Церковь Уэльса
Це́рковь Уэ́льса (англ. Church in Wales, валлийск. Yr Eglwys yng Nghymru), поместная церковь в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан Уэльса (Великобритания).
Территориально-юрисдикционная граница между Церковью Уэльса и Церковью Англии не вполне совпадает с административной границей Уэльса и Англии, однако расхождения незначительны.
История
В Уэльс, бывший частью Римской Британии, христианство проникло в конце 2 в. Первыми христианскими мучениками Уэльса считаются священники Юлий и Аарон, казнённые в Карлеоне около 302–305 гг. С начала 4 в. британские епископы участвовали в церковных соборах в Галлии и Италии. После завоевания юго-востока Британии англами, саксами и ютами в 5 в. христианство в этой части острова было практически уничтожено. При этом в кельтских землях запада современной Англии и Уэльса Церковь продолжала своё развитие. В Уэльсе 5–6 вв. было распространено монашество; здесь проповедовали Давид Валлийский, который считается святым покровителем Уэльса, Ильтуд, Патерн, Тейло и множество других местных монахов-миссионеров. Изначально устройство Церкви опиралось на кланово-племенные структуры. В 546 г. была основана Бангорская епархия – первая в Уэльсе епархия с территориальной юрисдикцией.
Около 600 г. начался быстрый процесс христианизации англосаксов римскими миссионерами; на соборе в Уитби (664) кельтская Церковь приняла римские обряды, что укрепило церковные связи валлийских и англосаксонских королевств. Вскоре после норманнского завоевания Англии (1066) англо-нормандские феодалы приступили к подчинению Уэльса, которое было завершено английским королём Эдуардом I в 1282 г. В результате присоединения к Англии 4 исторические валлийские епархии – Сент-Дейвидская, Сент-Асафская, Бангорская и Лландафская – были подчинены юрисдикции архиепископов Кентерберийских.
В 1535–1542 гг. остатки автономии Уэльса были упразднены, и страна стала частью Английского королевства; в этом статусе Уэльс пережил события Реформации в Англии. Реформация способствовала сохранению и развитию валлийского языка: в 1567 г. на него перевели «Книгу общественного богослужения», а в 1588 г. – Библию. Таким образом, письменный валлийский язык, вытесненный из официальной сферы английским, продолжал жить в церковном употреблении.
С 17 в. до середины 19 в. почти все епископы, назначаемые Церковью Англии на валлийские кафедры, были англичанами. Они не знали валлийского языка и редко жили в своих епархиях. Приходское духовенство было бедным и малообразованным. Это привело к широкому распространению в конце 17 в. «нонконформистов», или диссентеров, – протестантов (в основном пресвитериан, конгрегационалистов, баптистов и квакеров), отделившихся от Церкви Англии. После того как в 1689 г. диссентеры получили право легально существовать в Англии, их число увеличилось ещё более.
В начале 18 в. Уэльс стал одним из центров методистского движения. В Уэльсе получил распространение кальвинистский методизм, причём он затронул не только англикан, но и местных диссентеров – баптистов и конгрегационалистов. К 1750 г. в регионе было около 400 методистских групп (валлийск. seiadau – сообщества). Их лидерами были англиканские священники Д. Роуленд и У. Уильямс, а также мирянин-проповедник Х. Харрис. Методисты обращались к низшим слоям общества и широко использовали валлийский язык. Долгое время они не выступали против иерархии Церкви Англии; напротив, методисты призывали людей более осознанно и регулярно участвовать в богослужении в своих приходских храмах.
Англиканские священники, принявшие идеи методизма, настаивали на особой важности частого причащения. В то время в храмах Церкви Англии Евхаристия совершалась, как правило, 3–4 раза в год; методисты совершали её не реже 1 раза в неделю. Важным отличием методистов от «старых» диссентеров, которые также настаивали на важности личного религиозного опыта, было безразличие к конкретным формам богослужения или церковного устройства и отсутствие страха перед «энтузиазмом», как тогда называли любые проявления эмоциональности в духовной жизни. В Уэльсе методисты заслужили себе прозвище прыгунов (англ. jumpers) за то, что иногда буквально скакали от радости во время проповеди. Методисты одобряли использование музыки и пения за богослужением. Они проповедовали общепротестантскую доктрину оправдания верой, связывая оправдание с «обращением». Истинность этого опыта познавалась по «внутренней святости» (ощущении мира и близости к Богу) и «внешней святости» (нравственной жизни и служении ближнему). В 1811 г. уэльские методисты отделились от Церкви Англии; в 1826 г. они основали Пресвитерианскую церковь Уэльса, также известную как Кальвинистско-методистская церковь. К середине 19 в. к ней принадлежало больше жителей Уэльса, чем к Церкви Англии.
Опрос 1851 г. показал, что количество англикан в Уэльсе не превышало 10 % населения. Многие англиканские священники в регионе не жили в своих приходах, совмещали по нескольку должностей и не владели валлийским языком. Учитывая это, а также стремясь к укреплению местного самоуправления, британское правительство взяло курс на лишение Церкви Англии в Уэльсе государственного статуса. В сентябре 1914 г. парламент принял Акт о Валлийской церкви, начавший процесс отделения церкви от государства. Валлийские епископы лишались мест в палате лордов, вся церковная собственность на территории Уэльса передавалась новой Церковной комиссии по Уэльсу, а ответственность за движимое имущество ложилась на представительный орган Церкви Уэльса, который ещё предстояло сформировать. Церковные земли, приобретённые до 1662 г., были конфискованы в пользу местного самоуправления на образовательные и благотворительные цели. В 1919 г. парламент принял Акт об имуществе Валлийской церкви. Он определил 31 марта 1920 г. как дату окончания всех разделов и постановил выплатить Церкви Уэльса, потерявшей почти 90 % источников дохода, 1 млн фунтов стерлингов единовременной компенсации.
Всё это ещё не означало отделения Валлийской церкви от Церкви Англии; но после того как уэльский клир и епископат по закону более не мог входить в её представительные органы, такое разделение стало неизбежным. 10 февраля 1920 г. архиепископ Кентерберийский Р. Дэвидсон освободил валлийских епископов от всех присяг на каноническое послушание себе и своим преемникам и объявил о выходе 4 епархий Уэльса из состава своей церковной провинции с 31 марта того же года. Весной 1920 г. было объявлено о создании новой самостоятельной англиканской церкви – Церкви Уэльса, а 1 июня архиепископ Дэвидсон возвёл епископа Сент-Асафского А. Эдвардса в первого архиепископа Уэльского. Через несколько лет в Уэльсе были открыты 2 новые епархии: Монмутская (1921), а также Суонсийская и Бреконская (1923).
После обретения автокефалии Церковь Уэльса повысила в среде духовенства дисциплину и образовательный уровень. Это принесло свои плоды: на фоне снижения числа прихожан всех валлийских христианских организаций Церковь Уэльса в 1930–1950-х гг. росла. К 1950-м гг. она превратилась в крупнейшую христианскую церковь Уэльса и по состоянию на 2022 г. сохраняет этот статус. В 1945 г. в Уэльсе было около 5,8 % англикан, в 1960 г. – 6,8 %. Во 2-й половине 20 в. число прихожан Церкви Уэльса начало снижаться, однако этот процесс шёл намного медленнее, чем в других церквах.
В 2002–2012 гг. предстоятель Церкви Уэльса валлиец Р. Уильямс был архиепископом Кентерберийским – примасом Церкви Англии. Это первый в современной истории случай, когда эту должность занял человек, не являвшийся членом Церкви Англии.
Административная структура
Во главе Церкви Уэльса стоит примас с титулом «архиепископ Уэльский», который одновременно является правящим архиереем одной из епархий. Церковь состоит из 6 епархий, 4 из которых восходят своей историей к Средним векам; однако границы между епархиями были заново установлены в 1920-х гг.
Высшим соборным органом Церкви Уэльса является Церковное правление (англ. Governing Body); в других англиканских церквах этот орган обычно называется Генеральным синодом. Правление состоит из всех правящих архиереев, 51 представителя от духовенства и 86 представителей от мирян. Оно занимается вопросами веры, церковной дисциплины и богослужения.
Церковная собственность, включая храмы, управляется другой структурой – Церковным представительством (англ. Representative Body). Оно состоит из 26 членов, половина из которых – выборные представители духовенства и мирян от каждой епархии; 2-ю половину составляют епископы, некоторые церковные чиновники и специально кооптированные специалисты в финансово-хозяйственной сфере.
Назначением епархиальных архиереев занимается особая избирательная коллегия, состоящая из представителей всех епархий, – но та епархия, в которую предстоит назначить епископа, имеет двойное представительство. Архиепископ избирается Церковным правлением.
Богослужение
После отделения от Церкви Англии Церковь Уэльса получила возможность свободно определять своё богослужение, однако предпочла ничего не менять. Служебником церкви осталась английская «Книга общественного богослужения» 1662 г. и её валлийский перевод 1664 г. В 1944 г. был принят новый календарь, включавший многих уэльских святых, а после окончания Второй мировой войны 1939–1945 гг. началась работа над новыми богослужебными текстами. Она закончилась лишь в 1984 г. изданием новой, 2-томной «Книги общественного богослужения». Старый служебник, за исключением чинопоследований Евхаристии и Брака, был отменён.
Поскольку в Уэльсе исторически было много диссентеров, валлийское англиканство в противостоянии им приобрело консервативный англокатолический характер. Это отразилось и в служебнике 1984 г. Он содержал многочисленные изменяемые части (отсюда 2-томный формат), но при этом его язык и в английской, и в валлийской версиях был архаичен. В 2002 г. к служебнику вышло дополнение, и в таком виде он остаётся единственной богослужебной книгой Церкви Уэльса.
В 1980 г. Церковь Уэльса дозволила рукополагать женщин в диаконы, в 1995 г. – в священники, в 2013 г. – в архиереи. В 2017 г. Дж. Пенберти, первая женщина-архиерей Церкви Уэльса, стала епископом Сент-Дейвидским. С февраля 2022 г. женщины составляют большинство епископата Церкви Уэльса. Это единственный пример такого рода во всём Англиканском содружестве.
Вопросы этики
С 2005 г. Церковь позволила священникам вступать в однополые гражданские партнёрства (разрешены в Уэльсе с 2004). Личная жизнь в этих партнёрствах не регулируется на формальном уровне. Существуют литургические формы благословения однополых браков, заключённых по гражданском закону (разрешены в Уэльсе с 2014), но сама Церковь Уэльса не сочетает браком однополые пары.
Образование
Главные центры англиканского церковного образования в Уэльсе – Сент-Дейвидс-колледж в Лампетере (основан в 1822), который готовит духовенство, и Тринити-колледж в Кармартене (основан в 1848), предназначенный для обучения учителей церковных школ. Ныне оба колледжа входят в состав Университета Уэльса Тринити-Сент-Дейвид. Многие священники и церковные работники учатся в Англии.
На 2022 г. Церкви принадлежит около 170 начальных и средних школ общего образования; в них работают более 5 тыс. сотрудников и обучаются 21 тыс. детей и подростков.
Архитектура
В Уэльсе находится почти 1/3 всех британских памятников архитектуры национального значения; здесь сохранилось огромное количество средневековых церквей, некоторые из которых были основаны в 6–7 вв. Две трети храмов, принадлежащих Церкви Уэльса, – памятники старины. Типичная форма средневековых валлийских церквей – простое вытянутое здание из камня с двускатной крышей, над которой возвышается западный фасад, образуя звонницу под один колокол. После английского завоевания Уэльса в городах Бангор, Сент-Асаф, Сент-Дейвидс, Ньюпорт, Лландаф (Кардифф) и Брекон были возведены величественные соборы в романском стиле. Многие из них позже перестраивались с добавлением элементов готики, однако первоначальная структура здания во всех случаях сохранилась.
Поскольку во время Реформации в Англии Уэльс был удалённой, труднодоступной и бедной частью страны, многие из местных деревенских храмов избежали серьёзных переделок. В них сохранились средневековые росписи и элементы деревянного декора.
Статистика
По данным на 2018 г., в качестве членов приходов Церкви Уэльса с правом голоса зарегистрированы более 42,4 тыс. человек (1,5 % населения Уэльса). Богослужения в храмах Церкви за год хотя бы несколько раз посетили более 206 тыс. человек (6,6 % населения). На Пасху и Рождество к причащению приступают более 46 тыс. человек, а по воскресеньям храмы в Уэльсе посещают около 32 тыс. человек.
Церкви Уэльса принадлежат около 1500 приходов (80 % из них сельские) и почти 1300 храмов, в которых служат более 600 священников и диаконов; примерно 20 % духовенства не получают содержания.