный в 1807 г. собор Святого Иакова в Торонто, нынешнее здание которого было возведено в 1850–1857 гг. по проекту Ф. Камберленда; построенный в 1872–1873 гг. по проекту Кинга Маккорда Арнольди собор Христа Спасителя (Christ Church Cathedral) в Оттаве, на протяжении всей своей истории украшавшийся витражами, на которых изображены сюжеты священной и церковной истории, а также светской истории Канады; собор Всех Святых в Галифаксе, возведённый в 1907–1910 гг. американским архитектором Ральфом Крэмом и украшенный витражами, в том числе в память о погибших в 1-й мировой войне. Помимо неоготических храмов, в Канаде сохранилось несколько более ранних церквей, среди которых собор Святой Троицы в Квебеке, построенный в 1800–1804 гг. У. Роубом и У. Холлом в классическом стиле. Среди современных церковных зданий наиболее известен собор Святого Иуды Фаддея в г. Икалуит (построен в 2012 и своими формами напоминает традиционное жилище канадских эскимосов – иглу).
Рукоположение женщин
В 1975 г. Генеральный синод АЦК разрешил рукоположение женщин в сан священника; первые хиротонии состоялись 30 ноября 1976 г. Это был 1-й прецедент полностью законного, одобренного высшей церковной властью рукоположения женщин в Англиканском содружестве. До того имели место лишь рукоположение Флоренс Ли в 1944 г. и несколько хиротоний, совершённых пребывавшими на покое архиереями Епископальной церкви США в 1974–1975 гг., – все эти хиротонии сразу же после совершения были названы «незаконными», хотя впоследствии англиканские церковные власти их утвердили.
19 ноября 1993 г. епархия Торонто избрала В. Мэтьюз епископом-суффраганом. 12 февраля 1994 г. она была рукоположена в архиерейский сан. АЦК стала второй англиканской церковью после Епископальной церкви США, в которой появился женский епископат. В 1997 г. Мэтьюз стала епархиальным епископом Эдмонтона. В 2018 г. женщина впервые возглавила одну из церковных провинций АЦК: Мелисса Скелтон стала архиепископом Британской Колумбии и Юкона. 13 июля 2019 г. Линда Николлс, на тот момент епископ Гурона, была избрана 1-й женщиной – примасом АЦК.
Проблема однополых браков
«Тихая революция» принесла изменения в гражданском законодательстве относительно однополых отношений. В 1969 г. канадский парламент отменил уголовное наказание за однополые связи, а в 2005 г. в Канаде были разрешены однополые браки. В АЦК этот вопрос обсуждался в двух направлениях: допустим ли церковный брак однополых пар и можно ли рукополагать в священный сан лиц, состоящих в однополых союзах. Обе темы начали обсуждаться ещё в середине 1970-х гг., но в тот период никаких официальных решений не последовало.
В 1992 г. митрополит провинции Торонто Т. Финли отдал под суд и запретил в служении священника Дж. Ферри, который состоял в однополых отношениях. Позднее, в 2006 г., сам Финли принимал участие в церковном бракосочетании однополой пары.
В 1998 г. синод Нью-Уэстминстерской епархии запросил у своего епископа, М. Ингема, разрешение на церковный брак однополых пар. Оно было получено в 2002 г. при условии, что каждый приход будет сам решать, будут ли в нём разрешены однополые браки, и направлять соответствующий запрос в епархию; в течение нескольких месяцев значительная часть приходов обратилась с подобным запросом. Действия Нью-Уэстминстерской епархии вызвали острую дискуссию в Англиканском содружестве и стали причиной того, что несколько африканских англиканских церквей разорвали церковное общение с АЦК. Позднее примеру Нью-Уэстминстера последовало ещё несколько епархий.
В 2004 г. Генеральный синод АЦК принял резолюцию, в которой «подтвердил цельность и святость однополых половых отношений внутри пары взрослых людей, сохраняющих верность друг другу». В 2007 г. синод признал, что вопрос о церковном благословении однополых браков не относится к основам вероучения. В 2019 г. он постановил, что каждая провинция или епархия вправе самостоятельно решать вопрос о церковном бракосочетании однополых пар. По состоянию на июль 2021 г. 9 из 30 епархий АЦК (Нью-Уэстминстера, Эдмонтона, Оттавы, Торонто, Квебека, Земли Руперта, Ниагары, Монреаля, Британской Колумбии) разрешают церковный брак между людьми одного пола.
В 2012 г. в Монреальской епархии мужчина, состоявший в гражданском однополом браке, был рукоположен в сан священника. В 2016 г. мужчина в таком же статусе стал епископом в епархии Торонто. Никаких официальных решений за или против рукоположения лиц в однополых союзах по состоянию на июль 2021 г. принято не было.
Статистика
По данным правительства Канады, в 2011 г. англиканами себя называли более 1,63 млн канадцев, что составляло около 5 % населения страны. В 2007 г., согласно информации Генерального синода, в списках прихожан АЦК состояли почти 560 тыс. человек. К 2017 г. это число сократилось до 360 тыс. человек. АЦК является 3-й по числу верующих христианской церковью в Канаде – после Римско-католической церкви и Объединённой церкви Канады. При этом Римско-католическая церковь значительно превосходит все другие религиозные общины страны, объединяя более 12,8 млн человек (около 39 % населения Канады).
По данным АЦК на 2017 г., в этой церкви насчитывается 2206 общин, в административном отношении составляющих 1571 приход (некоторые приходы имеют по нескольку общин, каждая со своим священником).
Официальное периодическое издание Англиканской церкви Канады – Anglican Journal – выпускается с 1875 г.