Церковь провинции Мьянмы
Це́рковь прови́нции Мья́нмы (ЦПМ; англ. Church of the Province of Myanmar), до 1989 г. – Церковь Провинции Бирмы (ЦПБ; англ. Church of the Province of Burma), одна из поместных церквей в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан Мьянмы.
История
До середины 16 в. народы, населявшие территорию современной Мьянмы, имели лишь отрывочные контакты с христианством. В начале 16 в. в стране появились первые католические миссионеры, прибывшие сюда из португальских владений в Индии. Протестантская проповедь началась в 1807 г. с появлением баптистских миссионеров. До британского завоевания страны иностранные миссионеры и местные христиане периодически подвергались жестоким гонениям со стороны правителей буддийских государств, располагавшихся на территории Бирмы.
В 1826 г., во время Первой англо-бирманской войны, с британскими войсками в Бирме появились первые англиканские капелланы, однако руководство Британской Ост-Индской компании, осуществлявшей колонизацию Бирмы, запрещало в своих владениях миссионерскую деятельность, полагая, что это вызовет конфликты с местным населением и повредит коммерческим интересам компании. В 1854 г. Общество распространения Евангелия (ОРЕ) начало миссионерскую работу в Моламьяйне. На подконтрольных и дружественных британцам территориях миссионерами ОРЕ были открыты школы – в Рангуне (ныне Янгон) (1863), Мандалае (1868), Залуне, Таемьо и Хинтаде (1870). Бирманская англиканская община вошла в юрисдикцию созданной в 1813 г. Калькуттской кафедры.
В правлении над Бирмой британцы зачастую опирались на этнические меньшинства региона, которые прежде испытывали на себе давление бирманских правителей-буддистов. Большинство из этих племён придерживались анимистических верований, хотя часто сочетали их с буддизмом. Начиная в первой половины 19 в., ещё до прихода британцев, некоторые представители анимистических племён под влиянием проповеди баптистских миссионеров приняли христианство. Особенно много обращений было среди каренов, проживавших на юге и юго-востоке страны. До настоящего времени от 15–20 % каренов исповедуют христианство. В 1875 г. многие из каренов в районе Тауннгу перешли из баптизма в англиканство.
В 1878 г. в пригороде Рангуна Кимидьине был построен храм Святого Михаила, ставший важным миссионерским центром, из которого поддерживалась проповедь среди многочисленного населения дельты реки Иравади. Массовое обращение местных жителей привело к открытию в Рангуне в 1877 г. собственной епископской кафедры, которая подчинялась епископу Калькутты как главе церковной провинции (митрополии). Первым епископом Рангунским стал Дж. Титком, англокатолик и ревностный миссионер. Менее чем через год после своего назначения на кафедру он начал формировать состав местного духовенства, рукоположив в священный сан нескольких каренов. В 1893 г. в Тауннгу открылась библейская школа Святого Петра, преподавание в которой велось на каренском языке; эта школа действует до настоящего времени.
В 1894 г. в Рангуне было завершено строительство готического собора Пресвятой Троицы. На церемонии его освящения преемник Титкома епископ Дж. Страхан совершил конфирмацию над несколькими жителями города, из которых 11 были англичанами, 17 – бирманцами, 70 – каренами. Таким образом, к началу 20 в. были заложены важные черты бирманского англиканства: преемственность по отношению к англо-католической традиции, доставшаяся от миссионеров ОРЕ и епископа Титкома, и преобладание представителей этнических меньшинств страны среди паствы.
В 1924 г. англоевангелическое библейско-церковное миссионерское общество (БЦМО) начало проповедь среди народа качинов на севере Бирмы. В дальнейшем христианство (в основном различные формы протестантизма) стало преобладающей религией среди представителей этого народа. В 1927 г. БЦМО открыло для качинов миссионерскую школу.
К 1926 г. в Бирме действовало более ста англиканских учебных заведений, причём около 230 преподавателей в них были из числа местных жителей. Бирманские проповедники и кандидаты в клир в этот период получали высшее образование в Бишопс-колледже в Калькутте. Чтобы исправить это положение, в 1935 г. в Рангуне при храме Святого Креста поблизости от Рангунского университета был открыт богословский колледж Святого Креста, который до настоящего времени остаётся важным центром англиканского духовного образования в стране.
В 1930 г. англиканская митрополия Калькутты получила автокефальный статус и стала именоваться Церковью Индии, Бирмы и Цейлона (ЦИБЦ). В 1937 г. Великобритания отделила Бирму от Британской Индии, предоставив ей некоторую степень самоуправления.
С 1935 по 1954 гг. епископом Рангунским был выдающийся миссионер и церковный деятель Дж. Уэст, на время управления которого пришлись наиболее переломные события в истории Бирмы и её англиканской общины. Вторая мировая война и японская оккупация Бирмы (1942–1945) стали тяжёлым ударом по англиканской церкви в стране. Уэст был вынужден временно покинуть свою кафедру и перебраться в Британскую Индию. Японские оккупационные власти, играя на стремлении бирманцев к независимости, разжигали ненависть буддийского населения к национальным и религиозным меньшинствам, включая христиан и особенно англикан, в которых видели агентов британского влияния. Миссионерские школы и большинство церквей были закрыты. Рангунский собор превращён в химическую фабрику. Среди национальных меньшинств страны, оказывавших сопротивление японцам, стали популярны коммунистические идеи.
После изгнания японцев Дж. Уэст вернулся к своей пастве и застал её в сложном положении. Карены, к которым принадлежала большая часть англикан Бирмы, будучи крупнейшим национальным меньшинством, выступали за федерализацию страны. Среди них был известный военно-политический деятель Бирмы Аун Сан, в начале войны бывший на стороне японцев, а затем ставший одним из лидеров антияпонского сопротивления. Это создавало большое политическое напряжение, которое поставило страну на грань гражданской войны.
4 января 1948 г. Бирма провозгласила независимость. За год до этого, в 1947 г., от ЦИБЦ отделилась Церковь Южной Индии. Сама ЦИБЦ приняла новое название – Церковь Индии, Пакистана, Бирмы и Цейлона (ЦИПБЦ). В 1949 г. Дж. Уэст рукоположил двух бирманских священников, Ф. А Мья и Дж. Аун Хла, в архиерейский сан, сделав их епископами-ассистентами своей кафедры. Они стали первыми англиканскими епископами-бирманцами.
27 марта 1948 г. в Бирме началась широкомасштабная гражданская война, в которой карены, качины и другие национальные меньшинства противостояли центральному правительству Бирмы, периодически переходя на другую сторону конфликта или сражаясь между собой. Вооружённая борьба продолжалась до 2012 г., став одной из наиболее продолжительных гражданских войн в истории. В 1962 г. после военного переворота под руководством У Не Вина в Бирме установился авторитарный националистический режим. Страна взяла изоляционистский курс, что привело к полному разрыву связей между Рангунской епархией и мировым, в том числе индийским, англиканством. Иностранные миссионеры и учителя были высланы из страны. Во главе бирманской англиканской общины встали два имевшихся на тот момент епископа-бирманца – А Мья (1966–1973) и Аун Хла (1973–1979).
В 1970 г. ЦИПБЦ прекратила своё существование. На её месте появились объединённые церкви в Северной Индии и Пакистане. Рангунская епархия получила автокефалию. Её первым архиепископом стал Ф. А Мья. Бирманские англикане, в основном принадлежавшие к англо-католической традиции, решили не вступать в унию с протестантскими общинами, как это было в Индии и Пакистане. Вскоре после получения автокефалии в Бирме были открыты ещё две епархии – в Мандалае (1970) и Пхаане (1978). В условиях полной изоляции и крайней бедности небольшая англиканская община Бирмы была вынуждена опираться исключительно на собственные ресурсы. Особое значение получили объединения мирян, четыре наиболее крупные из которых называются в ЦПМ «четырьмя столпами Церкви» – Англиканская ассоциация молодёжи, Департамент религиозного образования, Мужская ассоциация и Союз матерей.
В 1980-х гг. собственными силами ЦПБ возобновила миссионерскую деятельность, что вскоре привело к открытию новых епархий – Мьичина (1990), Ситтуэ (1990), Тонгу (1994).
В 1988 г. в стране началось движение за демократизацию. Оно было подавлено военными, но экономический кризис и продолжавшиеся протесты привели к постепенному открытию страны для внешнего мира. В 2006 г. впервые состоялся общецерковный собор ЦПМ, в 2008 г. епископат Мьянмы впервые принял участие в Ламбетской конференции в полном составе.
Современное состояние
Предстоятель ЦПМ носит титул архиепископа Мьянмы и возглавляет по должности Янгонскую (бывшую Рангунскую) епархию. Церковь разделена на 8 епархий: Янгонскую, Пхаанскую, Мандалайскую, Ситтуэ, Мьичина, Тонгу, Бассейн и Пьи; последние две имеют статус миссионерских епархий.
Богослужение в ЦПМ совершается по классической «Книге общественного богослужения» 1662 г., переведённой на местные языки. В литургическом словоупотреблении наблюдается влияние буддизма. ЦПМ придерживается консервативной англо-католической традиции. В этой церкви женщины не допускаются к рукоположению в сан священника. ЦПМ участвует в движениях Англиканской реформы, ГАФКОН, «Глобального Юга». В 2014 г. архиепископ С. Тан Мйинт У (с 2008) принимал участие в интронизации второго примаса консервативной Англиканской церкви Северной Америки, не входящей в Англиканское содружество.
По различным данным, Церковь провинции Мьянмы насчитывает от 70 до 100 тыс. последователей, однако, возможно, англикан в Мьянме существенно больше. ЦПМ – вторая по числу верующих (после баптистов) христианская община страны. Христиане составляют более 6 % населения Мьянмы. При этом в штате Чин их более 85 %, в штате Кая (Каренни) – более 45 %, в штате Качин – около 34 %.