Англиканская церковь Австралии
Англика́нская це́рковь Австра́лии (АЦА; Anglican Church of Australia), одна из старейших поместных церквей в составе Англиканского содружества. Вторая по числу последователей религиозная община Австралии (после Римско-католической церкви). До 1984 г. носила название Церковь Англии в Австралии (Church of England in Australia).
История
Первым христианским проповедником в Австралии был англиканский священник Р. Джонсон, прибывший сюда в январе 1788 г. с Первым флотом. 3 февраля 1788 г. на месте будущего г. Сидней он совершил первое на континенте христианское богослужение. В том же году состоялся первый контакт между англичанами и коренными австралийцами. Джонсон считал своей задачей не миссионерскую деятельность, а духовное попечение о колонистах, однако интересовался местной культурой и, когда у него родилась дочь (1790), он назвал её именем из языка коренных жителей – Мильба. В 1793 г. Джонсон на собственные средства построил первый в Австралии христианский храм. В марте 1794 г. в колонию прибыл второй англиканский священник, С. Марзден, который вскоре стал первым христианским миссионером в Новой Зеландии. Количество колонистов и англиканского духовенства в Австралии быстро росло, и в октябре 1824 г. здесь был создан архидиаконский округ в составе епархии Калькутты. Первым архидиаконом Нового Южного Уэльса стал Томас Скотт; в 1829 г. его сменил Уильям Бротон, который в 1836 г. стал первым англиканским епископом Австралийским (и единственным человеком, когда-либо носившим этот титул). В период с 1788 по 1836 гг. Англиканская церковь в Австралии занимала столь же привилегированное положение, как и в самой Англии. Причиной этому была интеграция англиканского духовенства в административную систему колоний, в которой ощущалась нехватка образованных людей. Это привело к антагонизму между священниками и составлявшими большинство колонистов каторжниками. Среди последних было много политзаключённых – ирландцев-католиков, что ещё более обостряло конфликт. По той же причине у малочисленных английских священников не получалось начать миссию среди местных жителей, враждебно настроенных к колонистам, которые захватывали их земли. Проповедь христианства коренным австралийцам началась лишь в 1832 г. благодаря деятельности Церковного миссионерского общества (ЦМО).
В 1836 г. Англиканская церковь в Австралии была лишена своего привилегированного статуса и уравнена в правах с остальными христианскими конфессиями. Это положительно сказалось на её развитии. Духовенство стало свободно не только от административной работы, но и от формального пастырского попечения о каторжниках, не принадлежавших к англиканству, которое перешло к прибывшим в Австралию священнослужителям других церквей. Австралийская конституция 1901 г. гарантировала свободу совести всем жителям страны. На тот момент англикане составляли около 40 % населения Австралии и были здесь крупнейшей христианской общиной.
Из-за быстрого роста числа членов Церкви Англии в Австралии в результате иммиграции возникла необходимость в создании новых епархий. В 1842 г. открылась вторая в Австралии англиканская епархия – Тасманийская. В 1847 г. Австралийская епархия была разделена на епархии Сиднея, Аделаиды, Ньюкасла и Мельбурна. Епископом Сиднея остался Бротон. Он сам и его преемники по кафедре до 1933 г. носили титул «примас Австралии». В октябре 1850 г. Бротон провёл в Сиднее первое совещание англиканских епископов Австралии и Новой Зеландии. Материальное положение новых кафедр поддерживалось основанным в 1840 г. в Англии Фондом колониальных епархий (Colonial Bishoprics Fund). Во 2-й половине 19 в. при помощи Общества распространения евангелия (ОРЕ) вдоль т. н. пограничья английских поселений было создано еще несколько епархий – Гоулберна (1863, с 1950 г. – Канберры и Гоулберна), Графтона и Армидейла (1867, в 1914 г. разделена на 2 епархии), Батерста (1870), Балларата (1875), Северного Квинсленда (1879), Риверины (1884) и Рокгемптона (1892). Созданные по инициативе епископа Рокгемтонского Н. Доза «братства буша» (Bush Brotherhoods) оказывали поддержку англиканскому духовенству, несущему служение в опасном, малонаселённом и бедном «пограничье». Это помогло англиканской церкви сохранить своё влияние на первопроходцев и колонистов в этом регионе. Во 2-й половине 19 в. среди австралийских англикан наметилось противостояние между англоевангеликами и англокатоликами, характерное для дальнейшей истории этой церкви вплоть до настоящего времени. Оно обусловливалось как различиями в подходах между действовавшими в Австралии крупнейшими миссионерскими обществами (англоевангелическим ЦМО и англокатолическим ОРЕ), так и насторожённым отношением к католичеству – вере «ирландских бунтовщиков» – со стороны колонистов-протестантов, многие из которых принадлежали к имущим сословиям.
В 1898 г. в составе Церкви Англии в Австралии была образована епархия Новой Гвинеи; в 1977 г. эта епархия получила самостоятельность, образовав Англиканскую церковь Папуа-Новой Гвинеи.
В последнем десятилетии 19 – начале 20 вв. Церковь Англии в Австралии была разделена на несколько церковных провинций во главе с архиепископами, в каждой из которых было по несколько епархий. Архиепископские кафедры появились в Сиднее (1897), Мельбурне (1905), Брисбене (1905), Перте (1914). Позже их число достигло пяти, когда в 1970 г. была создана провинция Южной Австралии с архиепископской кафедрой в Аделаиде. С 1933 г. должность примаса Австралии перестала быть связанной с какой-либо одной кафедрой.
В январе 1962 г. австралийская Англиканская церковь получила автокефалию в рамках Англиканского содружества, став независимой от Церкви Англии. Начиная с 1984 г. она сменила название с «Церковь Англии в Австралии» на «Англиканская церковь Австралии». Тем не менее, как и прочие англиканские церкви, АЦА официально считает учение Церкви Англии в том виде, в каком оно изложено в «Книге общественного богослужения», критерием своей веры.
Административное устройство
Высший соборный орган Англиканской церкви Австралии – Генеральный синод, состоящий из палат епископов, духовенства и мирян; 2-я и 3-я избираются епархиальными синодами, а также включают ряд церковных должностных лиц. Предстоятель Англиканской церкви Австралии носит титул «примас Австралии». По действующей конституции АЦА, он избирается из числа епархиальных архиереев, однако фактически им становится один из архиепископов, возглавляющих церковные провинции АЦА. Предстоятель избирается на 6 лет, после чего он может быть один раз переизбран ещё на 3 года. Как и другие епископы, он не может быть старше 70 лет.
В настоящее время АЦА состоит из 5 провинций, границы которых в основном совпадают с гражданским административным делением страны, и одной экстрапровинциальной (автономной) епархии – Тасманийской. Провинция Запада Австралии совпадает с одноимённым штатом и включает епархии Перта (архиепископия), Северо-Западной Австралии, Банбери. Провинция Квинсленда совпадает со штатом Квинсленд и Северной территорией и включает епархии Брисбена (архиепископия), Северного Квинсленда, Северной территории, Рокгемптона. Провинция Южной Австралии совпадает с одноимённым штатом и включает епархии Аделаиды (архиепископия), Марри, Вилохры. Провинция Виктории совпадает с одноимённым штатом и включает епархии Мельбурна (архиепископия), Балларата, Бендиго, Гиппсленда, Вангаратты. Провинция Нового Южного Уэльса совпадает с одноимённым штатом и включает епархии Сиднея (архиепископия), Армидейла, Батерста, Канберры и Гоулберна, Графтона, Ньюкасла, Риверины. Во главе каждой провинции стоит архиепископ, которые одновременно является правящим архиереем своей епархии.
Как и в других англиканских церквах, епархии делятся на архидиаконские и деканские округа, которые состоят из приходов, возглавляемых настоятелями. В некоторых епархиях существуют епископы-ассистенты, часть из которых имеют в своём подчинении какую-либо территорию. Коренные народы окормляет национальный епископ для аборигенов и национальный епископ для островитян Торресова пролива; оба – епископы-ассистенты.
«Сиднейское англиканство»
Характерная особенность Англиканской церкви Австралии, отличающая её от прочих англиканских церквей, – сильное консервативное англоевангелическое движение, близкое к традиции английского пуританства 17 в. и современным консервативным протестантским церквам США. Из-за того, что наибольшим влиянием это течение пользуется в Сиднейской епархии, где к нему принадлежит практически всё духовенство, оно получило название «сиднейского англиканства». Для «сиднейцев» характерен умеренный буквализм в толковании Священного писания, кальвинистское понимание Церкви и таинств, акцент на личной вере человека, редкое совершение евхаристии, минимум обрядности, неприязненное отношение к церковным облачениям (многие священники совершают службу в обычной одежде), причащение подростков до конфирмации, отрицание женского священства (с протестантских позиций, как «небиблейской практики») и однополых браков. Сиднейская епархия по сути представляет собой «церковь в церкви» среди более либерального и более склонного к англокатолической традиции австралийского англиканства. Взгляды «сиднейских англикан» нередко становятся причиной серьёзных конфликтов епархии с остальной АЦА.
В Сиднейской епархии епископ и большинство священников принадлежат к консервативно-протестантской Англиканской церковной лиге (Anglican Church League), тогда как те, кто отрицает кальвинистское богословие и следуют англокатолическим традициям в богослужении, таким как ежевоскресное совершение евхаристии, как правило, состоят в более либеральном Англиканском объединении (Anglicans Together). Священники Сиднейской епархии неоднократно оказывали поддержку независимым общинам евангеликов как на территории самой епархии, так и за ее пределами. Существуют проекты по интеграции таких общин в Сиднейскую епархию. Епархия активно участвует в традиционалистском движении Англиканской реформы и призывает принять в Англиканское содружество Провинцию Англиканской церкви в Северной Америке, отделившуюся от Епископальной церкви США. Сиднейские епископы участвуют в конференциях ГАФКОН. Руководство епархии поддерживает связи с австралийскими правыми политическими партиями.
Богослужение
На протяжении большей части истории Англиканской церкви Австралии богослужение в ней совершалось по «Книге общественного богослужения» Церкви Англии. В 1960–1970-х гг. началась работа по пересмотру литургической практики. Однако из-за влияния англоевангеликов литургические реформы в АЦА пошли по консервативному пути сохранения содержащихся в старом служебнике протестантских богословских акцентов. Изданный в 1978 г. первый официальный «Австралийский служебник» («An Australian Prayer Book») содержал два чина литургии. 1-й был, по сути, современным переложением соответствующего текста из «Книги общественного богослужения»; 2-й был приближен к древним литургическим образцам, значительно переработанным в протестантском духе; например, из евхаристической молитвы был изъят эпиклесис. В 1995 г. вышел «Служебник для Австралии» («A Prayer Book for Australia»). Как и предыдущий служебник, он был лишь допустимой альтернативой «Книге общественного богослужения» и отличался от неё в англокатолическую сторону. Появление этого служебника вызвало протест консервативно-протестантски настроенной части членов АЦА. Епархия Сиднея отказалась использовать книгу, выпустив собственный служебник «Воскресные службы» («Sunday Services», 2001), представляющий собой дополнение к «Книге общественного богослужения».
С 1992 г. в АЦА рукополагают женщин в сан священника, с 2008 г. – в сан епископа. В 2017 г. первая женщина стала архиепископом и возглавила провинцию Западной Австралии. Общецерковной нормы в этой сфере в АЦА не существует, и в некоторых епархиях женщин-священников нет.
Монашество
Первые англиканские монашеские сообщества – мужское Братство Святого Варнавы и женская Община святого имени – появились в Австралии в начале 20 в. В настоящее время в АЦА официально существует 12 монашеских общин, которые входят в Консультативный совет по англиканскому монашеству в Австралии (Advisory Council for Anglican Religious Life in Australia).
Образование
Англиканская церковь Австралии заложила основы образовательной системы Австралии и продолжает играть заметную роль в образовании и социальной защите населения страны. Церкви принадлежат более 140 средних школ (всего в стране более 10 580 школ). Образование в них платное, однако стоимость в разных школах существенно различается. Подготовка духовенства осуществляется в более чем десяти теологических колледжах, среди которых есть как англиканские, так и независимые протестантские учебные заведения. Крупнейший из ассоциированных с АЦА образовательных центров – основанный в 1891 г. Австралийский колледж теологии (Australian College of Theology).
Этические вопросы
В 2017 г. Генеральный синод принял постановление, в котором подчеркивалось, что брак – это пожизненный союз между мужчиной и женщиной. При этом отдельные епископы АЦА многократно высказывались в поддержку перспективы церковного благословения однополых браков и рукополагали в священный сан кандидатов, состоящих в однополых отношениях.
Статистика
Англикане никогда не составляли большинства населения Австралии, оставаясь при этом крупнейшей религиозной общиной страны. С 1986 г. большинство верующих австралийцев принадлежат к Римско-католической церкви, а АЦА занимает по этому показателю 2-е место. По данным на 2016 г., у АЦА приблизительно 3,1 млн последователей, что составляет около 13,3 % населения страны.