Англиканская церковь Танзании
Англика́нская це́рковь Танза́нии (АЦТ; англ. Anglican Church of Tanzania), одна из поместных церквей в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан Танзании.
История
Первыми христианами на территории современной Танзании были португальские моряки из экспедиции Васко да Гамы, прибывшие сюда в 1498 г. В 1503 г. португальцы захватили о. Занзибар. Их правление продолжалось до 1698 г., когда Занзибар был завоёван Оманом. Арабы превратили остров в процветающий центр торговли (в первую очередь рабами, пряностями и слоновой костью), из которого они контролировали значительную часть побережья Восточной Африки (Зандж). В 1832 г. оманский султан Сеид Саид перенёс на Занзибар свою столицу.
В 1844 г. в Зандж прибыл немецкий миссионер и исследователь И. Крапф. Он был лютеранским пастором, но действовал в качестве члена англиканского Церковно-миссионерского общества (ЦМО). Крапф перевёл на местный диалект суахили части Библии и «Книги общественного богослужения», однако существенных миссионерских успехов не добился. Тем не менее лингвистические изыскания Крапфа и составленные им словари существенно помогли будущим миссионерам. В 1857–1858 гг. в будущую Танзанию прибыла первая британская исследовательская экспедиция во главе с Дж. Спиком и Р. Бёртоном. В ходе их продвижения от побережья в глубь страны они открыли несколько миссий (в Морогоро и Додоме).
В июне 1884 г. Церковь Англии учредила епархию Восточной Экваториальной Африки, которая охватывала территории современных Кении, Танзании, Уганды и Руанды. Её первым епископом стал Дж. Ханнингтон, который сделал своим кафедральным городом Момбасу. Осенью 1885 г. Ханнингтон отправился в миссионерское путешествие в королевство Буганда (современная Уганда). 29 октября того же года по приказу короля Мванги II епископа жестоко убили. Позднее Церковь Англии канонизировала Ханнингтона как мученика (память 29 октября).
В конце 19 в. территория будущей Танзании была разделена между Германией, создавшей на Африканском континенте колонию Германская Восточная Африка (основана в 1884–1885, стала колонией в 1891), и Великобританией, установившей протекторат над султанатом Занзибар. После Первой мировой войны германские владения перешли под контроль Великобритании и стали называться Танганьикой.
В 1898 г. из огромной епархии Восточной Экваториальной Африки выделена епархия Момбасы, охватывавшая Кению и север Танзании. В 1927 г. на территории современной Танзании учреждена собственная епархия Центральной Танганьики с кафедрой в Додоме. Её первым епископом стал Дж. Чеймберз.
На Занзибаре англиканская миссия развивалась независимо от остальной Восточной Африки. В отличие от Танганьики, где англиканские миссионеры принадлежали в основном к англоевангелической традиции, представленной ЦМО, на Занзибаре большинство проповедников были англокатоликами из Университетского центральноафриканского миссионерского общества (УЦАМО). Первыми миссионерами на Занзибаре были епископ У. Тоузер, а также священники С. Алингтон и Э. Стир. В 1864 г. они, с разрешения султана Занзибара, открыли на острове миссию УЦАМО. Работая в этой миссии, Стир перевёл на суахили значительную часть Библии и написал на этом языке сборник христианских песнопений, который сохраняет популярность в АЦТ и в 21 в. В 1892 г. на Занзибаре основана епархия. Первым епископом стал Ч. Смитис. К ней исторически относился также город Дар-эс-Салам на континентальном побережье, где трудились миссионеры УЦАМО.
В 1960 г. епархии Занзибара, Центральной Танганьики, Юго-Западной Танганьики (создана в 1952), Момбасы (Кения) и Масаси (Танзания, создана в 1926) объединились и получили от Церкви Англии автокефалию, образовав Провинцию Восточной Африки. В 1961 г. получила независимость Танганьика, в 1963 г. – Занзибар. В 1964 г. власть султана на Занзибаре была свергнута, и две страны объединились, образовав Танзанию. В 1960-х гг. в Танзании открыли ещё 4 епархии: Дар-эс-Салама (1963), Виктории-Ньясы (1963), Морогоро (1965), Западной Танганьики (1966).
В феврале 1969 г. в Додоме состоялся синод Провинции Восточной Африки, на котором было решено создать на её основе 2 самостоятельные англиканские церкви – Кении и Танзании. Разделение произошло в 1970 г. Первым архиепископом Танзании стал епископ Дар-эс-Салама Дж. Сепеку.
Современное состояние
Во главе Англиканской церкви Танзании стоит примас, имеющий титул архиепископа Танзании. Прежде примас по должности являлся также епископом Додомы, однако сейчас он может быть епископом любой из епархий.
Церковь состоит из 28 епархий: Занзибара, Масаси, Центральной Танганьики, Юго-Западной Танганьики, Бихамуруло, Кибондо, Дар-эс-Салама, Виктории-Ньясы, Морогоро, Западной Танганьики, Рувумы, Горы Килиманджаро, Кагеры, Мары, Таборы, Руахи, Мпвапвы, Рифтовой долины, Южной возвышенности, Танги, Кондоа, Шиньянги, Лверу, Китето, Невалы, Рорья, Тариме, Озера Руква.
Для АЦТ характерно историческое разделение на англокатолические (Занзибар и Дар-эс-Салам) и англо-евангелические регионы, что выражается в сосуществовании в этой церкви двух параллельных богослужебных традиций. В материковой части страны первым англиканским служебником была «Книга общественного богослужения» 1662 г. На Занзибаре епископ Ф. Уэстон в 1919 г. составил собственный служебник, соединив элементы «Книг общественного богослужения» 1662 и 1549 гг. и римско-католических служб; его 2-я редакция вышла в 1959 г. В 1960-х гг. восточноафриканские англикане англо-евангелической традиции подготовили «Служебник для Африки» (Liturgy for Africa) и «Единый служебник для Восточной Африки» (A United Liturgy for East Africa), который изначально составлен на английском и суахили. Стремясь преодолеть литургическое разделение, в 1995 г. АЦТ подготовила новый служебник, в котором были использованы элементы английского «Альтернативного служебника» 1980 г. и богослужебных книг американской, канадской, австралийской, южноафриканской англиканских церквей. Эта книга составлена только на суахили. На английском в ней присутствует лишь чин евхаристии.
Церкви принадлежат несколько крупных образовательных центров. Колледж Святого Филиппа в Конгве основан миссионером ЦМО из Канады священником Т. Уэстгейтом в 1913 г.; при основании назывался Гурон-колледжем (англ. Huron-college). Он принадлежит к англо-евангелической традиции. Преподавание ведётся на суахили и английском. Богословский колледж Святого Марка в Дар-эс-Саламе следует англокатолической традиции. Основан в 1908 г. Среди выпускников колледжа – множество епископов АЦТ, включая архиепископа В. Мокива (2008–2013). В 2007 г. архиепископ Д. Мтетемела (1998–2008) основал в Додоме Танзанийский университет Святого Иоанна (англ. St. John’s University of Tanzania), который предлагает образование по множеству направлений, включая богословие, педагогику, медицину, управление и социологию.
Помимо богословских колледжей, с АЦТ аффилировано множество начальных и средних школ, центров подготовки педагогов и воспитателей, а также несколько десятков больниц и медицинских центров (около 15% всей медицинской инфраструктуры Танзании).
АЦТ участвует в движении Англиканской реформы, входит в «Глобальный Юг» и ГАФКОН. После епископского рукоположения Дж. Робинсона (ноябрь 2006) АЦТ разорвала общение с Епископальной церковью США. Архиепископ В. Мокива лично участвовал в 1-й конференции ГАФКОН (2008) и поддержал создание Англиканской церкви в Северной Америке (2009). Его преемник, Дж. Чимеледья (2013–2018), занял примирительную позицию и отказался от участия во встречах ГАФКОН, однако многие епископы АЦТ продолжали приезжать на эти встречи. В 2016 г. палата епископов Генерального синода АЦТ проголосовала за активное возвращение своей церкви к участию в этой структуре. На 3-й конференции ГАФКОН (2018) присутствовала делегация АЦТ, в которую входил Чимеледья. Архиепископ М. Мндолва (избран в 2018, на июнь 2021 продолжает занимать должность) согласился участвовать, но в последний момент не смог приехать. В августе 2019 г. в Дар-эс-Саламе основано танзанийское отделение ГАФКОН; участвовавшие в нем епископы решили не посещать Ламбетскую конференцию 2020 г. (перенесена на 2022 из-за пандемии коронавируса).
По данным на 2020 г., АЦТ насчитывала 2,5 млн последователей, что составляет около 1,5 % населения Танзании.