Административный договор
Администрати́вный догово́р, заключённое на основе норм административного права соглашение, одним из обязательных участников которого является субъект государственного управления в лице его органа и должностного лица либо органа местного самоуправления, который реализует управленческие функции и наделён соответствующими властными полномочиями.
В административном договоре, являющемся особым видом публичного договора, одновременно присутствуют черты власти-подчинения и юридического равноправия – властность одной стороны по отношению к другой и обязательное наличие согласия обеих сторон на заключение соответствующего договора и осуществление действий, им предусмотренных. Условие наличия добровольного согласия его участников отличает административный договор от актов государственного управления (приказов, распоряжений). Таким образом, отличием административного договора от договоров гражданско-правового характера является специфичность решаемых посредством его заключения задач и состав субъектов, его заключающих.
Наличие императивных начал в административном договоре не означает бесправия одной стороны и возможности чинить беззаконие – для другой. Вместе с тем в административном договоре у государственно-властного участника, как правило, выделяются договорные прерогативы, которыми могут быть: правомочие в одностороннем порядке внести в уже заключённый административный договор изменения без обращения в суд; возможность в одностороннем порядке прекратить договор; правомочие оперативного контроля за исполнением договора (Кононов. 2021. С. 223), наложение санкций за нарушение или неисполнение закреплённых в договоре обязательств (Россинский. 2015. С. 326) и др.
Административный договор обладает следующими признаками: добровольность заключения договора; юридическое равенство участников договора; взаимовыгодный, эквивалентный, возмездный характер договорных отношений; взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых сторонами обязательств, порядок заключения и расторжения регламентируется нормами административного права; заключение и исполнение контролируется вышестоящими органами государственного управления (Административное право. 2011. С. 155).
Споры, связанные с реализацией административных договоров, разрешаются не только в судебном, но и в административном порядке. За неисполнение или ненадлежащее исполнение административного договора возможно применение мер различных видов ответственности: дисциплинарной, административной, гражданско-правовой.
К административным договорам следует отнести учредительные договоры, договоры о делегировании полномочий; функционально-управленческие соглашения и некоторые др. Это могут быть договоры между различными государственными органами, договоры между государственными органами и иными государственными структурами, договоры между государственными органами и негосударственными структурами (органами местного самоуправления, частными организациями), договоры между органами местного самоуправления и частными организациями, договоры между государственными органами либо органами местного самоуправления и гражданами, международные договоры и т. д. Также в качестве примера административно-договорных отношений приводится договор в системе образования, который заключается между органом управления и подведомственным образовательным учреждением, включающий взаимные обязательства по социальным, финансовым, организационным отношениям, а также условия ликвидации, изменения статуса образовательного учреждения (Красильников. 2003. С. 317–319).
Правовой основой для реализации административного договора является Конституция РФ, ч. 3 ст. 11 которой устанавливается, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Всё более и более широкому применению административного договора в управленческой деятельности способствуют: разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; установление широкого круга совместной компетенции РФ и субъектов РФ; выделение в качестве самостоятельного контура управленческой деятельности органов местного самоуправления; предоставление права органам государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления делегировать друг другу часть своих полномочий и др.
В юридической литературе РФ предложены к обсуждению научного сообщества проекты законов (Инициативный проект закона. 2020; Давыдов. 2016. С. 57–91), однако до настоящего времени не принят закон об административных договорах, устанавливающий формы, предмет договора, случаи недействительности, сроки, участников и их правовой статус, ответственность за нарушение условий договора и т. д.
Административными договорами в зарубежных странах признаются договоры, которые заключаются лицами публичного права и предмет которых (предоставление услуг, поставка товара и т. д.) связан с деятельностью публичной службы. Особый правовой режим административных договоров, например во Франции и Германии, проявляется в заключении административного договора, который прямо предусмотрен в административно-правовых нормах или допустим судебной практикой (Административное право зарубежных стран. 2003. С. 263).