Провинция епископальной церкви Судана
Прови́нция епископа́льной це́ркви Суда́на (ПЕЦС; англ. Province of the Episcopal Church of Sudan), одна из поместных церквей в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан Судана.
История
Христианство проникло на территорию современного Судана в 1–2 вв. С середины 4 в. стали складываться несколько христианских царств (Нубия, Мукурра, Нобатия и Алва) и возникла самобытная христианская культура, имевшая тесные связи с Византией (в первую очередь с Египтом и Палестиной) и Эфиопией. С 640-х гг. в страну с севера стали проникать арабы, неся свою культуру, язык и мусульманскую религию. К началу 16 в. христианская государственность в Судане полностью исчезла, однако следы местного исторического христианства сохранялись здесь до начала 19 в.
В 19 в. территория Судана была захвачена Египтом, находившимся в номинальной зависимости от Османской империи. Северная часть страны (современная Республика Судан) к тому моменту была полностью арабизирована и исламизирована. Южная часть Судана (современный Южный Судан), населённая преимущественно народами нилотcкой группы, придерживавшимися местных традиционных верований, оставалась вне зоны фактического контроля египетских властей, которые тем не менее считали эту территорию владением Египта. Момент египетского завоевания знаменует начало общей истории географического пространства, на котором впоследствии возникнут современные государства Республика Судан и Южный Судан. В 19 в. Египет попал в зависимость от европейских держав, прежде всего Великобритании. В Судане в этот период египетское правительство назначало британских офицеров и чиновников на многие административные и военные должности. В 1881–1899 гг. в Судане произошло восстание махдистов, подавленное при решающем участии британских войск. После этого (1899) между Великобританией и Египтом (который сам с 1882 находился под британским военным контролем) было заключено соглашение о совладении (кондоминиуме; Англо-Египетский Судан – АЕС), действовавшее до 1955 г.
Сообразуясь с этническими и культурными различиями, британцы разделили АЕС на 2 области, контакты между которыми были ограничены. В северной, арабизированной части АЕС они проводили политику постепенной модернизации, стараясь при этом не вмешиваться в дела местного самоуправления. На юге страны британцы ограничились тем, что прекратили межплеменные войны и работорговлю, а также открыли страну для христианских миссионеров.
Первая суданская миссия Церковно-миссионерского общества (ЦМО) была открыта в 1899 г. валлийским миссионером Л Гуинном в Хартуме. Однако британские власти, не желая ради сохранения лояльности местных жителей нарушать религиозную монополию ислама, выступили против миссионерской активности в этой части страны; миссионерам было позволено проявить себя лишь в сфере женского образования. В 1905 г. миссия была перенесена на юг АЕС. Здесь британский губернатор Р. Уингейт ввёл неофициальное разделение сфер влияния между различными христианскими конфессиями, предоставив наибольшую территорию Церкви Англии. Основное население этой территории составляли народы динка и нуэр. Среди пастухов-кочевников динка около 30 лет (1907–1936) трудился миссионер ЦМО А. Шоу. Он перевёл на язык динка части Библии и «Книги общественного богослужения», а также составил на этом языке несколько учебников для начального образования. Приёмный сын Шоу, Д. Денг-Атонг, впоследствии стал первым англиканским священником (1943) и епископом (1955) из числа коренных жителей Судана. В 1920 г. Церковь Англии создала епархию Египта и Судана с кафедрой в Каире; первым епископом стал Гуинн. В 1945 г. епархия Египта и Судана была разделена на 2 – Египетскую и Суданскую; первым епископом Суданским стал М. Гелсторп.
В 1947 г. в Джубе состоялась англо-суданская конференция, посвящённая деколонизации АЕС. На ней было решено, что Север и Юг страны в будущем должны составить одно государство. В 1954 г. в АЕС начал действовать собственный парламент, который 1 января 1956 г. провозгласил окончание англо-египетского кондоминиума и независимость страны. Ведущая роль в этом процессе принадлежала арабо-мусульманскому большинству севера страны. Недовольные таким положением, офицеры из числа жителей южной части Судана подняли мятеж, который вылился в Первую гражданскую войну в Судане (1955–1972); через 10 лет после её окончания разгорелась намного более кровопролитная 2-я гражданская война в Судане (1983–2005). Обе войны имели под собой как политико-экономические причины, так и черты этнического, культурного и религиозного противостояния. Однако, учитывая тот факт, что в 1983 г. правительство Судана объявило страну исламской республикой и ввело в законодательство нормы мусульманского права, 2-я гражданская война в большей мере выглядела как конфликт между исламским центральным правительством и христианским Югом.
Англикане Судана оказалась среди жертв конфликта. В 1964 г. центральное правительство приказало всем иностранным миссионерам покинуть страну. Для христианского населения южных провинций, которые и без того были значительно менее развиты по сравнению с северными , это означало удар по образованию, медицине и социальной сфере. В 1965 г. епископ Судана Э. Нгаламу (Ngalamu) подвергся нападению правительственных сил и спешно покинул страну, едва избежав ареста. Он смог вернуться лишь после окончания 1-й гражданской войны. В 1971 г. власти Судана конфисковали здание кафедрального собора в Хартуме и перестроили его для собственных нужд; местные англикане были вынуждены возвести для себя новый собор (1979) на окраине города.
В 1957 г. Суданская епархия была передана под юрисдикцию англиканского архиепископа в Иерусалиме. В 1976 г. при создании Епископальной церкви в Иерусалиме и на Ближнем Востоке Суданская епархия получила автокефалию и стала именоваться Епископальной церковью Судана (ЕЦС); Нгаламу стал её первым архиепископом. В 1986 г. в ЕЦС возник раскол. В отсутствие Нгаламу, находившегося в Кении на лечении, Генеральный синод ЕЦС объявил его уволенным на покой и избрал новым архиепископом Б. Югусука. Церковь разделилась на сторонников «старого» и «нового» примасов. Суданские власти не оказывали прямой поддержки ни одной из двух фракций, но воспользовались ситуацией, чтобы ослабить одну из крупнейших христианских церквей страны. Кафедральные соборы в столице страны – Хартуме и в историческом центре Юга – Джубе были закрыты, а церковные счета арестованы. Примирение было сложным, однако ему содействовали хорошие личные отношения между Нгаламу и Югусуком. В начале 1992 г. представители обеих сторон согласовали условия прекращения раскола: признание архиепископского достоинства за обоими лидерами, их одновременная отставка, отмена всех церковных прещений, наложенных в процессе раскола обеими сторонами и признание всех совершённых ими рукоположений, объединение обоих генеральных синодов и взаимное покаяние архиереев обеих сторон. Нгаламу умер в сентябре 1992 г., но уже в ноябре состоялись 3 публичных акта примирения – в Джубе, в Хартуме и в столице Кении, Найроби; на церемониях присутствовали римско-католический архиепископ Судана, представитель архиепископа Кентерберийского и представители суданского правительства.
Вторая гражданская война окончилась отделением от Судана нескольких южных провинций (2011), которые образовали новое государство – Южный Судан. На его территории христиане составляли большинство населения, причём около 1/4 всех жителей были англиканами, тогда как в Судане вся христианская община насчитывала лишь около 5,5 % от числа жителей страны. В ноябре 2013 г. ЕЦС изменила своё название на «Провинция епископальной церкви Судана и Южного Судана» и учредила 2 внутренние провинции (англ. Internal Province) во главе с собственными архиепископами – по одной в Судане и в Южном Судане, с подчинением примасу всей ЕЦС. Первым архиепископом провинции Судана в 2014 г. был избран епископ Хартума Э. Кондо. Однако даже такое единство в политических обстоятельствах того времени оказалось невозможным. В 2016 г. провинция Судана обратилась в Англиканский консультативный совет с просьбой о предоставлении автокефального статуса. 30 июля 2017 г. в кафедральном соборе Всех Святых в Хартуме в присутствии архиепископа Кентерберийского Дж. Уэлби состоялось провозглашение автокефалии ПЕЦС; Кондо продолжил служение уже в качестве примаса. В Англиканском содружестве ПЕЦС считается новой поместной церковью, тогда как Провинция епископальной церкви в Южном Судане рассматривается как продолжение ЕЦС.
Современное состояние
Во главе ПЕЦС стоит архиепископ, который по должности также является епископом Хартума. Церковь состоит из пяти епархий: Хартума, Кадугли и Нубийских гор, Эль-Обейда, Порт-Судана, Вад-Медани.
Богослужение совершается по Книге общественного богослужения на английском и арабском языках.
ПЕЦС – консервативная церковь. Она участвует в движении Англиканской реформы, поддерживает отношения с «Глобальным Югом» и ГАФКОН. В октябре 2014 г. предстоятель ПЕЦС Э. Кондо (на тот момент архиепископ внутренней провинции Судана) лично присутствовал на интронизации примаса Англиканской церкви в Северной Америке.
По данным на 2014 г., ПЕЦС насчитывает около 1 млн последователей, что составляет 2,2 % населения Судана. Это 2-я по числу верующих христианская община страны после Римско-католической церкви.