Церковь Пакистана
Це́рковь Пакиста́на (ЦП; англ. Church of Pakistan), одна из поместных церквей в составе Англиканского содружества. Входит во Всемирный альянс реформатских церквей и во Всемирный методистский совет. Представляет собой объединённую церковь, возникшую в результате унии англиканской, шотландской пресвитерианской, методистской и лютеранской общин страны.
История
До 1947 г. территория современного Пакистана входила в Британскую Индию. Небольшие анклавы христиан Церкви Востока существовали здесь со времён античности. В 17 в. при дворе падишаха Империи Великих Моголов Акбара Великого находились представители Армянской апостольской церкви, а также действовала небольшая миссия иезуитов. Первыми англиканским миссионером в будущем Пакистане был Г. Мартин, работавший над переводом Библии на персидский и урду. Основу англиканской миссии в Северной Индии обеспечивала работа Церковно-миссионерского общества (ЦМО), которое начало свою деятельность в Пенджабе в 1852 г. На протяжении 19 в. к ЦМО присоединились другие англиканские миссионерские организации – Общество распространения Евангелия и Общество по распространению знаний о христианстве. В 1813 г. Церковь Англии открыла в Индии свою первую епархию – Калькуттскую; с 1835 г. епископ Калькутты (ныне Колката) стал митрополитом всей Британской Индии, однако эта церковная провинция оставалась в составе Церкви Англии до 1930 г., когда она получила автокефалию и стала именоваться Церковью Индии, Бирмы и Цейлона.
В 1877 г. на территории будущего Пакистана была создана епархия с центром в исторической столице Пенджаба – Лахоре. Первым епископом Лахорским стал опытный миссионер из Церковно-миссионерского общества Т. В. Френч.
Одновременно с англиканами миссионерскую деятельность в Пенджабе вели английские и американские конгрегационалисты, пресвитериане (в первую очередь Церковь Шотландии, но также и американские церкви), методисты (в основном из Уэльса), лютеране (в основном из Дании, но позже и из Германии и других стран), Церковь братьев и Армия спасения. Особое значение имела миссия баптистов, основателем которой был известный британский миссионер, индолог и филолог У. Кэри. Британские протестанты действовали как самостоятельно, так и через влиятельное Лондонское миссионерское общество, в котором, при главенстве конгрегационалистов, участвовали представители разных протестантских деноминаций.
После раздела Британской Индии, в ходе которого образовался Пакистан, эта Церковь сохранила единство, изменив название на «Церковь Индии, Пакистана, Бирмы и Цейлона».
В 1929 г. Церковь Индии, Бирмы и Цейлона начала консультации с представителями нескольких традиционных протестантских церквей страны относительно возможного объединения. В 1951 г. была создана рабочая группа по объединению, состоявшая из представителей англиканских епархий северной части бывшей Британской Индии, принадлежавшей к реформатской (пресвитерианской и конгрегационалистской) традиции Объединённой церкви Северной Индии, нескольких методистских и баптистских объединений. В 1957 г. к рабочей группе присоединились индийские ветви Церкви братьев и Церкви учеников Христа. На территории Пакистана в процессе объединения участвовали также местные лютеране. Официальное объединение произошло в 1970 г., когда в Индийской республике была создана Церковь Северной Индии, а в Пакистане – Церковь Пакистана. Служители протестантских церквей в процессе объединения приняли рукоположение от англиканских епископов. В объединённой церкви была введена трёхстепенная иерархия по образцу англиканских церквей.
Сразу после объединения к двум англиканским епархиям Пакистана (Лахорской и основанной накануне объединения епархии Карачи) были добавлены еще две – в Мултане и Сиалкоте. Верующие Мултанской епархии до объединения были в основном методистами, Сиалкотской – пресвитерианами. В 1980 г. были открыты еще четыре кафедры – Хайдарабадская, Раивиндская, Файсалабадская и Пешаварская.
Современное состояние
Высшим соборным органом Церкви Пакистана является Генеральный синод. Его модератор избирается на три года из числа епархиальных епископов; примаса или архиепископа в этой церкви нет. ЦП состоит из семи епархий и одного епископского округа, созданного для окормления пакистанских трудовых мигрантов в странах Персидского залива. У приходов ЦП, особенно у тех, которые в прошлом принадлежали к другим протестантским церквам, сохраняется широкая автономия.
Для Церкви Пакистана характерно большое разнообразие литургических форм, поскольку общины различных протестантских традиций сохранили, насколько это было возможно, особенности своей церковной дисциплины и богослужения. В отличие от большинства церквей Англиканского содружества, «Книга общественного богослужения» не является в ЦП нормативной ни в литургическом, ни в богословском смысле. При этом местный вариант этой книги широко используется. Женщины в ЦП могут становиться диаконами (с 2000), но не священниками.
Европейское образование и медицина были важнейшими инструментами протестантской миссии в Британской Индии. В 1864 г. американский пресвитерианин Ч. Форман основал в Лахоре Миссионерский колледж (ныне Христианский колледж имени Формана, или Форман-колледж). Среди выпускников этого учебного заведения насчитывается несколько пакистанских президентов (Ф. Легари и П. Мушарраф), премьер-министров (Ю. Р. Гилани и И. К. Гуджрал), министров правительства, губернаторов и генералов. В 1889 г. миссионер пресвитерианской Церкви Шотландии Т. Хантер в Сиалкоте положил начало Шотландскому миссионерскому колледжу [ныне Государственный колледж имени Мюррея (Мюррей-колледж), в честь Дж. Мюррея, на средства которого он был основан]. В столице Пешавара г. Хайбер-Пахтунхва ЦМО в 1900 г. основало первое и долгое время единственное учебное заведение этого региона – Церковно-миссионерский колледж, позже названный Эдвардс-колледжем в честь индийско-британского государственного деятеля Г. Эдвардса. Радикальным нововведением для данного региона было создание миссионерами училищ для девочек и женщин.
В 1970-е гг. правительство Пакистана национализировало почти все школы и больницы, принадлежавшие христианским церквам, однако в дальнейшем некоторые из них были возвращены под церковное управление (как, например, Христианский колледж имени Формана, денационализированный в 2003). Относительно небольшого количества христиан в Пакистане число церковных учебных и медицинских заведений в стране велико.
По данным на 2019 г., ЦП насчитывает около 500 тыс. верующих, среди которых около 600 священнослужителей. Члены ЦП составляют 19 % от числа пакистанских христиан и 0,25 % от всего населения этой, в основном мусульманской, страны. После Римско-католической церкви ЦП – вторая по численности христианская община Пакистана. Власти Пакистана относят ЦП к пяти признанным в стране христианским конфессиям, среди которых также католики, пресвитериане, адвентисты седьмого дня и Армия спасения. Однако, как и другие христиане в Пакистане, члены ЦП подвергаются сильному давлению со стороны правящего исламского режима.