Орган государственного управления
О́рган госуда́рственного управле́ния, наделённый публично-властными полномочиями орган публичной администрации. Осуществляет исполнительную, распорядительную, охранительную, контрольно-надзорную деятельность, направленную на исполнение предписаний закона в целях выполнения задач государственной политики, в том числе путём принятия нормативных правовых актов, имеющих общеобязательный характер.
Генезис понятия государственного управления
Основу понятия «государственное управление» составляет категория «управление», которое является эквивалентом латинского понятия «administratio». Синонимами понятия «управление» являются понятия «администрирование» и «менеджмент». Современная наука о государственном управлении под управлением понимает целенаправленное воздействие управляющего на управляемую систему с целью перевода её из одного состояния в другое (Правовое обеспечение... 2017).
Возникновение научной мысли об управлении относят к 18 в. и связывают с появлением науки административного управления – камералистики (Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть. 2017). Позднее в рамках камералистики сформировалось самостоятельное направление – полицейская наука, которой были сформированы базовые представления о государственном управлении того времени.
В странах континентальной Западной Европы к середине 18 в. формируется новая отрасль научных знаний – государственное право, в рамках данной отрасли на основании различных юридических методов исследования были разработаны научные основы государственного управления. Дальнейшее развитие государственного права привело к обособлению во 2-й половине 19 в. административного права, которым устанавливались правовые основы деятельности органов государственного управления (Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть. 2017).
В настоящее время понятие «государственное управление» используется для обозначения властного воздействия государства на общественные отношения в различных сферах жизни социума, направленного на достижение социально значимых целей. Аналогом понятия «государственное управление» в зарубежных странах романо-германской и англосаксонской правовых семей является категория «публичная администрация» (англ. Public administration, франц. Administration publique).
Система органов государственного управления в России
Современное государственное управление в Российской Федерации осуществляется посредством особых институтов государственной власти – его органов – автономных частей государственного аппарата, осуществляющих государственные функции. Эти органы действуют от имени государства, им учреждаются и несут перед ним ответственность, при этом обладают каждый собственной компетенцией.
Совокупность органов государственной власти, наделённых публично-управленческими, административно-распорядительными, административно-охранительными и иными полномочиями, представляет собой систему органов государственного управления:
Правительство РФ, которое состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Федеральные органы исполнительной власти: федеральные министерства (например, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ), федеральные службы (например, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и федеральные агентства (например, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом).
Органы исполнительной власти субъектов РФ. Российским законодательством в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Иные уполномоченные действовать от имени государства органы, организации и учреждения, выступающие на стороне органов государственного управления при осуществлении возложенных на них функций и публично-властных полномочий, хоть и осуществляют некоторые функции государственного управления, но в систему соответствующих органов не входят. Например, государственное учреждение Пенсионный фонд РФ, государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», наделённые определёнными публично-властными полномочиями управленческого характера, не входят в систему органов государственного управления России.
Правовая основа деятельности органов государственного управления в России
Правовую основу деятельности органов государственного управления в России составляют: Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», а также иные федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Функции органов государственного управления
Органы государственного управления осуществляют политические (политическое руководство и подзаконное регулирование) и административные функции (обеспечение правопорядка и безопасности, предоставление публичных услуг, содействие, поддержка, использование мер административного принуждения и т. д.).
Политические функции органов государственного управления установлены конституционно-правовыми нормами и содержатся в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ. Возможностью осуществления политических функций обладают только те органы государственного управления, чьи полномочия напрямую установлены федеральной либо региональной конституцией.
Правительство РФ как высший орган государственного управления наделено Конституцией РФ (ст. 114) и Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (гл. 3) следующими политическими функциями:
обеспечение проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;
осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Административные функции органов государственного управления делятся на три вида административной деятельности:
Ограничительная деятельность, которая направлена на поддержание публичного правопорядка и защиту публичного интереса путём возложения на гражданина или организацию дополнительных обременений или ограничений их прав и свобод. Данный вид административной деятельности осуществляется посредством выдачи гражданам различного рода разрешений, лицензий и дозволений на реализацию своих частных интересов (например, выдача образовательной организации лицензии на осуществление образовательной деятельности).
Публичное обслуживание – деятельность, направленная на обеспечение прав и законных интересов граждан путём предоставления по их запросам государственных и муниципальных услуг (см. Федеральный закон от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Содействующее публичное администрирование – деятельность, направленная на содействие гражданам и организациям в реализации различных проектов, направленных на удовлетворение публичных интересов. Данный вид деятельности органов государственного управления, как правило, заключается в предоставлении грантов, субсидий, движимого и недвижимого государственного имущества по запросам заинтересованных частных лиц.
Органы государственного управления наделены публично-властными полномочиями по осуществлению исполнительной, распорядительной, охранительной, контрольно-надзорной деятельности. Исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления заключается в правоприменении и правотворчестве во исполнение положений закона. Охранительная деятельность органов государственного управления состоит в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов граждан от незаконного посягательства третьих лиц. Контрольно-надзорная деятельность органов государственного управления заключается в осуществлении действий и принятии решений по предупреждению, выявлению и устранению фактов нарушения частными и публичными лицами обязательных требований закона.