Церковно-миссионерское общество
Церко́вно-миссионе́рское о́бщество [ЦМО; англ. Church Missionary Society (1812–1995), Church Mission Society (с 1995), CMS], британское христианское миссионерское общество. Слово «церковь» в названии относится к Церкви Англии, с которой ЦМО с момента основания имеет тесные связи. Исторически ЦМО представляло евангелическое течение в англиканстве и часто принимало в свои ряды миссионеров из различных протестантских церквей.
В 19 – начале 20 вв., наряду с Обществом по распространению знаний о христианстве (ОРЗХ, основано в 1698) и Обществом распространения Евангелия за рубежом (ОРЕ, основано в 1701), ЦМО было главным орудием распространения англиканства по всему миру. Членами ЦМО были многие выдающиеся священники и епископы Церкви Англии. Целый ряд поместных церквей Англиканского содружества обязан ЦМО своим возникновением. Тем не менее ЦМО является независимой организацией и не состоит в административном или финансовом подчинении руководству Церкви Англии или британским государственным институциям.
В конце 19 в. начался процесс обособления региональных филиалов ЦМО. В настоящее время бывшие части ЦМО в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Южной Африке и ряде других стран полностью самостоятельны и, несмотря на сохранение своего исторического названия, не зависят от центрального руководства в Великобритании.
Предыстория
Контекстом, в котором возникло ЦМО, стало «евангельское возрождение» – совокупность народных духовных движений, появлявшихся в Великобритании начиная с 1730-х гг. и приведших, в частности, к становлению евангелического течения в Церкви Англии. Сохраняя верность англиканскому вероучению и церковному устройству, представители этого движения настаивали на ключевой роли личной веры и благочестия в духовной жизни.
В результате смягчения законодательных ограничений в отношении диссентеров, проходившего одновременно с ростом Британской колониальной империи, в Великобритании стали появляться протестантские миссионерские общества, ориентированные на проповедь среди местного нехристианского населения колоний, – Баптистское миссионерское общество (1792), объединявшее протестантов разного толка Лондонское миссионерское общество (1795) и пресвитерианское Шотландское миссионерское общество (1796).
Существовавшие англиканские миссионерские общества ОРЗХ и ОРЕ действовали на основании королевских хартий, серьёзно сковывавших инициативу. Кроме того, они изначально были нацелены на работу среди колонистов европейского происхождения и в 18 в. практически не вели регулярной миссии среди коренных жителей колоний.
Основание ЦМО было непосредственно связано с деятельностью группы англоевангеликов, позже известной под шутливым наименованием «Клэпемская секта». Среди членов группы были настоятель Троицкой церкви в Клэпеме Дж. Венн и его сын, священник Г. Венн, аболиционисты У. Уилберфорс, Г. Шарп и Т. Кларксон, филантропы Г. Торнтон и Х. Мор, парламентарии Т. Фауэлл-Бакстон, Э. и У. Смиты, бывший генерал-губернатор Индии Дж. Шор, барон Тейнмаут, губернатор Сьерра-Леоне и будущий сооснователь Лондонского университета З. Маколей, а также многие другие известные люди своего времени. Членов «Клэпемской секты» объединяли в основном социальные задачи: борьба за отмену рабства и за реформу британской пенитенциарной системы, улучшение условий труда рабочих. В конце 1790-х гг. члены группы образовали аболиционистское Общество по образованию африканцев (англ. Society for the Education of Africans), а в 1799 г. создали в Портсмуте Африканскую академию, где получали образование несколько десятков коренных жителей Сьерра-Леоне.
Второй группой, содействовавшей образованию ЦМО, было «Эклектическое общество» – кружок англиканских священников, в который входили Дж. Венн, Дж. Ньютон, Р. Сесил, Дж. Пратт и Г. Фостер. Именно в среде «Эклектического общества» впервые родилась идея создания независимой негосударственной организации для христианского просвещения жителей британских колоний.
Члены обоих кружков считали, что Церковь Англии должна осуществлять в колониях активную миссионерскую деятельность, усматривая в этом благо не только для местных жителей, но и для Церкви. Сохраняя полную лояльность англиканству, они осознавали косность традиционных государственных и церковных механизмов, а также видели перед собой пример успеха независимых протестантских миссий. Члены «Клэпемской секты» и «Эклектического общества» стремились создать такую миссионерскую структуру, которая, действуя совершенно независимо и поддерживая частную инициативу, сохраняла бы при этом связь с Церковью Англии и способствовала росту англиканства в колониях.
Начало деятельности
Учредительная встреча ЦМО состоялась 12 апреля 1799 г. На ней было решено уведомить об основании Общества архиепископа Кентерберийского, епископа Лондонского (поскольку встреча проходила на территории его епархии) и епископа Даремского (как главу миссионерского комитета ОРЗХ). Основатели назвали новую миссионерскую структуру Обществом миссий в Африку и на Восток (англ. Society for Missions to Africa and the East), но это наименование не прижилось и мало употреблялось до официальной смены названия в 1812 г. Несмотря на подчёркнутую демонстрацию лояльности руководству Церкви Англии, епископы не выразили поддержки этому начинанию, хотя и противодействия тоже не оказали. Более того, в данный период сама идея активной проповеди христианства среди «языческих народов» не вызывала широкого понимания в английском обществе, а многие британские политики и купцы считали, что миссионеры ухудшат отношения между колониальными властями и местными правителями, создав ненужные угрозы интересам британских компаний.
Первым «секретарём», т. е. фактическим руководителем, ЦМО был Т. Скотт – священник, некогда принявший сан из карьерных соображений, но позже переживший обращение и ставший убеждённым англоевангеликом. В 1802 г. его сменил священник Дж. Пратт. В качестве своих первых миссионеров Общество пригласило двух немецких студентов-лютеран из Берлина – М. Реннера и П. Хартвига, которые вскоре отправились в Западную Африку. В таком привлечении лютеран из материковой Европы в качестве сотрудников англиканской миссии не было ничего нового: ещё в 18 в. ОРЗХ направляло в Индию лютеранских пасторов из германских государств и Дании.
В 1815 г. епископом Глостерским стал один из друзей ЦМО – Г. Райдер, а в 1816 г. в Общество вступил Нориджский епископ Г. Батерст. Это обеспечило появление среди миссионеров ЦМО англиканских священников (1815). Хотя Общество попало в некоторую зависимость от иерархов Церкви Англии, которые могли отказать миссионерам в рукоположении, теперь их работа получила чёткую цель – образование местного населения колоний англиканских приходов.
В середине 1820-х гг. в составе ЦМО трудилось около 100 миссионеров. Примерно в равных долях в это число входили лютеранские пасторы из Германии, англичане-миряне и священники Церкви Англии. К 1824 г., когда Дж. Пратт ушёл в отставку с поста секретаря Общества, результаты миссионерской работы были невелики. Множество миссионеров погибло от тропических болезней, обращённых было мало, конфликты с британскими властями и даже с епископами Церкви Англии в колониях происходили часто. Однако ЦМО смогло изменить отношение к миссионерству среди простых британцев. Ежегодные пожертвования на нужды Общества в 1824 г. составили 40 тыс. фунтов стерлингов (около 2,7 млн в эквиваленте 2023) и продолжали расти; собрания ЦМО, проходившие публично, привлекали множество людей; число желающих стать миссионерами также увеличилось, и вокруг самого миссионерского служения стал формироваться романтический ареал. В 1820 г. в лондонском районе Ислингтон был основан колледж Церковно-миссионерского общества, просуществовавший до 1915 г. и за это время подготовивший около 600 миссионеров.
В 1824–1831 гг. главой Общества был известный оппонент Оксфордского движения, англоевангелический священник Э. Бикерстет, которого сменил сын Дж. Венна Генри. Он стал одним из крупнейших миссиологов за всю историю англиканства и выдающимся борцом с работорговлей.
Г. Венн и новые идеи в миссиологии
В отличие от большинства миссионеров 19 в. Г. Венн выступал против патерналистского отношения к народам, среди которых ведётся миссия. Он был убеждён, что деятельность миссионеров ЦМО не должна быть направлена на христианизацию той или иной страны, поскольку христианизация не может быть ни скорой, ни искренней. Согласно Венну, цель миссии Общества – максимально быстрое (желательно в первом же поколении) создание полностью независимых от Церкви Англии «туземных» церквей со всей необходимой структурой, включая собственный епископат. Эти церкви могут быть невелики численно, но именно на них, а не на европейских миссионеров, следует возложить задачу по распространению христианства как среди тех народов, к которым они принадлежат, так и в соседних регионах. После того как в некоей стране образована «туземная» церковь, европейские миссионеры должны считать свою задачу выполненной и прекратить деятельность в этой стране, ограничиваясь лишь помощью местной церкви, причём лишь по просьбе последней и под её руководством. Венн называл это «эвтаназией миссии»; он рассматривал сам феномен европейского миссионерства среди других народов как задачу настоящего момента, которую надлежит выполнить и в разумные сроки завершить раз и навсегда (Stock. 1899. Vol. 2. P. 415).
Одновременно с Г. Венном идею «туземных» церквей как цели миссионерской работы в тот же период выдвигали такие деятели, как американский миссиолог Р. Андерсон и выдающийся британский проповедник и китаист Дж. Тейлор.
Г. Венн также был сторонником равноправного участия женщин в миссионерской работе. Это вызывало непонимание как в самой Великобритании, где идея женщины-проповедницы казалась немыслимой, так и во многих странах Азии и Африки, в которых взгляды на социальную роль женщины были ещё более патриархальными. Для вовлечения в миссионерскую работу женщин, особенно «туземных», было необходимо дать им хотя бы минимальное образование. ЦМО открывало школы, где женщин и девочек обучали грамоте, математике и основам естествознания, – зачастую первые женские школы в этих странах. К концу 19 в. среди миссионеров ЦМО женщин было около четверти, не считая жён и дочерей миссионеров-мужчин.
Г. Венн занимал пост главы ЦМО до своей кончины в 1873 г. В 20 в. Дж. и Г. Венны были канонизированы Церковью Англии (память 1 июля).
Первые миссии
Западная Африка
Первые проповедники ЦМО в Африке, немцы М. Реннер и П. Хартвиг, в 1804 г. начали работу среди племён сусу на территории современной Гвинеи, однако дела продвигались медленно. Новая группа миссионеров-немцев, прибывшая в 1812 г., целиком погибла в течение 2 лет.
В 1814 г. при поддержке британского губернатора Сьерра-Леоне Ч. Маккарти (католика по вероисповеданию) во Фритауне была устроена школа для местного населения, состоявшего в значительной мере из бывших невольников. После кончины Маккарти в 1824 г. школа на некоторое время пришла в упадок, но была возобновлена в 1827 г. под руководством Ч. Хензеля – немецкого миссионера, имевшего сан священника Церкви Англии, и чёрного священника Епископальной церкви США Э. Джонса.
Одним из учеников этой школы был С. Кроутер, позже ставший одним из наиболее выдающихся миссионеров своего времени. Он происходил из народов группы йоруба. В 1821 г. вместе с несколькими членами своей семьи он был продан в рабство португальцам, однако корабль, на котором его перевозили, оказался перехвачен британским военным судном. Освобождённых рабов доставили в г. Фритаун в Сьерра-Леоне. Здесь подросток изучил английский язык и крестился по англиканскому обряду, получив имя и фамилию, под которыми стал известен. Благодаря своим незаурядным способностям в области лингвистики Кроутер смог получить образование в Англии, где был представлен ко двору.
В 1841 г. С. Кроутер и Дж. Шон отправились в экспедицию вглубь Африканского материка, которая вскоре окончилась провалом – почти все европейцы в её составе погибли от малярии. Кроутер поехал в Великобританию, где в 1843 г. был рукоположен в сан священника. В том же году он вернулся в Нигерию, где совместно с другим миссионером ЦМО, прибывшим сюда в 1843 г., Г. Таунсендом, открыл миссию в г. Абеокута на юго-западе страны, а затем ещё в нескольких городах (Ойо, Ибадане, Ифе, Илеше, Раббе).
С. Кроутер организовал перевод на язык йоруба Библии (значительную часть текста он перевёл лично) и «Книги общественного богослужения», а также составил словарь и грамматику этого языка. В 1864 г. Кроутер был рукоположен в епископы с юрисдикцией над «Западной Африкой за пределами владений британской короны», хотя его кафедра была в г. Лагос на юго-западе Нигерии, в границах британских владений. Кроутер стал первым чёрным епископом в истории англиканства. Он скончался 31 декабря 1891 г. в Лагосе. После его смерти ЦМО не смогло развить главную составляющую миссионерского успеха Кроутера – максимально широкое привлечение местных, африканских проповедников. Более того, британцы несколько лет откладывали назначение преемника Кроутера на епископской кафедре. В 20 в. Кроутер был канонизирован несколькими англиканскими церквами (память 31 декабря).
Новая Зеландия и Австралия
Новая Зеландия была одним из немногих мест, где распространение христианства происходило до, а не после европейской колонизации. В начале 19 в. два вождя маори, Руатара и Хонги Хика, посетили английские колонии в Австралии, а затем и Великобританию, где их покорила мощь европейской цивилизации. Руатара пригласил в Новую Зеландию С. Марсдена, обещав ему своё покровительство. Первое англиканское богослужение в Новой Зеландии было совершено в день Рождества Христова (25 декабря) 1814 г. на побережье залива Бей-оф-Айлендс рядом с современным г. Керикери в северной части страны. В последующие годы в Новую Зеландию прибыли другие миссионеры ЦМО (Т. Кендалл, Дж. Батлер, Дж. Кинг, У. Холл и др.), однако стабильному развитию миссии помешала кончина её покровителя – вождя Руатари (1815), сложные отношения с другими вождями и импорт в страну огнестрельного оружия, породивший Мушкетные войны. Ситуацию смог изменить Г. Уильямс, который прибыл в Новую Зеландию в 1823 г. Уильямс обратил в христианство значительную число маори. Его брат, У. Уильямс, позже присоединившийся к миссии, начал работать над переводом Библии и «Книги общественного богослужения» на язык маори. Г. Уильямс также сыграл важную политическую роль, способствовав подписанию договора Ваитанги между маори и британскими властями; этот договор был призван защитить права коренных жителей Новой Зеландии ценой передачи страны под контроль Великобритании.
В 1841 г. в страну прибыл первый англиканский иерарх – епископ Новозеландский Дж. Селвин. Он принадлежал к «Высокой церкви» и был сторонником Оксфордского движения, что привело к конфликту с миссионерами ЦМО, не привыкшими к контролю со стороны церковных властей.
Англиканские миссионеры успели оказать существенное влияние на новозеландскую культуру ещё до массового прибытия европейских колонистов, а современное словосочетание «Te Hahi Mihinare», на языке маори означающее «Англиканская церковь», буквально переводится как «Церковь миссионеров».
В Австралии миссия ЦМО вначале оказалась неудачной. В 1825 г. У. Уотсон и И. Хандт основали миссию Веллингтон-Валли в Новом Южном Уэльсе с намерением проповедовать коренным жителям страны, но из-за тяжёлых условий жизни и конфликтов её пришлось закрыть. Деятельность Общества в Австралии возобновилась лишь в 1892 г., а в 1916 г. австралийская ветвь ЦМО стала автономной структурой, которая сама направляла миссионеров в другие страны.
Вест-Индия
Положение дел в Британской Вест-Индии имело ряд существенных отличий от других мест, где работало ЦМО. Основным объектом миссии здесь было не коренное население, а чёрные рабы и их потомки. Британцы в 1807 г. запретили ввоз невольников, а в 1834 г. рабы получили полную свободу. В 1927 г. миссионеры ЦМО прибыли на Ямайку и в Британскую Гвиану.
Их деятельность в этом регионе не была особенно успешной. Во-первых, Церковь Англии в значительной мере дискредитировала себя среди невольников многолетней безучастностью к их судьбе – несмотря на то что отдельные англиканские священники (например, Дж. Рамси) выступали с непримиримой критикой рабства. При этом миссионеры других протестантских церквей, в первую очередь баптисты, методисты и моравские братья, стабильно более решительно и последовательно выступали против рабовладения. Во-вторых, ещё в 1824 г. в Британскую Вест-Индию были поставлены первые епископы Церкви Англии с кафедрами на Ямайке и на Барбадосе. Они стремились контролировать любую англиканскую церковную активность в границах своей юрисдикции и резко ограничивали свободу действий ЦМО.
Тем не менее отдельные миссионеры Общества продолжали работу в регионе. Так, на Ямайке много лет (1835–1866) трудился священник-миссионер Ч. Мэй, а в Британской Гвиане до 1853 г. находился «апостол индейцев Гвианы» священник-миссионер Дж. Берно.
Британская Индия
Индия, как и Вест-Индия, к началу 19 в. была уже знакома с христианством: здесь были общины автохтонных «христиан апостола Фомы» (с 1–3 вв.), католики (с 16 в.) и англикане (с 17 в.). С 1706 г. на территориях, неподконтрольных Британской Ост-Индской компании (БОИК), действовала англиканско-лютеранская Транкебарская миссия. В конце 18 в. в Индию стали прибывать различные протестантские миссионеры, в первую очередь из Баптистского миссионерского общества (У. Кэри).
В 1814 г. в Индии была открыта первая англиканская епархия (Калькуттская), и в том же году в страну приехали проповедники ЦМО. Первыми из них были немцы Дж. Шнарре и Ч. Рениус, открывшие 2 миссии в Бенгалии, 2 – в Ченнаи (Мадрасе), а в 1816 г. – 3 миссии в Траванкоре. Вскоре появились новые миссионерские центры: в 1820 г. – в Агре (здесь миссию возглавлял будущий епископ Лахора В. Френч, основавший в 1853 Агрский Сент-Джонс-колледж), Бенаресе (Варанаси), Бомбее (ныне Мумбаи), Тирунелвели; в 1822 г. – в Калькутте (ныне Колката); в 1841 г. – на территории современного штата Андхра-Прадеш; в 1852 г. – в Пенджабе.
К 1817 г. несколько миссионеров ЦМО прибыли на Цейлон, открыв первые миссии в городах Канди, Котте, Джафна и Баддегама. К 1832 г. в стране работало уже 11 проповедников Общества; в 1850 г. миссионерский центр был создан в тогдашней столице Коломбо.
В 1835 г. структуры Церкви Англии в Индии стали самостоятельной митрополией, что позволило создавать новые епархии и приходы без одобрения британского парламента. Епископ Калькуттский Д. Уилсон был сторонником сильной архиерейской власти, что ограничивало инициативу миссионеров, но являлся англоевангеликом и разделял многие идеи ЦМО.
Следствием деятельности ЦМО и лично Д. Уилсона явился серьёзный конфликт между миссионерами (и индийским англиканством в целом) и исторической Сиро-яковитской православной церковью, приведший к нескольким расколам внутри последней.
Восстание сипаев 1857–1858 гг. нанесло сильный удар по всем европейским миссиям, включая ЦМО. Вместе с тем оно положило конец правлению БОИК, что в дальнейшей перспективе пошло на пользу миссионерам: миссии Общества открылись в Ауде, Аллахабаде (ныне Праяградж) и Западной Бенгалии среди санталов (1858), а также в Кашмире (1865).
Начиная со 2-й четверти 19 в. миссионеры ЦМО смогли обратить в англиканство ряд представителей интеллектуальной элиты Британской Индии – индуистской и исламской. Индуистский философ и полемист с христианством из Варанаси Н. Горе принял крещение в одной из миссий ЦМО с именем Неемия и в 1868 г. стал англиканским священником, а позже – монахом в незадолго до того основанном Обществе евангелиста Иоанна. Имад ад-Дин Лахиз, имам соборной мечети Агры и переводчик Корана на урду, много лет полемизировавший с христианством, крестился в 1866 г. и также стал англиканским священником и миссионером ЦМО.
Северная Америка
Ещё в 1820 г. ЦМО оказывала поддержку капелланам Компании Гудзонова залива, занимавшимся образованием детей коренных народов Канады. Один из таких капелланов, Дж. Уэст, в 1822 г. организовал Северо-западную американскую миссию в современной канадской провинции Манитоба. Вскоре к нему присоединились Д. Джонс (1823) и У. Кокрейн (1825). В 1850 г. обращённый миссионерами ЦМО индеец Г. Бадд стал первым англиканским священником из числа представителей коренных народов Северной Америки.
К концу 1860-х гг. миссионеры работали среди многих коренных народов Канады, включая кри, оджибве, кучинов, черноногих и инуитов.
В Британской Колумбии с 1857 г. при поддержке ЦМО действовала Северо-Тихоокеанская миссия, в которой трудился известный шотландский проповедник-мирянин У. Дункан. Он создал несколько христианских поселений из индейцев цимшиан, которые оказались успешны в том числе и экономически. В 1881 г. он оставил ЦМО и вообще англиканство, основав собственную независимую религиозную общину.
В целом в Канаде, как и в Австралии, из-за большого количества британского населения ЦМО могло действовать самостоятельно, и канадская ветвь Общества во 2-й половине 19 в. не только сама содержала миссионеров на своей территории, но и направляла их в другие страны.
Османская империя
Поскольку прямая миссия среди мусульманского населения была невозможна, в османских владениях, включая фактически самостоятельный Египет, ЦМО ограничивалось помощью местным христианским общинам и благотворительностью. Первым миссионером здесь стал У. Джоуэтт; в 1823–1824 гг. он трудился в Сирии и Палестине. В 1825 г. в Египет прибыла группа из 5 миссионеров, заявивших своей целью помощь африканским христианам – коптам и эфиопам. Миссия потерпела неудачу: члены ЦМО были высланы из Эфиопии (1844) и покинули Египет (1862). Египетская миссия была возобновлена лишь в 1882 г. под руководством Ф. Кляйна.
В 1841 г. Великобритания и Пруссия совместными усилиями учредили англиканскую епископию в Иерусалиме. Первым епископом стал М. Александер. Он происходил из прусской еврейской семьи, однако около 1820 г. переехал в Англию, где принял христианство и стал англиканским священником. Британские власти заверили султана, что Александеру будет запрещено заниматься миссионерской деятельностью среди его подданных как мусульманского, так и христианского исповедания. Аналогичные гарантии были даны архиепископом Кентерберийским У. Хоули Иерусалимскому патриарху Афанасию V. По соглашению между правительствами Великобритании и Пруссии кандидаты на протестантскую епископскую кафедру Иерусалима должны были назначаться двумя странами поочерёдно. После кончины Александера в ноябре 1845 г. его преемником по протекции Пруссии стал известный реформатский миссионер швейцарского происхождения С. Гоба. В отличие от предшественника он начал вести миссионерскую деятельность среди ближневосточных христиан (в основном православных), на что в 1850 г. было получено разрешение османского правительства. Гоба пригласил в османскую Палестину ЦМО, которое вскоре открыло в стране множество школ, а также построило англиканские храмы в Назарете (1871), Иерусалиме (1874), Наблусе (1882) и Рамалле (1888). В 1879 г. Гоба умер и его преемником стал англичанин Дж. Барклай, который также вскоре скончался (1881).
Небольшие миссии ЦМО были открыты также в османском Ираке – в Багдаде (1883) и Мосуле (1901).
Китай и Япония
Англиканские миссии в Китае действовали с 1808 г. В 1844 г. в эту страну прибыл первый миссионер ЦМО священник Дж. Смит, который в 1849 г. стал архиереем первой китайской епархии Церкви Англии с центром в Гонконге, которая называлась «епархия Виктории». Вместе со Смитом в Китай приехал священник Т. Макклэтчи, основавший миссию в Шанхае. Макклэтчи оставался в стране до кончины (1882). Были открыты миссии в провинциях Чжэцзян (1848), Фуцзянь (1850), Гуандун (1878) и Сычуань (1890), которая до середины 20 в. оставалась центром китайского англиканства. Благодаря проповеди английских, американских и канадских миссионеров в 1912 г. в Китае была создана Китайская англиканская церковь.
На территории современной Японии англиканские миссионеры появились в 1846 г.; проповедники ЦМО прибыли в страну в 1868 г., причём среди них было немало канадцев. В середине 1870-х гг. миссионеры ЦМО трудились в нескольких городах Японии – Нагасаки (Х. Бернсайд), Осаке (Ч. Уоррен), Иокогаме (Ф. Файсон), Токио (Дж. Пайпер), Ниигате (Г. Эвингтон) и на о. Хоккайдо (У. Денинг). В конце 19 в. миссионер ЦМО Дж. Батчелор, используя латинский алфавит, перевёл «Книгу общественного богослужения» на язык айнов.
Судан
Первая суданская миссия ЦМО была открыта в 1899 г. валлийским миссионером Л. Гуинном в Хартуме. Однако британские власти, ради сохранения лояльности местных жителей не желая нарушать религиозной монополии ислама, выступили против миссионерской активности в этой части страны; миссионерам было позволено работать лишь в сфере женского образования. В 1905 г. миссия была перенесена на юг Англо-Египетского Судана. Здесь среди пастухов-кочевников динка около 30 лет (1907–1936) трудился миссионер ЦМО А. Шоу. Он перевёл на язык динка части Библии и «Книги общественного богослужения», а также составил на этом языке несколько учебников для начального образования. Приёмный сын Шоу, Д. Денг-Атонг, впоследствии стал первым англиканским священником (1943) и епископом (1955) из числа коренных жителей Судана. В 1920 г. Церковь Англии создала епархию Египта и Судана с кафедрой в Каире; первым епископом стал Гуинн.
Восточная Африка
В Уганду первые миссионеры ЦМО прибыли по приглашению короля Мутесы I в конце июня 1877 г., став первыми христианскими проповедниками в этой стране. В июне 1884 г. Церковь Англии учредила епархию Восточно-Экваториальной Африки, которая охватывала территории современных Кении, Танзании, Уганды и Руанды. Её первый епископ Дж. Ханнингтон сделал кафедральным городом Момбасу. Осенью 1885 г. Ханнингтон был жестоко убит по приказу короля Мванги II. Позже Церковь Англии канонизировала Ханнингтона как мученика (память 29 октября). В 1885–1886 гг. в Буганде за свою веру погибли несколько сот христиан, из которых 22 католика и 23 англиканина известны по именам и почитаются как Угандийские мученики.
На Мадагаскар два миссионера ЦМО прибыли в 1863 г., но уже на следующий год они умерли, и миссия не возобновлялась. В 1844 г. в Зандж на территорию современной Танзании прибыл немецкий миссионер и исследователь И. Крапф, который был лютеранским пастором, но действовал от лица ЦМО. Крапф перевёл на местный диалект суахили части Библии и «Книги общественного богослужения», однако существенных миссионерских успехов не добился. Тем не менее лингвистические изыскания Крапфа и составленные им словари существенно помогли будущим миссионерам. В Руанде и Бурунди первыми представителями ЦМО стали врачи – Э. Смит и Л. Шарп, основавшие здесь миссии в 1916–1919 гг.
Конец 19 – начало 20 вв.
Позиция Г. Венна была плохо совместима как с предрассудками многих европейцев относительно способностей «нецивилизованных» народов к самостоятельности, так и с политикой Великобритании и ряда других европейских держав, стремившихся использовать миссионеров в качестве одного из инструментов колониальной политики, что стало особенно актуально после колониального раздела Африки в конце 19 в. Помимо этого, идея «туземного» англиканства зачастую сталкивалась с неприятием в самих британских владениях. Её отвергали как европейские поселенцы (особенно там, где их было много, – в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Вест-Индии, Южной Африке и Британской Индии), так и часть обращённых в англиканство местных жителей, считавших европеизацию благом. По всем этим причинам при следующих секретарях [Г. Райт (1872–1880), Ф. Уигрем (1880–1895), Г. Фокс (1895–1910)] ЦМО отошло от многих идей Венна, вернувшись к более патерналистской позиции. Принципы Венна лучше всего сохранились в тех регионах, где миссионеры ЦМО действовали вне прямого покровительства колониальных властей, в первую очередь в Китае, Корее и Японии.
В 1899 г. Общество широко отметило свой 100-летний юбилей. К этому моменту оно представляло собой одну из крупнейших миссионерских структур в мире. Общество поддерживало более 1650 миссионеров-европейцев, более 5 тыс. «туземных» учителей и около 500 «туземных» священников и диаконов. Из числа миссионеров ЦМО вышло 30 архиереев Церкви Англии. По всему миру Общество контролировало более 2 тыс. школ, в которых обучалось около 85 тыс. человек. Общество принимало активное участие в крупных миссионерских конференциях начала 20 в. – Нью-Йоркской (1900) и Эдинбургской (1910), которая заложила основы для создания Всемирного совета церквей.
Вместе с этим ЦМО, как и другие миссионерские общества, на рубеже 19 и 20 вв. столкнулось с рядом проблем. Рост национального самосознания приводил к давлению на европейских миссионеров в Китае, Корее и Японии. Активизация ислама стала причиной того, что ЦМО не решалось на открытую миссионерскую деятельность в Судане, Египте, Палестине и Персии, а также в исламских регионах Нигерии и Индии, находившихся под непосредственным контролем Великобритании; в этих местах Общество ограничивалось работой в области образования и медицины. В Восточной Африке деятельность ЦМО шла успешно, хотя здесь оно в известном смысле соперничало с ОРЕ, представлявшим традицию «высокой Церкви» в англиканстве. Схожее положение было в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В Японии растущая англиканская община была внутренне разделена на 4 течения, за каждым из которых стояли миссионеры из ЦМО, ОРЕ, Канады или США.
Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война нанесла по ЦМО серьёзный удар. Миссионеры Общества были высланы из германских колоний на западе Африки, а британские власти экстрадировали из Индии нескольких миссионеров-немцев, не приняв во внимание даже тот факт, что многие из них были священниками Церкви Англии. Несколько миссионеров отозвали в Великобританию для военной службы. В Африке германские и британские колониальные власти рекрутировали местных жителей, заставляя недавно обращённых африканских христиан сражаться по разные стороны линии фронта.
Помимо внешних сложностей, в Обществе назрел внутренний конфликт. ЦМО было основано группой англоевангеликов, однако оно принимало в свои ряды людей самых разных течений внутри англиканства, а порой и протестантов, в основном лютеран и пресвитериан. С. Бардсли, секретарь Общества в 1910–1924 гг., занял либеральную позицию по многим вопросам богословия и межцерковного сотрудничества, что создало условия для раскола. В 1922 г. группа из примерно 30 консервативных англоевангеликов во главе со священником Д. Барлеттом отделилась от ЦМО и образовала собственное Библейско-церковное миссионерское общество (англ. Bible Churchmen’s Missionary Society), с 1992 г. известное как «Кросслинкс» (англ. Crosslinks). Несмотря на взаимные претензии, последователи Барлетта старались не составлять конкуренции миссионерам ЦМО и не работать в тех же регионах, что и они.
Начиная с конца 19 в. ЦМО стало передавать заботу о «туземных» церквах в руки англиканской иерархии. Этот процесс быстрее всего проходил в регионах, давно принадлежавших Великобритании и имевших значительное британское население, – в Австралии, Новой Зеландии, Канаде и Индии. Так, австралийские, канадские и новозеландские отделения ЦМО стали способны сами вести миссию в других странах. Австралийское отделение, созданное в 1916 г., всего за несколько последовавших лет направило около 130 проповедников не только в удалённые районы Австралии и соседней Новой Гвинеи, но также в Танганьику и на Цейлон. Австралиец Дж. Чемберс в 1928 г. стал первым англиканским епископом Центральной Танганьики.
Восточная Африка в 1920–1930-х гг. представляла собой одно из мест, где классическая миссионерская работа продолжала оставаться востребованной. В Руанду, которая на тот момент контролировалась Бельгией, в 1914 г. прибыли миссионеры ЦМО А. Смит и Л. Шарп. В 1926 г. священник-миссионер Г. Гийбо в первый раз крестил местного жителя. Успех миссии в этом регионе был значительным. Этому способствовали как быстро и качественно сделанные переводы частей Библии и «Книги общественного богослужения» на местные языки, так и то, что миссионеры ЦМО проявляли большую открытость перед культурой населявших данный регион народов. В 1929 г. среди коренных жителей Восточной Африки (включая Уганду, Танганьику, Кению, Руанду-Урунди и части Бельгийского Конго) началось народное христианское движение, известное как «Восточно-африканское возрождение» или «Окулокока». Оно охватило представителей различных христианских конфессий и этнических групп и привело к формированию христианской идентичности у ряда местных народов. Это движение встретило активную поддержку среди миссионеров ЦМО, которые видели в нём реализацию миссионерских теорий Г. Венна.
Середина 20 в. и конец эпохи миссионерства
В 1942 г. генеральным секретарём ЦМО (как с этого момента назывался руководитель) стал ирландский священник М. Уоррен. Он был миссионером «нового поколения». Если Г. Венн, наиболее известный на тот момент глава Общества, ни разу не покидал Британские о-ва, то Уоррен вырос в Индии в семье миссионеров ЦМО, а затем трудился проповедником в Нигерии.
Начало «эпохи Уоррена» было одним из самых трудных периодов в истории ЦМО. Из-за Второй мировой войны 1939–1945 гг. финансирование Общества сильно сократилось, а коммуникации с удалёнными странами были нарушены. В Индии на фоне усиливающейся борьбы за независимость шли процессы создания объединённых церквей, куда наравне с англиканами должны были войти и протестантские общины. В Китае из-за войны и японской оккупации миссионерская деятельность находилась в глубоком упадке, а после победы коммунистов (1950) и вовсе прекратилась. На тот момент в Китае находилось около 50 проповедников ЦМО, но к 1951 г. их осталось 7, в середине 1951 г. – всего один, врач-радиолог С. Стертон. В Малайзии, Сингапуре и на Новой Гвинее японские оккупанты подвергли гонениям всех христианских миссионеров, многие из которых приняли мученическую смерть.
Послевоенное восстановление шло медленно. В 1951 г. ЦМО направило 10 миссионеров в Малайзию; вскоре к ним присоединилось ещё несколько человек из австралийской и новозеландской дочерних организаций Общества. Присутствие ЦМО в этом регионе сохранилось и после обретения Малайзией независимости (1963), во многом благодаря поддержке англикан из Сингапура.
Деколонизация и массовое создание поместных англиканских церквей в странах Азии и Африки в 1950–1960-х гг. должны были привести, по теории Дж. Венна, к сворачиванию миссионерской активности в её прежнем виде. В этот период проходил процесс локализации работы Общества – были созданы региональные секретариаты в Западной Африке, Восточной Африке и Индии. В Британской Кении англиканская церковь пользовалась привилегированным положением, что было характерно далеко не для всех колоний Соединённого Королевства. Это отражалось и на политической позиции англиканского духовенства. Так, во время Восстания Мау-Мау 1952–1960 гг. англиканская иерархия Кении выступила с резким осуждением восставших, несмотря на то что жестокости, в том числе против мирных жителей, совершали обе стороны конфликта. Это вызвало внутриангликанский конфликт – многие миссионеры ЦМО были возмущены такой однобокой позицией иерархии. В Уганде, которая была протекторатом, а не колонией Великобритании, англиканство также имело ряд привилегий. Здешний король (кабака) и глава правительства были англиканами, в союзе с англиканским архиереем образовывали своего рода «правящий триумвират», который часто действовал вопреки интересам населения, – и миссионеры не могли замалчивать эти факты.
ЦМО продолжала работать и в области экуменического сотрудничества. В ходе образования Всемирного совета церквей (1948) М. Уоррен пытался сделать Международный миссионерский совет третьей структурой – сооснователем этой организации, наряду с движениями «Жизнь и деятельность» и «Вера и церковное устройство»; это ему не удалось.
В середине 1950-х гг. ЦМО было вынуждено свернуть деятельность в Египте и Судане, а также сильно сократить её на всём Ближнем Востоке.
2-я половина 20 – 21 вв.
В обстановке нарастающего кризиса в 1963 г. М. Уоррен оставил пост генерального секретаря ЦМО; его сменил либеральный англоевангелик священник Дж. Тейлор. Он имел большой опыт работы в Обществе – служил в Уганде (1945–1954), затем работал в Международном миссионерском совете, а с 1959 г. был секретарём ЦМО по Африке. Преемником Тейлора, который в 1975 г. стал епископом Уинчестерским Церкви Англии, выступил священник С. Баррингтон-Уорд. Он никогда не был миссионером, однако долгое время преподавал в Ибаданском университете в Нигерии и мог наблюдать развитие одной из англиканских церквей, некогда возникшей благодаря проповеди миссионеров ЦМО.
Начиная с 19 в. в ЦМО практически отсутствовала организация. Общество действовало в значительной степени как фонд: оно аккумулировало в Великобритании средства и из них оплачивало содержание миссионеров, которые чаще всего действовали автономно, – в условиях крайне затруднённых коммуникаций той эпохи иначе было невозможно. Членами Общества считались все, кто подписывался на регулярные пожертвования; при этом те члены ЦМО, которые были англиканскими священниками, автоматически входили в Генеральный совет Общества. При С. Баррингтон-Уорде в Обществе прошли серьёзные структурные реформы и оно приобрело черты организации со своими управляющими органами, системой представительства и членством. Проекты ЦМО в области миссии, благотворительности, образования и здравоохранения получили лучшую координацию. Генеральный совет стал ежегодной конференцией общества, на которой в середине 1980-х гг. собиралось около 400 человек. В 1970-х и 1980-х гг. сотрудники ЦМО вели гуманитарную работу в Судане и Нигерии, где шли гражданские войны; многие из них погибли.
В 1989 г. генеральным секретарем Общества впервые стал человек, происходивший не из Великобритании, – пакистанский епископ М. Назир-Али, на тот момент самый молодой архиерей Англиканского содружества. В 1995 г. его сменила Д. Уиттс – первая женщина на этом посту. Следующим главой Общества в 2000 г. стал священник Т. Дейкин, консервативный англоевангелик. При нём ЦМО стало активно интегрироваться в работу крупных протестантских миссионерских структур (в первую очередь Faith2Share). В 2008 г. ЦМО получила в Церкви Англии официальный статус в качестве религиозного сообщества, близкого к тому, что имеют монашеские и полумонашеские объединения; его члены (на тот момент около 2,8 тыс. человек) стали приносить «семь обетов», среди которых было обещание руководствоваться в жизни интересами христианской миссии.
В октябре 2012 г. главой Общества стал священник Ф. Маунстефен, также консервативный англоевангелик, которого в 2019 г. сменил профессиональный управленец А. Бейтмен.
По состоянию на 2023 г. ЦМО насчитывает около 3 тыс. членов. Общество составляет ядро миссионерской сети, включающей африканскую, азиатскую, новозеландскую, австралийскую и ирландскую «ветви», ныне полностью самостоятельные, а также Южно-Американское миссионерское общество, штаб-квартира которого находится в США.