Автокефалия
Автокефа́лия (греч. αὐτοκέφαλον, буквально – самоглавие), статус поместной церкви в строе Вселенской (по учению и практике православной церкви). Автокефальной считается самостоятельная церковь, не зависящая ни от какой другой поместной церкви, хотя все автокефальные церкви, будучи частями Вселенской церкви, взаимозависимы. Они едины в вероучении, которое изначально хранится всей Церковью (37-е Апостольское правило; 2-е правило Трулльского собора).
Автокефальная церковь имеет самостоятельный источник власти: её глава поставляется Поместным или Архиерейским собором этой церкви. Она независима в области административной и судебной деятельности. Автокефальная церковь сама приготовляет для себя святое миро, канонизирует своих святых, составляет чинопоследования и песнопения.
Автокефалия может быть дарована отдельной церкви Вселенским собором. Так, вопросы об учреждении поместных церквей решал I Вселенский собор (5-е правило), II Вселенский собор 2-м правилом утвердил границы отдельных церквей, III Вселенский собор подтвердил автокефалию Кипрской церкви (8-е правило), Халкидонский собор признал автокефалию Константинопольской церкви (28-е правило). Кроме Вселенского собора законным учреждение автокефалии церкви делает воля кириархальной церкви (матери-церкви). Помимо этого установленного в церкви порядка, автокефалия может учреждаться на законном основании, если власть кириархальной церкви уклонится в ересь или раскол, – в этом случае в силу вступает 15-е правило Двукратного собора (861). Оказавшаяся в таких обстоятельствах после Ферраро-Флорентийского собора Русская православная церковь (РПЦ) в 1448 г. утвердила свою автокефалию, не испрашивая на то согласия кириархальной Константинопольской церкви, подписавшей унию с Римско-католической церковью.
Все автокефальные церкви равноправны, хотя в диптихах они занимают разные места, но при этом речь идёт только о преимуществе (ранге) чести. Диптих, принятый в РПЦ, включает 15 церквей, 1-е место принадлежит Константинопольской церкви, РПЦ занимает в нём 5-е место.
В раннюю византийскую эпоху «автокефальными» назывались архиепископии, независимые от местного митрополита и непосредственно подчинённые патриарху.